СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Время выбрало нас.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

      Стержнем деятельности коллективов, ведущих работу по патриотическому воспитанию детей, является формирование у них социально - психологических качеств, навыков и умений, необходимых человеку и определяемых понятием «патриот». Патриот - это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на её благо, приумножая её богатство, а если понадобится, должен быть готов встать на её защиту.

Просмотр содержимого документа
«Время выбрало нас.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г.Углегорска Сахалинской области





Номинация: Методика организации и проведения «Уроков мужества»,

тождественных мероприятий, посвящённых памятным событиям Российской

истории.



Название работы: Методика организации и проведения «Уроков мужества», тождественных мероприятий, посвящённых памятным событиям Российской истории.



Урок мужества «Время выбрало нас»



Автор: Чернова Людмила Васильевна-учитель математики













г.Углегорск











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Стержнем деятельности коллективов, ведущих работу по патриотическому воспитанию детей, является формирование у них социально - психологических качеств, навыков и умений, необходимых человеку и определяемых понятием «патриот». Патриот - это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на её благо, приумножая её богатство, а если понадобится, должен быть готов встать на её защиту. У нас много пишут о войне. Семьдесят лет минуло, а всё не заживает рана земли нашей, всё болит память людская. Сколько уже книг написано, сколько фильмов прекрасных снято. Горят Вечные огни, стоят мемориалы славы, а теперь вот и храмы-памятники на полях сражений. Может быть, пора успокоиться, забыть? Но нет. Мы и так слишком быстро умеем забывать, слишком мало помнить. А ведь ещё живы ветераны той страшной войны, с каждым годом их становится всё меньше, им всё труднее жить, труднее с каждым годом вспоминать события той страшной войны. Но сегодня будем говорить о другой войне - Чеченской, на которой погибли наши земляки. Потери в горячих точках в мирное время. В Углегорском районе чтят, помнят погибших не только в годы Великой Отечественной войны, но и тех, кто отдал свою жизнь, выполняя интернациональный долг, защищая целостность границ России. Выбранная тема является на сегодняшний день актуальной, потому ,что вера и патриотизм всегда были и остаются самыми надёжными ориентирами в жизни. Они, как нескуднеющие источники, не только питают память народа, но и продолжают незримо созидать его душу, его характер, его будущее.

Данная работа по патриотическому воспитанию выполнена в номинации «Методика организации и проведения: «Уроков мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории».

Название работы: Урок мужества «Время выбрало нас»

Краткое содержание:

С первой минуты урока, благодаря музыкальному сопровождению, на уроке создается эмоциональный настрой у учащихся, доверительная, торжественная обстановка, обеспечивающая интерес к предстоящей деятельности. Это состояние усиливается вступительным словом учителя, в котором с болью и скорбью приводятся данные – страшные и трагические свидетельства войны в Чечне.

Основная часть урока представлена выступлениями учащихся и гостям. Сообщение ученика в форме презентации.

Выступление гостей урока помогает учащимся более подробно узнать о некоторых эпизодах жизни нашего героя-земляка. Урок заканчивается подведением итогов. В ходе заключительной части у учащихся воспитывается чувство действенной памяти о погибших, личной ответственности за сохранение мира на земле.

Задачи Урока мужества:

- познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;

-воспитывать уважение молодёжи к подвигам военнослужащих, защитников отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;

-способность формированию у молодёжи готовности к защите Родины.

Главная цель: формирование представления о долге, чести, ответственности, нравственности, понимания того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.

Возрастные группы обучающихся: 8класс

Этап подготовки:

1) изучение информации «Война в Чечне»

2) диагностика учащихся класса: «Каков он, патриот современной России?»

3) составление презентации

4) посещение городского музея

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, слайды

Ожидаемые результаты Урока мужества: Общаясь с гостями, слушая их воспоминания, знакомясь с реликвиями народного подвига, школьники овладевают огромным духовным богатством.



Ход мероприятия



1.Организационный момент

2.Вступительное слово учителя

У этой войны ещё нет истории. Она не написана. Мы знаем о ней ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть. Но у этой войны есть свидетели. Тысячи свидетелей. И они хотят быть услышанными раньше, чем их придумали такими, какими они будут удобны и опять кому-то для чего-то нужны .Они хотят быть нужными правде.

Сколько уже наших ребят, которые родились и выросли на сахалинской земле, учились в тех школах, где сегодня учатся другие дети, бегали во дворах и ходили по улицам, по которым сейчас ходим мы с вами, сколько их, ушедших на службу ,не вернулось домой.

Восемь парней погибли в Афганистане, тринадцать – в Чечне, по одному- в Таджикистане, Чехословакии, Узбекистане, Монголии и Венгрии .И более 280- при прохождении службы в армии .И это казалось бы, в мирное время.

В нашем Углегорском районе таких ребят - семь.

(Приложение-презентация «Аллея скорби» ,слайд №1-9)

В школах где они учились, установлены мемориальные доски .В Шахтёрске есть улица имени Е. Кузьменко.

Ученик: Что теперь с нами стало…

Как Россия устала…

И какая ещё ждёт Россию война?

Мне не хочется крови,

И не надо нам славы,

Нас так мало осталось

А Россия одна.


Учитель: Наш классный час мы посвятили Голубову Владимиру-воину Чеченской войны.

Война- явление жестокое , страшное. Но пока существует на земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят боевые раны людям, уносят из жизни детей и близких.

Ученик: Российским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли, к своей прекрасной Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея сил, своё Отечество.

В русском народе живёт убеждение, что истинный человек и сын Отечества - одно и тоже понятие.

Патриотизм, любовь к Родине, преданность ей, стремление защитить её от врагов, своими делами служить её интересам - чувство великое, необходимое, прекрасное.


Учитель: Мы часто слышим в жизни такие слова: совершил героический поступок, подвиг, героический человек.А что мы подразумеваем под этими определениями? Что такое подвиг? Что такое героический поступок? Кого называем героем?

(Рассуждения учащихся)

Что объединяет эти понятия? Каким, одним словом их можно обозначить?

(Самопожертвование)

Древние римляне говорили так: «Там хорошо, где Родина». Любовь к Родине, её процветание, слава ставились превыше всего. Это и есть патриотизм. Любовь к родной земле, своему народу, стране формируется жизнью не одного поколения.


Ученик: Отрывок из стих. М. Пляцковского «Родина»

«Родина»- мы говорим волнуясь,

Даль без края видим перед собой,

Это наше детство, наша юность,

Это всё, что мы зовём судьбой,

Родина! Отечество святое!

Перелески. Рощи. Берега.

Поле от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.

Родина! Земля отцов и дедов!

Мы влюблялись в эти клевера,

Родниковой свежести отведав

С краешка звенящего ведра.

Это позабудется едва ли-

И на век останется святым…

Землю ту, что Родиной назвали,

Коль придётся, сердцем защитим.


Ученик: (на фоне мелодии биография Голубова Владимира)


Ученица: Из воспоминаний классного руководителя Владимира.


Владимир был простым российским парнем . Он рос, он был такой же как и все: немного упрямый, немного дерзкий ,добрый и общительный. Любил приключенческие книги и не любил скупых, монотонных уроков. Мог вспылить на уроке, а на перемене уже подходил с виновато извиняющейся улыбкой. И губы , против собственной воли , складывались в ответной улыбке. Трудно было устоять перед его открытостью. Володя как- то, по- доброму смущался, краснел, и от этого смущался ещё больше. А порой от обиды ли, от собственного бессилия бледнел и в эти минуты особенно отчётливо на его лице выступали веснушки, а в глазах стояли слёзы.

Он вообще- то был как будто старше своих сверстников. Его естественное состояние – погружённость в себя. О чём он мог думать в эти минуты?

Мечтал, планы, какие- то строил?

Одним словом, с душой у него всё было в порядке. В отличие от тех, кто решил судьбу и лишил жизни тысячи ребят, попавших в кровавые жернова этой бесчеловечной войны.


Ученик: Стих С.Мартынова «Я солдат»

Вот кончилось детство

Подошёл мой черёд

Быть солдатом повестку

Мне вручает народ.

Перед дальней дорогой

Мы присели к окну,

Слёзы матери строгой

Зацепили струну.

Зазвучала набатом

Речь напутственных слов:

- Будь хорошим солдатом,

Не срами земляков!

Твой наказ у порога

И росинку- слезу

Я солдатской дорогой

Словно клятву несу!


Ученик: Стих С.Мартынов

Мать ждёт письма,

Уснуть не может.

Нет весточки уж сколько дней.

Тоска седая сердце гложет

И вихрем кружится над ней.

Мать перечитывала строчки,

Что сын последними прислал.

Письмо на маленьком листочке:

«Я жив, здоров, - ей сын писал.

-Урвал минутку передышки,

Спешу тетрадку развернуть,

Чтоб написать тебе письмишко…

Сигнал зовёт нас снова в путь…»

Тут мать письмо к груди прижала

Своей натруженной рукой,

Ласкала, а сама шептала:

- Вернись живым, сыночек мой.

Мать перечитывала строчки,

Что сын последними прислал,

А ей на маленьком листочке

Писал военный комиссар.

Листочек этот «чёрной птицей»

Влетел на опустевший двор…

И горьким ручейком струится

Слеза у матери с тех пор.


Учитель: Как известно, войны не заканчиваются тем долгожданным моментом, когда смолкает оружие .Они продолжаются в душах тех, кто в них участвовал .И эта война на чеченской земле не исключение .Она долго ещё будет напоминать о себе- пока живы матери, потерявшие кормильцев, пока болят раны воинов.

Сегодня на нашем уроке мужества присутствует мама Голубова Владимира.

Слово предоставляется Савоськиной Татьяне Елизаровне.

(приложение презентации слайд№10-14)

Учитель: Российские солдаты, вернувшиеся с чеченской войны, принесли с собой как бы обновлённую любовь к Родине. Они в какой-то мере вернули нам высокое понятие патриотизма, мужества, воинского и человеческого долга.

Пройдут годы. Многое со временем , конечно, забудется. Канут в небытие нынешние дискуссии об «афганцах», «чеченцах» и попреки, так больно их ранящие. Затянутся раны, напоминая о себе к непогоде. Потускнеют боевые ордена, у солдат вырастут дети. Но эти войны останутся в народе ничем неизгладимой трагической меткой. Останутся стихи и песни, рождённые на войне, рассказывая о силе духа и мужестве русского солдата.

Ученик: Этот день был тихим и странным: с утра туман окутал город, потом пошёл снежок, за ним на мгновенье выглянуло солнце, и снова стало хмуро и тихо. Так прощалась сахалинская природа, это были её слова, обращённые к родному человеку. Ведь он родился здесь и всем своим сердцем тоже любил Сахалин….В воскресенье, 12марта, хоронили пулемётчика 245-гомотострелкого полка рядового Владимира Голубова, погибшего в Чечне. Такого скопления людей, пришедших попрощаться с человеком, Углегорск, пожалуй ещё никогда не видел. Его несли на руках друзья. Такие же, как он, юные, но уже со взрослыми от горя потери друга, лицами. Люди плакали, рыдали и … проклинали ,проклинали непонятную, несправедливую войну, затеянную политиками. Его несли по дороге, на которой лежали живые гвоздики.

На кладбище звучали прощальные слова .Но самые печальные, самые горькие застыли в наших сердцах: «Всё могло быть иначе..»

(Приложение презентация слайд № 15-16)

Ученик: В память обо всех российских парнях, погибших на афганской, чеченских войнах, в горячих точках объявляется минута молчания.


Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя…

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слёзы-

То слёзы наших матерей!

Увы! Утешится жена.

И друга лучший друг забудет!

Но где-то есть душа одна-

Она до гроба помнить будет!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих покинувших ветвей.


Окончание урока.

Учитель: Итак, ребята! Все мы единодушны в утверждении: «Не должны гибнуть наши солдаты - 18-20-летнии мальчишки, которые ещё недавно учились в наших школах, которых, может быть, кто-то из вас знал».

К бессмертному подвигу не как на вершину идут, от ступени к ступени, к бессмертию взлетают, подобно пылающим птицам, себя целиком отдавая, а не по частицам.









































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!