ВПР. Биология. 6 класс (линейная программа). Образец
Проверочная работа по БИОЛОГИИ
- КЛАСС
(линейная программа)
Образец
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий.
Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другим справочным материалом. Разрешается использовать линейку.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!
В
образце представлено два примера задания 5. В реальных вариантах проверочной работы на этой позиции будет предложено только одно задание.
Таблица для внесения баллов участника
На представленном ниже рисунке ученик зафиксировал в виде схемы один из процессов жизнедеятельности растений. Рассмотрите схему и ответьте на вопросы.
1.1. Как называют данный процесс?
Ответ. _________________________________________________________________________
1.2. Знание в области какой ботанической науки позволит ученику изучить данный процесс?
Ответ. __________________________________________________________________________
1.3. Какой клеточный пигмент обеспечивает данный процесс?
Ответ. __________________________________________________________________________
В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.
Целое | | Часть |
Образовательная ткань | камбий | |
Покровная ткань | … | |
2.1. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
-
кожица
-
сосуды
-
ситовидные трубки
-
древесные волокна
Ответ.
2.2. Какую функцию выполняет камбий у растений?
Ответ. __________________________________________________________________________ Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.
Размножение растений
Жизнь на Земле существует благодаря размножению организмов. При _________(А) размножении потомство имеет наследственность сходную с родительской. Бесполое размножение происходит с помощью ________(Б) или вегетативных органов. Половое размножение сопровождается образованием __________(В) и оплодотворением. Потомство, полученное при половом размножении, обладает более разнообразной наследственной информацией в сравнении с наследственностью каждого из родителей.
Список слов:
-
спора
-
гамета
-
корень
-
бесполое
-
половое
-
вегетативное
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ.
Рассмотрите изображение цветка и выполните задания.
-
Покажите стрелками и подпишите на рисунке чашелистик, пыльник, завязь.
-
Какую функцию в цветке выполняет завязь?
Ответ. __________________________________________________________________________
-
Назовите клетку, которая образуется в завязи.
О
твет. __________________________________________________________________________ Рассмотрите изображение листа сирени и опишите его по следующему плану: форма листа, жилкование листа, тип листа по соотношению длины и ширины листовой пластинки (без черешка) и по расположению наиболее широкой части.
Используйте при выполнении задания линейку и карандаш.
А. Форма листа
1) перисто-лопастная | 2) перисто-раздельная |
3) перисто-рассечённая | 4) цельная |
Б. Жилкование листа
| | | |
1) параллельное | 2) дуговидное | 3) пальчатое | 4) перисто-сетчатое |
В. Тип листа по соотношению длины и ширины листовой пластинки (без черешка) и по расположению наиболее широкой части
Длина равна ширине или немного её превышает. | |
1) широкояйцевидный | 2) округлый | 3) обратно-широкояйцевидный |
Длина превышает ширину в 1,5–2 раза. | |
4) яйцевидный | 5) овальный | 6) обратно-яйцевидный |
Впишите в таблицу номера выбранных ответов под соответствующими буквами.
Ответ.
ИЛИ
Р
ассмотрите изображение побега чёрной смородины и опишите его по следующему плану: жизненная форма, тип соцветия, листорасположение.
А. Жизненная форма
Б. Тип соцветия
1) сложный щиток | 2) щиток | 3) сложный колос |
| | |
4) серёжка | 5) початок | 6) кисть |
| | |
В. Листорасположение
1) прикорневая розетка | 2) очерёдное | 3) супротивное | 4) мутовчатое |
| | | |
Впишите в таблицу номера выбранных ответов под соответствующими буквами.
Ответ.
Что из перечисленного относят к видоизменённым корням?
-
корневище
-
клубень
-
корнеплод
-
луковица
Ответ.
Р
ассмотрите рисунок растительной клетки (рис. 1). Какая структура клетки обозначена на рисунке буквой А?
Ответ. _________________________________
Каково значение этой структуры в жизнедеятельности клетки?
Ответ. _________________________________
_______________________________________ Рис. 1
Ольга рассмотрела кожицу листа одуванчика под микроскопом и сделала рисунок (рис. 2).
Что она изобразила на рисунке под цифрой 1?
Ответ. _________________________________
Рис. 2
Александр, будучи членом биологического кружка, поставил опыт с растением традесканция. Для этого он взял два срезанных побега растения и поместил их в стеклянные прозрачные банки с водой. При этом в одну из банок он налил немного растительного масла. Примерно через неделю в банке без масла на той части побега, которая находилась в воде, стали образовываться придаточные корни.
8.1. Влияние какого фактора на образование корней у растения иллюстрирует этот опыт?
Ответ. __________________________________________________________________________
С какой целью Александр налил масло в одну из банок при проведении этого опыта?
Ответ. __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
8.2. Какие дополнительные условия необходимы для правильного развития корней? (Укажите не менее двух условий).
Ответ. __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________ Используя приведённую ниже таблицу, ответьте на вопросы.
Состав семян растений
В семенах какого растения содержится больше всего минеральных солей?
Ответ. ______________________________
В семенах каких двух растений содержится более 10% воды?
Ответ. ______________________________
В семенах какого растения содержится большего всего белков, жиров и углеводов?
Ответ. ______________________________
Растения по-разному относятся к свету, теплу и влаге, и это учитывается цветоводами при разведении различных растений.
Опишите особенности растений агавы и фиалки, которые необходимо учитывать при их разведении в домашних условиях, используя для этого таблицу условных обозначений.
Условные обозначения:
сухая земля | увлажнённая земля | постоянно влажная земля | вода в поддоне |
выносливое | капризное |
-
Выносливость 3) Требуемый
режим полива
прямые лучи | рассеянный свет | полутень | тень |
не требует опрыскивания | регулярное опрыскивание |
-
Требуемая 4) Отношение влажность к свету воздуха
Характеристики:
1) 2) 3) 4) 1) 2) 3) 4)
| | |
Агава: -
____________________________________ ______________________________________ -
____________________________________ ______________________________________ -
____________________________________ ______________________________________ -
____________________________________ __________________________________________ | Фиалка: -
____________________________________ ______________________________________ -
____________________________________ ______________________________________ -
____________________________________ ______________________________________ -
____________________________________ ______________________________________ |
По каким позициям из приведённых в описании эти растения имеют одинаковые характеристики?
Ответ. __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Система оценивания проверочной работы
Правильный ответ на каждое из заданий 1.1, 1.2, 1.3, 2.1, 4.3, 6 оценивается 1 баллом.
Полный правильный ответ на задания 3 и 5 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
Номер задания | | Правильный ответ | |
1.1 | | фотосинтез | |
1.2 | | физиологии растений | |
1.3 | | хлорофилл | |
2.1 | | 1 | |
3 | | 412 | |
4.3 | | яйцеклетка | |
5 | 444 | | | 262 |
6 | | 3 | |
2.2. Какую функцию выполняет камбий у растений?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать указание функции, например: увеличение размеров растения ИЛИ увеличение стебля и корня в диаметре | |
Правильно указана функция | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 1 |
4.1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке чашелистик, пыльник, завязь.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
| |
Верно подписаны три части цветка | 2 |
Верно подписаны только две части цветка | 1 |
Верно подписана только одна любая часть цветка. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
4.2. Какую функцию в цветке выполняет завязь?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать указание функции, например: защита семязачатка от высыхания, ИЛИ защита от низких температур, ИЛИ защита от поедания насекомыми | |
Правильно указана функция | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 1 |
Р
ассмотрите рисунок растительной клетки (рис. 1). Какая структура клетки обозначена на рисунке буквой А?
Каково значение этой структуры в жизнедеятельности клетки?
Ольга рассмотрела кожицу листа одуванчика под микроскопом и сделала рисунок (рис. 2).
Что она изобразила на рисунке под цифрой 1?
Рис. 2
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Должны быть даны ответы на три вопроса: -
цитоплазма; -
перемещение веществ внутри клетки ИЛИ является средой для протекания реакций; -
устьице / замыкающие клетки. Ответы на вопросы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках | |
Даны правильные ответы на три вопроса | 2 |
Даны правильные ответы только на два вопроса | 1 |
Дан правильный ответ только на один любой вопрос. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Александр, будучи членом биологического кружка, поставил опыт с растением традесканция. Для этого он взял два срезанных побега растения и поместил их в стеклянные прозрачные банки с водой. При этом в одну из банок он налил немного растительного масла. Примерно через неделю в банке без масла на той части побега, которая находилась в воде, стали образовываться придаточные корни.
8.1. Влияние какого фактора на образование корней у растения иллюстрирует этот опыт? С какой целью Александр налил масло в одну из банок при проведении этого опыта?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Должны быть даны ответы на два вопроса: -
наличие кислорода в воде -
с целью исключить поступление воздуха/кислорода в воду. Ответы на вопросы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках | |
Правильно даны ответы на два вопроса | 2 |
Правильно дан ответ только на один любой вопрос | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
8.2. Какие дополнительные условия необходимы для правильного развития корней? (Укажите не менее двух условий).
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать дополнительные условия развития корней, например: 1) наличие питательных веществ, образующихся в листе на свету; 2) наличие минеральных солей. Условия могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках | |
Правильно указано не менее двух условий | 2 |
Правильно указано только одно условие | 1 |
Условия не указаны / все указаны неправильно | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Используя приведённую ниже таблицу, ответьте на вопросы.
Состав семян растений
астения | | Содержание веществ, в % |
Вода | Белки, жиры, углеводы | Минеральные соли |
Пшеница | 13,4 | 84,7 | 1,9 |
Подсолнечник | 6,7 | 89,8 | 3,5 |
Горох | 14,0 | 83,6 | 2,4 |
Лён | 8,0 | 87,4 | 4,6 |
В семенах какого растения содержится больше всего минеральных солей?
В семенах каких двух растений содержится более 10% воды?
В семенах какого растения содержится большего всего белков, жиров и углеводов?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
Правильный ответ должен содержать ответы на три вопроса: -
в семенах льна; -
в семенах пшеницы и гороха; 3) в семенах подсолнечника | |
Правильно даны ответы на три вопроса | 1 |
Правильно даны ответы только на один-два любых вопроса. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 1 |
Опишите особенности растений агавы и фиалки, которые необходимо учитывать при их разведении в домашних условиях, используя для этого таблицу условных обозначений.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1. условия выращивания растений: агава: -
выносливое; -
не требует опрыскивания; -
сухая земля; -
прямые солнечные лучи; фиалка: -
выносливое; -
не требует опрыскивания; -
наличие воды в поддоне; -
рассеянный свет; 2. указание позиций, по которым растения имеют одинаковые характеристики: -
агава и фиалка – выносливые растения ИЛИ выносливость ИЛИ пункт 1; -
для выращивания не требуют опрыскивания ИЛИ требуемая влажность воздуха ИЛИ пункт 2 Элементы ответа могут быть приведены в более развёрнутых формулировках | |
Правильно указаны по четыре условия для выращивания каждого из растений (всего восемь условий). Правильно указаны две одинаковые характеристики | 3 |
Правильно указаны два-три условия для выращивания одного из растений и двачетыре условия для выращивания другого растения (всего четыре-семь условий). Правильно указаны две одинаковые характеристики. ИЛИ Правильно указаны четыре условия для выращивания только одного из растений. Правильно указаны две одинаковые характеристики. | 2 |
Правильно указаны два-три условия для выращивания одного из растений и двачетыре условия для выращивания другого растения (всего четыре-семь условий). Правильно указана только одна одинаковая характеристика. ИЛИ Правильно указаны четыре условия для выращивания только одного из растений. Правильно указана только одна одинаковая характеристика. | 1 |
Все комбинации элементов, не соответствующие указаниям по выставлению 3, 2 и 1 балла. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Система оценивания выполнения всей работы
Максимальный первичный балл − 24.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0–9 | 10–14 | 15–19 | 20–24 |
© 2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки