СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВПР РУССКИй ЯЗЫК 5 КЛАСС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ВПР РУССКИй ЯЗЫК 5 КЛАСС»



ВПР РУССКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС



1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.


Текст 1

Моторный баркас, ра(з/с)секая лё(г/х)кие(3) волны (К,к)аспийского моря, мчит к бер..гу. Вокру(г/к)(1) простира..т..ся г..лубая даль моря. Вп..р..ди начинают..ся высокие густые к..мыши.

Выс..ко в неб.. кружат орланы и коршуны.(4) На волнах п..качивают..ся белые пеликаны. На их спины спокойно взб..рают..ся бакланы. Этих птиц (з/с)дружила совмес..ная ловля рыбы. Пеликаны на мощ..ных крыл..ях зал..та..т(2) в море выстраива..т..ся полукругом и начина..т хлопать крыл..ями по в..де. Они гон..т к бер..гу к..сяк рыбы. На помощ.. им приход..т бакланы, которые х..р..шо ныряют и сл..дят под в..дой, чтобы рыба (не)прорвала птич..ю цепь. Цепь л..ма..т..ся и пеликаны набрасывают..ся на добычу.





2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 виды анализа слова, словосочетания, предложения:

 

(1)  — фонетический анализ;

(2)  — морфемный анализ;

(3)  — морфологический анализ;

(4)  — синтаксический анализ предложения.




3. Поставьте знак ударения в следующих словах:

магазин, повторит, километр, квартал



4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

Бордовые розы расцвели в саду пышным цветом.



5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1)  По словам Тани лучшим номером концерта было выступление скрипачей

2)  Таня тихо ответила что ещё никогда так не волновалась перед выступлением

3)  Иван Сергеевич громко произнёс Таня выступит на концерте русской народной песни

4)  Какую песню ты готовишь к концерту Таня



6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1)  Друзья решили снова встретиться в Летнем саду.

2)  Пусть друзья встретятся у входа в Летний сад.

3)  Давайте друзья встретимся снова в Летнем саду.

4)  Встречай-ка ты нас у входа в Летний сад.



7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1)  У Серёжи поднялась температура и он не пошёл в школу

2)  Мы опоздали на последний автобус и заночевали в деревне

3)  Появились какие-то юркие рыбки и стали кружить у самого борта

4)  Юноша играл на расстроенной гитаре и тихонько подпевал



8. Определите и запишите основную мысль текста.


Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.

Текст 2

(1)От дачи Петя направился к морю. (2)Степь обрывалась вниз.

(3)Мальчик постоял на краю. (4)Голову закружило пьянящее ощущение простора, чувство погружения в мечту. (5)Он уже видел себя одиноким Робинзоном... (6)Он оглядывал чужой океан с высокого берега тропического острова.

(7)Узкая дорожка вела зигзагами вниз, к пляжу. (8)До поворота мальчик ещё кое-как притормаживал и хватался руками за сухие нитки корней. (9)Но удержаться на откосе было невозможно.

(10)Он радостно закричал во всё горло и ринулся по дорожке вниз. (11)Мальчик‚ делая огромные прыжки по громадным ступеням естественной лестницы, со всего маху вылетел на холодный песок берега.

(12)Гордое чувство одиночества Робинзона на необитаемом острове с новой силой охватило мальчика. (13)Петя стал внимательно присматриваться к следам. (14)Серые уголья костра говорили о том, что ночью к берегу приставали на лодке туземцы. (15)Здесь они варили пищу. (16)Винная пробка с французским клеймом и побелевший в воде ломтик лимона, выброшенный волной на песок, свидетельствовали о том, что недавно в открытом море прошёл пиратский корабль.

(17)Полный волнующих впечатлений, Петя стал всматриваться в линию горизонта в поисках пиратов. (18)И так силён оказался мир его мечты, что за бликами мелких черноморских волн Робинзон снова увидел бескрайнюю даль тропического океана.

 

(По В. Катаеву)



9. Какие предметы на пляже, по мнению героя текста, свидетельствуют о том, что мальчик оказался на берегу южного океана? Запишите ответ.




10. Определите, какой функционально-смысловой тип речи представлен в предложениях 8—11 текста. Запишите ответ.




11. В предложениях 7—10 найдите слово со значением «крутой изгиб, ломаная линия». Выпишите это слово.



12. В предложениях 17—18 найдите антоним к слову «реальность» и выпишите его.



Пояснение.



2.

Фонетический анализ

вокруг(1)

в  — [в]  — согласный, звонкий, твёрдый

о  — [а]  — гласный, безударный

к  — [к]  — согласный, глухой, твёрдый

р  — [р]  — согласный, звонкий, твёрдый

у  — [у́]  — гласный, ударный

г  — [к]  — согласный, глухой, твёрдый

 

6 букв, 6 звуков, 2 слога


Морфемный анализ (по составу)

залетают(2)

за - ПРИСТАВКА

лет- КОРЕНЬ

а - СУФФИКС

ют - ОКОНЧАНИЕ

 

Морфологический анализ

лёгкие(3) (волны)

1)  лёгкие (волны)  — имя прилагательное, обозначает признак предмета: волны (какие?) лёгкие;

2)  начальная форма  — лёгкий; в полной форме, во множ. числе, в винительном падеже;

3)  в предложении является определением.

 

Синтаксический анализ

Высоко в небе кружат орланы и коршуны.

(повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными подлежащими).

3.

магазИн, повторИт, киломЕтр, квартАл

4.

 Обозначение частей речи в предложении:

Бордовые ( прил), розы ( сущ), расцвели ( гл), в ( предл), саду ( сущ),пышным ( прил), цветом ( сущ)

 Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: союз, местоимение (ИЛИ личное местоимение), частица.

Возможное, но необязательно указание: наречие, имя числительное, междометие.



5.


1.  Иван Сергеевич громко произнёс: «Таня выступит на концерте русской народной песни».

2.  Составление схемы предложения: А: «П».



6.

 Распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Давайте, друзья, встретимся снова в Летнем саду.

2)  Объяснение основания выбора предложения: это предложение с обращением.

ИЛИ Обращение.

ИЛИ Обращение внутри предложения.

 

Ответ: Давайте, друзья, встретимся снова в Летнем саду.  — Выделяется обращение «друзья».



7.

Расставим знаки препинания.

1)  У Серёжи поднялась температура, и он не пошёл в школу. - Запятая между частями сложного предложения.

2)  Мы опоздали на последний автобус и заночевали в деревне. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

3)  Появились какие-то юркие рыбки и стали кружить у самого борта. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

4)  Юноша играл на расстроенной гитаре и тихонько подпевал. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

 

Ответ: 1) У Серёжи поднялась температура, и он не пошёл в школу. - Запятая между частями сложного предложения.



8.

Основная мысль текста:

На берегу Чёрного моря Петя переносится в мир своей мечты. (ИЛИ: Сила мечты способна преобразить реальность, перенести нас из знакомых мест в мир приключений).

 

Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.



9.


Ответ может быть сформулирован так:

Это угли костра, винная пробка и ломтик лимона.

 

Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс