Методическая разработка классного часа
для учащихся начальной школы
Тема: Все люди требуют уважения и любви

учитель начальных классов
Артеменко В.Н.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К сожалению, в огромном мире людей есть немало обделенных физическим здоровьем, инвалидов с детства или в результате перенесенных болезней и травм.
Как важно не оставить их в беде, помочь и поддержать! Международный день поддержки инвалидов отмечается 3 декабря. Традиционно к этой дате я провожу декаду в поддержку детей с ограниченными физическими возможностями «Смотри на меня, как на равного». В рамках этой декады, провожу «Уроки Доброты».
Представленная методическая разработка классного часа рассчитана для детей младшего и среднего школьного возраста.
В этом возрасте у обучающихся формируются представления об окружающем мире. Складывается определенное отношение к инвалидам. Если человек в детстве не получит необходимую информацию, то позднее его стереотипы будет скорректировать уже сложнее.
Цель «Уроков Доброты»: изменить отношение к людям с ограниченными физическими возможностями, изменить сложившийся к ним стереотип.
Такие уроки необходимы нашим детям, так как и в нашей школе, есть дети с ограниченными физическими возможностями.
Материал подобран с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Используются разные методы и приёмы, которые помогают сформировать у ребят понимание, что все мы похожи. Умеем дружить, и танцевать, учиться, и участвовать в различных конкурсах и даже спортивных соревнованиях. В ходе практических упражнений, выполняемых на занятиях, дети, вживаются в состояние детей с ограниченными физическими возможностями, и это помогает им реально представить себе трудности, которые они испытывают.
Актуальность представленного материала: Предложенная разработка классного часа поможет классным руководителям и воспитателям групп продленного дня организовать «Уроки Доброты» и толерантности в рамках традиционной декады инвалидов, сделать эти занятия с детьми более интересными, познавательными, в увлекательной игровой форме акцентировать внимание детей к столь важной для общества проблеме.
Все люди требуют уважения и любви
Цель:
Сформировать представление об "особом ребенке".
Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов.
Развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.
Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.
Оборудование: компьютер, сердечки (на каждого ученика); музыкальный материал: В.Я Шаинский «Если добрый ты» (https://deti-online.com/pesni/iz-multfilmov/esli-dobryi-ty/) (текст песни в приложении 1), Диана Гурцкая «Волшебное стекло» (http://mobipo.org/song_listen/diana-gurtskaya-volshebnoye-steklo), музыка для релаксации (https://my.mail.ru/music/search/Музыка%20для%20релаксации).



Основные понятия темы: инвалид, инвалидность, инвалидность по зрению, инвалидность по слуху.
Ход классного часа:
І.Организационный момент
Вход под музыку «Дорогою добра» (http://get-mp3.me/?s=Дорога+Добра).
Ребята, на столе у каждого лежат карточки с изображением солнышка и тучки.

Если у вас настроение хорошее, то поднимите солнышко, а если плохое, то тучку.
Я надеюсь, что к концу классного часа у всех будет хорошее настроение. А теперь, дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.
Улыбнёмся и гостям - поделимся с окружающими своим хорошим настроением.
Вступительное слово учителя:
Прочитайте эпиграф к уроку: Всё хорошее в природе - от солнца; а всё лучшее в жизни – от человека.
М.М. Пришвин
Сегодня к нам на занятие прилетела Птица, но необычная, а «Птица Счастья» (слад 1).

Она летает по земле и сеет добро, среди людей, которые нуждаются в тепле, доброте, внимании и поддержке. И вот сегодня, она приглашает нас отправиться в одно из таких мест. (Звучит релаксационная музыка).
Закройте глаза и представите, что мы взлетаем. Все ваше тело становится невесомым. Это означает, что мы уже летим…Летим за «Птицей счастья». И вот мы тихонько опускаемся на землю. Откройте глаза.
- Как вы думаете, в какое место нас перенесла «Птица счастья»?
- Где необходима наша поддержка, забота и тепло?
(слайд 2. Детский дом, там проживают дети сироты, в дом престарелых).
ІІ.Основная часть
Правильно вы говорите, всем им необходимо внимание и поддержка со стороны окружающих, но сейчас «Птица счастья» перенесла нас в «Общество инвалидов». Сегодня, 3 декабря – особенный день. 3 декабря Международный день поддержки инвалидов.
Они так же нуждаются в добром, внимательном отношении.
- А как вы, понимаете слово инвалид? (звучат ответы детей)
В энциклопедическом словаре это слово объясняется так (слайд, который читают дети). Инвалид (от латинского слова) – слабый, немощный. Инвалидность - стойкое нарушение (снижение или утрата) общей трудоспособности, в следствие заболевания или травмы. А как понимаете словосочетание «Общество инвалидов» (группа людей с ограниченными возможностями).
К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм. Да действительно, часто это происходит из-за невнимательного отношения к самому себе и близким.
(слайд «Травмы в школе и дома»).
Посмотрите на этот слайд. О чем он нас предупреждает? (ответы детей). Правильно баловство в школе, на дороге, дома, неаккуратное обращение с пиротехникой могут привести к различным травмам.
1.Музыкальная пауза.
Прежде чем продолжить разговор дальше, предлагаю послушать строки из хорошо знакомой вам песни
(звучит песня «Волшебное стекло» в исполнении Дианы Гурцкой )
Кто исполняет эту песню? Чем она отличается от других исполнителей? (ответы детей, эта исполнительница - слепая, слайд)
Таких людей называют «инвалид по зрению». Внешне, они мало отличаются от нас с вами. Но им живется намного сложнее, чем нам, ведь они не видят окружающие нас предметов, различные ориентиры на дороге и дома.
2.Работа с доской.
Прочитайте слово, (дети читают «зрение», слайд).
-Какой части речи это слово? (существительное).
Образуйте от этого существительного прилагательное (зрительный).
-А теперь составьте словосочетание (зрительный зал).
- Составьте предложение с этим словосочетанием. (Пример: Ребята сидели в зрительном зале.)
Как вы думаете, в зрительный зал могут прийти люди, у которых отсутствует зрение? (ответы детей)
Эти люди могут прийти в зрительный зал, но они смогут только слушать, а не смотреть. А как вы думаете, могут ли они работать? (ответы детей).
3.Создание проблемной ситуации.
Чтобы прочувствовать на себе, как трудно приходиться жить таким людям, предлагаю выполнить одно задание «Принеси предмет закрытыми глазами».

Подойдите кто-то один, завяжите глаза. А теперь подойдите к столу и найдите красный стаканчик, первый в верхнем ряду. Принесите его ко мне.
- Что испытывали, при выполнении, этого задания?
- Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза?
Для нас всех это обыкновенное упражнение и при желании мы можем открыть глаза. И проделать задание с открытыми глазами. Думаю, что каждый из вас понимает, что инвалиды по зрению себе такого позволить не могут.
4.Чтение отрывка
А сейчас, предлагаю вам, прочитать отрывок из произведения (на доске текст с пропущенными словами, слайд)
« Стою и слушаю эти прекрасные звуки природы. На дереве …. Дятел (https://ipleer.fm/q/дятел+стук/). На болоте ….лягушки (https://zvooq.online/tracks/кваканье-лягушки). Возле цветка …. шмель (https://ipleer.fm/q/звуки+жужжание+шмеля/). В траве ….. кузнечик» (https://ipleer.fm/q/звук+стрекот+кузнечика/).
Прочитай слова для справок: жужжит, стучит, стрекочет, квакает.
К какой части речи они относятся. Вставьте глаголы по смыслу в текст. Прочитайте вслух, что получилось.
- О чем текст? (о звуках природы).
Мы с вами можем слышать все эти звуки, а вот люди, которые это сделать не могут, у них нет слуха – их называют инвалиды по слуху (на доске карточка – инвалид по слуху, слайд).
Рассмотрите внимательно слайд и скажите, что может привести к потери слуха.? Что нужно делать, чтоб этого избежать? (слайд, что может привести к нарушению слуха). (Ответы детей).
Правильно, нужно остерегаться громких звуков, не ходить в мороз без шапки, не ковырять в ушах острыми предметами.
5.Динамическая пауза.
Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов. И чтобы почувствовать на себе как это не просто.
Предлагаю: Встать на ноги повернутся друг к другу, посмотреть в глаза партнеру, взять его за руку так, чтобы он почувствовал ваше доброе отношение к нему.
Поднимите руку, кто почувствовал доброе отношение к себе. Я рада, что вы сумели передать свои чувства другому.
- А ещё есть люди, у которых нет каких либо конечностей (рук, ног). Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках.
-А верите ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях, танцуют, рисуют? И зря не верите.
6.Выступление подготовленное учащимися.
Сейчас ребята из нашего класса расскажут об этих чудесах. (выступление подготовленных детей по статьям: «Художники рисуют ногами», «Дочку лелеяла ногами», «Мальчик, прошедший через насмешки».
7.Проблемная ситуация.
Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне 2 человека. Сейчас, я, одну руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак.
- Что испытывали?
- Что хотелось сделать?
ІІІ.Заключительная часть
Ребята сегодня вы прослушали информацию, многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить людям инвалидам. Я, думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь им. В течение занятия, по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: «Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам».
Думаю, многие из вас не станут больше смеяться над такими людьми, а наоборот, по возможности, предложат им свою помощь. А вот как мы можем помочь им, я хочу услышать от вас. А для этого мы сейчас объединимся в две группы.
1 группа - будут градостроители.
Им нужно придумать, что можно изменить в строительстве города, чтобы облегчить жизнь инвалидам.
2 группа – выбирают карточки, на которых написано действия, которые вы можете сделать сами в помощь инвалидам. Дети в течении 1-2 минут выполняют задание. (В это время звучит релаксационная музыка). Затем дети озвучивают, что у них получилось.
Ответы детей:
1 группа – сделать вход и выход, из магазинов, транспорта,
предназначенным, для инвалидных колясок.
2 группа - помочь перейти дорогу, сходить в магазин, помочь убрать квартиру, уделить внимание.
ІV. Итог занятия
- О ком и о чем мы сегодня говорили?
- Кто согласен с тем, что «Доброта спасет мир». Доброта - вещь удивительная, она, как ни что сближает. Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Вас я друзья, не о чем не прошу, просто будьте добры.
Если вы хотите сеять добро вокруг себя вместе с «Птицей счастья», тогда возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них, то, что ближе вашей душе, то что вы хотите сказать инвалидам.
У кого сердечки будут готовы, подарите их гостям. Я думаю, то, что вы все на сердечках написали добрые, хорошие слова поддержки и это может означать, что время, проведенное на занятие, не прошло для вас даром.
Приложение 1
Текст песни «Если добрый ты»
Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты - то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
Если добрый ты - то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь - с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
Если песни петь - с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.