ВПР. Математика. 4 класс
Всероссийские проверочные работы
2018 год
Описание
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2018 году диагностической работы
по МАТЕМАТИКЕ
4 класс
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
ВПР. Математика. 4 класс | 2 |
Описание контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году диагностической работы
по МАТЕМАТИКЕ
Назначение всероссийской проверочной работы
на 2011–2015 гг., утвержденным распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. № 1507-р, в Российской Федерации реализуется поэтапное введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования во всех общеобразовательных организациях Российской Федерации. В рамках этого процесса начиная с 2011 г. первоклассники во всех школах России обучаются в соответствии с новым образовательным стандартом. Таким образом, в 2016 г. начальную школу закончат выпускники, которые обучались в соответствии с ФГОС с 1 класса.
Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся с учетом национально -культурной и языковой специфики многонационального российского общества в целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление уровня подготовки школьников.
Назначение ВПР по математике – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных
метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями. Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в образовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.
Результаты ВПР могут быть использованы образовательными организациями для совершенствования методики преподавания математики в начальной школе, муниципальными и региональными органами
исполнительной власти, осуществляющими государственное управление
в сфере образования, для анализа текущего состояния муниципальных
деятельности образовательных организаций, учителей, муниципальных
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
ВПР. Математика. 4 класс | 3 |
Документы, определяющие содержание проверочной работы
Содержание проверочной работы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373).
Подходы к отбору содержания, разработке структуры варианта проверочной работы
Всероссийские проверочные работы основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах.
уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД. Личностные действия: личностное, профессиональное, жизненное
самоопределение.
Регулятивные действия: планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное
произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса
результатов деятельности; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения
признаков; синтез, в том числе выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой
Ключевыми особенностями ВПР в начальной школе являются:
– соответствие ФГОС;
– соответствие отечественным традициям преподавания учебных предметов;
– учетнационально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества;
– отбор для контроля наиболее значимых аспектов подготовки как с точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни, так
– использование ряда заданий из открытого банка Национальных исследований качества образования (НИКО);
– использование только заданий открытого типа.
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
ВПР. Математика. 4 класс | 4 |
Тексты заданий в вариантах ВПР в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования.
Структура варианта проверочной работы
Работа содержит 11 заданий.
заданиях 1, 2, 4, 5 (пункт 1), 6 (пункты 1 и 2), 7, 9 (пункты 1 и 2) необходимо записать только ответ.
заданиях 5 (пункт 2) и 10 нужно изобразить требуемые элементы рисунка.
Распределение заданий варианта проверочной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности
заданиях 1, 2, 7 проверяется умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями. В частности, задание 1 проверяет умение выполнять сложение, вычитание, умножение и деление
однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых
действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1). Задание 2 проверяет умение вычислять значение числового выражения, соблюдая при этом порядок действий. Заданием 7 контролируется умение выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000).
Выполнение заданий 3 и 8 предполагает использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и пространственных отношений предметов, процессов, явлений. Так, задания 3 и 8 поверяют умение решать арифметическим способом (в одно-два действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью.
Задание 4 выявляет умение читать, записывать и сравнивать величины (время), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними.
Умение решать текстовые задачи в три-четыре действия проверяется заданием 8. При этом в задании 8 необходимо выполнить действия, связанные с использованием основных единиц измерения величин (длина, вес).
Умение исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры проверяется заданием 5. Пункт 1 задания предполагает вычисление периметра прямоугольника и квадрата, площади прямоугольника и квадрата. Пункт 2 задания связан с построением геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника.
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
ВПР. Математика. 4 класс | 5 |
задании 6 проверяется умение работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами, анализировать и интерпретировать данные. Задание предполагает чтение и анализ несложных готовых таблиц.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления контролируется заданиями 9 и 11. Задание 9 связано с интерпретацией информации (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). Задание 11 требует умения решать текстовые задачи в три-четыре действия.
Овладение основами пространственного воображения выявляется заданием 10. Оно предполагает описание взаимного расположения предметов
Успешное выполнение обучающимися заданий 10 и 11 в совокупности
Обобщенный план варианта представлен в Приложении.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом
Каждое верно выполненное задание 1, 2, 4, 5 (пункт 1), 5 (пункт 2), 6 (пункт 1), 6 (пункт 2), 7, 9 (пункт 1), 9 (пункт 2) оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ученик дал верный ответ: записал правильное число, правильную величину, изобразил правильный рисунок.
Выполнение заданий 3, 8, 10, 11 оценивается от 0 до 2 баллов.
Рекомендации по переводу первичных баллов | Таблица 1 | |
| | |
в отметки по пятибалльной шкале | | | | |
| | | | | | | |
Отметка по пятибалльной | «2» | «3» | | «4» | | «5» | |
шкале | | | |
| | | | | | |
Первичные баллы | 0–5 | 6–9 | | 10–12 | | 13–18 | |
7. Продолжительность проверочной работы
На выполнение проверочной работы по математике дается 45 минут.
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
ВПР. Математика. 4 класс | 6 |
Приложение
Обобщенный план варианта проверочной работы по МАТЕМАТИКЕ
№ | Умения, виды деятельности | | Блоки ПООП НОО: | | | Максималь- | Примерное |
задания | (в соответствии с ФГОС) | выпускник научится / получит | ный балл | время выполне- |
| | | | | возможность научиться | | за выполне- | ния задания |
| | | | | | | | | | | | | ние задания | обучающимся |
| | | | | | | | | | | | | | (в минутах) |
1 | Умение выполнять арифме- | Выполнять устно сложение, вы- | 1 | 2 |
| тические действия с числа- | читание, умножение и деление | | |
| ми и числовыми выраже- | однозначных, | двузначных | | |
| ниями | | | | и трехзначных чисел | в | случаях, | | |
| | | | | сводимых к действиям в преде- | | |
| | | | | лах | 100 | (в том числе с нулем | | |
| | | | | и числом 1) | | | | | | |
2 | Умение выполнять арифме- | Вычислять | значение | числового | 1 | 2 |
| тические действия с числа- | выражения | (содержащего | 2–3 | | |
| ми и числовыми выраже- | арифметических действия, | со | | |
| ниями | | | | скобками и без скобок) | | | | | |
3 | Использование | начальных | Решать | арифметическим | спосо- | 2 | 4 |
| математических знаний для | бом | (в | 1–2 действия) | учебные | | |
| описания и объяснения ок- | задачи | и | задачи, | связанные | | |
| ружающих предметов, про- | с повседневной жизнью | | | | | |
| цессов, явлений, для оценки | | | | | | | | | | |
| количественных | и | про- | | | | | | | | | | |
| странственных | отношений | | | | | | | | | | |
| предметов, процессов, яв- | | | | | | | | | | |
| лений | | | | | | | | | | | | | |
4 | Использование | начальных | Читать, записывать и сравнивать | 1 | 3 |
| математических знаний для | величины (массу, время, длину, | | |
| описания и объяснения ок- | площадь, скорость), используя ос- | | |
| ружающих предметов, про- | новные единицы измерения вели- | | |
| цессов, явлений, для оценки | чин и соотношения между ними | | |
| количественных | и | про- | (килограмм – грамм; час – минута, | | |
| странственных | отношений | минута – секунда; километр – метр, | | |
| предметов, процессов, яв- | метр | – | | дециметр, | дециметр – | | |
| лений | | | | сантиметр, метр – сантиметр, сан- | | |
| | | | | тиметр – миллиметр); | | | | | | |
| | | | | выделять неизвестный компонент | | |
| | | | | арифметического действия и на- | | |
| | | | | ходить его значение; | | | | | | |
| | | | | решать | арифметическим | спосо- | | |
| | | | | бом | (в | 1–2 действия) | учебные | | |
| | | | | задачи | и | задачи, | связанные | | |
| | | | | с повседневной жизнью | | | | | |
5 | Умение исследовать, распо- | Вычислять | периметр | треугольни- | 1 | 2 |
| знавать | геометрические | ка, прямоугольника и квадрата, | | |
| фигуры | | | | площадь | | прямоугольника | | |
| | | | | и квадрата | | | | | | | |
| Умение изображать геомет- | Выполнять | построение | | геомет- | 1 | 4 |
| рические фигуры | | рических фигур с заданными из- | | |
| | | | | мерениями (отрезок, квадрат, | | |
| | | | | прямоугольник) с помощью ли- | | |
| | | | | нейки, угольника | | | | | | |
6 | Умение работать с табли- | Читать несложные готовые таб- | 1 | 2 |
| цами, схемами, графиками | лицы | | | | | | | | |
| диаграммами | | | | | | | | | | | | |
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
ВПР. Математика. 4 класс | | | | | | | 7 |
| | | | |
| Умение работать с табли- | Сравнивать и обобщать инфор- | 1 | 3 |
| цами, схемами, графиками | мацию, | | представленную | | |
| диаграммами, | анализиро- | в строках и столбцах несложных | | |
| вать и | интерпретировать | таблиц и диаграмм | | | | |
| данные | | | | | | | | | |
7 | Умение выполнять арифме- | Выполнять письменно действия с | 1 | 4 |
| тические действия с числа- | многозначными числами (сложе- | | |
| ми и числовыми выраже- | ние, | вычитание, | | умножение | | |
| ниями | | | и деление | на однозначное, дву- | | |
| | | | значное | | числа | в | пределах | | |
| | | | 10 000) с использованием таблиц | | |
| | | | сложения и умножения чисел, | | |
| | | | алгоритмов письменных арифме- | | |
| | | | тических | действий | (в том числе | | |
| | | | деления с остатком) | | | | |
8 | Умение | решать | текстовые | Читать, записывать и сравнивать | 2 | 4 |
| задачи | | | величины (массу, время, длину, | | |
| | | | площадь, скорость), используя | | |
| | | | основные | единицы | измерения | | |
| | | | величин и соотношения между | | |
| | | | ними (килограмм – грамм; | | |
| | | | час – минута, минута – секунда; | | |
| | | | километр – метр, метр – дециметр, | | |
| | | | дециметр – сантиметр, метр – сан- | | |
| | | | тиметр, сантиметр – миллиметр); | | |
| | | | решать задачи в 3–4 действия | | |
9 | Овладение основами логи- | Интерпретировать | | информа- | 2 | 5 |
| ческого и алгоритмического | цию, полученную при проведении | | |
| мышления | | несложных исследований (объ- | | |
| | | | яснять, сравнивать и обобщать | | |
| | | | данные, делать выводы и прогно- | | |
| | | | зы) | | | | | | |
10 | Овладение основами про- | Описывать взаимное расположе- | 2 | 4 |
| странственного | воображе- | ние предметов в пространстве и | | |
| ния | | | на плоскости | | | | |
11 | Овладение основами логи- | Решать задачи в 3–4 действия | 2 | 6 |
| ческого и алгоритмического | | | | | | | |
| мышления | | | | | | | | |
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Всего 11 заданий.
![]()
Максимальный балл – 18.
Время выполнения проверочной работы – 45 минут.
![]()
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации