СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Время выбрало нас"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гражданская война... Эти незабываемые страницы нашего прошлого. Из многочисленных кинофильмов перед нами мчатся конармейцы в буденовках, тачанки с пулеметами, юные «неуловимые мстители и их старшие наставники в кожанках. Героизм, подвиги, стойкость.

Просмотр содержимого документа
«"Время выбрало нас"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 4»











Сценарий

«Время выбрало нас»

(встреча – реквием)
















Троицк, 2020 год


Пояснительная записка


Гражданская война... Эти незабываемые страницы нашего прошлого. Из многочисленных кинофильмов перед нами мчатся конармейцы в буденовках, тачанки с пулеметами, юные «неуловимые мстители и их старшие наставники в кожанках. Героизм, подвиги, стойкость.

Однако Гражданская война - это не столько фанфары побед, сколько трагедия народа, заключавшаяся в самой постановке враждующими силами бескомпромиссного вопроса: жизнь или смерть? Речь шла не о том, какая из сил будет победителем, а какая побежденной, а о самом их физическом существовании. Отсюда и особая острота жестокость борьбы.

Трагические последствия этой войны - раскол общества на «своих» и «чужих», обесценивание человеческой жизни, развал народного хозяйства. Независимо, кто победил, главной жертвой гражданской войны был народ.

И вот сегодня, спустя много десятилетий, мы задаем себе вопрос: что мы знаем о ней, о гражданской войне?



Цель: формирование активной гражданской позиции, патриотической сознательности, чувства долга и гордости Родину, за подвиг советских людей в годы Гражданской войны.


Задачи:


1. Формировать представление обучающихся о долге, мужестве, героизме как о слагаемых внутренней красоты человека;

2. Воспитывать чувства уважения, признательности к людям, совершающим героические поступки, чувства патриотизма, гордости за героические прошлые Родины.

3. Воспитывать общечеловеческие ценности, культуру поведения и общения в аспекте нравственности и патриотизма.





Сцена украшена гирляндой из шаров «Триколор» и надписью «9 декабря-День Героев Отечества».

Звучит песня (фонограмма), на ММК демонстрируется видеоклип «О Героях России»).

Танцевальный коллектив «Тенериф» открывает мероприятие танцем «Триколор».

На сцену выходят ведущие.



Ведущий 1: Нам о России надо говорить,

Да так, чтоб вслух стихи произносили,

Да так, чтоб захотелось повторить,

Сильнее всех имён сказать: «Россия!».



Ведущий 2: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости, педагоги!

9 декабря Россия отмечает памятную дату — День Героев Отечества.



Ведущий 1: Мы пригласили на нашу встречу гостей.



(Приветствие гостей)



Ведущий 2: Слово для приветствия предоставляется Досовой Гульнаре Мухаметгалеевне, директору школы.



(Камерный оркестр под управлением З.Г. Зорковой)



Ведущий 1: Русская история — дорога тяжёлых испытаний, многочисленных кровавых битв и сражений.



Ведущий 2: И это, наверное, потому, что наш гордый, талантливый, трудолюбивый, добрый душой и сердцем народ никогда не позволял никаким чужеземцам-завоевателям помыкать своей свободой, достоинством и честью.



Ведущий 1: В 2007 году Федеральным Законом «О днях воинской славы и памятных датах России» установлена памятная дата — 9 декабря — День Героев Отечества.

Ведущий 2: По сути, восстановлен существующий в дореволюционной России праздник — День Георгиевских Кавалеров. Это праздник не только дань памяти героическим предкам, но и чествование ныне живущих Героев Советского Союза, Героев России, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы.



(На ММК демонстрируются слайды орденов Георгия Победоносца и Славы)



Ведущий 1: История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия российского государства.

Ведущий 2: Но были в истории Отечества и трагические события, одним из которых была Гражданская война 1918-1921 годов. Наша встреча посвящена этим событиям.

(На ММК демонстрируется кадр из к\ф «Неуловимые мстители», звучит песня «Бьют свинцовые ливни»)



Ведущий 1: В октябре 1917 года в России к власти пришли большевики под руководством вождя мирового пролетариата, Владимира Ильича Ленина. Победоносный исход Октябрьского вооружённого восстания, установление Советской власти во многих районах России происходило мирным путём, но в ряде городов против Советов выступили контрреволюционные силы, свергнутые помещики, буржуазия, демократическая интеллигенция, казачество.

(На ММК демонстрируются слайды о событиях Гражданской войны)



Ведущий 2: Страны Антанты (Англия, Франция) негативно отнеслись к приходу к власти в России большевиков и планировали их свержение.

Ведущий 1: Крайнее обострение классовой борьбы между угнетёнными и угнетателями, огромный запас ненависти к помещикам, буржуазии, их нежелание отдавать частную собственность - всё это стало причиной развязывания Гражданской войны.



(На ММК демонстрируются слайды о Гражданской войне 1918-1921 г.г.)

(Исполняется песня и танец «Погоня»)

Ведущий 2: Гражданская война — это вооружённое столкновение граждан одной страны, отстаивающие каждые свои интересы. На фоне этого выделились две наиболее враждебные силы, ведущие борьбу на взаимоуничтожение, - красные и белые.

Ведущий 1: Для формирования революционных отрядов был издан декрет о создании рабоче-крестьянской Красной Армии. Противоборствующей стороной была сформирована добровольческая Армия, которая положила начало белому движению, названному по контрасту с красным-революционным. Белый цвет как бы символизировал законность и порядок.



(На ММК демонстрируются слайды о Гражданской войне 1918-1921 г.г.)



Ведущий 2: «Смело мы в бой пойдём,

За власть Советов.

И как один умрём

В борьбе за это! –

Так пели красноармейцы. Сколько же нужно было веры, силы духа? Как могли они, в большинстве своём неграмотные, полуголодные, полураздетые победить в страшной борьбе, создать великую Армию, знамёнам которой присягали защитники нашего Отечества.



Ведущий 1: «Смело мы в бой пойдём

За Русь святую.

И как один прольём

Кровь молодую!

Так пели солдаты и офицеры Белой Гвардии. Сегодня нельзя не вспомнить и об этих соотечественниках, которые были обречены на поражение. И те, и другие любили Россию.











Ведущий 2: «Братья по крови... Соотечественники...

Красные и белые... Россияне...

Они и сражались, и погибали за Россию,

Каждый за свою, за ту, о которой мечтал,

Которую любил! За нашу!



(Звучит песня «Белая гвардия»)



Ведущий 1: Гражданская война охватила всю территорию России. С помощью оружия утверждалась власть большевиков на Южном Урале и в нашем городе Троицке.



Ведущий 2: Сегодня, спустя девять десятилетий, оглядываясь назад, мы задаём себе вопрос: «Что мы знаем о той далёкой Гражданской войне?»



Ведущий 1: Дорогие ребята, готовясь к сегодняшнему мероприятию, вы провели большую подготовительную работу: узнали много нового о событиях Гражданской войны, подготовили презентацию, посетили краеведческий музей нашего города.



Ведущий 2: Слово предоставляется директору краеведческого музея Светлане Рамазановне Нурмухаметовой.



(Проводится историческая викторина «Гражданская война в истории города Троицка»).

(Звучит песня «Маленький трубач»)



Ведущий 1: Дорогие ребята, одним из этапов в подготовительной работе было домашнее задание - презентация на тему «Гражданская война в истории города Троицка».

Внимание на экран.

(На ММК демонстрируется ролик - презентация «Гражданская война в истории города Троицка»).

(Танец «Тачанка»)

Ведущий 2: В многочисленных кинофильмах перед нами предстают красноармейцы в будёновках, мчатся тачанки с пулемётами, юные «неуловимые мстители» побеждают врагов, белогвардейцы верные своим идеалам. Героизм, стойкость, подвиги....

Внимание на экран.

(На ММК демонстрируются многочисленные названия художественных фильмов о Гражданской войне)



Ведущий 1: Дорогие ребята, уважаемые гости, педагоги! Сейчас перед вами прошёл видеоряд с названиями художественных фильмов о Гражданской войне. В фойе Центра досуга вы посетили выставку художественной литературы о Гражданской войне. Деятели искусства России не оставляли эти трагические события без внимания.



Ведущий 2: Следующим этапом в подготовительной работе было домашнее задание «Стоп кадр».

Сейчас на экране появиться поле, разделённое на 16 квадратов. Поочерёдно, начиная со школы № 3, учащиеся называют № квадрата, в котором появляется кадры из художественного фильма о Гражданской войне. По этим кадрам надо определить название фильма.



(Проводится домашнее задание «Стоп кадр»)



Ведущий 1: Дорогие ребята, мы просмотрели всю подготовительную работу, которая пополнила багаж ваших знаний о родном городе, и мы надеемся, что каждый из вас будет ещё больше любить и гордиться своей малой Родиной.



Ведущий 2: Все презентации о Героях Гражданской войны будут переданы в фонд краеведческого музея, с которыми вы можете познакомиться на его сайте. И, пользуясь случаем, выражаем вам благодарность за проделанную работу.



Ведущий 1: Гражданская война. Раскол в стране.

Земля, Россия, дом родной в огне.

Раскол в сердцах, идёт на брата брат,

И, кажется, что нет пути назад.

Где «белые»? Где «красные»?

Куда всех завела гражданская беда?

И льётся кровь, сын на отца идёт...

Войной расколот русский наш народ.

Разруха, голод, слёзы матерей,

Голодные глаза больных детей.

А сколько жизней унесла с собой

Гражданская- кровавый, смертный бой.

Дней давних перелистаны страницы,

Как много лет прошло, как время мчится!

Раскол страны. Гражданская война.

Так выпьем чашу памяти до дна.



( Минута молчания).

(Звучит произведение Альбинони «Адажио»)



Ведущий 2: Гражданская война... Это незабываемые страницы нашего прошлого. Она является национальной трагедией, в которой не может быть победителей.



Ведущий 1: Её последствиями стали раскол общества на «своих» и «чужих». Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны стал Народ.



Ведущий 2: Гражданская война 1918-1921 годов учит нас побеждать ненависть, насилие, произвол. А герои войны должны жить всегда в памяти народа.



Ведущий 1: Время героев, обычно ты кажешься прошлым:

Главные битвы приходят из книг и кино,

Главные даты отлиты в газетные строки,

Главные судьбы историей стали давно.





Ведущий 2: Время героев, по самому высшему праву,

Ты подарило далёким и близким годам

Доблесть, и славу, и долгую добрую память,

Время героев, а что ты оставило нам?



Ведущий 1: Ты нам оставило ясное небо Отчизны,

Дом и дорогу, и ласковый хлеб на столе,

Ты нам оставило самое главное в жизни-

Радость работы на мирной, счастливой земле!



(На ММК демонстрируются кадры из к/ф «Офицеры», звучит песня «О героях былых времён»).



Ведущий 1: Ушли в историю года,

Цари менялись и свободы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

И поднималась Русь с колен

В руках с иконой перед битвой,

Благословенная молитвой

Под звон грядущих перемен.

Деревни, сёла, города

С поклоном русскому народу,

Сегодня празднуют свободу

И День Героев на века!



(Звучит песня «Моя Россия»)

Ведущий 1: Вот и закончилась наша встреча. Благодарим всех за участие!



Ведущий 2: До свидания! До новых встреч!