СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Время правления Ивана Грозного

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном уроке мы предлагаем ввести хронологическое ограничение: правление Ивана Грозного. В материал этого урока попадает важнейший материал о реформах царя и об Избранной Раде, о состоянии экономики России. Главная задача - как можно более четко систематизировать и структуриро­вать этот материал.

 1547 г. - Венчание на Царство первого "царя всея Руси", шапка Мономаха. Осветить важность обряда венчания на царство, божест­венного "помазания", разработанного по византийскому образцу, выделите внешнеполитическое значение этого акта и непризнание титула государя в некоторых государствах Западной Европы. Обязательно подчеркнуть, что именно с этого момента русские монархи венчаются на царство, и закон­ность царского титула обретают именно с этого момента. Обязательно указать на позитивное значение прихода к власти после почти пятнадца­тилетнего перерыва единовластного монарха, начавшего бороться с бояр­ским самовластьем в своих вотчинах, уделах, с коррупцией и междоусоб­ных расправ. Рассказать о восстании 1547 г. и. приходе к власти рода За­харьиных (родственников жены Ивана). Необходимо расценивать это со­бытие как проявление стремлений аристократии, главной целью которой было приведение к власти своих ставленников с целью протекции опреде­ленной группе бояр, не сдерживаемой ни законами, ни самодержавной вла­стью сильного монарха.

 Рассказать о создании Избранной Рады и о причинах про­водимых ею реформ. Реформы были вызваны стремлением Ивана укрепить личную власть и объективными процессами складывания монархии (сначала ограниченной). По составу и реформам Избранная Рада отражала интересы княжеско-боярской полити­ки, в распространении привилегий действовала прежде всего в интересах дворянства. Большое значение приобрел Челобитный приказ, возглавляе­мый Адашевым. В итоге создалась стройная система управления государ­ством. Охарактеризовать реформы Рады.

  Кратко охарактеризовать на осно­вании текста учебника экономику и социальную жизнь страны в середине XVI в. Подчеркнуть, что новые явления в экономике страны есть результат объединения государства; пусть ученики ответят на вопрос, почему при том, что закрепощение крестьянства в результате реформ усилилось, это не вызвало ни восстаний, ни мятежей.

 Главные выводы данного урока. Подчеркнуть, что рефор­мы Избранной Рады и Ивана IV были направлены на совершенствование системы централизованного государства и личной власти царя. Однако сложившаяся система ограничивала власть царя Земским Собором, Бояр­ской Думой и Избранной Радой.

Просмотр содержимого документа
«Время правления Ивана Грозного»

Муниципальное автономное образовательное учреждение МАОУ СОШ №8













Обобщающий урок

Тема: «Время правления Ивана Грозного»



















Работу выполнил: учитель истории

Криволуцкий Олег Александрович










2016 год

Обобщающий урок по теме «Время правления Ивана Грозного»



Цель: 1. Обучающая.


- Повторение пройденного материала по данной теме.

- Проверка уровня знаний главных проблем темы.

- Продолжить формирование умений работать на компьютере.



  1. Развивающая.


- Развитие мышления. Понимание учениками основных теоретических вопросов и фактического материала.

- Научить сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать собственное «я».



  1. Воспитывающая.


- Воспитывать любовь к Родине, Чувство собственного достоинства.



Оборудование: Компьютер. Экран. Проектор



Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап.

Приветствует учащихся, определяет отсутствующих, проверяет готовность учащихся к уроку, размещает учащихся за компьютерами. Проводит инструктаж по элементарным правилам работы с компьютером.

Приветствуют учителя, занимают место за компьютером.

2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала.

Сообщает тему, цель урока. Предлагает начать работу.

( Показ слайда 1)

Учащиеся щелчком «мыши» начинают

(Просмотр слайда 1)

3. Этап повторения и закрепления пройденного материала.

Учитель проводит краткую беседу с учащимися.

Сегодня у нас урок обобщения по теме «Правление Ивана Грозного». Мы уже ранее с вами отмечали то, что время правления Ивана IV условно делится на два периода: 1-й период – конец 40-х – начало 50-х годов XVI века. В данный период было проведено наибольшее количество реформ царя и «Избранной рады».

(Показ слайда 2)


2-й период – опричнина Ивана Грозного (1565-1572 годы)

(Показ слайда3)


С помощью опричнины Иван Грозный подавил всякую оппозицию, ликвидировал очаги удельного сепаратизма, остатки, и без того невеликие, самостоятельности и независимости в словах и действиях подданных. Каковы же последствия опричнины? Давайте обратимся к следующему слайду.


(Показ слайда 4)


Правление Ивана Грозного вызывало и вызывает самые противоречивые оценки современников и потомков. Одни видят в его деяниях большой государственный смысл: стремление к централизации, укреплению государства, устранению препятствий на этом пути (борьба с боярами и т.п.). Были проведены значительные изменения в органах власти и управления. И мы с вами переходим к следующему слайду.


(Показ слайда 5)





Что же касается жестокостей, в том числе и опричного террора, то не без резона говорится о нравах, характерных и для России, и для других стран той эпохи ( вспомним хотя бы о массовых убийствах Варфоломеевской ночи во Франции в 1572 году, когда за две недели вырезали по всей стране более 30 тысяч человек). Другие резко отрицательно судят личность и деяния Грозного, акцентируют внимание на казнях, опричнине, разорении страны. Очевидно, следует учитывать и положительные и отрицательные стороны его правления (укрепление государства, усиление безопасности его границ), и отрицательные (ухудшение положения народа, террор).

Подводя итог эпохи правления Ивана Грозного, можно сказать, что при всех ее успехах она оставила тяжелое наследство и привела к печально знаменитому в истории Отечества Смутному времени.

Ну а чтобы проверить, как вами усвоена данная тема, я проведу устный блиц-опрос.

  1. Какое значение имел такой факт, как венчание на царство Ивана IV митрополитом?












  1. Для чего понадобилось вводить «Заповедные лета»?
















  1. Какие главные события в жизни российского (Московского) государства произошли в период правления Ивана Грозного?















Молодцы, спасибо! И в завершении мы переходим к последнему слайду, чтобы выполнить еще несколько заданий.


(Показ слайда 6)

Учащиеся щелчком «мыши» начинают

(Просмотр слайда 2)


Одновременно делают необходимые записи в тетрадь.

(переписывают схему)






(Просмотр слайда3)


Делают соответствующие записи в тетрадь.













(Просмотр слайда 4)


Запись в тетрадь.












(Просмотр слайда 5)


В тетрадь переписывают схему органов власти и управления



























Примерный ответ учеников:


Иван Васильевич стал именоваться «царем и великим князем всея Руси». Его власть, как подчеркивалось, имеет божественное происхождение. Тем самым повышался авторитет российского правителя, род которого, как тогда считали московские политики, восходил к римскому императору Августу, преемнику Юлия Цезаря. От имени последнего происходит и слово «царь».


В ходе опричнины запустение земель приняло огромные размеры. В распашке осталось только 7,5 % прежде обрабатываемых земель, в Московском уезде – 16%. Некому было работать, кормить дворян. Власти пытались спасти положение и организуют с 1581 года описание земель и запрещают переход крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день. Эта мера вводилась как временная, но она просуществовала до 1861 года.


В 1547 году Ивана IV венчали на царство, после чего всех последующих русских правителей именовали царями. Были проведены реформы «Избранной рады». В 1549 году при царе создан представительный орган – Земский собор. Принят новый Судебник, а церковный собор принял Стоглав. Проведена губная реформа и принято Уложение о службе. Из внешней политике можно выделить взятие Казани, присоединение Астраханского и Сибирского ханств, война с Ливонией, правда, неудачная.






(Просмотр слайда 6)


Читают задания, устно отвечают на вопросы и решают тест.

4. Подведение итогов урока.

Благодарит учеников за плодотворную работу на уроке. (Можно отметить учеников, которые давали наиболее полные, правильные ответы). Делает некоторые замечания (если таковые имеются). Выставляет оценки за урок.





Слушают учителя. Выставляют оценки в дневник.


5. Домашнее задание.

(Показ слайда 6)

(Просмотр слайда 6)


Записывают домашнее задание, перечерчивают таблицу в тетрадь.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!