Конспект урока по чтению в 4 классе «Время листьям опадать» Георгий Граубин.
Цель: познакомить с новым произведением.
Задачи: систематизировать и закрепить знания детей об осени;
- развивать навыки правильного чтения путем использования различных видов работ над текстом;
- развивать связную речь обучающихся, слуховое восприятие, мышление.
Оборудование: портреты писателей и поэтов, мультимедийный проектор, экран, компьютер, слайдовое сопровождение урока, акустическая система, презентация «Осень»; аудиозапись П.И.Чайковского «Времена года».
Ход урока:
-
Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас,
Встали все у парт красиво.
Поздоровались учтиво.
Сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда.
Мы начнем урок, друзья!
- Какое сейчас время года?
- Назовите осенние месяцы.
- Какая погода обычно осенью?
- После какого времени года наступает осень? (после лета)
- Назовите признаки осени. (желтеют листья на деревьях, небо серое, тучи, частые дожди, ветер и т.д.)
Дыхательная гимнастика «Листопад» Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и вспомнить с детьми, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
-
Артикуляционная гимнастика
А теперь, представьте, что вы пришли к бабушке в гости и угостились вкусными бабушкиными оладушками с вареньем.
1. «Оладушки» - широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу. Держать 10-15 сек.
2. «Вкусное варенье» - движение «слизывания» кончиком языка с нижней губы внутрь ротовой полости за нижние резцы (10 – 15 сек.).
3. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим с вами знакомство с произведениями об осени. Мы прочитаем рассказ «Время листьям опадать…» По Г. Граубину. Но сперва проведём речевую зарядку.
Речевая зарядка.
На доске записано стихотворение. Послушайте внимательно, как я его прочитаю. Меж редеющих верхушек Показалась синева. Зашумела у опушек Ярко – жёлтая листва.
- Почему «Ярко – жёлтая листва»?
Разбор знаков препинания. Чтение хором, один (сильный), один (слабый).
Проверка домашнего задания.
-Прежде чем знакомиться с новым произведением, давайте вспомним, с какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? ( «Пчёлы и мухи» По К. Ушинскому). -Какое было д/з? (выразительное чтение). -Пробегите глазками быстро по тексту, иллюстрации. -Давайте вспомним главных героев рассказа (пчёлы, мухи). - Выразительное чтение «по цепочке». -Как вели себя пчёлки в этот день? -Как вели себя мухи в этот день? - Как вы думаете, правильно ли поступили пчёлки, когда радовались последнему солнечному осеннему дню? А права ли была муха? - А ты бы грустил или радовался?
4. Работа по основной теме урока.
(Показать портрет писателя) Познакомьтесь, это писатель, поэт Георгий Рудольфович Граубин.
1.Словарная работа. Разберём трудное слова, которые встречаются в рассказе. а) на-кап-ли-ва-ет-ся чтение по слогам, учитель, хором, один (сильный). накапливается
2. Первичное чтение учителем. ? – Что накапливается в листьях? - Что же накапливается в листьях? (вредные вещества)
Вопросы по первичному восприятию текста.
Словарная работа.
Наряд-одежда, костюм. В данном случае это наряд дерева – листья.
3. Самостоятельное чтение сказки по учебнику стр. 38 – 39.
Чтение текста обучающимися.
«Жужжащее» чтение. Чтение по «цепочке» по 1 предложению.
- Как называется явление, когда с деревьев опадают листья?
- Какая картинка соответствует этому явлению?
Физминутка «Листики».
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (присесть)
Выразительное чтение вслух по абзацу.
5. Закрепление.
- Когда наступает настоящая осень по мнению автора,
- Найдите, как он об этом пишет.
- Почему зимой дерево могло бы умереть от жажды?
- Что накапливается в листьях?
- Что может произойти с деревом зимой, если на нем останутся листья?
Выборочное чтение вслух. а) - Когда наступает настоящая осень? Прочитай, как об этом написано в рассказе. б) - Как деревья готовятся к зиме. Найдите этот отрывок в тексте и прочитай.
Скороговорка.
- Я произношу фразу, а вы правильно договорите: внимательно смотрите, на кого покажу, тот и говори:
Вышел Степа погулять,
Стал он дождик умолять:
- Дождик, дождик не дожди
- Дождик, дождик подожди
- Ты ведь нам не нужен
- Не нужны нам лужи!
А теперь вместе хором.
6. Итог урока.
- Что узнали нового?
- О каком времени года сегодня шла речь?
- Расскажите, как деревья готовятся к зиме.
- Какое явление описывал автор?
7.Рефлексия.
Задания на уроке были:
-интересными
- необычными
- скучными
8. Домашнее задание. Выразительное чтение.
Загадки про осень
- Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
- Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ
Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)
- Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
- Поле черно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)
- Без рук, без ног,
Под окном стучится,
В дом просится. (Ветер)
- Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь)