ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ В ФОРМЕ ВПР ПО ЛИТЕРАТУРЕ за 5, 6, 7, 8 классы (с ключами)
ВПР Литература 5 класс 1 вариант
1.Как называется прозаическое произведение небольшого объёма, в котором обычно повествуется об одном событии в жизни героя?
2.Назовите термин, которым обозначается изображение внешности героя в литературном произведении. Прочитайте текст и выполните задания 3–5.
Текст
Няне
(1)Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня. (2)Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. (3)Глядишь в забытые вороты На чёрный отдалённый путь: Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь. То чудится тебе… А.С. Пушкин
3.Выпишите из второй строфы стихотворения слово, которое означает «небольшая комната в верхней части дома».
4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПРИМЕРЫ | СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ |
А) Подруга дней моих… Б) Горюешь, будто на часах… В) Глядишь в забытые вороты… | 1) метафора 2) эпитет 3) сравнение 4) аллегория |
А- Б- В-..
5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания – не менее 20 слов.
Какой предстаёт героиня этого стихотворения?
6. Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 50 слов.
Вспомните, кто из героев литературных произведений, которые Вы обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно, проявляет любознательность. Кто из этих героев произвёл на Вас наибольшее впечатление? Чем именно? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.
ВПР Литература 5 класс 2 вариант
1.Как называется краткий нравоучительный стихотворный рассказ, в котором есть иносказание и чаще всего действующими лицами выступают животные?
2.Назовите термин, которым обозначается ряд событий, изображённых в литературном произведении. Прочитайте текст и выполните задания 3–5.
Текст
Но ещё больше изумился он , когда Вакула развязал платок и положил перед ним новёхонькую шапку и пояс, какого не видано было на всём селе, а сам повалился ему в ноги и проговорил умоляющим голосом:
– Помилуй, батько! не гневись! вот тебе и нагайка: бей, сколько душа пожелает, отдаюсь сам; во всём каюсь; бей, да не гневись только! Ты ж когда-то братался с покойным батьком, вместе хлеб-соль ели и магарыч пили.
Чуб не без тайного удовольствия видел, как кузнец, который никому на селе в ус не дул, сгибал в руке пятаки и подковы, как гречневые блины, тот самый кузнец лежал у ног его. Чтоб ещё больше не уронить себя, Чуб взял нагайку и ударил его три раза по спине.
– Ну, будет с тебя, вставай! старых людей всегда слушай! Забудем всё, что было меж нами! Ну, теперь говори, чего тебе хочется?
– Отдай, батько, за меня Оксану! Чуб немного подумал, поглядел на шапку и пояс: шапка была чудная, пояс также не уступал ей; вспомнил о вероломной Солохе и сказал решительно:
– Добре! присылай сватов!
– Ай! – вскрикнула Оксана, переступив через порог и увидев кузнеца, и вперила с изумлением и радостью в него очи. – Погляди, какие я тебе принёс черевики! – сказал Вакула, – те самые, которые носит царица.
– Нет! нет! мне не нужно черевиков! – говорила она, махая руками и не сводя с него очей, – я и без черевиков...
– Далее она не договорила и покраснела. Кузнец подошёл ближе, взял её за руку; красавица и очи потупила. Ещё никогда не была она так чудно хороша. Восхищённый кузнец тихо поцеловал её, и лицо её пуще загорелось, и она стала ещё лучше. Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»
3.Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «действующий путём обмана, коварный».
4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПРИМЕРЫ | СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ |
А) Чуб не без тайного удовольствия видел… Б) …лицо её пуще загорелось… В) …сгибал в руке пятаки и подковы, как гречневые блины… | 1) метафора 2) эпитет 3) аллегория 4) сравнение |
А- Б- В-..
5. Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 20 слов.
Объясните, почему Чуб всё же согласился выдать Оксану замуж за Вакулу
6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 50 слов.
Вспомните литературных героев, с которыми Вы познакомились на уроках литературы в этом году. Кто из героев Вам запомнился больше других и почему? Какие чувства возникли у Вас по отношению к этому литературному герою или произведению в целом? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.
ВПР Литература . 6 класс 1 вариант
1.Как называется большое повествовательное произведение с разветвлённым сюжетом и значительным количеством персонажей?
2.Как называется значимая, выразительная подробность, которая является средством создания художественного образа?
Прочитайте текст и выполните задания 3–5.
Текст
Зимняя дорога (1)Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печально свет она. (2)По дороге зимней, скучнойТройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. (3)Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска… (4)Ни огня, ни чёрной хаты, Глушь и снег… Навстречу мне Только вёрсты полосаты Попадаются одне… (5)Скучно, грустно… Завтра, Нина, Завтра к милой возвратясь, Я забудусь у камина, Загляжусь не наглядясь. (6)Звучно стрелка часовая Мерный круг свой совершит, И, докучных удаляя, Полночь нас не разлучит. (7)Грустно, Нина: путь мой скучен, Дремля смолкнул мой ямщик, Колокольчик однозвучен, Отуманен лунный лик. А.С. Пушкин
3. Выпишите из шестой строфы стихотворения слово, которое означает «совершающийся в определённом темпе ритмичный».
4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПРИМЕРЫ | СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ |
А) …То разгулье удалое, То сердечная тоска… Б) Сквозь волнистые туманы Пробирается луна… В) …На печальные поляны Льёт печально свет она. | 1) гипербола 2) эпитет 3) антитеза 4) метафора |
А- Б- В-..
5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания – не менее 30 слов.
Объясните, как меняется настроение лирического героя стихотворения.
6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 60 слов.
Вспомните литературные произведения, которые Вы обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно. Кто из героев (героинь) этих произведений проявляет доброту, милосердие? С кого из этих героев (героинь) Вы хотели бы брать пример? Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.
ВПР Литература 6 класс 2 вариант
1.Как называется двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге?
2.Как называется наивысший момент, пик в развитии действия литературного произведения?
Прочитайте текст и выполните задания 3–5.
Текст
Марья Кириловна не отвечала ничего. В этих словах видела она предисловие к ожидаемому признанию. – Я не то, что вы предполагаете, – продолжал он, потупя голову, – я не француз Дефорж, я Дубровский. Марья Кириловна вскрикнула. – Не бойтесь, ради бога, вы не должны бояться моего имени. Да, я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах. Но вам не надобно меня бояться – ни за себя, ни за него. Всё кончено. Я ему простил. Послушайте, вы спасли его. Первый мой кровавый подвиг должен был свершиться над ним. Я ходил около его дома, назначая, где вспыхнуть пожару, откуда войтив его спальню, как пресечь ему все пути к бегству – в ту минуту вы прошли мимо меня, как небесное видение, и сердце моё смирилось. Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства. Целые дни я бродил около садов Покровского в надежде увидеть издали ваше белое платье. В ваших неосторожных прогулках я следовал за вами, прокрадываясь от куста к кусту, счастливый мыслию, что вас охраняю, что для вас нет опасности там, где я присутствую тайно. Наконец случай представился. Я поселился в вашем доме. Эти три недели были для меня днями счастия. Их воспоминание будет отрадою печальной моей жизни... Сегодня я получил известие, после которого мне невозможно долее здесь оставаться. Я расстаюсь с вами сегодня... сей же час... Но прежде я должен был вам открыться, чтоб вы не проклинали меня, не презирали. Думайте иногда о Дубровском. Знайте, что он рождён был для иного назначения, что душа его умела вас любить, что никогда... А.С. Пушкин. «Дубровский»
3. Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «вводная часть, предшествующая основному сообщению, высказыванию».
4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПРИМЕРЫ | СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ |
А) …вы прошли мимо меня, как небесное видение… Б) В ваших неосторожных прогулках… В) …сердце моё смирилось… | 1) антитеза 2) эпитет 3) сравнение 4) метафора |
А- Б- В-..
5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 30 слов.
Объясните, почему Дубровский отказался от мести Троекурову.
6. Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 60 слов.
Герой какого литературного произведения, рассмотренного в этом году на уроках или прочитанного самостоятельно, обладает, на Ваш взгляд, сильным характером? Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения
ВПР Литература 7 класс 1 вариант
1.Как называется описание внутренней обстановки помещения в литературном произведении?
2.Каким термином обозначается трёхсложный стихотворный размер с ударением на последнем слоге? _ Прочитайте текст и выполните задания 3–5.
Текст
Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы. Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек. Вся зала следила за каждым движением пары. Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них. Особенно умилили меня его сапоги, обтянутые штрипками, – хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков. Очевидно, сапоги были построены батальонным сапожником. «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные», – думал я, и эти четвероугольные носки сапог особенно умиляли меня.
Видно было, что он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен, и ноги уже не были достаточно упруги для всех тех красивых и быстрых па, которые он старался выделывать. Но он всё-таки ловко прошёл два кругаКогда же он, быстро расставив ноги, опять соединил их и, хотя и несколько тяжело, упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку, которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали. С некоторым усилием приподнявшись, он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвел её ко мне, думая, что я танцую с ней. Я сказал, что не я её кавалер. – Ну, всё равно, пройдитесь теперь вы с ней, – сказал он, ласково улыбаясь и вдевая шпагу в портупею. Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое её выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Л.Н. Толстой. «После бала»
3. Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «сделанный из тонкой и мягкой кожи».
4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПРИМЕРЫ | СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ |
А) …то тихо и плавно, то шумно и бурно… Б) Я обнимал в то время весь мир своей любовью. В) Грациозная фигура Вареньки… | 1) олицетворение 2) эпитет 3) антитеза 4) метафора |
А- Б- В-..
5. Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 40 слов. Объясните, почему, глядя на танцующую пару, герой испытывает «восторженное умиление».
Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 70 слов. Какое литературное произведение о Великой Отечественной войне, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, запомнилось Вам больше всего и почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.
ВПР Литература 7 класс 2 вариант
1.Как называется изречение, расположенное перед текстом литературного произведения и поясняющее авторский замысел или идею?
2.Каким термином обозначается трёхсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге?
Прочитайте текст и выполните задания 3–5.
Текст И.И. Пущину
(1)Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединённый, Печальным снегом занесённый, Твой колокольчик огласил. (2)Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней! А.С. Пушкин
3.Выпишите из текста слово, которое означает «пребывание в тюрьме, ссылке»
4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПРИМЕРЫ | СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ |
А) Да голос мой душе твоей Да озарит он заточенье Б) Мой первый друг, мой друг бесценный! В) Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней! | 1) эпитет 2) метафора 3) сравнение 4) анафора |
А- Б- В-..
5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания – не менее 40 слов. Объясните, как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения.
6. Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 70 слов. Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное Вами самостоятельно, побуждает читателя к размышлениям о доброте и благородстве? Чему учит это произведение? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.
ВПР Литература 8 класс 1 вариант
1. Как называется поэтический жанр: стихотворение, написанное в форме обращения к кому либо?
2.Как называется род литературы, к которому относятся произведения, предназначенные для постановки на сцене?
Прочитайте текст и выполните задания 3–5.
Текст
Акакий Акакиевич начал было отговариваться, но все стали говорить, что неучтиво, что просто стыд и срам, и он уж никак не мог отказаться. Впрочем, ему потом сделалось приятно, когда вспомнил, что он будет иметь чрез то случай пройтись даже и ввечеру в новой шинели. Этот весь день был для Акакия Акакиевича точно самый большой торжественный праздник. Он возвратился домой в самом счастливом расположении духа, скинул шинель и повесил её бережно на стене, налюбовавшись ещё раз сукном и подкладкой, и потом нарочно вытащил, для сравненья, прежний капот свой, совершенно расползшийся. Он взглянул на него, и сам даже засмеялся: такая была далёкая разница! И долго ещё потом за обедом он всё усмехался, как только приходило ему на ум положение, в котором находился капот. Пообедал он весело и после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постеле, пока не потемнело. Потом, не затягивая дела, оделся, надел на плеча шинель и вышел на улицу. Где именно жил пригласивший чиновник, к сожалению, не можем сказать: память начинает нам сильно изменять, и всё, что ни есть в Петербурге, все улицы и домы слились и смешались так в голове, что весьма трудно достать оттуда что-нибудь в порядочном виде. Как бы то ни было, но верно, по крайней мере, то, что чиновник жил в лучшей части города, – стало быть, очень не близко от Акакия Акакиевича. Сначала надо было Акакию Акакиевичу пройти кое-какие пустынные улицы с тощим освещением, но по мере приближения к квартире чиновника улицы становились живее, населённей и сильнее освещены. Пешеходы стали мелькать чаще, начали попадаться и дамы, красиво одетые, на мужчинах попадались бобровые воротники, реже встречались ваньки с деревянными решетчатыми своими санками, утыканными позолоченными гвоздочками, – напротив, всё попадались лихачи в малиновых бархатных шапках, с лакированными санками, с медвежьими одеялами, и пролетали улицу, визжа колёсами по снегу, кареты с убранными козлами. Акакий Акакиевич глядел на всё это, как на новость. Он уже несколько лет не выходил по вечерам на улицу.
Н.В. Гоголь. «Шинель»
3.Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «побездельничать».
4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПРИМЕРЫ | СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ |
А) …лихачи пролетали улицу, визжа колёсами по снегу… Б) Этот весь день был для Акакия Акакиевича точно самый большой торжественный праздник. В) …пустынные улицы с тощим освещением… | 1) сравнение 2) эпитет 3) аллегория 4) метафора |
А- Б- В-..
5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 50 слов.
Объясните, почему Акакий Акакиевич пребывает «в самом счастливом расположении духа»
6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 80 слов. 6 Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, показалось Вам интересным для современного читателя? Чем именно? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.
ВПР Литература 8 класс 2 вариант
1.Как называется особая поэтическая форма, лирический жанр, состоящий из четырнадцати строк?
2.Как называется вид комического, представляющий собой скрытую насмешку над изображаемым героем или явлением?
Прочитайте текст и выполните задания 3–5.
Текст
Старик! я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас – Зачем? Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок, Я вырос в сумрачных стенах Душой дитя, судьбой монах. Я никому не мог сказать Священных слов «отец» и «мать». Конечно, ты хотел, старик, Чтоб я в обители отвык От этих сладостных имён, – Напрасно: звук их был рождён Со мной. И видел у других Отчизну, дом, друзей, родных, А у себя не находил Не только милых душ – могил! Тогда, пустых не тратя слёз, В душе я клятву произнёс: Хотя на миг когда-нибудь Мою пылающую грудь Прижать с тоской к груди другой, Хоть незнакомой, но родной. Увы! теперь мечтанья те Погибли в полной красоте, И я как жил, в земле чужой Умру рабом и сиротой. М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»
3. Выпишите из текста слово, которое означает «отечество, родина».
4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПРИМЕРЫ | СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ |
А) Я вырос в сумрачных стенах Душой дитя, судьбой монах. Я никому не мог сказать Священных слов «отец» и «мать». Б) Конечно, ты хотел, старик, Чтоб я в обители отвык От этих сладостных имён… В) Увы! теперь мечтанья те Погибли в полной красоте… | 1) сравнение 2) эпитет 3) аллегория 4) метафора |
А- Б- В-..
5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания – не менее 50 слов. Объясните, как в этом фрагменте поэмы раскрывается тема одиночества.
Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 80 слов. 6 Герой какого литературного произведения, рассмотренного в этом году на уроках или прочитанного самостоятельно, близок Вам по духу? Чем именно? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения
КЛЮЧИ
ВПР Литература 5 класс 1 вариант
1.РАССКАЗ
2.ПОРТРЕТ
3.СВЕТЛИЦА.
4. А-1 Б-3 В-.2
5. Какой предстаёт героиня этого стихотворения?
Для Пушкина няня Арина Родионовна стала близким другом и советчицей, всегда поддерживала его в трудные моменты жизни. Арина Родионовна очень любила своего подопечного, поэтому Пушкин испытывал к няне самые нежные чувства. Долгими зимними вечерами в Михайловском няня была постоянной собеседницей и слушательницей поэта
ВПР Литература 5 класс 2 вариант
1.БАСНЯ
2. СЮЖЕТ
3.ВЕРОЛОМНАЯ
4. А-2 Б-1 В-4
5. Чуб согласился выдать Оксану замуж за Вакулу в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», потому что понял, что кузнец готов на всё, чтобы сделать Оксану счастливой. Вакула доказал свою преданность и смелость, а также Оксана выразила своё согласие и желание выйти за него замуж.
ВПР Литература . 6 класс 1 вариант
1. РОМАН
2.ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ
3. МЕРНЫЙ
4. А- 3 Б-4 В-3.
5. В стихотворении изображена зимняя дорога, занесённая снегом. Стихотворение названо так потому, что именно долгая зимняя дорога наводит человека нагрустные мысли, заставляет его размышлять о жизни. В центре любого лирического произведения всегда стоит человек, даже если поэт рассказывает о природе. Это не просто путь из одного города в другой, а аллегория тяжёлого периода в жизни человека. Лирический герой едет по зимней дороге. Пейзажные зарисовки дают читателю понять, что настроение у главного героя грустное. Он замечает, как луна бросает печальный свет на печальные поляны. Дорога кажется герою скучной, и даже колокольчик на борзой тройке не звенит, а гремит, утомляя слух.
Зимняя дорога скучна, природа вокруг однообразна и печальна. Казалось бы, ничто не радует лирического героя. Но жизнь человека, как и верстовые столбы, состоит из чёрных и белых полос — периодов неудач и радостей. Несмотря на печальное настроение стихотворения, в нём есть надежда: когда-то закончится и трудная дорога, и унылая зима.
ВПР Литература 6 класс 2 вариант
1.ЯМБ
2. КУЛЬМИНАЦИЯ
3. ПРЕДИСЛОВИЕ4. А- 3 Б- 2 В-4
5. ВАРИАНИ1 Почему Дубровский отказался от своей мести Троекурову
Нацеленный на месть нечестному помещику, Владимир однажды проходил мимо дома врага и в окне увидел его дочь – Марью Кирилловну. Это была девушка 17-ти лет, выросшая в уединении и не имевшая подруг. Как только Дубровский увидел девушку, он сразу же в нее влюбился. Он понимал, что если расправится с Кирилой Петровичем и отомстит ему, то Маша, его дочь, будет очень страдать от этого. Владимир не хотел причинять девушке страдания, и поэтому оказался от своей мести. Однако, вместе с верными крестьянами из Кистеневки, молодой человек создал банду разбойников, прятавшуюся в лесах. Разбойники были подобны Робин Гуду, нападали на бесчестных и несправедливых помещиков и богатых дворян в округе. Троекурова же они всегда обходили стороной. Вскоре Дубровский признался в любви Маше, но дальнейшая судьба их сложилась трагично, так как отец Кирила Петрович насильно выдал девушку за старого князя Верейского, и та, давши клятву верности в церкви, обещала навсегда остаться со своим мужем. Отвергнутый Марией, Владимир скрылся за границей от погони властей, и больше его никто не видел.
ВАРИАНТ 2
Дубровский представился французским учителем, Дефоржем, чтобы проникнуть в дом Троекурова и ждать удобного случая, чтобы отомстить. Но волей судьбы он влюбился в дочь своего врага, Марию Троекурову. Любовь ‒ вот что заставило Владимира отказаться от мести. Ведь если бы он сделал плохое Троекурову, Маше тоже было бы больно.
Дубровский благородный человек. Он любил Машу искренне, поэтому не стал мстить её отцу. Если бы он все-таки отомстил Машиному отцу любым способом, любовь Владимира к Маше вряд ли бы можно было назвать настоящей. Владимир поступился своими принципами ради любимого человека. Это делает его образ действительно благородным, честным и натуральным.
Этот поступок достоин уважения. Не каждый способен пойти на уступки ради любимого человека и отказаться от своих замыслов, даже благородных, лишь бы другому человеку не приносить несчастья.
ВПР Литература 7 класс 1 вариант
1.ИНТЕРЬЕР
2.АНАПЕСТ
3. ОПОЙКОВЫЕ4. А-3 Б-4 В-2
5. Объясните, почему, глядя на танцующую пару, герой испытывает «восторженное умиление».
Впервые рассказчик встречает полковника Б. на балу у губернатора в честь окончания масленичной недели. Петр Владиславич - отец Вареньки, юной красавицы, в которую был безумно влюблен рассказчик. Именно в эпизоде бала дается портрет этого героя: «Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами».
Как видим, первоначально полковник производит прекрасное впечатление: добрый, приветливый, ласковый. Кроме того, было видно, как он безумно любит свою дочь, с какой нежностью и трепетом к ней относится. Мазурка, которую полковник танцевал с Варенькой, привела всех в восхищение. Все следили за движением этой прекрасной пары и любовались ею. А в конце, когда Петр Владиславич упал на колени перед дочерью, гости не удержались и зааплодировали. В знак окончания танца полковник бережно поцеловал дочку в лоб.
Если все смотрели на полковника Б. с любованием, то рассказчик испытывал к нему «восторженное умиление». Особенно трогательно выглядел старинный фасон сапог героя. Рассказчик увидел в этой детали подтверждение любви полковника к своей Вареньке: «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные».
ВПР Литература 7 класс 2 вариант
1.ЭПИГРАФ
2.ДАКТИЛЬ
Прочитайте текст и выполните задания 3–5.
Текст И.И. Пущину
(1)Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединённый, Печальным снегом занесённый, Твой колокольчик огласил. (2)Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней! А.С. Пушкин
3.ЗАТОЧЕНЬЕ
4. А- 4 Б-1 В-2
5. Объясните, как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения.
Условно стихотворение можно разделить на две части. В первой части лирический герой, который является прототипом самого Пушкина, выражает свою искреннюю дружескую привязанность к Пущину. Поэт всегда очень высоко ставил дружбу и дорожил теми крепкими узами, которые появились ещё во времена обучения в Царскосельском лицее.Второе пятистишие посвящено Ивану Пущину, сосланному в Сибирь. После провала плана по свержению императора Николая I он, отказавшись бежать за границу, дожидался ареста в своем доме в Петербурге. Пушкин надеется, что эти строчки смогут поднять дух товарища, которого постигла столь горькая участь.
ВПР Литература 8 класс 1 вариант
1.ПОСЛАНИЕ
2.ДРАМА
3. ПОСИБАРИТСТВОВАЛ
4. А-4 Б-1 В- 2
5. Объясните, почему Акакий Акакиевич пребывает «в самом счастливом расположении духа»
Новая шинель подняла мелкого чиновника Башмачкина из бездны отчаяния на вершину счастья.Гоголь показывает эту любовь в лирической сцене, которая следует за массовым восхищением. Башмачкин сравнивает старую шинель и новую подругу. Оценка заставляет его млеть от полноты счастья. И это счастье конкретно, визуально, чувственно."Этот весь день был для Акакия Акакиевича точно самый большой торжественный праздник. Он возвратился домой в самом счастливом расположении духа, скинул шинель и повесил ее бережно на стене, налюбовавшись еще раз сукном и подкладкой, и потом
нарочно вытащил, для сравненья, прежний капот свой, совершенно расползшийся. Он взглянул на него и сам даже засмеялся: такая была далекая разница! И долго еще потом за обедом он все усмехался. "Но счастье все растет. Теперь оно отражено яркой вечерней улицей с радостной толпой, богатыми лихими экипажами, освещенными витринами."Акакий Акакиевичглядел на все это, как на новость. Он уже несколько лет не выходил по вечерам на улицу. В Башмачкине просыпаются навсегда, казалось, замерзшие мужские чувства. В нем просыпается чувство самоуважения. Новая шинель – это не только защита Башмачкина от северного мороза, это знак его принадлежности к чиновно-бюрократической структуре – соответствие его званию титулярного советника. Пребывание в этой социальной среде убивает в чиновнике все высокие чувства и творческое начало. Акакий Акакиевич безнадежно бездарен, неумен, даже переписать, переделав немного бумагу, он не может. Он живет не с людьми, а в своей должности. Служит с любовью, и в переписывании ему видится какой-то свой, разнообразный и приятный мир, у него даже буквы были фавориты. Это мертвый мир. Поэтому жизнь Башмачкина заполняется одной страстью. Страсть к шинели становится подменой подлинной душевной тяги к любви, присущей каждому живому человеку. Слово «страсть» не Гоголя, но оно, кажется, довольно точно передает напряженность, неодолимость стремления его героя стать владельцем новой шинели. Недолгое обладание новой шинелью совершенно изменило положение Башмачкина в мире чиновников: «весь день точно самый большой торжественный праздник», Акакий Акакиевич в центре внимания, « в самом счастливом расположении духа».
Потеря шинели становится для Акакия Акакиевича равносильна потере смысла жизни, утрате самого себя. Он теперь беззащитен перед морозом и умирает от простуды, но в сущности, из-за того, что опять стал ничтожен. Это подчеркнул его визит к «значительному лицу».
ВПР Литература 8 класс 2 вариант
1.СОНЕТ
2.ИРОНИЯ
3.ОТЧИЗНА
4. А-1 Б-2 В-4
5.Объясните, как в этом фрагменте поэмы раскрывается тема одиночества.
Я думаю, что Мцыри одинок, потому что он далеко от своих родных, от Кавказа. Здесь в заточении он мечтает попасть домой, к своим сестрам, которые заботились о нем, когда он был маленький. Не смотря на то, что к Мцыри в монастыре относились хорошо, он все равно мечтал быть свободным, ведь это у него в крови. Он не чувствует, что здесь его дом.
Даже три дня на воле, которые дались ему так тяжело, были для Мцыри лучше, чем жизнь в монастыре, потому что он в это время был свободен.
Мцыри одинок, потому что не по своей воле оказался в этих местах, его как трофея привезли еще мальчишкой. А жить в заточении, это каторга, пусть и среди добрых монахов. Разочарование в людях и несоответствие их его идеалам также усиливают одиночество Мцыри. Этот герой отличался от окружающих его людей и не мог найти свое место в обществе. Тяжёлая судьба, несуществующие идеалы сделали его изгоем. Он жил в своём созданном мире, мире мыслей и мечтаний. В своём одиночестве Мцыри нашёл для себя убежище, убежище от жестоких реалий жизни. Его одиночество было не только проклятием для него, но и спасением.