СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Все о социальной сфере. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать,что жизнь и деятельность людей и их поведение регулируются социальными нормами, которые дают ответ на вопросы что делать? что делать нельзя? как вести себя?

Просмотр содержимого документа
«Все о социальной сфере. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.»

Социальные нормы.    Виды социальных норм. Отклоняющееся поведение.

Социальные нормы. Виды социальных норм. Отклоняющееся поведение.

Цель урока:  Показать , что жизнь и деЯтельность людей и их поведение регулируются социальными нормами, которые дают ответ на вопросы: что следует делать? Чего делать нельзя? Как вести себя?   Способствовать развитию у учащихся объективного отношения к самому себе, стремление к самообразованию;   СПОСОБСТВОВАТЬ ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПРИНЯТИЯ ОТВЕТСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ, АРГУМЕНТИРОВАННО ОТСТАИВАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ.

Цель урока: Показать , что жизнь и деЯтельность людей и их поведение регулируются социальными нормами, которые дают ответ на вопросы: что следует делать? Чего делать нельзя? Как вести себя? Способствовать развитию у учащихся объективного отношения к самому себе, стремление к самообразованию; СПОСОБСТВОВАТЬ ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПРИНЯТИЯ ОТВЕТСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ, АРГУМЕНТИРОВАННО ОТСТАИВАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ.

Человек биосоциальное существо,  его поведение определяет потребности: биологические и социальные…

Человек биосоциальное существо, его поведение определяет потребности: биологические и социальные…

Значит ли это, что жизнь человека проходит под девизом: «Делаю что хочу?» Что ограничивает поведение человека? Социальные нормы. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.  Что такое социальные нормы?

Значит ли это, что жизнь человека проходит под девизом: «Делаю что хочу?»

Что ограничивает поведение человека?

Социальные нормы. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Что такое социальные нормы?

О каких социальных нормах идет речь в стихотворении В.В. Маяковского?  Какие еще социальные нормы вам известны? Социальные нормы сопровождают человека всю жизнь.

О каких социальных нормах идет речь в стихотворении В.В. Маяковского?

Какие еще социальные нормы вам известны?

Социальные нормы сопровождают человека всю жизнь.

1. Появилось позже морали. 2. Пронизывает все стороны человеческой жизни, не подлежит правовому регулированию. 3. Появилась раньше государства. 4. Выражает мнение общества. 5. Устанавливается государством. 6.Регулирует определенную область общественных отношений. 7. Формулируется обществом.  8. Существует как свод неписаных правил. 9. Устанавливается и фиксируется государством. 10. Более широки по содержанию. 11. Формулируются в письменном виде. 12.Обеспечиваются силой привычки. 13. Более конкретны по содержанию. 14. Обеспечиваются принудительными мерами государства. 15. Исполнять или нет решает сам человек. 16. Обязательны для исполнения всеми. Что такое мораль?   Что такое право?   Отличие морали и права.  Сходство морали и права. Мораль: 2,3,4,7,8,10,12,15.  право: 1,5,6,9,11,13,14,16.
  • 1. Появилось позже морали.
  • 2. Пронизывает все стороны человеческой жизни, не подлежит правовому регулированию.
  • 3. Появилась раньше государства.
  • 4. Выражает мнение общества.
  • 5. Устанавливается государством.
  • 6.Регулирует определенную область общественных отношений.
  • 7. Формулируется обществом. 8. Существует как свод неписаных правил.
  • 9. Устанавливается и фиксируется государством.
  • 10. Более широки по содержанию.
  • 11. Формулируются в письменном виде.
  • 12.Обеспечиваются силой привычки.
  • 13. Более конкретны по содержанию.
  • 14. Обеспечиваются принудительными мерами государства.
  • 15. Исполнять или нет решает сам человек.
  • 16. Обязательны для исполнения всеми.

Что такое мораль?

Что такое право?

Отличие морали и права.

Сходство морали и права.

Мораль: 2,3,4,7,8,10,12,15. право: 1,5,6,9,11,13,14,16.

Социальные нормы являются одним из элементов механизма регуляции поведения людей в обществе, что является проявлением социального контроля . Назовите элементы социального контроля

Социальные нормы являются одним из элементов механизма регуляции поведения людей в обществе, что является проявлением социального контроля . Назовите элементы социального контроля

 В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями». Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.  1) социальное явление: социальный контроль;  2) два элемента:  − социальные нормы;  − социальные санкции;  3) пример, допустим: санкции поощрения – похвала, аплодисменты, приз, грамота и т.д.

В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями». Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.

1) социальное явление: социальный контроль; 2) два элемента: − социальные нормы; − социальные санкции; 3) пример, допустим: санкции поощрения – похвала, аплодисменты, приз, грамота и т.д.

Дарья рассказала милане по секрету о проблемах во взаимоотношениях со своей мачехой. Милана рассказала об этом третьему лицу. Друзья перестали с миланой общаться, обвинив ее в непорядочности.   Какой вид социальных норм стал основой социального контроля? Поясните.  Определите вид социальной санкции (две характеристики). Приведите еще пример санкции этого вида.

Дарья рассказала милане по секрету о проблемах во взаимоотношениях со своей мачехой. Милана рассказала об этом третьему лицу. Друзья перестали с миланой общаться, обвинив ее в непорядочности. Какой вид социальных норм стал основой социального контроля? Поясните. Определите вид социальной санкции (две характеристики). Приведите еще пример санкции этого вида.

На школьном концерте, посвящённом годовщине основания школы, выступили старшеклассники, которые недавно организовали свою музыкальную группу. На концерте присутствовали учащиеся, их родители, учителя. Они долго аплодировали ребятам, вызывали их на бис. Какой социальный механизм проявился в этой ситуации? Какой вид данного социального явления отражён здесь? Назовите два любых социальных института, которые применяются для осуществления данного механизма. 1) Назван механизм:  — социальный контроль;  2) Назван вид:  — внешний контроль;  3) Названы социальные институты:  — правоохранительные органы;  — СМИ;  Могут быть названы другие социальные институты   

На школьном концерте, посвящённом годовщине основания школы, выступили старшеклассники, которые недавно организовали свою музыкальную группу. На концерте присутствовали учащиеся, их родители, учителя. Они долго аплодировали ребятам, вызывали их на бис.

Какой социальный механизм проявился в этой ситуации? Какой вид данного социального явления отражён здесь?

Назовите два любых социальных института, которые применяются для осуществления данного механизма.

1) Назван механизм: — социальный контроль; 2) Назван вид: — внешний контроль; 3) Названы социальные институты: — правоохранительные органы; — СМИ; Могут быть названы другие социальные институты  

Назовите любые три вида социальных норм и проиллюстрируйте каждый из них примером. Обычаи Традиции Правовые нормы Религиозные нормы Моральные нормы

Назовите любые три вида социальных норм и проиллюстрируйте каждый из них примером.

Обычаи

Традиции

Правовые нормы

Религиозные нормы

Моральные нормы

С помощью примеров проиллюстрируйте каждую из трех разновидностей социальных норм: традицию,  правовую норму, религиозную норму.   (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).   В ответе могут быть приведены примеры: 1) Традиция. У аварцев принято встречать гостей богато накрытым столом, сажать их на почетное место, произносить здравицы в их честь. 2) Правовая норма . В России Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях запрещено употреблять табачные изделия в общественных местах. 3) Религиозная норма . У православных христиан принято поститься в определенное время года, то есть не употреблять определенную пищу, корректировать иные аспекты своего поведения и мыслей .

С помощью примеров проиллюстрируйте каждую из трех разновидностей социальных норм: традицию, правовую норму, религиозную норму. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

В ответе могут быть приведены примеры:

1) Традиция. У аварцев принято встречать гостей богато накрытым столом, сажать их на почетное место, произносить здравицы в их честь.

2) Правовая норма . В России Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях запрещено употреблять табачные изделия в общественных местах.

3) Религиозная норма . У православных христиан принято поститься в определенное время года, то есть не употреблять определенную пищу, корректировать иные аспекты своего поведения и мыслей .

Назовите три любые вида социальных норм, укажите одну из их особенностей и проиллюстрируйте каждый вид примерами. (Сначала назовите вид социальной нормы, затем — особенность, затем приведите соответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.) 1 ) правовые нормы исходят от государства ( например, парламент страны С принял поправки в Избирательный кодекс );  2 ) моральные нормы регулируют поведение человека с точки зрения представлений о добре и зле ( например, пятиклассник Петя после разговора с классным руководителем понял, что он поступил неправильно, когда скинул портфель одноклассника на пол);  3) эстетический нормы отражают представление человека о прекрасном (например, средневековые европейские женщины брили брови и сбривали несколько сантиметров волос со лба, что отражало представления о моде того времени на «высокий» лоб).

Назовите три любые вида социальных норм, укажите одну из их особенностей и проиллюстрируйте каждый вид примерами. (Сначала назовите вид социальной нормы, затем — особенность, затем приведите соответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

1 ) правовые нормы исходят от государства ( например, парламент страны С принял поправки в Избирательный кодекс ); 2 ) моральные нормы регулируют поведение человека с точки зрения представлений о добре и зле ( например, пятиклассник Петя после разговора с классным руководителем понял, что он поступил неправильно, когда скинул портфель одноклассника на пол); 3) эстетический нормы отражают представление человека о прекрасном (например, средневековые европейские женщины брили брови и сбривали несколько сантиметров волос со лба, что отражало представления о моде того времени на «высокий» лоб).

Составить план: «Право как один из видов социальных норм».   1. понятие «социальная норма».  2. признаки права:  А). Устанавливается государством;  б). Письменная форма;  в). Юридическая ответственность;  3. отличие права от других социальных норм;  4. система права:  а). Отрасли права;  б). Институты права;  в). Нормативные правовые акты;  5. источники права:  а). Правовой обычай;  б). Юридический прецедент;  в). Нормативный правовой акт;

Составить план: «Право как один из видов социальных норм». 1. понятие «социальная норма». 2. признаки права: А). Устанавливается государством; б). Письменная форма; в). Юридическая ответственность; 3. отличие права от других социальных норм; 4. система права: а). Отрасли права; б). Институты права; в). Нормативные правовые акты; 5. источники права: а). Правовой обычай; б). Юридический прецедент; в). Нормативный правовой акт;

 С опорой на обществоведческие знания, личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую негативное отклоняющееся поведение. Приведите три примера неформальных негативных санкций, возможных в этом случае. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).   1) модель ситуации, допустим: — К., сотрудник крупной рекламной фирмы, сорвал переговоры с партнерами, причиной срыва оказалось его пристрастие к легким наркотикам. 2 ) три примера неформальных санкций, допустим: — сотрудники фирмы осудили его действия, объявили ему бойкот; — неадекватное поведение К. сняли на видео и выложили в интернет с неуважительными комментариями в его адрес; — с сотрудником К. перестали общаться его друзья, узнав о его пристрастии к наркотикам.

С опорой на обществоведческие знания, личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую негативное отклоняющееся поведение. Приведите три примера неформальных негативных санкций, возможных в этом случае. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

1) модель ситуации, допустим:

К., сотрудник крупной рекламной фирмы, сорвал переговоры с партнерами, причиной срыва оказалось его пристрастие к легким наркотикам.

2 ) три примера неформальных санкций, допустим:

сотрудники фирмы осудили его действия, объявили ему бойкот;

неадекватное поведение К. сняли на видео и выложили в интернет с неуважительными комментариями в его адрес;

с сотрудником К. перестали общаться его друзья, узнав о его пристрастии к наркотикам.

 С опорой на обществоведческие знания, личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).   В ответе должны содержаться следующие элементы; 1) модель ситуации, допустим : — К., сотрудник отдела рекламы крупной фирмы, занимающейся продажей недвижимости, использовал нетрадиционный стиль одежды для привлечения клиентов, благодаря этому за короткий срок значительно увеличился объём продаж. 2 ) три примера санкций, допустим : руководство фирмы одобрило его новаторство и — работодатель выписали К. денежную премию; — работодатель вручили К. грамоту «сотрудник месяца»; — работодателем была предложена К. новая должность с перспективой карьерного роста.  

С опорой на обществоведческие знания, личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

В ответе должны содержаться следующие элементы;

1) модель ситуации, допустим :

К., сотрудник отдела рекламы крупной фирмы, занимающейся продажей недвижимости, использовал нетрадиционный стиль одежды для привлечения клиентов, благодаря этому за короткий срок значительно увеличился объём продаж.

2 ) три примера санкций, допустим : руководство фирмы одобрило его новаторство и

работодатель выписали К. денежную премию;

работодатель вручили К. грамоту «сотрудник месяца»;

работодателем была предложена К. новая должность с перспективой карьерного роста.

 

Социальное неравенство – форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

Социальное неравенство – форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

Социальная стратификация – расслоение и иерархическая организация различных слоев общества. Социальная стратификация – это вертикальное деление общества от высшего к низшему.

Социальная стратификация – расслоение и иерархическая организация различных слоев общества.

Социальная стратификация – это вертикальное деление общества от высшего к низшему.

 Назовите любые три критерия, определяющих социальное положение человека, его принадлежность к той или иной страте, и проиллюстрируйте каждый из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).   1 ) уровень дохода (например, фирма, созданная гражданином В., стабильно приносит хорошую прибыль, и по этому показателю он стал относиться к среднему классу); 2) уровень образования (например, гражданин В. является обладателем учёной степени доктора экономических наук, и по этому показателю относится к высшей страте); 3) престижность профессии (например, работа гражданина В. связана со сбором и с переработкой мусора, что в нашей стране не относится к престижным занятиям, поэтому гражданин В. относится к низшей страте).

Назовите любые три критерия, определяющих социальное положение человека, его принадлежность к той или иной страте, и проиллюстрируйте каждый из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

1 ) уровень дохода (например, фирма, созданная гражданином В., стабильно приносит хорошую прибыль, и по этому показателю он стал относиться к среднему классу);

2) уровень образования (например, гражданин В. является обладателем учёной степени доктора экономических наук, и по этому показателю относится к высшей страте);

3) престижность профессии (например, работа гражданина В. связана со сбором и с переработкой мусора, что в нашей стране не относится к престижным занятиям, поэтому гражданин В. относится к низшей страте).

В любом современном обществе существуют богатые и бедные, различающиеся уровнем дохода и властью в обществе . Какое социальное явление иллюстрируют указанные различия? На основе обществоведческих знаний укажите любые три социальных фактора , которые эти различия определяют Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1. Указано социальное явление . - социальная стратификация 2. указаны три факторы, определяющих это различие , допустим: - уровень дохода; - доступ к власти; - уровень престижа; - уровень образования

В любом современном обществе существуют богатые и бедные, различающиеся уровнем дохода и властью в обществе . Какое социальное явление иллюстрируют указанные различия? На основе обществоведческих знаний укажите любые три социальных фактора , которые эти различия определяют

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Указано социальное явление .

- социальная стратификация

2. указаны три факторы, определяющих это различие , допустим:

- уровень дохода;

- доступ к власти;

- уровень престижа;

- уровень образования

План: Социальная  стратификация общества   1. Понятие социальной стратификации.  2. Основания (критерии) социальной стратификации:  а) доходы (богатство);  б) объём власти;  в) престиж профессии;  г) уровень образования.  3. Исторические типы стратификации:  а) рабство;  б) кастовая система;  в) сословная система;  г) социальные классы.  4. Понятие социальное неравенство, его влияние на социальные отношения:  а) положительное;  б) отрицательное

План: Социальная стратификация общества 1. Понятие социальной стратификации. 2. Основания (критерии) социальной стратификации: а) доходы (богатство); б) объём власти; в) престиж профессии; г) уровень образования. 3. Исторические типы стратификации: а) рабство; б) кастовая система; в) сословная система; г) социальные классы. 4. Понятие социальное неравенство, его влияние на социальные отношения: а) положительное; б) отрицательное

 12-летний Саша поспорил с родителями о том, как ему провести ближайшие выходные. Родители настаивали на семейной поездке к родственникам, Саша хотел весь день провести с друзьями. После бурной дискуссии было решено, что Саша часть дня проведет с родителями у родственников, а потом встретится с друзьями. Назовите социальное явление, которое иллюстрирует данная ситуация. Укажите способ разрешения, который был применен участниками данной ситуации. Приведите ещё два любых способа решения, которые могут применять участники подобной ситуации. Пояснение.   1 ) Социальное явление   — социальный конфликт.   2) Способ разрешения  — компромисс.   3) Другие способы, допустим :  — посредничество;  — арбитраж.

12-летний Саша поспорил с родителями о том, как ему провести ближайшие выходные. Родители настаивали на семейной поездке к родственникам, Саша хотел весь день провести с друзьями. После бурной дискуссии было решено, что Саша часть дня проведет с родителями у родственников, а потом встретится с друзьями. Назовите социальное явление, которое иллюстрирует данная ситуация. Укажите способ разрешения, который был применен

участниками данной ситуации. Приведите ещё два любых способа решения, которые могут применять участники подобной ситуации.

Пояснение. 1 ) Социальное явление  — социальный конфликт. 2) Способ разрешения  — компромисс. 3) Другие способы, допустим : — посредничество; — арбитраж.

К юбилею фирмы сотрудникам выписали премии. Андрей узнал, что получил меньше, чем другие. Он вступил в спор с начальником. Отметим, что в этом учреждении решения руководства о премировании сотрудников нередко вызывали недовольство. Определите по сфере проявления вид этого конфликта . Назовите любые два условия, при которых конфликта можно было избежать. Опираясь на обществоведческие знания, предложите один способ разрешения конфликта , прокомментировав его .

1 ) вид конфликта — экономический;

2) условия, при которых можно было избежать конфликта , например:

оформить в письменной форме порядок поощрения работников,

выдать одинаковый размер премии к юбилею фирмы;

3) способы разрешения конфликта и комментарии, например :

компромисс — разрешение конфликта через взаимные уступки (например: работники предложат работодателю оформить письменно порядок поощрения работников, а работодатель согласится);

переговоры — мирная беседа сторон по решению проблемы (например: побеседовав с работодателем, работник выяснит причины данного распределения премии и будет удовлетворён объяснениями).

 Аркадий предложил Егору свою помощь с ремонтом квартиры, но был вынужден уехать в командировку. Егор обиделся и не отвечал на телефонные звонки. Друзья тяжело переживали случившееся . Какой способ поведения B межличностном конфликте иллюстрирует этот пример? Объясните, почему этот способ нельзя назвать эффективным. Каков, по Вашему мнению, наиболее эффективный способ разрешения этого конфликта?   Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) способ: уход из конфликтной ситуации; 2) объяснение, например: такой способ не является эффективным, потому что не устранена причина конфликта и сохраняется угроза его дальнейшего обострения, к тому же участники тяжело переживают сложившуюся ситуацию; 3) наиболее эффективный способ : обсудить сложившуюся ситуацию, выяснить мотивы каждой из сторон, прийти к компромиссу и наладить отношения .

Аркадий предложил Егору свою помощь с ремонтом квартиры, но был вынужден уехать в командировку. Егор обиделся и не отвечал на телефонные звонки. Друзья тяжело переживали случившееся . Какой способ поведения B межличностном конфликте иллюстрирует этот пример? Объясните, почему этот способ нельзя назвать эффективным. Каков, по Вашему мнению, наиболее эффективный способ разрешения этого конфликта?

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) способ: уход из конфликтной ситуации;

2) объяснение, например: такой способ не является эффективным, потому что не устранена причина конфликта и сохраняется угроза его дальнейшего обострения, к тому же участники тяжело переживают сложившуюся ситуацию;

3) наиболее эффективный способ : обсудить сложившуюся ситуацию, выяснить мотивы каждой из сторон, прийти к компромиссу и наладить отношения .

Выводы:   социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям жизнедеятельности.   На индивида возлагается ответственность за выполнение или невыполнение социальных норм.    Социальные нормы становятся критерием оценки человека и его деятельности.   Путем ориентации на социальные нормы индивид воспитывает в себе определенные личностные качества.

Выводы: социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям жизнедеятельности. На индивида возлагается ответственность за выполнение или невыполнение социальных норм. Социальные нормы становятся критерием оценки человека и его деятельности. Путем ориентации на социальные нормы индивид воспитывает в себе определенные личностные качества.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!