СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВПР по литературе, 8 класс, вариант 3

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ВПР по литературе, 8 класс, вариант 3»

ВАРИАНТ 3


1.Как называется жанр произведения, в котором описывается жизнь святого, совершившего подвиги во имя христианской православной веры?

2.Как называется беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления?

Прочитайте текст и выполните задания 3-5
Текст

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
ЯВЛЕНИЕ VI

Те же и Софья.
Софья вошла, держа письмо в руке и имея весёлый вид.

Г-жа Простакова (Софье). Что так весела, матушка? Чему обрадовалась?

Софья. Я получила сейчас радостное известие. Дядюшка, о котором столь долго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего, на сих днях в Москву приехал. Вот письмо, которое я от него теперь получила. . Прочтите его сами, сударыня. Вы увидите, что ничего невиннее быть не может.

Г-жа Простакова. Прочтите его сами! Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому. 

(К мужу.) Читай.

Простаков (долгосмотря). Myдрёно.

Г-жа Простакова. И тебя, мой батюшка, видно, воспитывали, как красную девицу. Братец, прочти, потрудись.

Скотинин. Я? Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки.

Софья. Позвольте мне прочесть.

Г-жа Простакова. О матушка! Знаю, что ты мастерица, да лих не очень тебе верю. Вот, я чаю, учитель Митрофанушкин скоро придёт. Ему велю...

Скотинин. А уж зачали молодца учить грамоте?

Г-жа Простакова. Ах, батюшка братец! Уж года четыре как учится. Нечего, грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать Митрофанушку. Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутеикин. Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант, Цыфиркин. Оба они приходят сюда из города. Вить от нас и город в трёх верстах, батюшка. По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по триста рубликов на год. Сажаем за стол с собою. Бельё его наши бабы моют. Куда надобно — лошадь. За столом стакан вина. На ночь сальная свеча, и парик направляет наш же Фомка даром. Правду сказать, и мы им довольны, батюшка братец. Он робёнка не неволит. Вить, мой батюшка, пока Митрофанушка ещё в недорослях, пота его и понежить; а там лет через десяток, как войдёт, избави боже, в службу, всего натерпится. Как кому счастье на роду написано, братец. Из нашей же фамилии Простаковых, смотри-тка, на боку лёжа, летят себе и чины. Чем же плоше их Митрофанушка?

(Д.И.Фонвизин. «Недоросль»)


3.Выпишите из приведённого фрагмента устаревшее слово, которое означает «низший разряд церковнослужителей».


4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

примеры

средства художественной выразительности

A)  Я могу письма получать,
     а читать их всегда велю другому.
Б) Я получила сегодня радостное известие.
B) Как кому счастье на роду написано, братец.

1)  олицетворение
2)  эпитет
3)  антитеза
4)  фразеологизм



5.Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания – не менее 50 слов.

Объясните, как г-жа Простакова относится к образованию.


6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 80 слов.

Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, отражает реальные исторические события? Чему именно научило вас это произведение? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения.



Критерии оценивания задания №5

К1. Понимание текста, проявление начальных умений интерпретации

К2. Опора на текст фрагмента

К3. Умение строить связное высказывание



Критерии оценивания задания №6

К1. Понимание текста, проявление начальных умений интерпретации

К2. Опора на текст фрагмента

К3. Начальные умения строить рассуждение

К4. Умение строить связное высказывание



Образцы ответов

5. Объясните, почему Швабрин в приведённой сцене «казался сам не свой».

Возможный вариант ответа: Швабрин сам не свой, он едва сдерживает своё волнение во время внезапного приезда Пугачёва в Белогорскую крепость: «Государь, – сказал он дрожащим голосом...». Он понимает, что совершил подлость (недаром в описании его поведения использован эпитет «подлые»), похитив Машу и принуждая её к замужеству. Как нечестный и трусливый человек по внешнему виду и поведению Пугачёва он догадался, что тот приехал не с добрыми намерениями. А присутствие Гринёва подсказывает Швабрину, что приезд Пугачёва связан именно с судьбой Маши. Зная крутой нрав Пугачёва и его жестокость по отношению к неугодным, Швабрин панически боится за свою дальнейшую судьбу и даже жизнь.



5. Объясните, как в стихотворении раскрывается взаимоотношение человека и природы.

Возможный вариант ответа:

В первой части стихотворения изображён человек, не замечающий подлинного величия и красоты природы. Поэт использует эпитет «не очарованный», характеризуя такого человека. Природа в ответ скрывает от человека своё очарование: используется олицетворение «смотрит с неохотой», она как будто погружена в повседневные заботы (олицетворение «обременённая работой»).

Во второй части стихотворения мир преображается. Наступающий вечер характеризуется эпитетом «таинственный». Мир природы «поистине хорош». Всё оживает и движется – в этой части стихотворения много глаголов: «блеснёт», «упадёт», «вздохнут», «загорится» и др. В ответ меняется и взгляд человека на окружающий мир и природу: человек восхищён природой, смотрит

на неё, «ликуя».