СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Временные (динамические виды искусства). Литература как вид искусства»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Временные (динамические виды искусства). Литература как вид искусства»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств имени М.П.Мусоргского города Фокино»





Открытый урок

«Временные (динамические виды искусства).

Литература как вид искусства»







открытый урок по предмету «Беседы об искусстве»

1 класс обучающихся по общеобразовательной

предпрофессиональной программе «Живопись»

Преподаватель Антонова Наталья Анатольевна



















г.Фокино

2019 год

Учебная дисциплина: Беседы об искусстве

Класс: 1 класс по специализации «Живопись»

Тема урока: «Временные (динамические виды искусства). Литература как вид искусства»

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: интегрированный урок.

Методы обучения: репродуктивный, словесный, наглядный, практический.

Учебное оборудование: ноутбук, телевизор

Цель урока: формирование знаний о литературе как виде искусства.

Задачи урока:

Обучающие:

  • Повторение изученного материала (пространственные, временные и пространственно-временные);

  • Приобретение новых знаний (роды и жанры литературы);

  • Приобретение навыков самостоятельной работы.

Развивающие:

  • Развитие аналитических способностей обучающихся;

  • Развитие эмоциональной отзывчивости учащихся;

  • Развитие интереса к обучению с применением наглядных средств обучения.

Воспитывающие:

  • Воспитание уважительного и бережного отношения к искусству;

  • Воспитание художественного вкуса;

Ожидаемый результат:

  • Обучающиеся должны усвоить понятия «Литературные роды (эпос, лирика, драма)»

  • Усвоить различия жанров литературы (роман, повесть, рассказ)

  • Усвоить понятия жанров любовной лирики (элегия, мадригал, песня)

  • Знать различия в видах драматических произведений (трагедия, комедия, драма)

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент:

  • Эмоциональный настрой;

  • Сообщение темы урока;

  1. Повторение изученного материала:

  • На какие три большие группы делятся все виды искусства

  • Пространственные виды искусства относятся к группе пространственных или пластических видов искусства?

  • Какие виды искусства относятся к временной или динамической группе искусств и почему?

  • Что такое пространственно-временные или синтетические виды искусства?

  1. Изучение нового материала:

  • Слово – главный инструмент поэта и писателя.

  • Три основных литературных рода (эпос, лирика и драма)

(видеоролик эпического произведения (Былина о князе Игоре);


  • Жанры, выделившиеся из эпоса (роман, повесть, рассказ)

  • Лирика и её жанры (любовная лирика: элегия, мадригал, песня; сатирическая лирика (эпиграмма); гражданская лирика, пейзажная лирика.

  • Драматические произведения (трагедия, комедия, драма).

  1. Слова и краски (практическое задание)

  2. Закрепление пройденного материала.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые коллеги! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Сегодня мы с вами, ребята, принимаем гостей, и я думаю, мы щедро поделимся теми знаниями, которые мы уже получили на прошлых уроках и познакомимся с новыми понятиями, которые помогут вам дальше прокладывать дорогу в мир искусств, и научат вас различать и понимать новые виды искусства.

  1. Повторение изученного материала.

Но прежде чем мы приступим к изучению нового материала, а сегодня мы будем говорить с вами о литературе как виде искусства, это тема нашего сегодняшнего урока, давайте вспомним, на какие три большие группы делятся все виды искусства? (пространственные (их ещё называют пластическими); временные (или динамические); пространственно-временные, их ещё называют синтетическими.)

Теперь давайте назовём те виды искусств, которые относятся к группе пространственных (пластических искусств): (архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, театрально-декорационное, фотоискусство, дизайн).

Временные (динамические) искусства: (музыка, литература).

И последняя группа пространственно-временные (синтетические) виды искусства: (театр, кино, танец).

Молодцы ребята! С пространственными видами искусства мы уже познакомились подробно, а в ближайшее время (два, три урока) мы будем говорить с вами о временных (динамических) видах искусства. Ещё раз напомните мне, пожалуйста, почему музыку и литературу мы относим к временным видам искусств? (Так как для их восприятия главным является время.)

  1. Изучение нового материала.

Ребята, музыкальное произведение – это последовательность звуков, из которых складывается мелодия, музыкальный образ. О музыке мы будем говорить с вами чуть позже. Сегодня, наш урок посвящён литературе. В литературном произведении образ складывается из последовательности слов.

СЛОВО – главный инструмент, которым пользуется поэт или писатель. С одной стороны, слово доступно любому человеку. Чтобы понимать, воспринимать его, не требуется никакой специальной подготовки, знаний, опыта в искусстве. Но слово в литературе – совсем не то же самое, что слово в повседневной речи. В литературном произведении оно несёт особую нагрузку, в нём заключён художественный смысл. Литературное слово должно будить в душе читателя ассоциации (сравнения), создавать образ. Хотя и в повседневной жизни слово может очень больно «ранить» человека, но в литературе, все же, оно действительно несёт особую нагрузку. Послушайте, как о слове говорят современные поэты.

Вадим Шефнер

Словом можно убить, словом можно спасти.

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать и предать и купить

Слово можно в разящий свинец перелить…

Эдуард Асадов

Слово может согреть, окрылить и спасти,

Осчастливить и льды протаранить.

Слово может нам тысячи бед принести,

Оскорбить и безжалостно ранить.

А поэтому скажем сурово

«Чтобы не было в жизни ненужных бед,

Надо думать, ребята, над каждым словом,

Ибо слов невесомых на свете нет!».

Именно в умении сочетать между собой слова и образы состоит мастерство поэта и писателя.

Художественная литература ведёт свою историю от устного народного творчества – песни, сказки, героического эпоса. Когда-то литература и музыка были неразделимы. В древности у всех народов существовал ЭПОС. Эпические поэмы рассказывали о богах и подвигах героев. Они складывались постепенно, передавались из уст в уста (то есть на слух), талантливые исполнители добавляли собственные подробности и повороты сюжета. Эпос исполнялся под музыку. Не случайно ещё два столетия назад слова «певец» и «Поэт» могли использоваться как синонимы. Затем эпические произведения были записаны, приобрели неизменную форму и стали считаться литературными произведениями.

Я предлагаю вам послушать одно из таких эпических произведений (те, которые передавались из уст в уста, и сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Так как мы с вами живём в России, то и послушаем мы былинный эпос о героическом князе Игоре).

Не только эпос, но и лирика изначально была немыслима без музыки. Само слово «лирика» означает произведения, исполняемые под аккомпанемент лиры (лира – древнейший музыкальный инструмент). В Древней Греции существовал миф о поэте и музыканте Орфее. Аккомпанируя себе на лире, он пел так прекрасно, что заслушивались даже боги. Когда же его возлюбленную Эвредику унесла смерть, боги обливались слезами, слушая трагическую любовную лирику и наконец, согласились вернуть Эвредику на землю.

Но не только в Греции существовал образ певца-музыканта. В Англии исполнители собственных песен назывались бардами, у народов Средней Азии – акынами. В средневековой Франции жили трубадуры – рыцари, которые исполняли под музыку песни о любви. Их излюбленным жанром была альба – песнь утренней зари. Мелодии песен отличались гибкостью и чёткой композицией (т.е. построением). Обычно они строились на коротких, часто повторяющихся мотивах, мастерски связанных друг с другом.

В Италии в эпоху Возрождения появился мадригал. Сложился он на основе народных песен. Мадригал – это песня для двух-трёх голосов, часто без инструментального сопровождения. Писались они на стихи итальянских поэтов, в которых рассказывалось о любви.

Но и тогда, когда стихи перестали сопровождаться музыкой, они не утратили родства с ней. Каждое стихотворение имеет не только рифму, но и ритм. Без рифмы поэзия может существовать (такие стихи мы называем «Белый стих»), без ритма – нет, она превратится в прозу. Ритм – это определённое чередование в стихотворной строке ударных и безударных слогов.

Понятие «ЛИТЕРАТУРА» - относительно молодое. Оно пришло к нам в язык в XVIII веке, слово заимствовано из латинского языка и происходит от латинского слова LITERA – то есть «буква». Литература – искусство письменного слова. Любое произведение художественной литературы принадлежит к одному из литературных родов. Изначально их было три:

ЭПОС, ЛИРИКА и ДРАМА.

Эпос – это большое произведение о великом историческом событии, со множеством персонажей. Древнегреческий эпос – это поэмы Гомера (великого греческого поэта) «Илиада» и «Одиссея», которые сначала исполнялись устно, распевались под музыку и лишь позже были записаны. Я уже говорила, что собственным эпосом обладал каждый народ. Французский героический эпос – это «Песнь о Роланде», немецкий – «Песнь о Нибелунгах» (Нибелу́нги (нем. Nibelungen, по скандинавскому Niflungar, «дети тумана») — некий мифический древний род карликов, владетелей и хранителей древних сокровищ на землях по реке  Рейн. По преданию, бургундская королевская династия, жившая в городе Вормсе на левом берегу Рейна, присвоила эти сокровища, а вместе с ними и прозвище «Нибелунги».), русский – «Слово о полку Игореве» и былины. Позже из эпоса выделились отдельные жанры: роман, повесть, рассказ.

Роман – охватывает большой отрезок времени, действие его часто проходит на фоне грандиозных исторических событий (как в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир»). В нём множество персонажей и сюжетных линий, которые могут тесно переплетаться, а могут развиваться параллельно, лишь изредка пересекаясь или встречаясь. Первые романы были основаны на приключениях, действиях. Одним из самых известных и популярных первых романов является «Дон-Кихот» Мигеля Сервантеса испанского писателя. Позже большую роль в романе, особенно русском, стали играть описания переживаний, мыслей и чувств героев и самого автора.

Если автор не ставит перед собой столь грандиозные задачи, то он выбирает жанр повести. Героев в ней гораздо меньше, чем в романе, да и по объёму она короче. В повести обычно одна сюжетная линия.

Но произведение может быть совсем коротким и содержать единственный эпизод из жизни одного человека или небольшого числа людей. Тогда это рассказ. Для рассказа особенно важна ёмкость и продуманность каждой фразы, точность слова. Ведь на нескольких страницах надо не только изложить происшествие, но и охарактеризовать персонажей, место и время действия. Одним из лучших мастеров рассказа был Антон Павлович Чехов.

Любое прозаическое произведение обладает структурой (скелет), строится определённым образом. У него обязательно есть завязка, когда читатель знакомится с персонажами и узнаёт об их взаимоотношениях; развитие действия (высшая точка, пик, то главное, ради чего написано произведение) и развязка – в которой напряжение ослабевает и читатель видит последствия происшествия.

Следующий род литературы – Лирика (мы уже немного касались её). Здесь все события описываются в стихотворной форме. В жизни мы с вами не разговариваем стихами. Такая форма повествования служит для выражения не обыкновенных, простых, будничных, а наиболее ярких, высоких и сильных чувств. Поэтому, мы чувствуем, что для таких чувств только стихотворная речь и уместна. Настоящие стихи многослойны. Их можно прочесть, воспринять по-разному, с меньшей или большей глубиной понимания. Нельзя сказать: «Это стихотворение я уже прочитал». Стихи можно читать сотни раз открывая их для себя каждый раз по новому.

Лирический поэт рассказывает о себе, о своих чувствах и переживаниях, но рассказывает он так, что требует от читателя сотворчества. Читатель словно становится на место поэта и говорит его словами, его чувствами. Прозаическое произведение можно прочесть бегло, спокойно, холодно, просто знакомясь с событиями, в нём описанными. Стихи необходимо пережить. Для их восприятия необходимы эмоции, чувства. Иначе они умирают, превращаются в малопонятный набор слов.

Конечно, больше всего стихов посвящено любви и возлюбленным. Это так называемая любовная лирика. Она есть почти у каждого крупного поэта: Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева, Дементьева, Асадова, Рождественского и многих других. Они могут быть написаны в определённых жанрах: элегия (грустное нежное стихотворение); мадригал (торжественное, прославляющее), песня (произведение напевное, с простыми образами), сонет (стихотворение со строго определённым количеством строк (чаще всего 14) и способами их рифмовки), самым известным поэтом, писавшим сонеты, является Уильям Шекспир.

Бывает поэзия и сатирическая, порождённая неприязнью, отталкиванием. Поэты XIX века часто писали эпиграммы (короткие, «жалящее» стихотворение, направленное на одного конкретного человека и довольно зло его высмеивающее. Вот пример сатирической эпиграммы Р.Бернса с неожиданной концовкой:

Нет, у него не лживый взгляд,
Его глаза не лгут.
Они правдиво говорят,
Что их владелец – плут.

Эпиграммы действительно причиняли боль, обиду, часто служили причиной дуэлей или длительных ссор.

Некоторые из жанров лирики называются также, как и жанры музыки: ведь лирика и музыка, как мы помним родственны. Позже жёсткие стихотворные жанры исчезли, размылись, но лирика осталась, она вечна, и будет существовать, пока человек способен любить, ненавидеть, испытывать яркие сильные чувства.

Но лирика может быть вдохновлена не только любовью. Существует – гражданская лирика – посвящённая политическим событиям, общественным идеалам, друзьям. Я не буду читать вам таких стихов, а прочту стихотворение, которое поможет вам понять тех людей, которые живут рядом с вами, и, наверное, больше всех любят вас. Это стихотворение о бабушке.

Ходит наша бабушка, палочкой стуча,
Говорю я бабушке: «Позову врача,
От его лекарства станешь ты здорова,
Будет чуть-чуть горько, что же тут такого.

Ты потерпишь чуточку, а уедет врач,
Мы с тобою, бабушка, поиграем в мяч.
Будем бегать, бабушка, прыгать высоко,
Видишь, как я прыгаю, это так легко».

Улыбнулась бабушка: «Что мне доктора,
Я не заболела, просто я стара,
Просто очень старая, волосы седые,
Где-то потеряла я годы молодые.

Где-то за огромными, за лесами темными,
За горой высокой, за рекой глубокой.
Как туда добраться, людям неизвестно».
Говорю я бабушке: «Вспомни это место!
Я туда поеду, поплыву, пойду,
Годы молодые я твои найду!

Есть и лирика пейзажнаяописание природы.

( я предлагаю вам послушать пьесу замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского из альбома «Времена года», которая нам напомнит, какая замечательная осень была в этом году у нас, и, буквально завтра, мы с вами проводим её последний день. А пока звучит музыка, я прочитаю вам стихотворение великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина «Осень»

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы…

Ещё один род литературы – драма. Она тоже родилась в древности. В драме о событиях не рассказывает повествователь – они происходят на глазах у зрителя. Она создаётся, прежде всего, для постановки на сцене. Читать её нелегко. Постепенно сложились два вида драмы – ТРАГЕДИЯ и КОМЕДИЯ.

Трагедия – показывает события страшные, возвышенные, героические, её персонажами следует восхищаться или ужасаться. Трагедия воспитывает зрителя, формирует его мировоззрение, идеалы, нравственные нормы. В древности событиями трагедии чаще всего служили мифы, позже – исторические события и героические личности.

Комедия направлена на развлечение читателя и зрителя. В ней показаны смешные ситуации повседневной жизни, её персонажи просты, глуповаты, часто попадают в нелепые ситуации, за ними занятно наблюдать, им можно сочувствовать, вспоминая подобные ситуации из собственной жизни. В древнегреческих театрах комедии показывали в перерывах между трагедиями, чтобы снять напряжение, позволить зрителям расслабиться.

Позже родилась ДРАМА – произведение, которое соединяет черты трагедии и комедии, но не является не особенно возвышенным, ни очень смешным. Область действия драмы – реальная повседневная жизнь людей, где есть место и смешному, и печальному.

  1. Слова и краски

Ребята, наш урок подходит к завершению, так как вы учитесь в классе изобразительного искусства, вы больше соприкасаетесь с красками, как юные художники выражаете свои мысли и чувства при помощи линий, точек, штрихов, мазков. Музыканты передают свои чувства при помощи звуков, а я предлагаю вам на фоне замечательного произведение Антонио Вивальди «Зима» из его цикла «Времена года», фотографий и репродукций разных художников, найти и записать в своих тетрадях слова, которые описывают это время года. Итак, внимание на экран…






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя