СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВПР 7. Задание 4 (справочник)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ВПР 7. Задание 4 (справочник)»

Задания 4. Географические процессы

- Какой природный процесс отображён на схеме? Рассмотрите схему природного процесса и выполните задания.


ЛИТОСФЕРА

Ответ: 32154

593

32154

16. Задание 4.2 № 617

1.

Ответ: извержение вулкана / вулканизм


ЭТАПЫ:

1) Лава на земной поверхности охлаждается и затвердевает, образуя вулканическую породу.

2) В верхней мантии образуется очаг магмы.

3) При накоплении застывшей лавы формируется конусовидная гора с кратером на вершине, через который происходят последующие излияния лавы.

4) Магма поднимается по трещинам в земной коре и изливается на земную поверхность в виде лавы.

5) Раскалённая магма выделяет газы и пары воды, которые, создавая огромное давление, обеспечивают продвижение магмы к земной поверхности.


Пояснение. В верхней мантии образуется очаг магмы. Раскалённая магма выделяет газы и пары воды, которые, создавая огромное давление, обеспечивают продвижение магмы к земной поверхности. Магма поднимается по трещинам в земной коре и изливается на земную поверхность в виде лавы. Лава на земной поверхности охлаждается и затвердевает, образуя вулканическую породу. При накоплении застывшей лавы формируется конусовидная гора с кратером на вершине, через который происходят последующие излияния лавы.

Ответ: 25413


ЭТАПЫ:

1) Магма поднимается по трещинам в земной коре и изливается на земную поверхность в виде лавы.

2) Раскалённая магма выделяет газы и пары воды, которые, создавая огромное давление, обеспечивают продвижение магмы от очага к земной поверхности.

3) В верхней мантии образуется очаг магмы.

4) Лава на земной поверхности охлаждается и затвердевает, образуя вулканическую породу.

5) При накоплении застывшей лавы формируется конусовидная гора с кратером на вершине, через который происходят последующие излияния лавы.

Ответ: 32145


- Приведите не менее двух примеров географических объектов, на территории которых происходит указанный Вами природный процесс.


Ответ: полуостров Камчатка / остров Исландия / Японские острова / Большие Зондские острова / горы Анды


- Укажите названия не менее трёх действующих вулканов.


Ответ: Котопахи, Ключевская сопка, Фудзияма, Кракатау, Гекла, Везувий, Шивелуч.




2.

Ответ: землетрясение


ЭТАПЫ:

1) Колебания распространяются в виде сейсмических волн.

2) Толчки распространяются из глубины земной коры от места разрыва в направлении к земной поверхности.

3) В земной коре накапливается внутренняя энергия.

4) Возникают колебания земной поверхности, сопровождающиеся подземным гулом.

5) Под действием внутренней энергии в земной коре происходят разрывы и смещение горных пород, сопровождающиеся мощными толчками.

Пояснение. В земной коре накапливается внутренняя энергия. Под действием внутренней̆ энергии в земной̆ коре происходят разрывы и смещение горных пород, сопровождающиеся мощными толчками. Толчки распространяются из глубины земной̆ коры от места разрыва в направлении к земной поверхности. Возникают колебания земной поверхности, сопровождающиеся подземным гулом. Колебания распространяются в виде сейсмических волн. Ответ: 35241



- В каких регионах мира наиболее часты проявления отображённого на схеме процесса? Приведите один пример.


Ответ: Тихоокеанское огненное кольцо, Альпийско-Гималайский сейсмический пояс
























Ответ: 12543

953

12543

30. Задание 4.2 № 977

3.

Ответ: образование оползня / оползень


ЭТАПЫ:

1) Сползшие вниз по склону слои горных пород располагаются в виде ступеней.

2) На земную поверхность выпадают обильные атмосферные осадки.

3) Слои переувлажнённых горных пород становятся очень тяжёлыми.

4) Происходит переувлажнение горных пород.

5) Тяжёлые слои горных пород сползают вниз по склону под действием силы тяжести, разрушаясь и образуя большую массу обломочного материала.


Пояснение. На земную поверхность выпадают обильные атмосферные осадки. Происходит переувлажнение горных пород. Слои переувлажнённых горных пород становятся очень тяжёлыми. Тяжёлые слои горных пород сползают вниз по склону под действием силы тяжести, разрушаясь и образуя большую массу обломочного материала. Сползшие вниз по склону слои горных пород располагаются в виде ступеней̆.

Ответ: 24351


- Каковы последствия процесса, отображённого на схеме?


Ответ: разрушение зданий и сооружений, перекрытие дорог и рек, человеческие жертвы.




























Ответ: 25413

617

25413

17. Задание 4.2 № 641

4.

Ответ: столкновение океанической и континентальной/материковой литосферных плит


ЭТАПЫ:

1) При столкновении более тонкая океаническая литосферная плита «подныривает» под более мощную континентальную плиту.

2) Вдоль линии соприкосновения плит на окраине материка образуются высокие горные хребты, а в океане — глубоководный жёлоб.

3) На окраине материка происходит поднятие континентальной плиты и смятие горных пород в складки.

4) Литосферные плиты перемещаются по верхней части мантии навстречу друг другу.

5) Происходят землетрясения и извержения вулканов.


Пояснение. Литосферные плиты перемещаются по верхней части мантии навстречу друг другу. При столкновении более тонкая океаническая литосферная плита «подныривает» под более мощную континентальную плиту. На окраине материка происходит поднятие континентальной плиты и смятие горных пород в складки. Происходят землетрясения и извержения вулканов. Вдоль линии соприкосновения плит на окраине материка образуются высокие горные хребты, а в океане — глубоководный жёлоб.

Ответ: 41352


- Укажите географические названия форм рельефа суши и дна океана, образовавшихся на границе материка Южная Америка и Тихого океана в результате процесса, отображённого на схеме.


Ответ: горы Анды и Перуанско-Чилийский глубоководный жёлоб

























5.

Ответ: столкновение материковых/континентальных литосферных плит / горообразование


ЭТАПЫ:

1) Происходит столкновение одинаковых по мощности плит.

2) В результате столкновения плиты надвигаются друг на друга, образуя пояса сжатия.

3) Вдоль поясов сжатия происходит медленный подъём земной коры и смятие горных пород в складки.

4) Литосферные плиты перемещаются по верхней части мантии навстречу друг другу.

5) Образуются пояса складчатых гор.


Пояснение. Литосферные плиты перемещаются по верхней части мантии навстречу друг другу. Происходит столкновение одинаковых по мощности плит. В результате столкновения плиты надвигаются друг на друга, образуя пояса сжатия. Вдоль поясов сжатия происходит медленный подъём земной коры и смятие горных пород в складки. Образуются пояса складчатых гор.

Ответ: 41235


- Какие крупные формы рельефа, образовались в результате процесса, отображённого на схеме. Приведите один пример.


Ответ: Гималаи / Альпы / Кавказ / Памир ИЛИ Альпийско-Гималайский горный пояс


- Какими явлениями сопровождается процесс, отображённый на схеме?


Ответ: землетрясения и извержения вулканов / вулканизм


Ответ: 41352

929

41352

29. Задание 4.2 № 953

6.

Ответ: расхождение литосферных плит / образование срединно-океанических хребтов


ЭТАПЫ:

1) Вследствие движения вещества мантии происходит растяжение и разлом земной коры.

2) По линии разлома земной коры образуется крупная линейная впадина — рифт.

3) Из застывшей лавы на дне океана образуются срединно-океанические хребты.

4) Происходит излияние базальтовой лавы на дне океана.

5) В зоне образовавшегося на дне океана рифта к поверхности дна поднимается расплавленная магма.


Пояснение. Вследствие движения вещества мантии происходит растяжение и разлом земной коры. По линии разлома земной коры образуется крупная линейная впадина — рифт. В зоне образовавшегося на дне океана рифта к поверхности дна поднимается расплавленная магма. Происходит излияние базальтовой лавы на дне океана. Из застывшей лавы на дне океана образуются срединно-океанические хребты.

Ответ: 12543


- Какими явлениями сопровождается процесс, отображённый на схеме?


Ответ: землетрясения и извержения вулканов / вулканизм

АТМОСФЕРА


7.


Ответ: образование муссона / муссон / летний и зимний муссоны


ЭТАПЫ:

1) Влажный воздух с океана перемещается в сторону суши.

2) Суша прогревается сильнее, и тёплый воздух поднимается вверх.

3) Над поверхностью океана скапливается тяжёлый холодный воздух.

4) Над океаном формируется область повышенного давления.

5) Над сушей формируется область пониженного давления.


Пояснение. Летом суша нагревается быстрее и над ней формируется область пониженного атмосферного давления. Над океаном воздух холоднее и там область высокого давления. Воздух с океана движется в сторону суши (из области повышенного давления в область с пониженным давлением).

Ответ: 25341

 

- Каковы последствия процесса, изображённого на схеме, в летний период?


Ответ: обильные дожди и наводнения летом




























8.

Ответ: образование муссона / муссон / летний и зимний муссоны


ЭТАПЫ:

1) Сухой холодный воздух с суши перемещается в сторону океана.

2) Зимой суша охлаждается быстрее, чем океан, и воздух над сушей становится холоднее.

3) Океан остывает дольше, чем суша, и над его поверхностью воздух остаётся более тёплым и лёгким.

4) Тёплый лёгкий воздух поднимается вверх, и над океаном формируется область пониженного давления.

5) Холодный тяжёлый воздух скапливается у поверхности суши, и над сушей формируется область повышенного давления.

Пояснение. Зимой суша охлаждается быстрее, чем океан, и воздух над сушей̆ становится холоднее. Холодный̆ тяжёлый̆ воздух скапливается у поверхности суши, и над сушей формируется область повышенного давления. Океан остывает дольше, чем суша, и над его поверхностью воздух остаётся более тёплым и лёгким. Тёплый лёгкий воздух поднимается вверх, и над океаном формируется область пониженного давления. Сухой холодный воздух с суши перемещается в сторону океана.  

Ответ: 25341


ЭТАПЫ:

1) Более тёплый и лёгкий воздух поднимается вверх, и над сушей формируется область пониженного атмосферного давления.

2) Летом суша прогревается сильнее, чем океан, и воздух над сушей становится теплее, чем над океаном.

3) Вода в океане прогревается медленнее, чем поверхность суши, и над океаном скапливается холодный воздух.

4) Влажный воздух с океана перемещается в сторону суши.

5) Холодный и тяжёлый воздух над океаном формирует область повышенного атмосферного давления.


Пояснение. Летом суша прогревается сильнее, чем океан, и воздух над сушей становится теплее, чем над океаном. Более тёплый и лёгкий воздух поднимается вверх, и над сушей формируется область пониженного атмосферного давления. Вода в океане прогревается медленнее, чем поверхность суши, и над океаном скапливается холодный воздух. Холодный и тяжёлый воздух над океаном формирует область повышенного атмосферного давления. Влажный воздух с океана перемещается в сторону суши.

 Ответ: 21354


- Для каких регионов мира характерен процесс, отображённый на схеме? Приведите один пример.


Ответ: восточное побережье Евразии, Дальний Восток, побережье полуострова Индостан


- Каковы последствия процесса, изображённого на схеме, в летний период?


Ответ: обильные дожди и наводнения летом









9.


Ответ: образование бриза / бриз / дневной и ночной бризы


ЭТАПЫ:

1) Воздух из области повышенного давления перемещается в сторону области пониженного давления, то есть в сторону суши, и на берегу ощущается лёгкий прохладный ветерок от водоёма.

2) Днём поверхность берега водоёма нагревается быстрее, чем вода в водоёме, и воздух над сушей становится теплее, чем над водой.

3) Более тёплый и лёгкий воздух поднимается вверх, поэтому над берегом формируется область пониженного атмосферного давления.

4) Более прохладный и тяжёлый воздух скапливается над водой, образуя область повышенного атмосферного давления.

5) Вода в водоёме нагревается медленнее, чем поверхность берега, и воздух над водоёмом остаётся более прохладным, чем над его берегом.


Пояснение. Днём поверхность берега водоёма нагревается быстрее, чем вода в водоёме, и воздух над сушей становится теплее, чем над водой. Более тёплый и лёгкий воздух поднимается вверх, поэтому над берегом формируется область пониженного атмосферного давления. Вода в водоёме нагревается медленнее, чем поверхность берега, и воздух над водоёмом остаётся более прохладным, чем над его берегом. Более прохладный и тяжёлый воздух скапливается над водой, образуя область повышенного атмосферного давления. Воздух из области повышенного давления перемещается в сторону области пониженного давления, то есть в сторону суши, и на берегу ощущается лёгкий прохладный ветерок от водоёма. 

Ответ: 23541


ЭТАПЫ:

1) Более холодный и тяжёлый воздух над берегом опускается ближе к земле, образуя область повышенного атмосферного давления.

2) Ночью поверхность берега водоёма остывает быстрее, чем вода в водоёме, и воздух над берегом становится холоднее, чем над водой.

3) Вода в водоёме, накопив тепло за день, остывает медленнее, чем суша, и над водой воздух ещё долго остаётся тёплым.

4) Воздух из области повышенного давления перемещается в сторону области пониженного давления, и ветер дует с берега в сторону водоёма.

5) Более тёплый и лёгкий воздух над водоёмом поднимается вверх, поэтому над водой формируется область пониженного атмосферного давления.

Пояснение. Ночью поверхность берега водоёма остывает быстрее, чем вода в водоёме, и воздух над берегом становится холоднее, чем над водой. Более холодный и тяжёлый воздух над берегом опускается ближе к земле, образуя область повышенного атмосферного давления. Вода в водоёме, накопив тепло за день, остывает медленнее, чем суша, и над водой воздух ещё долго остаётся тёплым. Более тёплый и лёгкий воздух над водоёмом поднимается вверх, поэтому над водой формируется область пониженного атмосферного давления. Воздух из области повышенного давления перемещается в сторону области пониженного давления, и ветер дует с берега в сторону водоёма.

 Ответ: 21354


- Какова причина процесса, отображённого на схеме?


Ответ: разница между нагреванием берега и водоёма, приводящая к различию атмосферного давления над берегом и водоёмом в течение суток.

10.

Ответ: образование пассатов / пассаты


ЭТАПЫ:

1) Охлаждённый при подъёме экваториальный воздух опускается над тропиками, образуя в тропических широтах области высокого атмосферного давления.

2) Тёплый лёгкий воздух над экватором поднимается вверх и растекается в сторону тропиков, образуя в экваториальных широтах область низкого атмосферного давления.

3) В экваториальных широтах земная поверхность нагревается Солнцем наиболее сильно, нагревая воздух над экватором.

4) В Северном полушарии постоянные ветры между тропиками и экватором дуют с северо-востока, в Южном — с юго-востока.

5) Воздушные массы из области высокого давления от тропиков перемещается в сторону экватора, отклоняясь в западном направлении.


Пояснение. В экваториальных широтах земная поверхность нагревается Солнцем наиболее сильно, нагревая воздух над экватором. Тёплый лёгкий воздух над экватором поднимается вверх и растекается в сторону тропиков, образуя в экваториальных широтах область низкого атмосферного давления. Охлаждённый при подъёме экваториальный воздух опускается над тропиками, образуя в тропических широтах области высокого атмосферного давления. Воздушные массы из области высокого давления от тропиков перемещается в сторону экватора, отклоняясь в западном направлении. В Северном полушарии постоянные ветры между тропиками и экватором дуют с северо-востока, в Южном — с юго-востока. Ответ: 32154


- Какова причина отклонения воздушных масс в западном направлении при перемещении их от тропиков к экватору?


Ответ: сила Кориолиса, связанная с вращением Земли вокруг своей оси.


















ГИДРОСФЕРА

11.

Ответ: большой круговорот воды в природе

ЭТАПЫ:

1) Водяной пар, поднимаясь вверх, охлаждается и конденсируется, образуя облака.

2) Осадки, выпавшие на сушу, обеспечивают поверхностный и подземный сток воды в океан.

3) Сконденсированный в облаках водяной пар выпадает на поверхность суши в виде осадков.

4) Солнце нагревает воду в океанах и морях, и она испаряется, преобразуясь в водяной пар.

5) Часть облаков переносится ветром в сторону суши.


Пояснение. Солнце нагревает воду в океанах и морях, и она испаряется, преобразуясь в водяной пар. Водяной пар, поднимаясь вверх, охлаждается и конденсируется, образуя облака. Часть облаков переносится ветром в сторону суши. Сконденсированный в облаках водяной пар выпадает на поверхность суши в виде осадков. Осадки, выпавшие на сушу, обеспечивают поверхностный и подземный сток воды в океан. Ответ: 41532


- Каково значение отображённого на схеме процесса в природе?


Ответ: Данный процесс связывает между собой все оболочки Земли И/ИЛИ От круговорота воды зависит существование жизни на Земле.


Ответ: 41352

641

41352

18. Задание 4.2 № 665

12.


Ответ: образование цунами / цунами


ЭТАПЫ:

1) На дне океана происходит землетрясение или извержение вулкана.

2) При приближении к побережью скорость и длина волны уменьшаются, но её высота сильно увеличивается.

3) Над эпицентром землетрясения или подводным вулканом образуется мощная волна.

4) Волна охватывает всю толщу воды и движется под водой с огромной скоростью.

5) Волна огромной высоты с силой обрушивается на берег.

Пояснение. На дне океана происходит землетрясение или извержение вулкана. Над эпицентром землетрясения или подводным вулканом образуется мощная волна. Волна охватывает всю толщу воды и движется под водой с огромной скоростью. При приближении к побережью скорость и длина волны уменьшаются, но её высота сильно увеличивается. Волна огромной высоты с силой обрушивается на берег.  Ответ: 13425


- Каковы последствия процесса, отображённого на схеме?


Ответ: разрушение зданий и сооружений, человеческие жертвы, ущерб природе побережья

Ответ: 23541

689

23541

20. Задание 4.2 № 737

13.

Ответ: образование горного ледника / горное оледенение


ЭТАПЫ:

1) Под давлением слоёв снега, расположенных выше, фирн превращается в глетчерный лёд.

2) При выпадении обильных осадков в виде снега в горах выше снеговой линии снег не успевает растаять.

3) Снег накапливается в понижениях рельефа гор.

4) Под действием силы тяжести лёд «сползает» вниз по склону, образуя язык ледника.

5) Накопившийся снег уплотняется и превращается в фирн — зернистый непрозрачный лёд.


Пояснение. При выпадении обильных осадков в виде снега в горах выше снеговой линии снег не успевает растаять. Снег накапливается в понижениях рельефа гор. Накопившийся снег уплотняется и превращается в фирн — зернистый непрозрачный лёд. Под давлением слоёв снега, расположенных выше, фирн превращается в глетчерный лёд. Под действием силы тяжести лёд «сползает» вниз по склону, образуя язык ледника. Ответ: 23514


- Какие формы рельефа образуются в результате отображённого на схеме процесса?


Ответ: моренные холмы, гряды; троговые долины; озёрные котловины

Ответ: 32145

761

32145

22. Задание 4.2 № 785

14.

Ответ: образование подземных вод



ЭТАПЫ:

1) На земную поверхность выпадают атмосферные осадки.

2) Образуется водоносный слой, то есть подземные воды.

3) Вода проходит в глубину через водопроницаемые породы до водоупорного слоя.

4) Вода накапливается над водоупорным слоем, насыщая горные породы, залегающие над ним.

5) Вода просачивается в грунт, увлажняя поверхностный слой.

Пояснение. На земную поверхность выпадают атмосферные осадки. Вода просачивается в грунт, увлажняя поверхностный слой. Вода проходит в глубину через водопроницаемые породы до водоупорного слоя. Вода накапливается над водоупорным слоем, насыщая горные породы, залегающие над ним. Образуется водоносный слой, то есть подземные воды. Ответ: 15342


- Какое значение имеет отображённый на схеме процесс для человека?Ответ: 15342

785

15342

23. Задание 4.2 № 809



Ответ: Подземные воды используются для питья. для водоснабжения в домах, в промышленности, для орошения полей.







Ответ: 35241

857

35241

26. Задание 4.2 № 881




Ответ: 21354

905

21354

28. Задание 4.2 № 929





























Ответ: 21354

1001

21354

32. Задание 4.2 № 1025























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя