СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВПР по русскому языку, 6 класс (задания №9-№14).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренировочные задания по русскому языку (ВПР, 6 класс).

Просмотр содержимого документа
«ВПР по русскому языку, 6 класс (задания №9-№14).»

ВПР по русскому языку. 6 класс. Анализ текста.

ВПР по русскому языку. 6 класс.

Анализ текста.

№ п/п 9. Задание Записать основную мысль текста. 10. Баллы 11. Составить и записать план текста из трех пунктов. 2 Ответить на вопрос. 3 12. 2 Определить и записать лексическое значение слова. Составить предложение с этим словом. 13. Определить стилистическую окраску слова. Подобрать синоним. 14. 3 Объяснить и записать значение фразеологизма. 2 4

п/п

9.

Задание

Записать основную мысль текста.

10.

Баллы

11.

Составить и записать план текста из трех пунктов.

2

Ответить на вопрос.

3

12.

2

Определить и записать лексическое значение слова. Составить предложение с этим словом.

13.

Определить стилистическую окраску слова. Подобрать синоним.

14.

3

Объяснить и записать значение фразеологизма.

2

4

ТЕКСТ? Текст – это последовательно объединённые смысловой связью предложения, которые представляют смысловую, содержательную и структурную целостность.

ТЕКСТ?

Текст – это последовательно объединённые смысловой связью предложения, которые представляют смысловую, содержательную и структурную целостность.

ПРИЗНАКИ ТЕКСТА: 1.ЦЕЛЬНОСТЬ; 2.СВЯЗНОСТЬ; 3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ (композиция); 4.ЗАВЕРШЁННОСТЬ.

ПРИЗНАКИ ТЕКСТА:

1.ЦЕЛЬНОСТЬ;

2.СВЯЗНОСТЬ;

3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ (композиция);

4.ЗАВЕРШЁННОСТЬ.

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ. ЕЁ ОФОРМЛЕНИЕ (РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ). Речевые   клише  – это готовая устойчивая форма слова или словосочетания, которая несёт точное и конкретное значение.

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ. ЕЁ ОФОРМЛЕНИЕ (РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ).

Речевые   клише  – это готовая устойчивая форма слова или словосочетания, которая несёт точное и конкретное значение.

Тема  (О ЧЁМ?) Основная мысль (идея) (ЗАЧЕМ?) То, о чём говорится в тексте Проблема Цели, которые автор ставит перед собой (ЗАЧЕМ пишется текст?), и личное мнение автора - то, к чему он пытается подвести читателя Спасение бездомного щенка (ПОЧЕМУ?) Вопрос, о котором рассуждает автор Заботясь о животных, человек проявляет свои лучшие качества: умение сопереживать, доброту и ответственность. Нужно ли заботиться о братьях наших меньших? Почему?

Тема

(О ЧЁМ?)

Основная мысль (идея) (ЗАЧЕМ?)

То, о чём говорится в тексте

Проблема

Цели, которые автор ставит перед собой (ЗАЧЕМ пишется текст?), и личное мнение автора - то, к чему он пытается подвести читателя

Спасение бездомного щенка

(ПОЧЕМУ?)

Вопрос, о котором рассуждает автор

Заботясь о животных, человек проявляет свои лучшие качества: умение сопереживать, доброту и ответственность.

Нужно ли заботиться о братьях наших меньших? Почему?

Алгоритм размышления Чтобы определить основную мысль текста, надо: внимательно прочитать текст; решить, на какой вопрос отвечает автор своим текстом (Что желал высказать автор по данной теме? Какую мысль хотел донести до читателя ? К чему призывает читателя ?) найти в тексте ответ на этот вопрос или сформулировать его самостоятельно, опираясь на содержание текста; ответ на эти вопросы и будет основной мыслью текста .

Алгоритм размышления

Чтобы определить основную мысль текста, надо:

  • внимательно прочитать текст;
  • решить, на какой вопрос отвечает автор своим текстом (Что желал высказать автор по данной теме? Какую мысль хотел донести до читателя ? К чему призывает читателя ?)
  • найти в тексте ответ на этот вопрос или сформулировать его самостоятельно, опираясь на содержание текста;
  • ответ на эти вопросы и будет основной мыслью текста .
Советы Грамотно сформулируйте основную мысль; проверьте правильность своего ответа, еще раз прочитав текст: иногда основная мысль выражена в конкретном предложении, чаще всего она выражена в первом или последнем предложении; не забудьте, что ответ на вопрос должен быть оформлен предложением , а не словом или словосочетанием; постарайтесь сформулировать главную мысль кратко, чётко, грамотно; в озможно несколько вариантов оформления ответа на поставленный в задании вопрос: - автор подводит читателя к мысли о том, что… - автор убеждает нас в том, что… - основная мысль текста заключена в следующем предложении «…».

Советы

  • Грамотно сформулируйте основную мысль;
  • проверьте правильность своего ответа, еще раз прочитав текст: иногда основная мысль выражена в конкретном предложении, чаще всего она выражена в первом или последнем предложении;
  • не забудьте, что ответ на вопрос должен быть оформлен предложением , а не словом или словосочетанием;
  • постарайтесь сформулировать главную мысль кратко, чётко, грамотно;
  • в озможно несколько вариантов оформления ответа на поставленный в задании вопрос:

- автор подводит читателя к мысли о том, что…

- автор убеждает нас в том, что…

- основная мысль текста заключена в следующем предложении «…».

(1)Ясная Поляна – место, известное почитателям русской культуры во всём мире. (2)Это усадьба русского писателя Льва Николаевича Толстого. (3)Здесь он родился и прожил бо́ льшую часть своей жизни. (4)Здесь родились его дети. (5)Отсюда ушёл он в конце жизни, решив странствовать по Руси. (6)Доро́ га от Ясной Поляны до станции Щёкино. (7)В старину говорили – шоссейка. (8)Таких дорог множество на Руси – широких или узких, обсаженных тополями или берёзками. (9)Но в часы своего трагического ухода из дома, где была прожита почти вся долгая жизнь, Лев Николаевич Толстой видел именно эту щёкинскую дорогу, а не какую-либо иную. (10)Здесь, ёжась от резкого ноябрьского ветра, бросал он в предутренней мгле последний взгляд на эти деревья, вороньи гнёзда, на редкие ещё огни в избах. (11)Такой осталась в его сознании любимая, покидаемая им земля.

(12)Как не снять благоговейно шапку тому, кто проезжает здесь в наши дни? (13)«Если хочешь понять поэта, побывай у него на родине», – сказал однажды Гёте. (14)Эти мудрые слова не устарели и сегодня. (15)Родина поэта – это не только язык, на котором он пишет, не только люди, окружающие его, но и дорога, знакомая с детства, поле, деревья, дом, старинный фонарь у входа, кусты сирени, клумбы. (16)Это и скрипучая лестница, полка с книгами, печь, рабочий стол, вид из окна…

(17)Обратимся к самому Толстому. (18)Двадцатого сентября 1858 года он записал в своём дневнике: «Без своей Ясной Поляны я с трудом могу себе представить Россию и моё отношение к ней. (19)Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего Отечества. (20)Но я не буду до пристрастия любить его». (По Я. Хелемскому)

Для того чтобы лучше понять творчество поэта или писателя, необходимо побывать у него на родине.

Для того чтобы лучше понять творчество поэта или писателя, необходимо побывать у него на родине.

(1)Если не считать месяцев ссылки, Иван Сергеевич Тургенев обычно приезжал в своё имение Спасское летом, а не зимой. (2)Заметьте, в его охотничьих записях, запечатлевших здешнюю округу, почти всё происходит в разгар лета, в знойные дни, редко осенью. (3)А о холодной поре разве что в рассказе «Лес и степь» найдёте вы несколько строк: «А в зимний день ходить по высоким сугробам за зайцами, дышать морозным острым воздухом, невольно щуриться от ослепительного мелкого сверканья мягкого снега, любоваться зелёным цветом неба над красноватым лесом!..»

(4)Но где бы ни проводил Иван Сергеевич зимы, его тянуло сюда. (5)И, правда, над пятью из шести своих романов он работал в Спасском. (6)Здесь были написаны и повести, и стихотворения в прозе, и статьи, и послания друзьям. (7)А вот строки из письма, адресованного Тургеневым близкому другу – поэту Якову Полонскому: «Когда будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, Родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу». (8)Мне случилось побывать во французском городке Буживале, где Тургенев проводил много месяцев вдали от Отчизны, откуда в предчувствии близкой смерти послал он прощальный поклон дому, саду, России. (9)Буживаль оказался чем-то средним между деревней и городком. (10)Запомнились черепичные кровли, осенние сады, романская церковь, очень старая, мост над Сеной. (11)Я живо представлял себе, как писатель, уже больной и слабый, глядя из окна своего кабинета, видел Сену, видел платаны и ясени, а думал об Оке, о липах и клёнах Спасского. (12)Известно, что на стёклах дверей в буживальском его доме были сделаны росписи. (13)По желанию хозяина художник изобразил зимние пейзажи России и сцены охоты. (14)И в далёкой Франции писатель мечтал о снегах Спасского, о родном доме.

(По Я. Хелемскому)

Родные места вдохновляли писателя на творчество, а на чужбине он тосковал по Родине, мечтал о родном доме, о Спасском, об Оке.  ИЛИ  Имение Спасское было для И.С. Тургенева родным домом. Здесь писатель создал большинство своих произведений, о Спасском вспоминал до конца своей жизни.

Родные места вдохновляли писателя на творчество, а на чужбине он тосковал по Родине, мечтал о родном доме, о Спасском, об Оке.

ИЛИ

Имение Спасское было для И.С. Тургенева родным домом. Здесь писатель создал большинство своих произведений, о Спасском вспоминал до конца своей жизни.

Что такое план текста? Зачем он нужен? Виды плана.

Что такое план текста? Зачем он нужен? Виды плана.

СОСТАВЛЕНИЕ ПРОСТОГО ПЛАНА Как составить план Для этого надо: - определить, о чём говорится в каждой части текста; дать название каждой части, соответствующее её содержанию. Примечание : 1) Возможно, в тексте будет три абзаца, значит, и пунктов плана должно быть три. 2) Названия пунктов плана должны быть связаны с содержанием текста 3) По возможности пользуйтесь словами из текста. 4) Название каждого пункта пишите с заглавной буквы.

СОСТАВЛЕНИЕ ПРОСТОГО ПЛАНА

Как составить план

Для этого надо:

- определить, о чём говорится в каждой части текста;

  • дать название каждой части, соответствующее её содержанию.

Примечание :

1) Возможно, в тексте будет три абзаца, значит, и пунктов плана должно быть три.

2) Названия пунктов плана должны быть связаны с содержанием текста

3) По возможности пользуйтесь словами из текста.

4) Название каждого пункта пишите с заглавной буквы.

 (1)В наших лесах зимой неожиданно появилась редкая гостья — чёрная лисица. (2)Ничей мех не ценится так дорого, как мех этого необыкновенного зверя. (3)Охотники не стали стрелять ни белок, ни даже соболей и начали охотиться за одной этой лисицей.  (4)Но лисица была такая хитрая, что никого к себе не подпускала на выстрел и не шла ни в одну ловушку. (5)Чёрная лисица делала так: охотник идёт за ней, а она не подпускает его, даст круг, выйдет на его след и ходит за ним по лесу. (6)Так они и не могли её поймать.  (7) Один молодой зверолов понял эту её хитрость. (8)Никому ничего не сказав, он расставил по круговой тропинке капканы, снегом их запорошил, чтобы ниоткуда не видно было. (9)Спрятал в кустах самострелы, а веревочки, которые стрелу спускают, через тропу провёл. (10)Он ходил, и чёрная лисица от него не отстаёт. (11)Кружил зверолов, кружил да так закружился, что и не вспомнил про одну свою верёвочку, и нечаянно задел её ногой. (12)Стрела попала ему под колено. (13)Эту зиму он больше не охотился. (14)А чёрная лисица так и исчезла.

(1)В наших лесах зимой неожиданно появилась редкая гостья — чёрная лисица. (2)Ничей мех не ценится так дорого, как мех этого необыкновенного зверя. (3)Охотники не стали стрелять ни белок, ни даже соболей и начали охотиться за одной этой лисицей.

(4)Но лисица была такая хитрая, что никого к себе не подпускала на выстрел и не шла ни в одну ловушку. (5)Чёрная лисица делала так: охотник идёт за ней, а она не подпускает его, даст круг, выйдет на его след и ходит за ним по лесу. (6)Так они и не могли её поймать.

(7) Один молодой зверолов понял эту её хитрость. (8)Никому ничего не сказав, он расставил по круговой тропинке капканы, снегом их запорошил, чтобы ниоткуда не видно было. (9)Спрятал в кустах самострелы, а веревочки, которые стрелу спускают, через тропу провёл. (10)Он ходил, и чёрная лисица от него не отстаёт. (11)Кружил зверолов, кружил да так закружился, что и не вспомнил про одну свою верёвочку, и нечаянно задел её ногой. (12)Стрела попала ему под колено. (13)Эту зиму он больше не охотился. (14)А чёрная лисица так и исчезла.

Примерный план. 1) Появление чёрной лисицы. 2) Хитрая лисица. 3) Состязание лисицы и зверолова в хитрости.

Примерный план.

1) Появление чёрной лисицы.

2) Хитрая лисица.

3) Состязание лисицы и зверолова в хитрости.

 (1) Стояла зима. (2)Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица. (3)Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода. (4)Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей помощь.  (5)Вдруг кто-то толкнул дверь. (6)Собачка вскочила, увидела невысокого человека в кожаном пальто. (7)Доверчиво прикоснулась она к его руке. (8)Он отряхнул снег с её спины и поманил за собой. (9)Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась жить у него. (10)Незнакомец оказался знаменитым артистом Дуровым.  (11)История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. (12)Но не все знают, что столяр судился с Дуровым, чтобы вернуть собаку. (13)Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться. (14)Судья почувствовал, что столяр не привязан к собаке. (15)Каштанка осталась у артиста.

(1) Стояла зима. (2)Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица. (3)Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода. (4)Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей помощь.

(5)Вдруг кто-то толкнул дверь. (6)Собачка вскочила, увидела невысокого человека в кожаном пальто. (7)Доверчиво прикоснулась она к его руке. (8)Он отряхнул снег с её спины и поманил за собой. (9)Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась жить у него. (10)Незнакомец оказался знаменитым артистом Дуровым.

(11)История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. (12)Но не все знают, что столяр судился с Дуровым, чтобы вернуть собаку. (13)Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться. (14)Судья почувствовал, что столяр не привязан к собаке. (15)Каштанка осталась у артиста.

Примерный план. 1) Собака в беде. 2) Встреча с Дуровым. 3) История чеховской Каштанки.

Примерный план.

1) Собака в беде.

2) Встреча с Дуровым.

3) История чеховской Каштанки.

 (1)Ещё холодно, почти повсюду лежит снег. (2)Мартовское солнце светит ярко, но греет ещё слабо. (3)Однако весна уже наступила. (4)И доказательство этому — звонкая птичья песня, которая льётся откуда-то сверху. (5)Певца разглядеть трудно: солнце слепит глаза. (6)Но можно сразу сказать, что это жаворонок. (7)Вот он опустился пониже, теперь его можно и увидеть.  (8)Жаворонок — коричневый с тёмными пестрянками и крапинками. (9)Такая окраска помогает ему прятаться от врагов, когда он садится на землю. (10)А живёт жаворонок только на земле, где находит себе пищу и устраивает гнездо. (11)Он прекрасно приспособился к этому. (12)У него лапки с длинными прямыми пальцами, чтобы удобнее было ходить по траве. (13)На деревья жаворонок не может садиться: такими пальцами сучок не обхватишь.  (14)Гнездо жаворонка найти легко: оно чуть-чуть прикрыто травинками. (15)Если тебе случится увидеть его, уходи скорее, не беспокой птиц. (16)За это следующей весной уже весь выводок жаворонков будет охранять поля от вредителей и радовать людей своими звонкими песнями.

(1)Ещё холодно, почти повсюду лежит снег. (2)Мартовское солнце светит ярко, но греет ещё слабо. (3)Однако весна уже наступила. (4)И доказательство этому — звонкая птичья песня, которая льётся откуда-то сверху. (5)Певца разглядеть трудно: солнце слепит глаза. (6)Но можно сразу сказать, что это жаворонок. (7)Вот он опустился пониже, теперь его можно и увидеть.

(8)Жаворонок — коричневый с тёмными пестрянками и крапинками. (9)Такая окраска помогает ему прятаться от врагов, когда он садится на землю. (10)А живёт жаворонок только на земле, где находит себе пищу и устраивает гнездо. (11)Он прекрасно приспособился к этому. (12)У него лапки с длинными прямыми пальцами, чтобы удобнее было ходить по траве. (13)На деревья жаворонок не может садиться: такими пальцами сучок не обхватишь.

(14)Гнездо жаворонка найти легко: оно чуть-чуть прикрыто травинками. (15)Если тебе случится увидеть его, уходи скорее, не беспокой птиц. (16)За это следующей весной уже весь выводок жаворонков будет охранять поля от вредителей и радовать людей своими звонкими песнями.

Примерный план. 1) Первая весенняя песня. 2) Жаворонок. 3) Не беспокойте птиц!

Примерный план.

1) Первая весенняя песня.

2) Жаворонок.

3) Не беспокойте птиц!

11. Ответить на вопрос. 2

11.

Ответить на вопрос.

2

Почему, по мнению автора текста, без деревянных расписных солонок на Руси не обходилось ни одно праздничное торжество?

Почему, по мнению автора текста, без деревянных расписных солонок на Руси не обходилось ни одно праздничное торжество?

(1)На Руси солонка всегда была предметом очень почитаемым. (2)Ведь наряду с хлебом соль являлась символом благополучия, вот почему дорогих гостей издревле встречали хлебом-солью. (3)Без деревянных расписных солонок, которые назывались солоницы, не обходилось ни одно праздничное торжество. (4)Говорят, что наиболее почётными местами за столом считались те, что располагались ближе к солонке.

(5)Каких только солонок не выдумывали русские мастера: в виде уточек, коробочек с резными коньками, главками церквей или двуглавым орлом. (6)Например, для Русского Севера, вологодской и архангельской губерний, типичной была солонка в форме плывущей птицы с головой уточки (такую солонку называли утицей). (7)Вырезая солонку-утицу, мастера оставляли между грудью и клювом перемычку, которая служила удобной ручкой. (8)Спинку и часть хвоста отпиливали, чтобы сделать в туловище углубление для соли, а затем выпиленную часть возвращали на место. (9)Около хвоста просверливали отверстия, в которые вставляли круглый стержень — вертлюг. (10)Когда нужно было открыть солонку, крышку на вертлюге легко отводили в сторону, но бывали у солонок-утиц и съёмные крышечки.

(11)В Верхнем и Среднем Поволжье были очень распространены нарядные солонки, по форме напоминавшие кресла. (12)За столетия мастера выработали особый тип крышки на вертлюге для солонки-кресла. (13)Такая крышка вращается на двух вертлюгах, вставленных в подлокотники солонки. (14)Она легко откидывается и упирается в спинку солонки, которая служит ручкой. (15)Крышки и спинки солонок-кресел красочно расписывали (ещё одно свидетельство особого отношения мастеров к солонке), и эта чудесная яркая роспись до сих пор сохранилась в некоторых крестьянских домах Поволжья. (16)А солонка и сейчас всегда наготове держит перед нами соль — и спасибо ей за это…

На Руси солонка всегда была предметом очень почитаемым. Хлеб и соль у наших предков считались символом благополучия. Соль в праздничные дни насыпали в деревянную расписную солонку. Яркая роспись – одно из свидетельств особого отношения мастеров к солонке.

На Руси солонка всегда была предметом очень почитаемым. Хлеб и соль у наших предков считались символом благополучия. Соль в праздничные дни насыпали в деревянную расписную солонку. Яркая роспись – одно из свидетельств особого отношения мастеров к солонке.

Почему, по мнению автора текста, без аистов синее небо становится пустым и скучным?

Почему, по мнению автора текста, без аистов синее небо становится пустым и скучным?

(1)Я лежу в окопе на разостланной шинели и долго гляжу вверх, в синюю бездну летнего неба. (2)В эту минуту не слышно ни взрывов, ни выстрелов, все спит. (3)Солнце скрылось за бруствером и уже клонится к закату. (4)Медленно спадает жара, утихает ветер. (5)Одинокая былинка на краю бруствера бессильно свисает в окоп. (6)Высоко в небе летают аисты. (7)Они распластали широкие, размочаленные на концах крылья, забрались в самую высь и кружат там, будто купаются в солнечном ясном раздолье. (8)Ветровые потоки постепенно относят их в сторону, но птицы важно взмахивают крыльями, опять набирают высоту и долго парят в поднебесье.

(9)Аисты часто прилетают сюда в погожую предвечернюю пору и кружатся. (10)Они, наверно, высматривают какое-нибудь болотце, камышовую заводь или лужок, чтобы поискать корма, напиться, а то и просто постоять в раздумье на одной ноге. (11)Но теперь возле заводей, у приречных болот, на всех полях и дорогах — люди. (12)Не успевают птицы сколько-нибудь снизиться, как на земле начинают трещать пулеметные очереди, высокий голубой простор зло прошивают невидимые шмели-пули, аисты пугливо бросаются в стороны и торопливо улетают к предгорьям Карпат.

(13)Без аистов синее небо становится пустым и скучным, в нем не за что зацепиться взгляду. (14)Я прищуриваюсь и дремотно притихаю.

Без аистов небо становится пустым и скучным, потому что птицы в короткие минуты затишья перед боем напоминают бойцам о мирной жизни. Аисты улетают, и опять вспоминается, что кругом война.

Без аистов небо становится пустым и скучным, потому что птицы в короткие минуты затишья перед боем напоминают бойцам о мирной жизни. Аисты улетают, и опять вспоминается, что кругом война.

Как в неравной схватке с медведем отцу удалось спастись?

Как в неравной схватке с медведем отцу удалось спастись?

(1)Лай был отличным охотником. (2)Ростом он был с волка. (3)Уши у него торчком, как у волка, и масти он серой, волчьей. (4)Только хвост у него лежит на спине кренделем, как у лайки. (5)Однажды отец пошёл с ним на медведя. (6)Набрели на след большого зверя. (7)На Лае шерсть поднялась дыбом, но он смело бросился вперёд и скоро догнал уходившего медведя. (8)Отец выстрелил, но только легко ранил зверя. (9)Зверюга рассвирепел и так стремительно кинулся на отца, что отец не успел выстрелить второй раз. (10)Чудовище лапой вышибло ружьё у него из рук. (11)Миг — и отец лежал на спине под тяжёлой тушей. (12)Он считал себя уже погибшим, но зверь вдруг отвалился от него и вскинул передние лапы в воздух. (13)Отец вскочил на ноги. (14)Лай висел на спине у медведя, зубами вцепившись ему в ухо. (15)Отец успел схватить ружье и послать медведю пулю, прежде чем зверь задавил Лая. (16)Медведь рухнул мёртвым.

(1)Лай был отличным охотником. (2)Ростом он был с волка. (3)Уши у него торчком, как у волка, и масти он серой, волчьей. (4)Только хвост у него лежит на спине кренделем, как у лайки.

(5)Однажды отец пошёл с ним на медведя. (6)Набрели на след большого зверя. (7)На Лае шерсть поднялась дыбом, но он смело бросился вперёд и скоро догнал уходившего медведя. (8)Отец выстрелил, но только легко ранил зверя. (9)Зверюга рассвирепел и так стремительно кинулся на отца, что отец не успел выстрелить второй раз. (10)Чудовище лапой вышибло ружьё у него из рук. (11)Миг — и отец лежал на спине под тяжёлой тушей.

(12)Он считал себя уже погибшим, но зверь вдруг отвалился от него и вскинул передние лапы в воздух. (13)Отец вскочил на ноги. (14)Лай висел на спине у медведя, зубами вцепившись ему в ухо. (15)Отец успел схватить ружье и послать медведю пулю, прежде чем зверь задавил Лая. (16)Медведь рухнул мёртвым.

Отец остался жив, потому что Лай вцепился в медвежье ухо, медведь расцепил лапы. Этим моментом воспользовался отец.

Отец остался жив, потому что Лай вцепился в медвежье ухо, медведь расцепил лапы. Этим моментом воспользовался отец.

Что заставило взрослых бежать тушить пожар?

Что заставило взрослых бежать тушить пожар?

(1)Однажды во время сильной грозы в пассажирское судно, находящееся в Атлантическом океане, попала молния. (2)На корабле начался пожар. (3)Пассажиров охватила паника. (4)Все бросились на палубу, каждому хотелось первому сесть в спасательную шлюпку.(5)Выскочившая из каюты маленькая дочь капитана в недоумении смотрела на обезумевшую толпу. (6)Она никак не могла понять, почему эти люди так неистовствуют. (7)Она громко и спокойно сказала: «Да успокойтесь же! Папа уже туда отправился и начал тушить огонь!» (8)Огонь ведь можно потушить. (9)О такой возможности никто даже и не подумал. (10)Все готовились бежать с корабля. (11)Только слова ребёнка заставили взрослых опомниться и бежать тушить пожар, с которым экипажу вряд ли удалось бы справиться. (12)Но помощь сотни добровольных рук значительно облегчила это трудное дело. (13)Спокойная уверенность маленькой девочки совершила настоящее чудо.

(1)Однажды во время сильной грозы в пассажирское судно, находящееся в Атлантическом океане, попала молния. (2)На корабле начался пожар. (3)Пассажиров охватила паника. (4)Все бросились на палубу, каждому хотелось первому сесть в спасательную шлюпку.(5)Выскочившая из каюты маленькая дочь капитана в недоумении смотрела на обезумевшую толпу. (6)Она никак не могла понять, почему эти люди так неистовствуют. (7)Она громко и спокойно сказала: «Да успокойтесь же! Папа уже туда отправился и начал тушить огонь!»

(8)Огонь ведь можно потушить. (9)О такой возможности никто даже и не подумал. (10)Все готовились бежать с корабля. (11)Только слова ребёнка заставили взрослых опомниться и бежать тушить пожар, с которым экипажу вряд ли удалось бы справиться. (12)Но помощь сотни добровольных рук значительно облегчила это трудное дело. (13)Спокойная уверенность маленькой девочки совершила настоящее чудо.

Только слова ребёнка заставили взрослых опомниться и бежать тушить пожар.

Только слова ребёнка заставили взрослых опомниться и бежать тушить пожар.

Задание 12. Распознавание лексического значения слова

Задание 12. Распознавание лексического значения слова

1. Определите и запишите лексическое значение слова «отводили» из предложения 10. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. Отводили — ... (10)Когда нужно было открыть солонку, крышку на вертлюге легко отводили в сторону, но бывали у солонок-утиц и съёмные крышечки.

1. Определите и запишите лексическое значение слова «отводили» из предложения 10. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Отводили — ...

(10)Когда нужно было открыть солонку, крышку на вертлюге легко отводили в сторону, но бывали у солонок-утиц и съёмные крышечки.

Отводили – направляли в сторону. На прошлой неделе мы с сестрой дважды отводили младшего брата в детский сад.

Отводили – направляли в сторону.

На прошлой неделе мы с сестрой дважды отводили младшего брата в детский сад.

2. Определите и запишите лексическое значение слова «прошивают» из предложения 12. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. Прошивают — ... (12)Не успевают птицы сколько-нибудь снизиться, как на земле начинают трещать пулеметные очереди, высокий голубой простор зло прошивают невидимые шмели-пули, аисты пугливо бросаются в стороны и торопливо улетают к предгорьям Карпат.

2. Определите и запишите лексическое значение слова «прошивают» из предложения 12. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Прошивают — ...

(12)Не успевают птицы сколько-нибудь снизиться, как на земле начинают трещать пулеметные очереди, высокий голубой простор зло прошивают невидимые шмели-пули, аисты пугливо бросаются в стороны и торопливо улетают к предгорьям Карпат.

Слово «прошивают» употреблено в переносном значении, в контексте данного предложения означает «очень много пуль проносится в воздухе». Мама прошивает одеяло.

Слово «прошивают» употреблено в переносном значении, в контексте данного предложения означает «очень много пуль проносится в воздухе».

Мама прошивает одеяло.

3.Определите и запишите лексическое значение слова «провёл» из предложения 9. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. Провёл — ... 9)Спрятал в кустах самострелы, а веревочки, которые стрелу спускают, через тропу провёл. 

3.Определите и запишите лексическое значение слова «провёл» из предложения 9. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Провёл — ...

9)Спрятал в кустах самострелы, а веревочки, которые стрелу спускают, через тропу провёл. 

Провёл — протянул, проложил.  Я хорошо провёл время в гостях.

Провёл — протянул, проложил.

Я хорошо провёл время в гостях.

4. Определите и запишите лексическое значение слова «колебаться» из предложения 13. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. Колебаться — ... (13)Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться.

4. Определите и запишите лексическое значение слова «колебаться» из предложения 13. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Колебаться — ...

(13)Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться.

Колебаться — сомневаться.  Вода под воздействием ветра начала колебаться, появились небольшие волны.

Колебаться — сомневаться.

Вода под воздействием ветра начала колебаться, появились небольшие волны.

5. Определите и запишите лексическое значение слова «выглянул» из предложения 6. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. Выглянул — ... (6)И вот раздвинулись лепестки, и из середины выглянул толстый столбик весь в бутонах.

5. Определите и запишите лексическое значение слова «выглянул» из предложения 6. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Выглянул — ...

(6)И вот раздвинулись лепестки, и из середины выглянул толстый столбик весь в бутонах.

Выглянул — показался.  Щенок выглянул из своего убежища.

Выглянул — показался.

Щенок выглянул из своего убежища.

Задание 13. Распознавание стилистической принадлежности слова.

Задание 13. Распознавание стилистической принадлежности слова.

СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА СЛОВА. СИНОНИМИЯ.

СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА СЛОВА. СИНОНИМИЯ.

разновидность определение Н примеры Е Не придающая слову какого-либо стилистического признака, не определяющая его закреплённости за определённым стилем Общеупотребительные слова, обозначающие предметы и понятия окружающего мира – дом, говорить, зелёный Й Т Р А Л Ь Н А Я

разновидность

определение

Н

примеры

Е

Не придающая слову какого-либо стилистического признака, не определяющая его закреплённости за определённым стилем

Общеупотребительные слова, обозначающие предметы и понятия окружающего мира – дом, говорить, зелёный

Й

Т

Р

А

Л

Ь

Н

А

Я

К Н Присущая словам книжных стилей – официально-деловому, научному, публицистическому.   И Лингвистика, ответчик, эпитет, общественность, грядущий. Бывает торжественно-поэтическая, так называемый высокий стиль. Ж  Н  Дерзновенный, дерзание, отречься, воспарить А Я

К

Н

Присущая словам книжных стилей – официально-деловому, научному, публицистическому.

 

И

Лингвистика, ответчик, эпитет, общественность, грядущий.

Бывает торжественно-поэтическая, так называемый высокий стиль.

Ж

Н

Дерзновенный, дерзание, отречься, воспарить

А

Я

Р А Присущая словам разговорного стиля и его разновидностей (просторечная, жаргонная и т.д.) К разговорной лексике относятся слова, придающие речи оттенок непринужденности, неофициальности (но не грубо-просторечные слова!). Разговорная лексика (не выходит за пределы русского литературного языка): чепуха, наобум, халтурить, работяга . З Малюсенький, Г задира, бормотать, сгущёнка, щуплый, халтурить, чепуха, дрыхнуть О В О Р Н А Я

Р

А

Присущая словам разговорного стиля и его разновидностей (просторечная, жаргонная и т.д.)

К разговорной лексике относятся слова, придающие речи оттенок непринужденности, неофициальности (но не грубо-просторечные слова!). Разговорная лексика (не выходит за пределы русского литературного языка): чепуха, наобум, халтурить, работяга .

З

Малюсенький,

Г

задира, бормотать, сгущёнка, щуплый, халтурить, чепуха, дрыхнуть

О

В

О

Р

Н

А

Я

ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА Просторечная лексика выходит за пределы строго нормированной русской литературной речи)   1. Грубовато-экспрессивные слова звучат чаще всего в речи недостаточно образованных людей, характеризуя их культурный уровень       2. Грубо-просторечная лексика отличается от грубовато-экспрессивной лексики большей степенью грубости. У этих слов сильно выражена экспрессия, способность передавать отрицательное отношение говорящего к каким-либо явлениям. Чрезмерная грубость делает эту лексику недопустимой в речи культурных людей.   обормот, дрыхнуть, облапошить. 3. Собственно-просторечная лексика – простонародные слова, не рекомендованные к употреблению в речи образованных людей .     Сравните: лицо (нейтр.) = харя, рыло, репа.            давеча, небось, отродясь.

ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА

Просторечная лексика выходит за пределы строго нормированной русской литературной речи)

 

1. Грубовато-экспрессивные слова звучат чаще всего в речи недостаточно образованных людей, характеризуя их культурный уровень

 

 

 

2. Грубо-просторечная лексика отличается от грубовато-экспрессивной лексики большей степенью грубости. У этих слов сильно выражена экспрессия, способность передавать отрицательное отношение говорящего к каким-либо явлениям. Чрезмерная грубость делает эту лексику недопустимой в речи культурных людей.

 

обормот, дрыхнуть, облапошить.

3. Собственно-просторечная лексика – простонародные слова, не рекомендованные к употреблению в речи образованных людей .

 

 

Сравните: лицо (нейтр.) = харя, рыло, репа.

 

 

 

 

  давеча, небось, отродясь.

ПРИМЕРЫ стилистических синонимов: стилистически нейтральное улучшение книжное прогресс отменить упразднить, аннулировать отрывок фрагмент враг недруг стилистически нейтральное Разговорное важничать спать форсить дрыхнуть плакать реветь стилистически нейтральное эмоционально окрашенное лошадь кляча сделать смастерить, сладить легкомыслие дурашливость

ПРИМЕРЫ стилистических синонимов:

стилистически нейтральное

улучшение

книжное

прогресс

отменить

упразднить, аннулировать

отрывок

фрагмент

враг

недруг

стилистически нейтральное

Разговорное

важничать

спать

форсить

дрыхнуть

плакать

реветь

стилистически нейтральное

эмоционально окрашенное

лошадь

кляча

сделать

смастерить, сладить

легкомыслие

дурашливость

1.Определите стилистическую принадлежность слова «издревле» из предложения 2, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. (2)Ведь наряду с хлебом соль являлась символом благополучия, вот почему дорогих гостей издревле встречали хлебом-солью. 1)  издревле – книжное слово; 2) подбор синонима к данному слову:  издревле – всегда, давно, издавна.

1.Определите стилистическую принадлежность слова «издревле» из предложения 2, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

(2)Ведь наряду с хлебом соль являлась символом благополучия, вот почему дорогих гостей издревле встречали хлебом-солью.

1)  издревле – книжное слово;

2) подбор синонима к данному слову:  издревле – всегда, давно, издавна.

Опре­де­ли­те сти­ли­сти­че­скую при­над­леж­ность слова «рас­пла­ста­ли» из пред­ло­же­ния 7, за­пи­ши­те. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним (си­но­ни­мы) к этому слову. (7)Они распластали широкие, размочаленные на концах крылья, забрались в самую высь и кружат там, будто купаются в солнечном ясном раздолье. Слово «распластали может использоваться в разговорном и художественном стилях. Распластали — широко расставили.

Опре­де­ли­те сти­ли­сти­че­скую при­над­леж­ность слова «рас­пла­ста­ли» из пред­ло­же­ния 7, за­пи­ши­те. Под­бе­ри­те и за­пи­ши­те си­но­ним (си­но­ни­мы) к этому слову.

(7)Они распластали широкие, размочаленные на концах крылья, забрались в самую высь и кружат там, будто купаются в солнечном ясном раздолье.

Слово «распластали может использоваться в разговорном и художественном стилях.

Распластали — широко расставили.

Определите стилистическую принадлежность слова «кружил» из предложения 11, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. (11)Кружил зверолов, кружил да так закружился, что и не вспомнил про одну свою верёвочку, и нечаянно задел её ногой.  Слово «кру­жил» может ис­поль­зо­вать­ся в раз­го­вор­ном и ху­до­же­ствен­ном сти­лях. Кру­жил — ходил по кругу, ходил по од­но­му и тому же месту.

Определите стилистическую принадлежность слова «кружил» из предложения 11, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

(11)Кружил зверолов, кружил да так закружился, что и не вспомнил про одну свою верёвочку, и нечаянно задел её ногой. 

Слово «кру­жил» может ис­поль­зо­вать­ся в раз­го­вор­ном и ху­до­же­ствен­ном сти­лях.

Кру­жил — ходил по кругу, ходил по од­но­му и тому же месту.

Определите стилистическую принадлежность слова «поманил» из предложения 8, запишите. (8)Он отряхнул снег с её спины и поманил за собой. Слово «поманил» может употребляться в разговорном и художественных стилях. Поманил — позвал, подозвал.

Определите стилистическую принадлежность слова «поманил» из предложения 8, запишите.

(8)Он отряхнул снег с её спины и поманил за собой.

Слово «поманил» может употребляться в разговорном и художественных стилях.

Поманил — позвал, подозвал.

Определите стилистическую принадлежность слова «рухнул» из предложения 16, запишите. (16)Медведь рухнул мёртвым. Слово «рухнул» — признак разговорного стиля. Рухнул — упал, свалился.

Определите стилистическую принадлежность слова «рухнул» из предложения 16, запишите.

(16)Медведь рухнул мёртвым.

Слово «рухнул» — признак разговорного стиля.

Рухнул — упал, свалился.

Опре­де­ли­те сти­ли­сти­че­скую при­над­леж­ность слова «вы­во­док» из пред­ло­же­ния 16, за­пи­ши­те. (16)За это следующей весной уже весь выводок жаворонков будет охранять поля от вредителей и радовать людей своими звонкими песнями. Вы­во­док — потом­ство. Слово сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ное, может упо­треб­лять­ся раз­ных сти­лях.

Опре­де­ли­те сти­ли­сти­че­скую при­над­леж­ность слова «вы­во­док» из пред­ло­же­ния 16, за­пи­ши­те.

(16)За это следующей весной уже весь выводок жаворонков будет охранять поля от вредителей и радовать людей своими звонкими песнями.

Вы­во­док — потом­ство.

Слово сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ное, может упо­треб­лять­ся раз­ных сти­лях.

Определите стилистическую принадлежность слова «спрятана» из предложения 14, запишите. (14)Вот какая радость была спрятана в некрасивой серой луковице. Спрятана — скрыта. Слово «спрятана» стилистически нейтральное, может употребляться в разных стилях.

Определите стилистическую принадлежность слова «спрятана» из предложения 14, запишите.

(14)Вот какая радость была спрятана в некрасивой серой луковице.

Спрятана — скрыта.

Слово «спрятана» стилистически нейтральное, может употребляться в разных стилях.

Опре­де­ли­те сти­ли­сти­че­скую при­над­леж­ность слова «сла­дил» из пред­ло­же­ния 7, за­пи­ши­те. (7)Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Сла­дил — сде­лал. Слово упо­треб­ля­ет­ся в раз­го­вор­ном стиле.

Опре­де­ли­те сти­ли­сти­че­скую при­над­леж­ность слова «сла­дил» из пред­ло­же­ния 7, за­пи­ши­те.

(7)Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал.

Сла­дил — сде­лал.

Слово упо­треб­ля­ет­ся в раз­го­вор­ном стиле.

Опре­де­ли­те сти­ли­сти­че­скую при­над­леж­ность слова «та­лант» из пред­ло­же­ния 3, за­пи­ши­те. (3)Его литературный талант высоко ценил Александр Сергеевич Пушкин. Слово «та­лант» сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ное, может быть ис­поль­зо­ва­но в раз­ных сти­лях. Та­лант — дар, спо­соб­ность.

Опре­де­ли­те сти­ли­сти­че­скую при­над­леж­ность слова «та­лант» из пред­ло­же­ния 3, за­пи­ши­те.

(3)Его литературный талант высоко ценил Александр Сергеевич Пушкин.

Слово «та­лант» сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ное, может быть ис­поль­зо­ва­но в раз­ных сти­лях.

Та­лант — дар, спо­соб­ность.

Определите стилистическую принадлежность слова «полюбоваться» из предложения 17, запишите. (17)В эту летнюю ночь сотни людей приходят полюбоваться редким и красивым зрелищем. Полюбоваться — посмотреть, с удовольствием понаблюдать. Слово «полюбоваться» может использоваться в разговорном и художественном стилях.

Определите стилистическую принадлежность слова «полюбоваться» из предложения 17, запишите.

(17)В эту летнюю ночь сотни людей приходят полюбоваться редким и красивым зрелищем.

Полюбоваться — посмотреть, с удовольствием понаблюдать.

Слово «полюбоваться» может использоваться в разговорном и художественном стилях.

Задание 14. Распознавание значения фразеологической единицы.

Задание 14. Распознавание значения фразеологической единицы.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - это  устойчивое неделимое сочетание слов , которое воспроизводится в готовом виде ( бить баклуши, мастер на все руки, держать камень за пазухой,  звёздный час, заварить кашу, со всех ног).

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ -

это устойчивое неделимое сочетание слов , которое воспроизводится в готовом виде ( бить баклуши, мастер на все руки, держать камень за пазухой, звёздный час, заварить кашу, со всех ног).

Бить баклуши  – бездельничать, Вилами по воде писано  – еще не известно, как будет, исход не ясен, Водой не разольёшь  — о крепкой дружбе Воду в решете носить  – попусту тратить время, заниматься бесполезным делом Играть в бирюльки  – заниматься пустяками, ерундой Семь пятниц на неделе  – о человеке, который часто меняет свои планы и решения.

Бить баклуши – бездельничать,

Вилами по воде писано – еще не известно, как будет, исход не ясен,

Водой не разольёшь — о крепкой дружбе

Воду в решете носить – попусту тратить время, заниматься бесполезным делом

Играть в бирюльки – заниматься пустяками, ерундой

Семь пятниц на неделе – о человеке, который часто меняет свои планы и решения.

Бросить перчатку  - вызвать кого-нибудь на спор, соревнование (хотя никто перчаток не кидает) Волк в овечьей шкуре  - злые люди, прикидывающиеся добрыми, которые прячутся под маской кротости Витать в облаках  - блаженно грезить, фантазировать невесть о чем. Душа в пятки ушла  - человек перетрусивший, испугавшийся.

Бросить перчатку - вызвать кого-нибудь на спор, соревнование (хотя никто перчаток не кидает)

Волк в овечьей шкуре - злые люди, прикидывающиеся добрыми, которые прячутся под маской кротости

Витать в облаках - блаженно грезить, фантазировать невесть о чем.

Душа в пятки ушла - человек перетрусивший, испугавшийся.

Объясните значение фразеологизма  задирать нос , запишите. Используя не менее двух предложений , опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Объясните значение фразеологизма  задирать нос , запишите. Используя не менее двух предложений , опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1)  Задирать нос – зазнаваться, важничать‚ ставить себя выше других, превозносить себя. 2) толкование ситуации в заданном контексте. Вариант ответа: Мой одноклассник стал победителем олимпиады по математике и заболел «звёздной болезнью». Мы с ребятами по-дружески попросили его не задирать нос, ведь неприятно общаться с зазнайкой.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)  Задирать нос – зазнаваться, важничать‚ ставить себя выше других, превозносить себя.

2) толкование ситуации в заданном контексте.

Вариант ответа:

Мой одноклассник стал победителем олимпиады по математике и заболел «звёздной болезнью». Мы с ребятами по-дружески попросили его не задирать нос, ведь неприятно общаться с зазнайкой.

Объясните значение фразеологизма «ни свет ни заря»

Объясните значение фразеологизма

«ни свет ни заря»

1.Ни свет ни заря — очень рано. 2.Поезд прибывал в пять утра. Опаздывать никому не хотелось. Поэтому пришлось вставать ни свет ни заря.

1.Ни свет ни заря — очень рано.

2.Поезд прибывал в пять утра. Опаздывать никому не хотелось. Поэтому пришлось вставать ни свет ни заря.

Объясните значение фразеологизма «не подпускать на пушечный выстрел»

Объясните значение фразеологизма

«не подпускать на пушечный выстрел»

1.Не подпускать на пушечный выстрел — не подходить, не подпускать близко. 2.Собака попала в капкан. Нам с трудом удалось её освободить, потому что она долго никого к себе не подпускала на пушечный выстрел.

1.Не подпускать на пушечный выстрел — не подходить, не подпускать близко.

2.Собака попала в капкан. Нам с трудом удалось её освободить, потому что она долго никого к себе не подпускала на пушечный выстрел.

Объясните значение фразеологизма «водить за нос»

Объясните значение фразеологизма «водить за нос»

1.Водить за нос  — обманывать. 2.Я всё думал, почему он не возвращает мне книгу. Впоследствии оказалось, что книгу он давно потерял, а меня водил за нос , рассказывая истории, как увлечённо перечитывает повесть по нескольку раз.

1.Водить за нос  — обманывать.

2.Я всё думал, почему он не возвращает мне книгу. Впоследствии оказалось, что книгу он давно потерял, а меня водил за нос , рассказывая истории, как увлечённо перечитывает повесть по нескольку раз.

Объясните значение фразеологизма «белая ворона» , запишите.

Объясните значение фразеологизма «белая ворона» , запишите.

1.Белая ворона  — тот, кто отличается от других. 2.Он никогда не мог произнести грубого слова или обидеть кого-то. Этим он был так не похож на всех остальных детдомовцев. Мы прозвали его белой вороной .

1.Белая ворона  — тот, кто отличается от других.

2.Он никогда не мог произнести грубого слова или обидеть кого-то. Этим он был так не похож на всех остальных детдомовцев. Мы прозвали его белой вороной .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!