СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Времена года", сценарий внеклассного мероприятия

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий "Времена года " рассчитан на учащихся 5 класса, который является продолжением темы по литературе.

Просмотр содержимого документа
«"Времена года", сценарий внеклассного мероприятия»


План-сценарий литературной композиции

«Смена времен года» (по произведениям русских поэтов XIX столетия)

6 класса «А» МБОУ Матвеево-Курганской сош №3 имени Героя Советского Союза А.М.Ерошина.


Возрастная категория: для учеников пятого класса.

Цель урока: формирование и дальнейшее последова­тельное закрепление навыков монологической и диало­гической речи, ораторского искусства, выразительного чтения; развитие образного мышления, познавательных, творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей; воспитание любви к родной природе, а также к литературе и творчеству русских поэтов XIX в.

Оборудование: репродукции картин художников, изобра­жающие разнообразные времена года: зиму, весну, лето и осень - В.Д.Поленов «Первый снег», «Золотая осень»; И.В.Вельц «Иней»; В.Чиканов «Зимний лес»; Ю.Ю.Клевер «Зимний вечер в деревне»; И.И.Левитан «Весна». Большая вода»; А.К.Саврасов «Грачи прилетели», «Осень. Деревушка у ручья»; Л.И.Бродская «Весна на полях»; И.Э.Грабарь «Майский вечер»; И.И.Шишкин «В парке», «Осенний лес», Е.Бурмакин «Журчание ручья»; В.Д.Орловский «Летний день»; А.И.Мещерский «Дорога в поле»; Е.Е.Волков «Осенний пейзаж»; И.С.Остроухов «Золотая осень»; музыкальное сопровождение в виде негромко звучащей музыки, под аккомпанемент которой будет производиться учени­ками выразительное чтение стихотворений различных авторов о временах года: П.И.Чайковский «Времена года. Октябрь. Осенняя песня»; П.И.Чайковский «Времена года.Февраль. Масленица»; П.И.Чайковский «Времена года. Апрель. Подснежник»; Антонио Вивальди «Времена года. Лето. Гроза»; рисунки учащихся, отображающие различные времена года; портреты поэтов, чьи стихи читают учащиеся; эмблемы в виде элементов времён года: листьев, цветов, солнышка, снежинок; выставка книг о временах года.


План литературной композиции.

1. Вступительное слово учителя.

2. Выразительное чтение стихотворений о зиме.

3. Выразительное чтение стихотворений о весне.

4. Выразительное чтение стихотворений о лете.

5. Выразительное чтение стихотворений об осени.

6. Заключительное слово учителя.


Ход мероприятия.

  1. Вступительное слово учителя.

(1 слайд)

— Здравствуйте, ребята! Совсем недавно на уроке лите­ратуры мы с вами закончили изучение прекраснейшей из поэтических тем «Родная природа в стихотворени­ях русских поэтов XIX века». А сегодня мы проведем поэтическую литературную композицию по художественным произведениям русских поэтов XIX столетия, которая будет называться «Смена времен года». Целью данного мероприятия являются развитие вашего интереса и формирование любви и бережного отношения к поэзии, стремление прочитать и выучить наизусть как можно большее количество стихотворений о родной природе, научиться видеть ее поразительную красоту во всей пре­лести и многообразии. Поэтому вы сейчас должны бу­дете читать выбранные и выученные вами стихотво­рения таким образом, чтобы мы осознали, ощутили и прочувствовали все нарисованные поэтами картины и увидели, какие изменения происходят в родной приро­де, когда осуществляется смена времен года. Деклами­ровать стихотворения следует выразительно, ярко и об­разно, используя и применяя в полной мере все свои артистические и ораторские способности. Итак, нашу литературную композицию под названием «Смена времен года» объявляю открытой.


  1. Выразительное чтение стихотворений о зиме.

Слова учителя:

— Ребята, сколько всего существует в природе вре­мен года? Перечислите, какие из них вам известны.

Ответ учеников:

— Всего в природе существует четыре времени года — это зима, весна, лето и осень.

Учитель:

— Правильно. Как вы совершенно верно замети­ли, первой по счету из всех времен года идет зима. Именно она открывает любой новый календарный год, поэтому мы тоже начнем в первую очередь с нее. По­жалуйста, группа под названием «Зима», выходите к доске и начинайте свое выступление. Мы все вас очень внимательно слушаем. (2 слайд). Звучит музыка П.И.Чайковского « Времена года. «Февраль».

Первый ученик (АПЯН ВЕРА) начинает читать выразительно наи­зусть стихотворение И.С. Никитина «Встреча зимы»:

Поутру вчера дождь

В стекла окон стучал;

Над землею туман

Облаками вставал.

Веял холод в лицо

От угрюмых небес,

И Бог знает о чем

Плакал сумрачный лес.

В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка,

Воздух легок и чист,

И замерзла река.

(И.С. Никитин. «Встреча зимы»)


(3 слайд) Далее первый ученик на этих словах останавлива­ется, а второй школьник ( ПЕТИН СТАС) продолжает декламировать то же самое стихотворение И.С. Никитина «Встреча зимы» дальше:


На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнем.

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под черных кудрей,

Словно рад он чему,

— И на ветках берез,

Как алмазы, горят

Капли сдержанных слез.

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.


Учитель:

— Вот так И.С. Никитин описывает в своем сти­хотворении только что начинающуюся зиму. А ка­кой можно увидеть зиму «в самом ее разгаре»? (4 слайд)

Третий ученик (ПЕТРОВА СВЕТА) декламирует сти­хотворение «Зима», автором которого является 3. Александрова:

Снежок порхает, кружится,

На улицах бело,

И превратились лужицы

В прозрачное стекло.

В саду, где пели зяблики,

Сегодня — посмотри:

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

(3. Александрова. «Зима» )


(5 слайд)

Далее четвертый ученик (ТКАЧЁВА АЛИНА) читает стихотворение С.Д. Дрожжина «Зимний день»:


По задворью злится и трещит мороз,

Иней серебрится на ветвях берез.

Край небес алеет утренней зарей,

Божий храм белеет на горе крутой.

В улице немая тишина кругом,

Ттолько галок стая вьется над селом.


Учитель, обобщая выступление данной группы:

— Молодцы, ребята! Вы нам передали своим выра­зительным чтением всю красоту природы в зимнее вре­мя. А теперь, как мы с вами знаем, на смену зиме приходит не менее прекрасное время года — весна. (6 слайд)

  1. Выразительное чтение стихотворений о весне.

Далее к доске выходит группа, которая подготовила для декламации стихотворения русских поэтов о весне. Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Апрель. Подснежник». Первый участник (ХАЛТУРИНА РИТА) читает стихотво­рение Е.А. Баратынского «Весна, весна!»:


Весна, весна!

Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна!

Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи!

Блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед!


(7 слайд) Второй участник литературной композиции (КРАМАРЕНКО КАТЯ) продолжа­ет его, декламируя все то же стихотворение Е.А. Бара­тынского «Весна, весна!»:


Еще древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

И шумен, и душист.

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жаворонок поет

Заздравный гимн весне.

Что с нею, что с моей душой?

С ручьем она ручей

И с птичкой птичка!

С ним журчит,

Летает в небе с ней!..

(8 слайд) Затем третий ученик (САМЧУК САША) декламирует стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенние воды»:


Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят

— Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят...

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.


(9 слайд) Далее вступает четвертый ученик(ГАЛИЦКАЯ АЛИНА), которая читает сти­хотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»:


Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный

— Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.


  1. Выразительное чтение стихотворений о лете. (10 слайд) Учитель просит выйти на центральную часть класса группу школьников под названием «Лето», задачей которых является выразительное чтение наизусть сти­хотворений, прославляющих лето как одно из прекрас­ных времен года. Звучит музыка Антогнио Вивальди «Времена года. Лето. Гроза». Учащиеся выходят, после чего (ОБЛИВАЛЬНАЯ ЮЛЯ) декламирует стихотворе­ние Ф.И. Тютчева «Летний вечер»:


Уж солнца раскаленный шар

С главы своей земля скатила,

И мирный вечера пожар

Волна морская поглотила.

Уж звезды светлые взошли

И тяготеющий над нами

Небесный свод приподняли

Своими влажными главами.

Река воздушная полней

Течет меж небом и землею,

Грудь дышит легче и вольней,

Освобожденная от зною.

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ея

Коснулись ключевые воды...


(11 слайд) Второй ученик (ГУБЕНКО ДАНИИЛ) читает стихотворение поэта И.С. Ники­тина под названием «Утро»:


Звезды меркнут и гаснут.

В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш.

Тишь — безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом, — на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок — воду морщит — рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Далеко — далеко колокольчик звенит.

Рыбаки в шалаше пробудилися,

Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут...


(12 слайд) На этом данный ученик заканчивает чтение сти­хотворения, а продолжает его третий школь­ник (ЛУКИЧЁВ КИРИЛЛ):

А восток все горит — разгорается.

Птички солнышка ждут, птички песни поют,

И стоит себе лес, улыбается.

Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

Едет пахарь с сохой, едет — песню поет,

По плечу молодцу все тяжелое...

Не боли ты, душа! Отдохни от забот!

Здравствуй, солнце да утро веселое!


(13 слайд) Четвертый по счету уче­ник (ШАБЕЛЬСКАЯ НАСТЯ) начинает читать стихотворение Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело...»:


Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы,

Дальний гром и дождь порой...

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой.


На этом четвертый ученик завершает свое вырази­тельное чтение данного стихотворения, а пятый учас­тник (БЕЛАШОВА ЛЕНА) продолжает декламировать все то же стихотво­рение Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело...»:

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя

— Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

И раскаты громовые

Все сердитей и смелей.

Солнце раз еще взглянуло

Исподлобья на поля

— И в сиянье потонула

Вся смятенная земля.


На этом группа под названием «Лето» завершает свое выступление и садится на место.


  1. Выразительное чтение стихотворений об осени. (14 слайд)

Слова учителя:

— А теперь мы приглашаем последнюю группу, которая называется «Осень». Мы все должны внима­тельно послушать их выступления, чтобы еще раз убе­диться в том, что осень является не только дождли­вым, сумрачным и холодным временем года, но в нем также есть и своя прелесть.

После таких слов учителя к доске выходит несколько учеников, задача которых — своим выра­зительным чтением показать особенности осени как времени года. Звучит музыка П.И.Чайковского. «Времена года. Октябрь. Осенняя песня»

Первый ученик (ПОЛЯНИЧЕНКО ЮЛЯ) декламирует наизусть стихотворе­ние А.Н. Майкова «Осень»:


Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу...

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят:

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех!

Лес с себя тайну совлек:

Сорван последний орех,

Свянул последний цветок,

Мох не приподнят, не взрыт

Грудой кудрявых груздей;

Около пня не висит

Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях лежит

Ночи мороз, и сквозь лес

Холодно как-то глядит

Ясность прозрачных небес...


(15 слайд) Далее другой ученик (ВИСЮЛИНА НАСТЯ) декламирует отрывки из сти­хотворного произведения А.Н. Майкова «Пейзаж»:


Люблю дорожкою лесной,

Не зная сам куда, брести;

Двойной глубокой колеею

Идешь — и нет конца пути...

Кругом пестреет лес зеленый;

Уже румянит осень клены,

А ельник зелен и тенист;

Осинник желтый бьет тревогу;

Осыпался с березы лист

И, как ковер, устлал дорогу...


(16 слайд) На этом его чтение заканчивается, а дальше про­должает декламировать то же самое стихотворение А.Н. Майкова «Пейзаж» следующий ученик (РАЕНКО ДИМА):


Идешь, как будто по водам,

Нога шумит... а ухо внемлет

Малейший шорох в чаще, там,

Где пышный папоротник дремлет.

А красных мухоморов ряд,

Что карлы сказочные, спят...

Уж солнца луч ложится косо...

Вдали проглянула река...

На тряской мельнице колеса

Уже шумят издалека...


(17 слайд) Учитель:

— Ребята, а теперь послушайте внимательно одно из наиболее поэтических и красивых стихотворений великого русского поэта XIX столетия А.С. Пушкина, который очень любил осень. Он выделял его среди всех остальных времен года, так как именно в эту пору поэта охватывал творческий подъем, ему хотелось тво­рить, как никогда, и создавать свои замечательные произведения.

Вспомните, например, знаменитую Болдинскую осень, когда он написал свои гениальные поэтические и прозаические шедевры.

Затем ЧИТАЮ Я отры­вок из стихотворения А.С. Пушкина «Осень»

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

И в сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.


На этих словах он останавливается, а другой школь­ник (МАКСИМОВ САША) продолжает чтение следующего отрывка из сти­хотворения А.С. Пушкина «Осень»:


И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь:

Чредой слетает сон, чредой находит голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят — я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн — таков мой организм

(Извольте мне простить ненужный прозаизм).


После этой декламации выступление продолжает (КОРЯКИН НИКИТА) отрывок из того же стихотворения А.С. Пушкина «Осень»:



И забываю мир — ив сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем

— И тут ко мне идет незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей.


(18 слайд) Следующая ученица (МАТВИЕНКО ЯНА) продол­жает дальше читать выразительно живописные и об­разные строки из стихотворения А.С. Пушкина «Осень», в которых описывается творческий подъем в осеннее время года:


И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута — и стихи свободно потекут.

Так дремлет недвижим корабль

в недвижной влаге,

Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут

Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;

Громада двинулась и рассекает волны.


После выступления все учащиеся, входящие в со­став тематической группы под названием «Осень», за­нимают свои места в так называемом зрительном зале, усаживаясь обратно на стулья.


6. Заключительное слово учителя. (19 слайд)

— Итак, ребята, сегодня в процессе проведения на­шей литературной композиции мы с вами узнали с новой стороны все четыре времени года. Кроме того, увидели. все их порой скрытые положительные характеристики и достоинства. Надеюсь, что теперь вы будете в одина­ковой степени радоваться как наступлению весны или лета, так и осени или зимы.

Я буду очень рада, если у вас проснется желание познакомиться и прочитать как можно большее ко­личество стихотворений самых разнообразных авто­ров, таких, которые содержат описание родной при­роды и наступающих или, наоборот, завершающих­ся времен года.











Комментарий учителя

Данное мероприятие примечательно прежде всего тем, что оно учит школьников видеть, тонко чувство­вать и замечать прекрасное в самых, казалось бы, обык­новенных вещах, явлениях и событиях, таких как че­тыре времени года. Кроме того, внеклассная работа по предмету в форме поэтических литературных композиций полезна тем, что тренирует память, развивает артисти­ческие и творческие способности, а также первоначаль­ные навыки монологической речи и ораторского мас­терства. Другими словами, постепенно формирует из школьников тонких ценителей красоты.

Также особенностью данной литературной композиции является максимально возможная степень задействованности учащихся данного класса в каждом туре мероприятия.

Всего в этом поэтической литературной композиции чтецов при­нимают участие все ученики класса, попеременно за­меняющие друг друга. Безусловно, положительным моментом является тот факт, что в результате у детей имеется возможность не только выступить самим, но и побывать в роли зрителей и слушателей, т. е. взглянуть на происхо­дящий процесс как бы со стороны для того, чтобы лучше увидеть все, что требуется и планируется.










МБОУ Матвеево-Курганская средняя общеобразовательная школа №3 имени Героя Советского Союза А.М.Ерошина.







Открытое внеклассное мероприятие.


Литературно-музыкальная композиция


(по произведениям русских поэтов XIX столетия)


«Смена времён года»


в 6 классе «А».








Учитель русского языка и литературы

высшей категории Лебедь Л.В.








п. Матвеев Курган

2016 г.