СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Все профессии важны

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Участники разработки: учащиеся, родители и классный руководитель.

Просмотр содержимого документа
«Все профессии важны»

Технологическая карта классного часа

«Все профессии важны»

ФИО педагога: Оборина С.С.

Учитель биологии

Учебное заведение: ГОУ РК С(К)Ш № 40

Внеклассное мероприятие: классный час

Форма: беседа

Методы: игровых ситуаций, определение типа темперамента (заранее проведен тест), особенностей поведения по психогеометрическому тесту и соответствующие данному типу профессии.

Приемы: работа в группах, игра, создание творческого проекта «Специальность и тип темперамента родителей», тестирование.

Тема: «Все профессии важны»

Почему я выбрала именно эту тему, потому что актуальность профориентационного направления связана с тем, что выпускники сталкиваются с проблемами общения, налаживания отношений со сверстниками и со взрослыми, необходимость создания игровых ситуаций для определения особенностей поведения, знание своих отличительных качеств по типу темперамента и предпочтения профессионального выбора. Таким образом, проблему вхождения в новый социум при дальнейшем профессиональном обучении, можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема общения — одна из важных в школе, да и в обществе в целом. Данная тема классного часа соответствует возрасту учащихся и основным требованиям: развивает кругозор учащихся, способствует нравственному развитию ребят, формированию их интересов и способности к саморазвитию и самовыражению, умению профессионального самоопределения, знанию особенностей поведения и типа темперамента своих родителей и предпочтение их профессионального направления.

Цель: формирование основ профессиональных качеств личности.

Ключевые слова: профориентация, подростки, выбор профессии, самоопределение.

Учебно – профессиональные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми

– воспитание морально – нравственных качеств личности

– развитие самостоятельности, выбор приоритетных специальностей по особенностям поведения и качествам характера;

– формирование профессионального интереса к будущей специальности;

– знание своих отличительных черт характера;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

-развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

- формирование умения целеполагания; умения планировать пути достижения целей; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

- формирование умения строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации;

- формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;

- освоение умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

- развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

- воспитание личных качеств, основанием чего служит пример родителей.

Ожидаемые результаты:

В ходе проведения классного часа обучающиеся должны получить понятие, что такое профессиональные качества личности. Учащиеся познакомятся со всеми типами темперамента, определят свои особенности поведения и профессиональное предпочтение.

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые БУДы

Прогнозируемые результаты

1

Самоопределение к деятельности

Обучающимся предложено назвать самые древние профессии, затем рабочие специальности, а затем современные новые профессии (выписать на доске):

- портной, учитель, врач, строитель;

- строитель, плотник, сварщик, водитель;

- блоггер, дизайнер, оператор ЭВМ

Учащиеся вступают в диалог с учителем, одноклассниками

Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение

Коммуникативные



Регулятивные (самоопределение к деятельности)

Создать эмоциональный настрой на мероприятие, мотивировать учащихся на работу.

2

Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии


Я предлагаю вам провести классный час по теме: «Все профессии важны»

Почему выбрана эта тема классного часа?


Учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками


Личностные, каждый учащийся принял участие в предварительной подготовке




Коммуникативные (формулировка собственного мнения)


3

Постановка мотивационных задач

Учитель в позиции консультанта побуждает учащихся к принятию задач

Цель: Определить свой тип темперамента, особенности поведения

Узнать какие профессии предпочтительны для каждого типа темперамента

Что нужно, чтобы достичь данной цели?

План:

1.Что влияет на выбор специальности?

2. Соответствует ли тип темперамента профессии? (на примере родителей)




Учащиеся используют заготовки со шкалой по определению своего типа темперамента, фигуры психогеометрического теста – это было

домашним заданием

Личностные (самоопределение к познавательной деятельности),

регулятивные (целеполагание), коммуникативные

Умение участвовать в диалоге при обсуждении темы и целей

4

Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы занятия.


Учащиеся называют критерии, которые влияют на выбор специальности: умения, знания, здоровье, образование, желание заработать деньги, желание учиться, навыки трудовой деятельности (учитель записывает на доске, чтоб потом представить профессии родителей и что им для этого понадобилось).

- Теперь проверим домашнее задание, как вы с родителями обсудили и определили свой тип темперамента.


Обучающиеся называют по заготовкам свои типы темперамента. Затем пытаются определить тип темперамента и тех одноклассников, которые отсутствуют.


Герои мультфильмов хорошо отражают каждый тип темперамента, что и представлено учащимся в презентации: ослик Иа - меланхолик, Маша из мультфильма «Маша и медведь» - холерик, кот Леопольд – флегматик, пёс Шарик из мультфильма «Простоквашино» - сангвиник.

А также известные личности с ярко выраженными качествами одного из темпераментов:

Пушкин А.С. – холерик, Лермонтов М.Ю. – сангвиник, Гоголь Н.В. – меланхолик, Кутузов М.И. – флегматик.


В презентации обучающиеся знакомятся с профессиями, соответствующие каждому типу темперамента:

Сангвиник – учитель, повар, продавец, врач;

Флегматик – механик, электрик, водитель;

Меланхолик – модельер, токарь, автослесарь;

Холерик – артист, журналист, строитель.


Типы темперамента, определенные для родителей обучающихся, также можно соотнести с их профессиями.


- Специальности родителей соответствуют их профессиям, а тип темперамента одного из родителей идентичен типу их ребёнка, то есть учащегося.


Эмоциональная окраска каждого типа темперамента отражена в игровой ситуации «Шляпа на скамейке», где учащиеся с интересом поучаствовали.


- Попробуйте по психогеометрическому тесту определить особенности своего поведения.


- Умение принять себя таким, какой ты есть и постараться воспитать в себе лучшие качества или изменить привычки.


В презентации учащиеся находят ответы на вопросы о рабочих профессиях: повар, водитель, портной, маляр, тракторист.


- Каждая рабочая профессия имеет свое место по значимости и востребованности в обществе.





Учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками















Учащиеся с интересом выслушивают мнение одноклассников о самих себе, соответствии тестовых определений их особенностям поведения


Личностные: определять правила работы в парах,

Регулятивные: определять промежуточные цели с учётом конечного результата;

определять и формулировать цель деятельности;

высказывать своё предположение.

Познавательные: находить ответы, на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на мероприятии.


  • Коммуникативная компетенция: умение устанавливать контакт, максимально полно и точно передавать информацию, обосновывать свое решение, обмениваться информацией.

  • Информационная компетенция: умение анализировать информацию, обобщать и делать выводы.

  • Учебно-познавательная компетенция: умение устанавливать связи между отдельными объектами, умение применять усвоенные знания в новых ситуациях.





Компетенция личностного самосовершенствования: умение осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, умение анализировать свои достижения и ошибки.


5

Составление модели выпускника.

Создание творческого проекта «Специальность и тип темперамента родителей».

- Вы выбираете специальность, которая вам предпочтительна и ваш выбор ограничен, но возможности совершенствовать мастерство всегда есть.


- Давайте свои трудовые навыки использовать во благо своей будущей специальности, для этого необходимо составить модель выпускника по критериям.


Критерии:

1. Умение – использование начальных трудовых навыков, приобретенных в школе.

2. Знания и их применение для успешного обучения по специальности.

3. Желание стать профессионалом своего дела.

4. Самодисциплина.

5. Развитие творческих способностей.


Творческий проект подразумевает посещение рабочих мест родителей, беседа с коллегами родителей для ознакомления и личного представления учащимися о содержании труда в различных производственных областях.


«Каждому человеку соответствует определенный род деятельности, который делает его полезным для общества и одновременно приносит ему счастье…»

(Морис Баррес французский писатель)

Профориентационная экскурсия как одна из эффективных форм профессионального просвещения обучающихся
(Ефимова Е. Н.)

Работа по плану:

1.Сбор информации о желании родителей пригласить к себе на предприятие.

2. Предварительная беседа в классе о специальности каждого из родителей.

3. Учащиеся самостоятельно ведут переговоры с родителями, завершающий этап которых за учителем.

4. Экскурсия на предприятия родителей.

5. Подведение итогов о посещении предприятий родителей или схожих с ними.




Объяснить, что значит модель выпускника на примере «примерный ученик».













Предложить составить критерии заранее.























Учащиеся самостоятельно договариваются с родителями, затем сообщают результат договора педагогу


Личностные: умение вести переговоры с родителями.

Регулятивные: самостоятельность выбора аргументов для посещения классом предприятий, где трудятся родители,

определять и формулировать цель деятельности.

Познавательные: выразить свою точку зрения о посещении предприятий,

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, участие в дискуссии.



Регулятивные: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на мероприятии, совместное определение «модели выпускника» по критериям.


  • Коммуникативная компетенция: умение осуществлять поиск информации, определений; обосновывать свое решение, обмениваться информацией.

  • Информационная компетенция: умение использовать информацию по своему предпочтению, обобщать и делать выводы.





Компетенция личностного самосовершенствования: умение признавать свои слабые и сильные стороны, вырабатывать привычки для самосовершенствования.


6

Рефлексия деятельности

-Мы достигли поставленной цели? (да)

Классный час не зря прошел? (нет)

Какие универсальные действия развивали: личностные, коммуникативные, познавательные.

Закончить тему классного часа: «Все профессии нужны и все профессии важны».

Выработайте свой девиз: «Все профессии важны, знания и труд вложи».


Вступают в диалог с учителем.

Высказывают своё мнение.


Рефлексия как краткое мнение каждого из учащихся, к примеру «совпадают ли желания в слове «хочу» со словом «надо» у меня».

Коммуникативные (формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации), регулятивные (оценка своей деятельности.)








Психогеометрический тест

  • Организованность, пунктуальность, соблюдение правил, инструкций, чистоплотность (квадрат)

  • Лидер, стремление к власти, уверенность в себе, решительность, высокая работоспособность (треугольник)

  • Доброжелательность, забота о других, ориентация на мнение окружающих, спокойствие (круг)

  • Забывчивость, склонность терять вещи, неуверенность в себе, изменчивость (прямоугольник)



Посещение предприятий родителей:

  1. 14.12.2017год – посетили 9-е классы, девочки: магазин «Мужская одежда» в ТЦ «Дом Быта»,

ИП Лепшокова А.Х. (папа Лидии Лепшоковой), продавец Лепшокова Л.С. (мама Лидии).

  1. 21.12.2017год – посетили 9-е классы, в полном составе: столовую в общежитии Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа

им. И.А. Куратова, где трудится мама Пилипенко Людмилы по специальности – повар.

  1. Май 2018год – экскурсия в INOAR Academy, центр по обучению парикмахерскому искусству, улица им. Карла Маркса.