Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств имени М.П.Мусоргского города Фокино»
Открытый урок
«Временные (динамические виды искусства).
Литература как вид искусства»
открытый урок по предмету «Беседы об искусстве»
1 класс обучающихся по общеобразовательной
предпрофессиональной программе «Живопись»
Преподаватель Антонова Наталья Анатольевна
г.Фокино
2019 год
Учебная дисциплина: Беседы об искусстве
Класс: 1 класс по специализации «Живопись»
Тема урока: «Временные (динамические виды искусства). Литература как вид искусства»
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения: интегрированный урок.
Методы обучения: репродуктивный, словесный, наглядный, практический.
Учебное оборудование: ноутбук, телевизор
Цель урока: формирование знаний о литературе как виде искусства.
Задачи урока:
Обучающие:
-
Повторение изученного материала (пространственные, временные и пространственно-временные);
-
Приобретение новых знаний (роды и жанры литературы);
-
Приобретение навыков самостоятельной работы.
Развивающие:
-
Развитие аналитических способностей обучающихся;
-
Развитие эмоциональной отзывчивости учащихся;
-
Развитие интереса к обучению с применением наглядных средств обучения.
Воспитывающие:
Ожидаемый результат:
-
Обучающиеся должны усвоить понятия «Литературные роды (эпос, лирика, драма)»
-
Усвоить различия жанров литературы (роман, повесть, рассказ)
-
Усвоить понятия жанров любовной лирики (элегия, мадригал, песня)
-
Знать различия в видах драматических произведений (трагедия, комедия, драма)
ПЛАН УРОКА
-
Организационный момент:
-
Эмоциональный настрой;
-
Сообщение темы урока;
-
Повторение изученного материала:
-
На какие три большие группы делятся все виды искусства
-
Пространственные виды искусства относятся к группе пространственных или пластических видов искусства?
-
Какие виды искусства относятся к временной или динамической группе искусств и почему?
-
Что такое пространственно-временные или синтетические виды искусства?
-
Изучение нового материала:
(видеоролик эпического произведения (Былина о князе Игоре);
-
Жанры, выделившиеся из эпоса (роман, повесть, рассказ)
-
Лирика и её жанры (любовная лирика: элегия, мадригал, песня; сатирическая лирика (эпиграмма); гражданская лирика, пейзажная лирика.
-
Драматические произведения (трагедия, комедия, драма).
-
Слова и краски (практическое задание)
-
Закрепление пройденного материала.
ХОД УРОКА
-
Организационный момент.
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые коллеги! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Сегодня мы с вами, ребята, принимаем гостей, и я думаю, мы щедро поделимся теми знаниями, которые мы уже получили на прошлых уроках и познакомимся с новыми понятиями, которые помогут вам дальше прокладывать дорогу в мир искусств, и научат вас различать и понимать новые виды искусства.
-
Повторение изученного материала.
Но прежде чем мы приступим к изучению нового материала, а сегодня мы будем говорить с вами о литературе как виде искусства, это тема нашего сегодняшнего урока, давайте вспомним, на какие три большие группы делятся все виды искусства? (пространственные (их ещё называют пластическими); временные (или динамические); пространственно-временные, их ещё называют синтетическими.)
Теперь давайте назовём те виды искусств, которые относятся к группе пространственных (пластических искусств): (архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, театрально-декорационное, фотоискусство, дизайн).
Временные (динамические) искусства: (музыка, литература).
И последняя группа пространственно-временные (синтетические) виды искусства: (театр, кино, танец).
Молодцы ребята! С пространственными видами искусства мы уже познакомились подробно, а в ближайшее время (два, три урока) мы будем говорить с вами о временных (динамических) видах искусства. Ещё раз напомните мне, пожалуйста, почему музыку и литературу мы относим к временным видам искусств? (Так как для их восприятия главным является время.)
-
Изучение нового материала.
Ребята, музыкальное произведение – это последовательность звуков, из которых складывается мелодия, музыкальный образ. О музыке мы будем говорить с вами чуть позже. Сегодня, наш урок посвящён литературе. В литературном произведении образ складывается из последовательности слов.
СЛОВО – главный инструмент, которым пользуется поэт или писатель. С одной стороны, слово доступно любому человеку. Чтобы понимать, воспринимать его, не требуется никакой специальной подготовки, знаний, опыта в искусстве. Но слово в литературе – совсем не то же самое, что слово в повседневной речи. В литературном произведении оно несёт особую нагрузку, в нём заключён художественный смысл. Литературное слово должно будить в душе читателя ассоциации (сравнения), создавать образ. Хотя и в повседневной жизни слово может очень больно «ранить» человека, но в литературе, все же, оно действительно несёт особую нагрузку. Послушайте, как о слове говорят современные поэты.
Вадим Шефнер
Словом можно убить, словом можно спасти.
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать и предать и купить
Слово можно в разящий свинец перелить…
Эдуард Асадов
Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить.
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить.
А поэтому скажем сурово
«Чтобы не было в жизни ненужных бед,
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!».
Именно в умении сочетать между собой слова и образы состоит мастерство поэта и писателя.
Художественная литература ведёт свою историю от устного народного творчества – песни, сказки, героического эпоса. Когда-то литература и музыка были неразделимы. В древности у всех народов существовал ЭПОС. Эпические поэмы рассказывали о богах и подвигах героев. Они складывались постепенно, передавались из уст в уста (то есть на слух), талантливые исполнители добавляли собственные подробности и повороты сюжета. Эпос исполнялся под музыку. Не случайно ещё два столетия назад слова «певец» и «Поэт» могли использоваться как синонимы. Затем эпические произведения были записаны, приобрели неизменную форму и стали считаться литературными произведениями.
Я предлагаю вам послушать одно из таких эпических произведений (те, которые передавались из уст в уста, и сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Так как мы с вами живём в России, то и послушаем мы былинный эпос о героическом князе Игоре).
Не только эпос, но и лирика изначально была немыслима без музыки. Само слово «лирика» означает произведения, исполняемые под аккомпанемент лиры (лира – древнейший музыкальный инструмент). В Древней Греции существовал миф о поэте и музыканте Орфее. Аккомпанируя себе на лире, он пел так прекрасно, что заслушивались даже боги. Когда же его возлюбленную Эвредику унесла смерть, боги обливались слезами, слушая трагическую любовную лирику и наконец, согласились вернуть Эвредику на землю.
Но не только в Греции существовал образ певца-музыканта. В Англии исполнители собственных песен назывались бардами, у народов Средней Азии – акынами. В средневековой Франции жили трубадуры – рыцари, которые исполняли под музыку песни о любви. Их излюбленным жанром была альба – песнь утренней зари. Мелодии песен отличались гибкостью и чёткой композицией (т.е. построением). Обычно они строились на коротких, часто повторяющихся мотивах, мастерски связанных друг с другом.
В Италии в эпоху Возрождения появился мадригал. Сложился он на основе народных песен. Мадригал – это песня для двух-трёх голосов, часто без инструментального сопровождения. Писались они на стихи итальянских поэтов, в которых рассказывалось о любви.
Но и тогда, когда стихи перестали сопровождаться музыкой, они не утратили родства с ней. Каждое стихотворение имеет не только рифму, но и ритм. Без рифмы поэзия может существовать (такие стихи мы называем «Белый стих»), без ритма – нет, она превратится в прозу. Ритм – это определённое чередование в стихотворной строке ударных и безударных слогов.
Понятие «ЛИТЕРАТУРА» - относительно молодое. Оно пришло к нам в язык в XVIII веке, слово заимствовано из латинского языка и происходит от латинского слова LITERA – то есть «буква». Литература – искусство письменного слова. Любое произведение художественной литературы принадлежит к одному из литературных родов. Изначально их было три:
ЭПОС, ЛИРИКА и ДРАМА.
Эпос – это большое произведение о великом историческом событии, со множеством персонажей. Древнегреческий эпос – это поэмы Гомера (великого греческого поэта) «Илиада» и «Одиссея», которые сначала исполнялись устно, распевались под музыку и лишь позже были записаны. Я уже говорила, что собственным эпосом обладал каждый народ. Французский героический эпос – это «Песнь о Роланде», немецкий – «Песнь о Нибелунгах» (Нибелу́нги (нем. Nibelungen, по скандинавскому Niflungar, «дети тумана») — некий мифический древний род карликов, владетелей и хранителей древних сокровищ на землях по реке Рейн. По преданию, бургундская королевская династия, жившая в городе Вормсе на левом берегу Рейна, присвоила эти сокровища, а вместе с ними и прозвище «Нибелунги».), русский – «Слово о полку Игореве» и былины. Позже из эпоса выделились отдельные жанры: роман, повесть, рассказ.
Роман – охватывает большой отрезок времени, действие его часто проходит на фоне грандиозных исторических событий (как в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир»). В нём множество персонажей и сюжетных линий, которые могут тесно переплетаться, а могут развиваться параллельно, лишь изредка пересекаясь или встречаясь. Первые романы были основаны на приключениях, действиях. Одним из самых известных и популярных первых романов является «Дон-Кихот» Мигеля Сервантеса испанского писателя. Позже большую роль в романе, особенно русском, стали играть описания переживаний, мыслей и чувств героев и самого автора.
Если автор не ставит перед собой столь грандиозные задачи, то он выбирает жанр повести. Героев в ней гораздо меньше, чем в романе, да и по объёму она короче. В повести обычно одна сюжетная линия.
Но произведение может быть совсем коротким и содержать единственный эпизод из жизни одного человека или небольшого числа людей. Тогда это рассказ. Для рассказа особенно важна ёмкость и продуманность каждой фразы, точность слова. Ведь на нескольких страницах надо не только изложить происшествие, но и охарактеризовать персонажей, место и время действия. Одним из лучших мастеров рассказа был Антон Павлович Чехов.
Любое прозаическое произведение обладает структурой (скелет), строится определённым образом. У него обязательно есть завязка, когда читатель знакомится с персонажами и узнаёт об их взаимоотношениях; развитие действия (высшая точка, пик, то главное, ради чего написано произведение) и развязка – в которой напряжение ослабевает и читатель видит последствия происшествия.
Следующий род литературы – Лирика (мы уже немного касались её). Здесь все события описываются в стихотворной форме. В жизни мы с вами не разговариваем стихами. Такая форма повествования служит для выражения не обыкновенных, простых, будничных, а наиболее ярких, высоких и сильных чувств. Поэтому, мы чувствуем, что для таких чувств только стихотворная речь и уместна. Настоящие стихи многослойны. Их можно прочесть, воспринять по-разному, с меньшей или большей глубиной понимания. Нельзя сказать: «Это стихотворение я уже прочитал». Стихи можно читать сотни раз открывая их для себя каждый раз по новому.
Лирический поэт рассказывает о себе, о своих чувствах и переживаниях, но рассказывает он так, что требует от читателя сотворчества. Читатель словно становится на место поэта и говорит его словами, его чувствами. Прозаическое произведение можно прочесть бегло, спокойно, холодно, просто знакомясь с событиями, в нём описанными. Стихи необходимо пережить. Для их восприятия необходимы эмоции, чувства. Иначе они умирают, превращаются в малопонятный набор слов.
Конечно, больше всего стихов посвящено любви и возлюбленным. Это так называемая любовная лирика. Она есть почти у каждого крупного поэта: Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева, Дементьева, Асадова, Рождественского и многих других. Они могут быть написаны в определённых жанрах: элегия (грустное нежное стихотворение); мадригал (торжественное, прославляющее), песня (произведение напевное, с простыми образами), сонет (стихотворение со строго определённым количеством строк (чаще всего 14) и способами их рифмовки), самым известным поэтом, писавшим сонеты, является Уильям Шекспир.
Бывает поэзия и сатирическая, порождённая неприязнью, отталкиванием. Поэты XIX века часто писали эпиграммы (короткие, «жалящее» стихотворение, направленное на одного конкретного человека и довольно зло его высмеивающее. Вот пример сатирической эпиграммы Р.Бернса с неожиданной концовкой:
Нет, у него не лживый взгляд,
Его глаза не лгут.
Они правдиво говорят,
Что их владелец – плут.
Эпиграммы действительно причиняли боль, обиду, часто служили причиной дуэлей или длительных ссор.
Некоторые из жанров лирики называются также, как и жанры музыки: ведь лирика и музыка, как мы помним родственны. Позже жёсткие стихотворные жанры исчезли, размылись, но лирика осталась, она вечна, и будет существовать, пока человек способен любить, ненавидеть, испытывать яркие сильные чувства.
Но лирика может быть вдохновлена не только любовью. Существует – гражданская лирика – посвящённая политическим событиям, общественным идеалам, друзьям. Я не буду читать вам таких стихов, а прочту стихотворение, которое поможет вам понять тех людей, которые живут рядом с вами, и, наверное, больше всех любят вас. Это стихотворение о бабушке.
Ходит наша бабушка, палочкой стуча,
Говорю я бабушке: «Позову врача,
От его лекарства станешь ты здорова,
Будет чуть-чуть горько, что же тут такого.
Ты потерпишь чуточку, а уедет врач,
Мы с тобою, бабушка, поиграем в мяч.
Будем бегать, бабушка, прыгать высоко,
Видишь, как я прыгаю, это так легко».
Улыбнулась бабушка: «Что мне доктора,
Я не заболела, просто я стара,
Просто очень старая, волосы седые,
Где-то потеряла я годы молодые.
Где-то за огромными, за лесами темными,
За горой высокой, за рекой глубокой.
Как туда добраться, людям неизвестно».
Говорю я бабушке: «Вспомни это место!
Я туда поеду, поплыву, пойду,
Годы молодые я твои найду!
Есть и лирика пейзажная – описание природы.
( я предлагаю вам послушать пьесу замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского из альбома «Времена года», которая нам напомнит, какая замечательная осень была в этом году у нас, и, буквально завтра, мы с вами проводим её последний день. А пока звучит музыка, я прочитаю вам стихотворение великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина «Осень»
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы…
Ещё один род литературы – драма. Она тоже родилась в древности. В драме о событиях не рассказывает повествователь – они происходят на глазах у зрителя. Она создаётся, прежде всего, для постановки на сцене. Читать её нелегко. Постепенно сложились два вида драмы – ТРАГЕДИЯ и КОМЕДИЯ.
Трагедия – показывает события страшные, возвышенные, героические, её персонажами следует восхищаться или ужасаться. Трагедия воспитывает зрителя, формирует его мировоззрение, идеалы, нравственные нормы. В древности событиями трагедии чаще всего служили мифы, позже – исторические события и героические личности.
Комедия направлена на развлечение читателя и зрителя. В ней показаны смешные ситуации повседневной жизни, её персонажи просты, глуповаты, часто попадают в нелепые ситуации, за ними занятно наблюдать, им можно сочувствовать, вспоминая подобные ситуации из собственной жизни. В древнегреческих театрах комедии показывали в перерывах между трагедиями, чтобы снять напряжение, позволить зрителям расслабиться.
Позже родилась ДРАМА – произведение, которое соединяет черты трагедии и комедии, но не является не особенно возвышенным, ни очень смешным. Область действия драмы – реальная повседневная жизнь людей, где есть место и смешному, и печальному.
-
Слова и краски
Ребята, наш урок подходит к завершению, так как вы учитесь в классе изобразительного искусства, вы больше соприкасаетесь с красками, как юные художники выражаете свои мысли и чувства при помощи линий, точек, штрихов, мазков. Музыканты передают свои чувства при помощи звуков, а я предлагаю вам на фоне замечательного произведение Антонио Вивальди «Зима» из его цикла «Времена года», фотографий и репродукций разных художников, найти и записать в своих тетрадях слова, которые описывают это время года. Итак, внимание на экран…