Юридическая консультация.
Вправе ли учитель ставить плохие отметки за пропуски,
забытую форму, отсутствие тетрадей и поведение
В статье юрист-эксперт расскажет, можно ли использовать оценки в воспитательных целях, и предложит нормативные варианты, как учителю реагировать на проступки школьников, чтобы оставаться в рамках требований.
Выставлять отметки, плохие или хорошие, учитель может только за освоенную часть учебного материала образовательной программы. В противном случае педагог нарушит локальный акт о текущем контроле и промежуточной аттестации. Такие действия учителя могут повлиять также и на объективность оценивания и результаты ученика.
Оценка должна отражать уровень знаний школьника. Применять ее в качестве меры воспитательного воздействия нельзя. Этот вывод можно сделать из анализа норм Закона об образовании, где именно освоение образовательной программы или ее части сопровождается промежуточной аттестацией (ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Также учитель не может использовать текущий контроль успеваемости, чтобы наказать школьника. Текущий контроль нужен, чтобы определить степень освоения темы или материала предмета, курса, дисциплины, модуля. Еще педагоги проводят текущий контроль, чтобы скорректировать рабочие программы, если есть опасения, что дети плохо усваивают ее. Все это помогает учителю предупредить возникновение академических задолженностей.
Какие последствия грозят педагогу, который выставляет отметки в воспитательных целях
Если учитель применяет оценивание в качестве воспитательного или карательного воздействия на школьника, может возникнуть конфликтная ситуация. В таком случае есть три последствия для педагога.
Спор с родителями ученика. Такое последствие регулируют статьи 43, 45 и 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Так, родители вправе обжаловать меры дисциплинарного взыскания учителя и их применение к школьнику. Для этого они могут обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (ч. 11 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Комиссию по урегулированию споров создают в школе. В нее включают равное количество работников школы, представителей совершеннолетних учеников, родителей или законных представителей несовершеннолетних школьников (ч. 3 ст. 45 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Закрепляют локальным нормативным актом порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров. Акт принимают на педсовете с учетом мнения советов учеников и родителей, утверждают подписью директора школы (ч. 6 ст. 45 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Решение комиссии по урегулированию споров обязательно к исполнению всеми участниками образовательных отношений, но его можно обжаловать в порядке, который установлен законодательством РФ (ч. 4, 5 ст. 45 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
30 дней со дня регистрации письменной жалобы родителя есть у школы, чтобы провести проверку и дать письменный ответ (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ)
Дисциплинарное взыскание. Родители могут пожаловаться напрямую директору. Так, они вправе составить и подать в школу письменное обращение – жалобу на педагога. В таком случае директор обязан отреагировать на жалобу, проверить состоятельность доводов и дать родителям ответ. Если действия учителя подтвердятся, то его могут наказать. Вариантов наказания два – замечание или выговор. Еще одним дисциплинарным взысканием к педагогу может стать увольнение. Школа должна учитывать тяжесть проступка и обстоятельства, при которых он был совершен учителем (ст. 192 ТК). Также родитель может обратиться к директору с устной жалобой на действия педагога. Если факты и обстоятельства, которые изложил родитель в устном обращении, очевидные и не требуют дополнительной проверки, директор может дать ответ сразу.
Предписание прокурора. Родители могут пожаловаться в прокуратуру на незаконные действия школы или ненадлежащее поведение учителя. Например, неадекватную оценку знаний школьника, несоответствие уровня физической или умственной нагрузки состоянию ребенка, вымогательство денежных средств, применение психологического или физического насилия, а также оценивание не знаний ребенка, а его взглядов, убеждений или поведения. При наличии обращения от родителя прокурор проведет проверку по фактам, которые изложены в жалобе на действия педагога, и вынесет предписание. По итогам проверки прокурор может привлечь учителя к административной или уголовной ответственности. Наказанием может стать штраф, принудительные работы, лишение права заниматься образовательной деятельностью, лишение свободы.
Урегулирование споров
Вопросы в компетенции школьной Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений:
реализация права на образование;
конфликт интересов педработника;
применение локальных нормативных актов;
обжалование решений о применении к ученикам дисциплинарного взыскания (ч. 2 ст. 45 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ)
Как реагировать на проступки школьников
Если ученик систематически нарушает дисциплину, оскорбляет других учеников или даже самого учителя, а родители никак не реагируют на эти проступки ребенка, педагог вправе самостоятельно обратиться в комиссию школы по урегулированию споров (п. 12 ч. 3 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Например, так учитель может поставить вопрос об уведомлении органов опеки и КДН и ЗП о безнадзорности и социально-опасном положении ученика.
Прогульщики. Пусть учитель выяснит, почему школьник пропустил занятия. Ведь ребенок может не посещать школу по уважительным причинам. Например, из-за социальных условий. В этом случае предвзятое отношение педагога и снижение отметок ученика за пропуски может быть расценено как дисциплинарный проступок и нарушение педагогической этики. Если прогул бе уважительной причины, то проводится профилактическая беседа с родителями такого ученика. Побуждает родителей соблюдать обязанности по воспитанию своих детей. Вместе с психологом и соцпедагогом оказывается поддержка таким родителям и их детям. Чтобы педагог-психолог и социальный педагог могли работать со сложным школьником, родители должны написать согласие.
Нарушители дисциплины. Если дети забывают форму, тетради, хулиганят на уроках и переменах, нарушают дисциплину. Школьники обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка учеников и другие локальные акты школы (п. 2 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Ставить ребенку за это плохие отметки в журнал учитель не вправе, но может применить меры дисциплинарного воздействия. Например, ученику можно вынести замечание, выговор и даже отчислить при соблюдении ряда условий (ч. 4 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Нельзя привлекать к дисциплинарной ответственности учеников начальной школы, а также детей с ОВЗ и различными видами интеллектуальных нарушений
К СВЕДЕНИЮ Шесть условий, чтобы отчислить школьника
1. Ученику исполнилось 15 лет.
2. Дисциплинарные проступки школьник совершал неоднократно.
3. Ранее примененные дисциплинарные взыскания к ученику не сняты и их срок не истек.
4. Иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия на ученика не дали результата.
5. Пребывание ребенка в школе отрицательно влияет на других учеников, на нормальное функционирование школы.
6. Поведение ребенка нарушает права других учеников и работников школы.
Отчислить ученика школа может только в том случае, если выполнены все шесть условий одновременно.