ВПР. Русский язык. 4 класс
Всероссийские проверочные работы
2018 год
Описание
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2018 году диагностической работы
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
4 класс
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
ВПР. Русский язык. 4 класс | 2 |
Описание контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году диагностической работы
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Назначение всероссийской проверочной работы
на 2011–2015 гг., утвержденным распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. № 1507-р, в Российской Федерации реализуется поэтапное введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования во всех общеобразовательных организациях Российской Федерации. В рамках этого процесса начиная с 2011 г. первоклассники во всех школах России обучаются в соответствии с новым образовательным стандартом. Таким образом, в 2016 г. начальную школу закончат выпускники, которые обучались в соответствии с ФГОС с 1 класса.
Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся с учетом национально -культурной и языковой специфики многонационального российского общества в целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление уровня подготовки школьников.
Назначение ВПР по русскому языку – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД ) и овладения межпредметными понятиями. Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в образовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.
Результаты ВПР могут быть использованы образовательными организациями для совершенствования методики преподавания русского языка
исполнительной власти, осуществляющими государственное управление
в сфере образования, для анализа текущего состояния муниципальных
деятельности образовательных организаций, учителей, муниципальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
Документы, определяющие содержание проверочной работы
Содержание проверочной работы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373).
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
ВПР. Русский язык. 4 класс | 3 |
Подходы к отбору содержания, разработке структуры варианта проверочной работы
Всероссийские проверочные работы основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах.
Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД. Личностные действия: знание моральных норм и норм этикета, умение
выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях
Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное
произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса
результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения
выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
ВПР. Русский язык. 4 класс | 4 |
Тексты заданий в вариантах ВПР в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования.
Структура варианта проверочной работы
Вариант проверочной работы состоит из двух частей, которые выполняются в разные дни и различаются по содержанию и количеству заданий.
Часть 1 содержит 3 задания: диктант (задание 1) и 2 задания по написанному тексту.
Часть 2 содержит 12 заданий, в том числе 9 заданий к приведенному
Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки
Таблица 1
Код | Виды речевой деятельности |
![]()
![]()
![]()
![]()
Слушание
![]()
![]()
1.1 Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
![]()
Говорение
![]()
2.1 Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.
![]()
2.2 Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.
![]()
2.3 Практическое овладение диалогической формой речи.
![]()
2.4 Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение).
![]()
2.5 Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
![]()
Чтение
![]()
3.1 Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала.
![]()
3.2 Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде.
![]()
3.3 Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
![]()
3.4 Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
![]()
3.5 Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
![]()
![]()
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
ВПР. Русский язык. 4 класс | 5 |
| | | |
4 | | Письмо | |
| 4.1 | Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе |
| | обучения грамоте. | |
| 4.2 | Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических |
| | требований к этому виду учебной работы. | |
| 4.3 | Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. |
| 4.4 | Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста |
| | (подробное, выборочное). | |
| 4.5 | Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям |
| | тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных |
| | картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.). | |
В табл. 2 приведен кодификатор проверяемых элементов содержания. |
| | | Таблица 2 |
Код | Проверяемые элементы содержания | |
![]()
![]()
![]()
Фонетика и орфоэпия.
![]()
![]()
1.1 Различение гласных и согласных звуков.
![]()
1.2 Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков.
![]()
1.3 Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков.
![]()
1.4 Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков.
![]()
1.5 Деление слов на слоги.
![]()
1.6 Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
![]()
1.7 Фонетический разбор слова.
![]()
Графика
![]()
2.1 Различение звуков и букв.
![]()
2.2 Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков.
![]()
Использование на письме разделительных ъ и ь.
2.3 Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
![]()
2.4 Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
![]()
2.5 Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, катало-гами.
![]()
Лексика
![]()
3.1 Понимание слова как единства звучания и значения.
![]()
3.2 Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
![]()
3.3 Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.
![]()
3.4 Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
![]()
Состав слова (морфемика)
![]()
4.1 Овладение понятием «родственные ( однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
![]()
![]()
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
ВПР. Русский язык. 4 класс | | | | | | 6 |
| | |
| 4.2 | Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, |
| | корня, приставки, суффикса. | | | | |
| 4.3 | Различение изменяемых и неизменяемых слов. | | |
| 4.4 | Представление о значении суффиксов и приставок. Образование |
| | однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. | |
| 4.5 | Разбор слова по составу. | | | | |
5 | | Морфология | | | | | | |
| 5.1 | Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. | |
| 5.2 | Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать |
| | имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на |
| | вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, |
| | женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. |
| | Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором |
| | употреблено | имя | существительное. | Различение | падежных и смысловых |
| | (синтаксических) | вопросов. | Определение | принадлежности | имен |
| | существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен |
| | существительных. | | | | | |
| 5.3 | Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилага- |
| | тельных по | родам, числам | и | падежам, | кроме прилагательных |
| | на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных. | |
| 5.4 | Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, |
| | значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица един- |
| | ственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. | |
| 5.5 | Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. |
| | Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что |
| | делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и |
| | числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения |
| | I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов |
| | прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов. |
| 5.6 | Наречие. Значение и употребление в речи. | | |
| 5.7 | Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция |
| | предлогов: образование падежных форм имен существительных и место- |
| | имений . Отличие предлогов от приставок. | | |
| 5.8 | Союзы и, а, но, их роль в речи. | | | | |
| 5.9 | Частица не, ее значение. | | | | |
6 | | Синтаксис | | | | | | |
| 6.1 | Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и |
| | различий). Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между |
| | словами в словосочетании и предложении. | | |
| 6.2 | Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопро- |
| | сительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): вос- |
| | клицательные и невосклицательные. | | | |
| 6.3 | Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. | |
| 6.4 | Различение главных и второстепенных членов предложения. | |
| 6.5 | Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными |
| | членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации пере- |
| | числения в предложениях с однородными членами. | | |
| 6.6 | Различение простых и сложных предложений. | | |
7 | | Орфография и пунктуация | | | | |
| 7.1 | Применение правил правописания сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в |
| | положении под ударением | | | | |
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
ВПР. Русский язык. 4 класс | 7 |
| | | |
| 7.2 | Применение правил правописания сочетания чк – чн, чт, щн | |
| 7.3 | Применение правил правописания: перенос слов | |
| 7.4 | Применение правил правописания: прописная буква в начале предложения, в |
| | именах собственных | |
| 7.5 | Применение правил правописания: проверяемые безударные гласные в кор- |
| | не слова | |
| 7.6 | Применение правил правописания: парные звонкие и глухие согласные в |
| | корне слова | |
| 7.7 | Применение правил правописания: непроизносимые согласные | |
| 7.8 | Применение правил правописания: непроверяемые гласные и согласные в |
| | корне слова (на ограниченном перечне слов) | |
| 7.9 | Применение правил правописания: гласные и согласные в неизменяемых на |
| | письме приставках | |
| 7.10 | Применение правил правописания: разделительные ъ и ь | |
| 7.11 | Применение правил правописания: мягкий знак после шипящих на конце |
| | имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь) | |
| 7.12 | Применение правил правописания: безударные падежные окончания имен |
| | существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин) |
| 7.13 | Применение правил правописания: безударные окончания имен прилага- |
| | тельных | |
| 7.14 | Применение правил правописания: раздельное написание предлогов с лич- |
| | ными местоимениями | |
| 7.15 | Применение правил правописания: не с глаголами | |
| 7.16 | Применение правил правописания: мягкий знак после шипящих на конце |
| | глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь) | |
| 7.17 | Применение правил правописания: мягкий знак в глаголах в | сочета- |
| | нии -ться | |
| 7.18 | Применение правил правописания: безударные личные окончания глаголов |
| 7.19 | Применение правил правописания: раздельное написание предлогов с дру- |
| | гими словами | |
| 7.20 | Применение правил правописания: знаки препинания в конце предложения: |
| | точка, вопросительный и восклицательный знаки | |
| 7.21 | Применение правил правописания: знаки препинания (запятая) в предложе- |
| | ниях с однородными членами | |
8 | | Текст | |
| 8.1 | Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Загла- |
| | вие текста. | |
| 8.2 | Последовательность предложений в тексте. | |
| 8.3 | Последовательность частей текста (абзацев). | |
| 8.4 | Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирова- |
| | ние порядка предложений и частей текста (абзацев). | |
| 8.5 | План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных |
| | текстов по предложенным планам. | |
| 8.6 | Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. |
| 8.7 | Знакомство с жанрами письма и поздравления, записки и другими неболь- |
| | шими текстами для конкретных ситуаций общения. | |
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
ВПР. Русский язык. 4 класс | 8 |
8.8 Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с уче-том точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
8.9 Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элемента-ми сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочине-ния-рассуждения.
![]()
![]()
Таблица 3
Код | Проверяемые требования к уровню подготовки |
![]()
![]()
![]()
![]()
Метапредметные
![]()
![]()
1.1 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
![]()
1.2 использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач
![]()
1.3 использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио- , видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета
![]()
1.4 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
![]()
1.5 умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах
![]()
1.6 умения классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
![]()
1.7 умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
![]()
1.8 овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета
![]()
1.9 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
![]()
1.10 умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета
![]()
Предметные
![]()
2.1 формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания
![]()
2.2 понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения
![]()
![]()
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
ВПР. Русский язык. 4 класс | 9 |
| | |
| 2.3 | овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного |
| | литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и |
| | правилах речевого этикета | |
| 2.4 | умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, |
| | выбирать адекватные языковые средства для успешного решения |
| | коммуникативных задач | |
| 2.5 | овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение |
| | использовать знания для решения познавательных, практических и |
| | коммуникативных задач | |
Типы заданий, сценарии выполнения заданий
Задания части 1 проверочной работы направлены прежде всего на выявление уровня владения обучающимися базовыми предметными правописными и учебно-языковыми синтаксическими и морфологическими умениями, а также логическими, общеучебными универсальными действиями.
Задание 1 проверяет традиционное базовое правописное умение обучающихся правильно писать текст под диктовку, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Успешное выполнение задания предусматривает сформированный навык аудирования (адекватное восприятие звучащей речи, понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте) как одного из видов речевой деятельности.
Задания 2 и 3 предполагают знание основных языковых единиц. Эти задания нацелены на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми опознавательными умениями. Задание 2 проверяет умение распознавать и подчеркивать однородные члены в предложении ( учебно-языковое синтаксическое опознавательное умение); задание 3 (п. 1) – умение распознавать и графически обозначать главные члены предложения, задание 3 (п. 2) – умение распознавать изученные части речи в предложении (учебно-языковое морфологическое опознавательное умение).
Задание 4 направлено на проверку умения распознавать правильную орфоэпическую норму, вместе с тем оно способствует проверке коммуникативных универсальных учебных действий; задание 5 проверяет умение классифицировать согласные звуки в результате частичного фонетического анализа (учебно-языковые опознавательные и классификационные умения).
задании 6 на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации и владения изучающим видом чтения (общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия) проверяются предметные коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
Задание 7 проверяет предметное коммуникативное умение составлять план прочитанного текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления; вместе с тем задание направлено и на выявление уровня владения общеучебными универсальными учебными действиями: адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
ВПР. Русский язык. 4 класс | 10 |
степенью свернутости и соблюдать в плане последовательность содержания текста.
Задание 8 предполагает адекватное понимание и анализ обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации (общеучебные и логические универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме (правописные умения); одновременно с этим умение задавать вопрос показывает и уровень владения обучающимися коммуникативными универсальными учебными действиями, а умение преобразовывать воспринятую информацию в речевое высказывание – уровень владения общеучебными универсальными действиями.
Задание 9 выявляет и уровень учебно-языкового опознавательного умения обучающихся распознавать значение конкретного слова, используя указанный в задании контекст, и уровень предметного коммуникативного умения адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
задании 10 одновременно проверяется: учебно-языковое умение подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы); предметное коммуникативное умение, заключающееся в понимании обучающимися уместного употребления близких по значению слов в собственной речи; коммуникативное универсальное учебное действие, связанное с возможной эквивалентной заменой слов в целях эффективного речевого общения.
Задания 11–14 проверяют знание обучающимися основных языковых единиц и направлены на выявление уровня владения логическими универсальными учебными действиями: анализ структуры слова; преобразование структурной схемы слова в слово; анализ грамматических признаков имен существительных, имен прилагательных, глаголов; установление причинно-следственных связей при выявлении этих признаков; построение логической цепи рассуждений. Задание 11 позволяет выявить уровень учебно-языкового умения классифицировать слова по составу; задания 12–14 – уровень учебно-языкового умения классифицировать части речи и распознавать их грамматические признаки.
Задание 15 предполагает адекватное понимание обучающимися письменно предъявляемой информации (общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия); умение на основе данной информации (содержание пословицы) и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации пословицы (предметное коммуникативное умение, логические универсальные учебные действия), способность строить речевое высказывание в письменной форме (правописные умения); задание также нацелено на выявление уровня владения обучающимися национально-культурными нормами речевого поведения (коммуникативные универсальные учебные действия), осознания эстетической функции русского языка (личностные результаты).
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
ВПР. Русский язык. 4 класс | 11 |
Необходимо отметить, что проверяемые в заданиях 4, 6–10 и 15 умения востребованы в жизненных ситуациях межличностного устного и письменного общения.
Обобщенный план варианта проверочной работы представлен в Приложении.
Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности
| | | Таблица 4 | |
| | | | |
| | | Процент максимального первич- | |
Уровень сложности | Коли- | Максимальный | ного балла за выполнение зада- | |
чество | первичный | ний данного уровня сложности | |
заданий | |
заданий | балл | от максимального первичного | |
| |
| | | балла за всю работу, равного 38 | |
Базовый | 13 | 32 | 84 | |
Повышенный | 2 | 6 | 16 | |
Итого | 15 | 38 | 100 | |
Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом
Правильно выполненная работа оценивается 38 баллами.
Выполнение задания 1 оценивается по критериям от 0 до 7 баллов. Ответ на каждое из заданий 2, 7, 12, 13, 15 оценивается от 0 до 3 баллов. Ответы на задание 3 по пункту 1) оцениваются от 0 до 1 балла, по пункту 2) – от 0 до 3 баллов. Ответ на каждое из заданий 4, 6, 8, 11 оценивается от 0 до 2 баллов. Правильный ответ на каждое из заданий 5, 9, 10, 14 оценивается 1 баллом.
Таблица 5
Рекомендации по переводу первичных баллов
в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной | «2» | «3» | «4» | «5» | |
шкале | |
| | | | |
Первичные баллы | 0–13 | 14–23 | 24–32 | 33–38 | |
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
ВПР. Русский язык. 4 класс | 12 |
Продолжительность проверочной работы
На выполнение проверочной работы по русскому языку дается 90 минут. Задания частей 1 и 2 выполняются в разные дни. На выполнение заданий части 1 отводится 45 минут, в конце этого времени ответы на задания части 1
сдаются. На выполнение заданий части 2 отводится также 45 минут.
Дополнительные материалы и оборудование Дополнительные материалы и оборудование не используются.
Рекомендации по подготовке к проверочной работе
Специальная подготовка к проверочной работе не требуется. Контролируемое содержание отражено в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования.
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
ВПР. Русский язык. 4 класс | 13 |
Приложение
Обобщенный план варианта проверочной работы по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
№ | Проверяемые | Блоки ПООП НОО | | Код | Уро- | Макси- | Примерное | |
| требования | | выпускник научится / получит | КЭС / | вень | мальный | время вы- | |
| (умения) | | КТ | слож- | балл | полнения | |
| | | | возможность научиться | | | ности | за вы- | задания | |
| | | | | | | | | | | | полне- | обуча- | |
| | | | | | | | | | | | ние за- | ющимся | |
| | | | | | | | | | | | дания | (в минутах) | |
| | | | | | | Часть 1 | | | | | | |
| | | | | | | | | |
1 | Умение | писать | текст | Писать под диктовку тексты в | | | | | |
| под диктовку, соблюдая | соответствии | с | изученными | | | | | |
| в практике письма | правилами | | | правописания; | | | | | |
| изученные | | проверять предложенный текст, | | | | | |
| орфографические | и | находить | | и | | исправлять | | | | | |
| пунктуационные нормы | орфографические | | | и | | | | | |
| | | | пунктуационные | ошибки | / | | | | | |
| | | | Осознавать | место возможного | 7 / 2.3; | Б | 7 | 38 | |
| | | | возникновения | орфографической | 2.5 | |
| | | | | | | |
| | | | ошибки; при работе над | | | | | |
| | | | ошибками осознавать причины | | | | | |
| | | | появления ошибки и определять | | | | | |
| | | | способы действий, помогающие | | | | | |
| | | | предотвратить | | ее | в | | | | | |
| | | | последующих | | письменных | | | | | |
| | | | работах | | | | | | | | | | |
2 | Умение | распознавать | Выделять | | предложения | с | 6.5 / | | | | |
| однородные | члены | однородными членами | | | Б | 3 | 2 | |
| | 2.3; 2.5 | |
| предложения | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
3 | 1) Умение распознавать | Находить | | главные | и | 6.3; 6.4 | | | | |
| главные | | члены | второстепенные (без деления на | / 2.3; | Б | 1 | 2 | |
| предложения | | виды) члены предложения | | 2.5 | | | | |
| 2) Умение распознавать | Распознавать | грамматические | | | | | |
| части речи | | признаки слов; с учетом | | | | | |
| | | | совокупности | | выявленных | 5.1 / | | | | |
| | | | признаков | (что | называет, | на | Б | 3 | 3 | |
| | | | какие вопросы | отвечает, | как | 2.3; 2.5 | |
| | | | | | | |
| | | | изменяется) относить слова к | | | | | |
| | | | определенной | группе | основных | | | | | |
| | | | частей речи | | | | | | | | | | |
| | | | | | | Часть 2 | | | | | | |
4 | Умение | распознавать | Соблюдать | | нормы | русского | | | | | |
| правильную | | литературного | языка | в | | | | | |
| орфоэпическую норму | собственной | | речи | и | оценивать | 1.6 / | | | | |
| | | | соблюдение | этих | норм в | речи | Б | 2 | 2 | |
| | | | 2.3; 2.5 | |
| | | | собеседников | | (в | объеме | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | представленного | в | учебнике | | | | | |
| | | | материала) | | | | | | | | | | |
5 | Умение | | | Характеризовать звуки русского | 1 / 2.3; | | | | |
| классифицировать | Б | 1 | 3 | |
| языка: согласные звонкие/глухие | 2.5 | |
| согласные звуки | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
| ВПР. Русский язык. 4 класс | | | | | | | | | 14 | |
| | | | | | | | | | | |
6 | Умение | распознавать | Определять | тему | и | главную | | | | | |
| основную мысль текста | мысль текста | | | | | | | | | |
| при его | письменном | | | | | | | | | | | |
| предъявлении; | | | | | | | | | | | | | |
| адекватно | | | | | | | | | | | | | | |
| формулировать | | | | | | | | 8.1 / 1.4 | Б | 2 | 4 | |
| основную | мысль | в | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| письменной | форме, | | | | | | | | | | | |
| соблюдая | | нормы | | | | | | | | | | | |
| построения | | | | | | | | | | | | | |
| предложения | | и | | | | | | | | | | | |
| словоупотребления | | | | | | | | | | | | |
7 | Умение составлять план | Делить | тексты на | смысловые | | | | | |
| прочитанного | текста | части, составлять план текста | | | | | | |
| (адекватно | | | | | | | | | | | | | |
| воспроизводить | | | | | | | | | | | | |
| прочитанный | текст | с | | | | | | | | | | | |
| заданной | | степенью | | | | | | | 8.5 / 1.4 | Б | 3 | 5 | |
| свернутости) | | в | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| письменной | форме, | | | | | | | | | | | |
| соблюдая | | нормы | | | | | | | | | | | |
| построения | | | | | | | | | | | | | |
| предложения | | и | | | | | | | | | | | |
| словоупотребления | | | | | | | | | | | | |
8 | Умение строить речевое | Задавать | | вопросы | по | | | | | |
| высказывание | заданной | содержанию текста и отвечать на | | | | | |
| структуры | | | них, | подтверждая | ответ | | | | | |
| (вопросительное | | примерами из текста | | | | 8.2 / 1.4 | Б | 2 | 4 | |
| предложение) | | в | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| письменной форме | по | | | | | | | | | | | |
| содержанию | | | | | | | | | | | | | |
| прочитанного текста | | | | | | | | | | | | |
9 | Умение | распознавать | Определять | значение | слова | по | | | | | |
| значение | | слова; | тексту | | | | | | | | | | |
| адекватно | | | | | | | | | | | | | | |
| формулировать | | | | | | | | | | | | |
| значение | слова | в | | | | | | | 3 / 1.4 | Б | 1 | 3 | |
| письменной | форме, | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| соблюдая | | нормы | | | | | | | | | | | |
| построения | | | | | | | | | | | | | |
| предложения | | и | | | | | | | | | | | |
| словоупотребления | | | | | | | | | | | | |
10 | Умение | подбирать | к | Подбирать | синонимы | для | 8.8 / | | | | |
| слову | близкие | по | устранения повторов в тексте | | 2.3; 2.5 | Б | 1 | 3 | |
| значению слова | | | | | | | | | | | | |
11 | Умение | | | | Находить в словах с однозначно | | | | | |
| классифицировать слова | выделяемыми | морфемами | 4.5 / | Б | 2 | 3 | |
| по составу | | | окончание, | корень, | | приставку, | 2.3; 2.5 | |
| | | | | | | |
| | | | | суффикс | | | | | | | | | | |
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
| ВПР. Русский язык. 4 класс | | | | | | | | | | | 15 | |
| | | | | | | | | |
12 | Умение | распознавать | Распознавать | грамматические | | | | | |
| имена существительные | признаки | | слов, | с | | учетом | | | | | |
| в | предложении, | совокупности | | выявленных | | | | | |
| распознавать | | | признаков | относить | слова | к | | | | | |
| грамматические | | определенной | группе | основных | | | | | |
| признаки | | имени | частей | речи | / | Проводить | | | | | |
| существительного | | морфологический | разбор | имен | | | | | |
| | | | | | существительных | | | | по | 5.2 / | П | 3 | 6 | |
| | | | | | предложенному | в | учебнике | 2.3; 2.5 | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | алгоритму; | | | | оценивать | | | | | |
| | | | | | правильность | | проведения | | | | | |
| | | | | | морфологического | | разбора; | | | | | |
| | | | | | находить | | в тексте | предлоги | | | | | |
| | | | | | вместе | | | с | | именами | | | | | |
| | | | | | существительными, к которым | | | | | |
| | | | | | они относятся | | | | | | | | | | |
13 | Умение | распознавать | Распознавать | грамматические | | | | | |
| имена прилагательные в | признаки | | слов, | с | | учетом | | | | | |
| предложении, | | | совокупности | | выявленных | | | | | |
| распознавать | | | признаков | относить | слова | к | | | | | |
| грамматические | | определенной | группе | основных | | | | | |
| признаки | | имени | частей | речи | / | Проводить | 5.3 / | П | 3 | 6 | |
| прилагательного | | морфологический | разбор | имен | 2.3; 2.5 | |
| | | | | |
| | | | | | прилагательных | | | | по | | | | | |
| | | | | | предложенному | в | учебнике | | | | | |
| | | | | | алгоритму, | | | | оценивать | | | | | |
| | | | | | правильность | | проведения | | | | | |
| | | | | | морфологического разбора | | | | | | |
14 | Умение | распознавать | Распознавать | грамматические | | | | | |
| глаголы в предложении | признаки | | слов, | с | | учетом | 5.5 / | | | | |
| | | | | | совокупности | | выявленных | Б | 1 | 3 | |
| | | | | | признаков | относить | слова | к | 2.3; 2.5 | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | определенной | группе | основных | | | | | |
| | | | | | частей речи | | | | | | | | | | | |
15 | Умение | на | основе | Интерпретация | содержащейся | в | | | | | |
| данной информации | и | тексте информации | | | | | | | | | |
| собственного | | | | | | | | | | | | | | | |
| жизненного | опыта | | | | | | | | | | | | | |
| обучающихся | | | | | | | | | | | | | | | |
| определять | конкретную | | | | | | | | | 8.7; 8.8 | | | | |
| жизненную | | ситуацию | | | | | | | | | / 2.2; | Б | 3 | 3 | |
| для | | адекватной | | | | | | | | | 2.4 | | | | |
| интерпретации данной | | | | | | | | | | | | | |
| информации, | соблюдая | | | | | | | | | | | | | |
| при | письме | изученные | | | | | | | | | | | | | |
| орфографические | и | | | | | | | | | | | | | |
| пунктуационные нормы | | | | | | | | | | | | | |
Всего | 15 заданий. | | | | | | | | | | | | | | | | |
Максимальный балл – 38. | | | | | | | | | | | | | | |
Время выполнения проверочной работы – 90 минут. | | | | | | | | | |
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации