1 | Самоопределение к деятельности | Обучающимся предложено назвать самые древние профессии, затем рабочие специальности, а затем современные новые профессии (выписать на доске): - портной, учитель, врач, строитель; - строитель, плотник, сварщик, водитель; - блоггер, дизайнер, оператор ЭВМ | Учащиеся вступают в диалог с учителем, одноклассниками Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение | Коммуникативные Регулятивные (самоопределение к деятельности) | Создать эмоциональный настрой на мероприятие, мотивировать учащихся на работу. |
3 | Постановка мотивационных задач | Учитель в позиции консультанта побуждает учащихся к принятию задач Цель: Определить свой тип темперамента, особенности поведения Узнать какие профессии предпочтительны для каждого типа темперамента Что нужно, чтобы достичь данной цели? План: 1.Что влияет на выбор специальности? 2. Соответствует ли тип темперамента профессии? (на примере родителей)
| Учащиеся используют заготовки со шкалой по определению своего типа темперамента, фигуры психогеометрического теста – это было домашним заданием | Личностные (самоопределение к познавательной деятельности), регулятивные (целеполагание), коммуникативные | Умение участвовать в диалоге при обсуждении темы и целей |
4 | Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы занятия. | Учащиеся называют критерии, которые влияют на выбор специальности: умения, знания, здоровье, образование, желание заработать деньги, желание учиться, навыки трудовой деятельности (учитель записывает на доске, чтоб потом представить профессии родителей и что им для этого понадобилось). - Теперь проверим домашнее задание, как вы с родителями обсудили и определили свой тип темперамента. Обучающиеся называют по заготовкам свои типы темперамента. Затем пытаются определить тип темперамента и тех одноклассников, которые отсутствуют. Герои мультфильмов хорошо отражают каждый тип темперамента, что и представлено учащимся в презентации: ослик Иа - меланхолик, Маша из мультфильма «Маша и медведь» - холерик, кот Леопольд – флегматик, пёс Шарик из мультфильма «Простоквашино» - сангвиник. А также известные личности с ярко выраженными качествами одного из темпераментов: Пушкин А.С. – холерик, Лермонтов М.Ю. – сангвиник, Гоголь Н.В. – меланхолик, Кутузов М.И. – флегматик. В презентации обучающиеся знакомятся с профессиями, соответствующие каждому типу темперамента: Сангвиник – учитель, повар, продавец, врач; Флегматик – механик, электрик, водитель; Меланхолик – модельер, токарь, автослесарь; Холерик – артист, журналист, строитель. Типы темперамента, определенные для родителей обучающихся, также можно соотнести с их профессиями. - Специальности родителей соответствуют их профессиям, а тип темперамента одного из родителей идентичен типу их ребёнка, то есть учащегося. Эмоциональная окраска каждого типа темперамента отражена в игровой ситуации «Шляпа на скамейке», где учащиеся с интересом поучаствовали. - Попробуйте по психогеометрическому тесту определить особенности своего поведения. - Умение принять себя таким, какой ты есть и постараться воспитать в себе лучшие качества или изменить привычки. В презентации учащиеся находят ответы на вопросы о рабочих профессиях: повар, водитель, портной, маляр, тракторист. - Каждая рабочая профессия имеет свое место по значимости и востребованности в обществе. | Учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками Учащиеся с интересом выслушивают мнение одноклассников о самих себе, соответствии тестовых определений их особенностям поведения | Личностные: определять правила работы в парах, Регулятивные: определять промежуточные цели с учётом конечного результата; определять и формулировать цель деятельности; высказывать своё предположение. Познавательные: находить ответы, на вопросы, используя свой жизненный опыт. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на мероприятии. | Коммуникативная компетенция: умение устанавливать контакт, максимально полно и точно передавать информацию, обосновывать свое решение, обмениваться информацией. Информационная компетенция: умение анализировать информацию, обобщать и делать выводы. Учебно-познавательная компетенция: умение устанавливать связи между отдельными объектами, умение применять усвоенные знания в новых ситуациях.
Компетенция личностного самосовершенствования: умение осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, умение анализировать свои достижения и ошибки. |
5 | Составление модели выпускника. Создание творческого проекта «Специальность и тип темперамента родителей». | - Вы выбираете специальность, которая вам предпочтительна и ваш выбор ограничен, но возможности совершенствовать мастерство всегда есть. - Давайте свои трудовые навыки использовать во благо своей будущей специальности, для этого необходимо составить модель выпускника по критериям. Критерии: 1. Умение – использование начальных трудовых навыков, приобретенных в школе. 2. Знания и их применение для успешного обучения по специальности. 3. Желание стать профессионалом своего дела. 4. Самодисциплина. 5. Развитие творческих способностей. Творческий проект подразумевает посещение рабочих мест родителей, беседа с коллегами родителей для ознакомления и личного представления учащимися о содержании труда в различных производственных областях. «Каждому человеку соответствует определенный род деятельности, который делает его полезным для общества и одновременно приносит ему счастье…» (Морис Баррес французский писатель)
Профориентационная экскурсия как одна из эффективных форм профессионального просвещения обучающихся (Ефимова Е. Н.) Работа по плану: 1.Сбор информации о желании родителей пригласить к себе на предприятие. 2. Предварительная беседа в классе о специальности каждого из родителей. 3. Учащиеся самостоятельно ведут переговоры с родителями, завершающий этап которых за учителем. 4. Экскурсия на предприятия родителей. 5. Подведение итогов о посещении предприятий родителей или схожих с ними. |
Объяснить, что значит модель выпускника на примере «примерный ученик».
Предложить составить критерии заранее.
Учащиеся самостоятельно договариваются с родителями, затем сообщают результат договора педагогу | Личностные: умение вести переговоры с родителями. Регулятивные: самостоятельность выбора аргументов для посещения классом предприятий, где трудятся родители, определять и формулировать цель деятельности. Познавательные: выразить свою точку зрения о посещении предприятий, Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, участие в дискуссии.
Регулятивные: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на мероприятии, совместное определение «модели выпускника» по критериям. | Коммуникативная компетенция: умение осуществлять поиск информации, определений; обосновывать свое решение, обмениваться информацией. Информационная компетенция: умение использовать информацию по своему предпочтению, обобщать и делать выводы.
Компетенция личностного самосовершенствования: умение признавать свои слабые и сильные стороны, вырабатывать привычки для самосовершенствования. |
6 | Рефлексия деятельности | -Мы достигли поставленной цели? (да) Классный час не зря прошел? (нет) Какие универсальные действия развивали: личностные, коммуникативные, познавательные. Закончить тему классного часа: «Все профессии нужны и все профессии важны». Выработайте свой девиз: «Все профессии важны, знания и труд вложи». | Вступают в диалог с учителем. Высказывают своё мнение. Рефлексия как краткое мнение каждого из учащихся, к примеру «совпадают ли желания в слове «хочу» со словом «надо» у меня». | Коммуникативные (формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации), регулятивные (оценка своей деятельности.) | |