СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВР Все в твоих руках 6 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ВР Все в твоих руках 6 класс»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Московской области

Управление образования г.о. Воскресенск

МОУ "СОШ № 9"

 

 

УТВЕРЖЕНО
Директор МОУ "СОШ №9"

___________ Д.М. Еналеев

Приказ №64

от "31" 08 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2193964)

учебного предмета

«Все в твоих руках»

для 6 «Б» класса основного общего образования

на 2022-2023 учебный год











Составитель: Карпов Аркадий Владимирович

учитель истории и обществознания







Воскресенск 2022

Пояснительная записка


Общая характеристика учебного предмета «Все в твоих руках».

Проблема формирования жизнестойкости обучающихся является одной из важнейших задач современной школы и находится на первом месте в иерархии запросов к результатам общего образования. Данная программа включает реализацию мероприятий для учащихся среднего звена школы. Данный возрастной период был выбран не случайно, так как именно этот этап в жизни любого человека считается одним из самых трудных. сенситивным для развития навыков самоконтроля, самоорганизации, саморегуляции, становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим, усвоения социальных норм и нравственного развития. С нашей точки зрения, в основу, как формирования жизнестойкости, так и правильного отношения к сохранению своего здоровья, должно быть положено подведение школьников к осознанию того, что в любой, даже самой сложной ситуации всегда есть возможность выбора той или иной модели поведения и развитие умения делать выбор, принимая его последствия. В связи с изменением социальной сферы жизни в России, многими исследователями отмечается, что условия жизнедеятельности человека стали стрессогенными и даже экстремальными. Учитывая этот факт, сложно даже представить какая психологическая нагрузка ложиться на современного учащегося, живущего в России. И именно в рамках реализации данной программы проводится просветительская и развивающая работа с данной категорией обучающихся, направленная на повышение стрессоустойчивости, обучения способам саморегуляции. Таким образом, новая социально-экономическая ситуация диктует новые требования к уровню жизнестойкости, развитию и расширению стратегий совладания, а также становлению таких качеств личности, которые помогут не только эффективно справляться с жизненными трудностями, но и успешно саморелизовываться. Важной стратегией реализации программы является создание в школе эффективной системы управления, направленной на повышения мотивационной готовности педагогов к работе в данном направлении.

Целью программы является сформировать компетентность в сфере навыков интеллектуальной деятельности (позитивный анализ трудных жизненных ситуаций, расширение кругозора и внутренней культуры), адекватную самооценку, что позволит освоить различные стратегии совладающего поведения, тактики саморегуляции собственного эмоционального состояния, а через навыки взаимодействия с окружающими развить коммуникативную компетентность.


Основные задачи:
  • формирование умений и навыков по планированию и самоорганизации своей жизни и деятельности;

  • укрепление здоровья обучающихся в условиях заповедной природы, формирование ценностного отношения к своему здоровью, осознание ими ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

  • приобщение к здоровому образу жизни и профилактика употребления психотропных веществ;

  • развитие творческой и социальной активности обучающихся, укрепление жизнестойкости, улучшение их адаптации к условиям школы;

  • создание условий для овладения важнейшими социально-бытовыми навыками по ведению домашнего хозяйства, планированию бюджета, пользованию инфраструктурами;

  • развитие чувства коллективизма, умения работать в команде, лидерских качеств;

  • формирование трудовой готовности.

Для достижения целей программы используются следующие формы работы:

  1. Деловые, ситуативно-ролевые, творческие, имитационные игры, позволяющие выявить уровень готовности к самостоятельной жизни.

  2. Социально-психологические тренинги, благодаря которым закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются, казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения.

  3. Диагностические процедуры, дающие возможность участникам изучить свои индивидуальные особенности, оценка адаптации ученика.

  4. Экскурсии в центры занятости населения и другие организации.

  5. Встречи с людьми разных профессий, выпускниками прошлых лет, добившихся успехов в жизни.

  6. Просмотр и обсуждение видеофильмов.

  7. Самостоятельное изучение учебного материала – учебный процесс, связанный с поиском и подготовкой сообщений по конкретной теме с последующим обменом информацией между педагогом и обучающимся.


Практическая направленность.

Данная программа по типу является психолого- педагогической и призвана улучшить социальную адаптацию детей, так как в той или иной степени у всех воспитанников формируется:

  • иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных, частных масштабах;

  • трудности в общении там, где это общение свободно, произвольно, где требуется строить отношения;

  • инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы;

  • перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения – без достаточного противовеса положительных ценностей и образцов успеха.

Помочь ученикам перейти из начальной в среднее звено школы, найти в нем свое место и обрести новых друзей, раскрыть свой потенциал в различных сферах школьной жизни может лишь обдуманная система мер по адаптации к новым условиям жизни.

Программа имеет теоретическую подготовку в областях: организаторские способности, игровые технологии и основы проектной деятельности. Она нацелена на развитие таких качеств как дисциплина, инициатива, умение общаться, иметь точку зрения и аргументировать ее, иметь чувство ответственности, эмпатии, толерантности.


Участники программы: ученики 5 класса (10-12 лет).


Количество участников в группе: 36 человек.


Срок реализации программы: продолжительность обучения составляет учебный год. Программа реализуется в период с 1 сентября по 31 мая. Продолжительность программы составляет 34 академических часа. Рекомендуемый режим работы: занятия проводятся не реже одного раза в неделю.


Материалы и оборудование, необходимые для реализации программы: мультимедийное оборудование, канцтовары (авторучки, карандаши, листы формата А4), информационные материалы, флипчарт и стикеры, бланки тестов по оценке адаптированности.


Содержание изучаемого курса


  1. Введение «Познай себя». (5 ч)

Представление программы. Знакомство участников друг с другом и с учителем. Знакомство с задачами программы и правилами группы.

Самопознание – это познание человеком самого себя, своих потребностей и возможностей.

Цели самопознания:

1. раскрыть свои способности и возможности,

2. изучить себя как часть природы,

3. понять себя как часть общества, группы.

Создание атмосферы взаимопонимания. В общении с людьми мы невольно разделяем их на приятных, симпатичных и вызывающих неприязнь. Оснований для этого «отбора» может быть много, но, пожалуй, главное состоит в манерах, поведении людей. Анализируя свои впечатления о людях, выясни, какие манеры вызвали то или иное отношение к ним, а затем сравни их с собственными. А теперь остается только избавиться от плохих и приумножить хорошие.

  1. «Контроль над самим собой». (5 ч)

Предоставление информации о здоровом образе жизни. Формирование у подростков чувства личной ответственности за сохранение здоровья. Здоровый образ жизни - поведение, стиль способствующие сохранению, укреплению и восстановлению здоровья конкретной популяции. По данным Всемирной организации здравоохранения здоровье на 50% зависит от социальных факторов. Таким образом, здоровый образ жизни - это не только медицинская, но и социально - экономическая категория, которая зависит от уровня развития общества. Здоровый образ жизни связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом. К гигиенически рациональным формам поведения относится поведение, способствующее повышению защитных свойств организма, а также поведение, направленное на борьбу с вредными привычками, влияющими на здоровье. Повышение защитных свойств организма включает в себя оптимальный режим различных видов деятельности и отдыха, рациональное питание, оптимальную двигательную активность, физическую культуру, закаливание, соблюдение правил личной гигиены, медицинскую активность и динамическое слежение за собственным здоровьем, позитивное экологическое поведение.

  1. Я – эколог (2 ч)

Земля – это живая планета, на которой есть жизнь. Самой крупной экосистемой является биосфера. Человек – элемент биосферы. Все жизненные ресурсы – воздух, воду, пищу, значительную часть энергетических и строительных ресурсов человек берет из биосферы. В биосферу же сбрасывает отходы – промышленные и бытовые. Долгое время такой тип деятельности человека не нарушал экологического равновесия в биосфере. Но в последнее столетие, расширяя промышленную деятельность, человечество все активнее вторгалось в живой мир Земли. В настоящее время на Земле не осталось ни одного участка суши или моря, где не обнаружены следы деятельности человека. Деятельность человека оказывает такое заметное действие на биосферу, что это приводит к серьезным экологическим проблемам. Если не решать эти проблемы, то они могут привести к глобальному экологическому кризису или экологической катастрофе. Возникает закономерные вопросы "Что же необходимо сделать уже сейчас? Есть ли пути выхода из сложившейся ситуации?"

  1. Помоги себе сам (4 ч)

Даже внимательно следуя всем рекомендациям ЗОЖ, мы не можем полностью застраховаться от болезней и травм. И поэтому мы всегда должны уметь оказывать первую помощь: выполнять лечебно-профилактические мероприятия при несчастных случаях и внезапных заболеваниях, а также осуществлять необходимые меры срочной помощи раненым или больным людям до прибытия скорой помощи или до помещения больного в медицинское учреждение. В этом модуле ученики познакомятся с основными принципами и правилами оказания доврачебной помощи себе и другим людям.

  1. Патриотизм. Гражданственность. Долг. (6 ч)

Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.

Современному обществу нужны патриоты, интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, способные в любую минуту на самопожертвование во имя спасения жизни других людей (своих отцов, матерей, братьев, сестёр, жён, детей), свято почитающих атрибуты государственной власти.

  1. Мои права и обязанности (3 ч)

Особенностью данного модуля является обращение педагога к жизненному опыту ребенка, изучение учебного материала в процессе диалога, игры. В период изучения модуля «Мои права и обязанности» учащиеся знакомятся с основными документами, в которых отражены их права, приобретают навыки общения друг с другом, заботы друг о друге с точки зрения уважения прав окружающих людей.

  1. Риски в мире денег (5 ч)

Любой человек, у которого есть деньги или имущество, рискует. Предугадать превратности судьбы невозможно, а вот смягчить ее удары, заранее подумать о своей финансовой безопасности и подстраховаться вполне реально. Финансовая грамотность – необходимое условие жизни в современном мире: рассчитывать платежи, защитить личную информацию, пользоваться банковской картой, безопасность от финансового мошенничества. Воспитание финансово грамотных детей – одна из важных задач образования.

  1. Как готовиться к экзаменам (3 ч)

В течение жизни сдавать экзамены приходится каждому человеку. И практически нет человека, который не испытывал бы страха перед экзаменом. Правильная подготовка к сдаче экзамена в школе — ключ к высоким результатам. В данном модуле рассматриваются приемы развития памяти, приемы волевой мобилизации, поведение до и во время экзамена.

  1. Заключение (1 ч)


Ожидаемые результаты:
  1. повысился уровень уверенности в себе;

  2. развилось умение выражать свои эмоции и чувства;

  3. появилось осознание, что главная ценность жизни – здоровье человека;

  4. повысился уровень гигиены и самообслуживания (согласно возрасту);

  5. повысился уровень соблюдения рационального режима и правил

  6. готовность нести ответственность за самостоятельное принятие решений;

  7. отработка (закрепление) навыков умения сказать «нет»;

  8. повысилась активность участия в школьной жизни;

  9. повысился уровень знаний безопасного поведения в быту;

  10. сформировалось положительное отношение к трудовой деятельности.


Критерии эффективности: входной и итоговый контроль. Входной контроль включает первичное выявление уровня оценки адаптации у учеников (наблюдение, беседа, тестирование). Итоговый контроль включает в себя повторное выявление уровня оценки адаптации у учеников с помощью тех же методов диагностики.




Тематическое планирование



Наименование блоков

Всего академических

часов

В том числе

теоретических

практических

I

Введение «Познай себя»

5

2,5

2,5

II

«Контроль над самим собой»

5

3

2

III

«Я – эколог»

2

1

1

IV

«Помоги себе сам»

4

3

3

V

Патриотизм. Гражданственность. Долг.

6

5

1

VI

Мои права и обязанности

3

1,5

1,5

VII

Риски в мире денег

5

5

0

VIII

Как готовиться к экзаменам

3

1,5

1,5

IX

Заключение

1

0

1


Всего:

34














Поурочное планирование



Наименование блоков

Всего часов

В том числе

Дата изучения

Виды деятельности

Формы аттестации / контроля

теоретических

практических

I

Введение «Познай себя»

1.1

Знакомство. Оценка

адаптированности

1

0,5

0,5

06.09.2022

Теория: знакомство участников друг с другом;
знакомство с задачами программы и правилами группы

Практика: выполнение упражнений

Анкетирование.

1.2

Стресс

1

0,5

0,5

13.09.2022

Теория: Что такое психическое здоровье. Тест на копинг-стратегии. Психическое здоровье детей и подростков. Позитивное мышление.

Практика: Проверочный тест

Тестирование; собеседование.

1.3

«Разрешение конфликтов без насилия»

1

1

0

20.09.2022

Теория: Что такое давление среды? Как нужно реагировать на отрицательное влияние?

Создание проблемных, затруднительных заданий.

1.4

Цель вижу – в себя верю!

1

0

1

27.09.2022

Практика: упражнение «Я»; упражнение «Портрет уверенного и неуверенного человека»; упражнение «Листок за спиной»; упражнение «Я – подарок человечества»

Педагогическая диагностика.

1.5

Как научиться учиться

1

0,5

0,5

04.10.2022

Теория: рациональное распределение времени; рекомендации о том, как научить учиться.

Практика: памятка для учащихся.

Устный опрос.

II

«Контроль над самим собой»

2.1

Ценности здорового образа жизни. Мой иммунитет.

1

0,5

0,5

18.10.2022

Теория: Зачем нужны спорт и физкультура. Упражнения в домашних условиях.. Мотивация к спорту

Практика: Проверочный тест

Тестирование.

2.2

Гигиена и культура питания

1

0,5

0,5

25.10.2022

Теория: Гигиенические требования к питанию. Полезные продукты для работы мозга. Практика: Правила культуры питания. Вопросы и задания.

День творчества.

2.3

Мой режим дня

1

0,5

0,5

01.11.2022

Теория: Что такое режим дня. Биологические ритмы и распорядок дня. Совы и жаворонки. Составляющие режима дня. Как спланировать свой режим дня. Практика: Проверочный тест

Групповая оценка работ; тестирование.

2.4

Мой интеллект

1

0,5

0,5

08.11.2022

Интеллектуальные игры: «Пословицы-перевертыши»;

«Ассоциации»; «Шляпа»; «своя игра».

Устный опрос

2.5

Чем полезен и вреден спорт?


1

1

0

15.11.2022

Теория: Олимпийские игры. Сезонные виды спорта. Введение понятия «экстрим»; скейтбординг; рафтинг; маунтинбайк; скалолазание; дайвинг; серфинг; скайсёрфинг; паркур.

Проект.

III

«Я – эколог»

3.1

Глобальные проблемы современности и способы их решения.

1

0,5

0,5

29.11.2022

Теория: угрозы XXI века (глобальные проблемы человечества)

Практика: подготовка сообщения по плану

Домашнее задание на самостоятельное выполнение.

3.2

Проблема бытового мусора. Правила поведения в природе.

1

0,5

0,5

06.12.2022

Теория: какие бывают виды отходов; способы утилизации и переработки мусора; проблема утилизации отходов в нашем городе.

Практика: создание рекламы «Не мусори».

Проект.

IV

«Помоги себе сам»

4.1

Ознакомление с

лекарственными травами и препаратами. Народная медицина. Ядовитые растения.

1

1

1

13.12.2022

Теория: Свойства лекарственных препаратов и лекарственных трав. Практика: Домашняя аптечка.

День творчества.

4.2

Культура поведения во время

болезни

1

1

1

20.12.2022

Теория: Правила поведения во время болезни. Памятка «Полезные номера телефонов» Практика: Ситуативная игра.

Создание проблемных, затруднительных заданий.

4.3

Мастер-класс по оказанию

первой помощи

1

0

1

27.12.2022

Теория: Какие заболевания можно лечить дома.

Первая помощь при переломах.

Первая помощь при кровотечениях.

Первая помощь при отравлениях.

Первая помощь при ожогах.

Другие случаи.

Практика: Проверочный тест

Устный опрос; тестирование.

4.4

Осторожно! Злая собака!

1

1

0

10.01.2023

Теория: породы агрессивных собак; правила поведения с агрессивными собаками; оказание доврачебной помощи при укусе собаки.

Индивидуальные карточки с заданиями различного типа.

V

Патриотизм. Гражданственность. Долг.

5.1

«Героические страницы истории России: Ледовое побоище. Невская битва. Куликовская битва»


1

0

17.01.2023

Понятие Родина. Необходимость защиты Родины. Причины, значение битв. История битв в культуре России.

Собеседование.

5.2

Подвиг народа как пример гражданственности и самопожертвования во имя Отечества.

1

1

0

24.01.2023

Теория: исторический опыт гражданской активности; размышления о Родине; качества патриота; что значит быть патриотом сегодня.

Устный опрос.

5.3

Массовый героизм в освободительных, прежде всего Отечественных 1812 и 1941-1945 гг.. войнах.

1


1

0

31.01.2023

Теория: краткий курс истории войны 1812 г. и 1941-1945 гг.; удивительные истории подвига человека на войне.

Тестирование; демонстрационный – презентация.

5.4

«Герои Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.»

1

0

1

07.02.2023

Видеоролик «Я помню, я горжусь»

Рассказы детей о своих дедах и прадедах.

Домашнее задание на самостоятельное выполнение.

5.5

«Покорители космоса»

1

1

0

14.02.2023

Интеллектуальные игры по теме «Покорители космоса»

Деловые игры.

5.6

«Что значит быть россиянином?», «Что нас объединяет?»

1

1

0

28.02.2023

Гражданин, права, обязанности, Конституция. составить схему «Быть гражданином России, значит…»

Устный опрос.

VI

Мои права и обязанности

6.1

Закон и подросток

1

0,5

0,5

07.03.2023

Теория: проступок; злонамеренный поступок; шалость; преступление. Административные наказания.

Практика: просмотр фильма. Обсуждение.

Демонстрационные – фильм.

6.2

Имею право, но обязан!

1

0,5

0,5

14.03.2023

Теория: изучение статей Декларации прав человека, знакомство с уставом школы.

Устный опрос.

6.3

Права гражданина РФ

1

0,5

0,5

21.03.2023

Теория: гражданин, Конституция, правовой статус.

Устный опрос.

VII

Риски в мире денег

7.1

Что такое бизнес. Составление

Бизнес-плана. Как контролировать семейные расходы и зачем это делать.

1

1

0

28.03.2023

Доходы семьи. (заработная плата, пенсия, стипендия, пособие). Расходы семьи. Бюджет семьи. Учет доходов и расходов.

Индивидуальные карточки с заданиями различного типа.

7.2

Что такое банк и чем он может быть

вам полезен. Польза и риски банковских карт.

1

1

0

11.04.2023

Банк как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке. Кредит. Депозит. Ипотека.

Домашнее задание на самостоятельное выполнение.

7.3

Что такое валютный рынок и как он

устроен. Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте.

1

1

0

18.04.2023

Причины хранения сбережений в валюте. Риски хранения сбережений в валюте.

Устный опрос.

7.4

Что такое финансовые пирамиды.

Виды и действия.

1

1

0

25.04.2023

Как распознать финансовую пирамиду? Как не попасть в финансовую пирамиду?

Устный опрос.

7.5

Искусство покупать

1

1

0

02.05.2023

Кто такой потребитель. Качество товаров. Символы на этикетках, упаковках, вкладышах. Соотносить виды товаров и место их приобретения. Как и где

потребитель может защитить свои права.

Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы.

VIII

Как готовиться к экзаменам

8.1

«Память и приемы запоминания»


0,5

0,5

09.05.2023

Законы памяти. Методы эффективного запоминания.

Самооценка обучающихся своих знаний и умений.

8.2

«Приемы волевой мобилизации»


0,5

0,5

16.05.2023

Упражнение «муха». Упражнение «эксперимент». Аутотренинг. Упражнения на релаксацию.

Деловые игры.

8.3

«Поведение на экзамене»


0,5

0,5

23.05.2023

Упражнение «Ассоциации».

Упражнение «Мои ресурсы»

Деловые игры.

IX

Заключение

1

Заключительная часть (Оценка адаптированности)

Подведение итогов

1

0

1

30.05.2023

Тест

Тестирование.

Всего

34

22,5

11,5




Список литературы


    1. Гребенников, И.В. Этика и психология семейных отношений [Текст] / И.В. Гребенников / Москва – 2002, 137 с.

    2. Демичев, С.В. Первая помощь при травмах и заболеваниях [Текст] - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 206 с.

    3. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / Лемгафт П.Ф. / Москва: Педагогика, 1991. - 264 с.

    4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/

    5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888/