Урок по окружающему миру во 2 классе
по теме "Все профессии важны"
Цель: расширить представления учащихся о профессиях и их важности для людей; формировать и развивать учебно-информационные и интеллектуальные умения (сравнивать, обобщать, формулировать вопросы, объяснять); содействовать развитию коммуникативной культуры обучающихся; воспитывать интерес к людям труда и их профессиям.
Оборудование: Окружающий мир: 2 класс - учебник; предметы из цветной бумаги «ладошки»; карточка «подчеркни важные качества»; мешочек с карточками к игре «Волшебный мешочек»; конверты с пословицами, разрезанными на слова.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Дети, всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
- Дети, скажите какое сейчас время года?
- Какой сейчас зимний месяц? Какой праздник приближается? Что вы ждете от этого праздника?
-Какие зимние забавы вы любите зимой?(кататься на лыжах, коньках, на санках с горки.)
- В мягкий зимний день когда снег чуть тает, во что можно поиграть с друзьями ?( лепить из снега снеговиков, играть в снежки.)
- Девизом нашего урока предлагаю такие слова: «Воля и труд дивные всходы дают.» (девиз на доске). Смысл этой пословицы мы дадим в конце урока, когда будем подводить итоги работы.
2.Актуализация знаний.
- Дети, отгадайте, кто так говорит?
«Кому добавки?» «Какой зуб вас беспокоит?», «Большое спасибо за покупку», «Вам посылка, распишитесь», «В мою сеть попало много рыбы», «Тема сегодняшнего урока «Полезные ископаемые», «Присаживайтесь, как будем стричься?», «Сегодня я буду рисовать пейзаж», «Я сейчас заеду на заправку, а потом продолжу свой путь».
3. Мотивация учебной деятельности.
- Что общего у слов, которые вы называли?
- Кто догадался, о чём будем говорить на уроке? (о профессиях)
- А какая профессия самая важная?(все профессии важны).
-И так тема нашего урока "Все профессии нужны, все профессии важны".
- Чем мы будем заниматься на уроке? Какие учебные задачи поставим перед собой?
Я думаю, что узнаю…
Мне хотелось бы узнать о …
-Итак, цель и задачи нашего урока:
- узнать, что такое профессия;
- расширить знания о разнообразии профессий;
- определить роль людей различных профессий.
– Что же такое профессия? (работа, труд, дело, специальность)
Вот что говорится об этом в словаре С.И. Ожегова: Профессия — это основное занятие человека, его трудовая деятельность.
- Людям каких профессий необходимо трудиться? (Трудиться надо всем.)
- Физкультминутка.
4. Усвоение новых знаний.
-Какие профессии вы знаете?
-Какие профессии у ваших родителей?
Задание 1.
- Давайте вспомним отрасли экономики и назовём профессии с ними связанные. Поиграем в игру «Волшебный мешок», я подхожу, вы вытаскиваете картинку и угадываете - человеку какой профессии принадлежит предмет на этой картинке?
Задание 2. «Черты характера». Но человек в любой профессии должен обладать необходимыми качествами, чтобы своим трудом приносить радость. Выберите из списка черты характера, которыми, как вы считаете, должен обладать человек любой профессии.
-Что вы не выбрали, почему?
Задание 3. Ира-пантомима. Ученик выходит к доске и показывает мимикой и жестами задуманную профессию, а другие должны отгадать.
- Очень важно, чтобы каждый выбрал дело по душе. Счастлив тот, кто занимается любимым делом, правильно выбрав профессию. О таком человеке говорят, что он на своём месте или что у него золотые руки. Я желаю вам сделать правильный выбор в профессии.
- Физминутка.
5. Закрепление изученного материала.
Задание 4. Работа в группах: «Собери пословицу».
- Ребята, вы знаете пословицы о труде? Назовите? Откройте конверты, что вы должны сделать? Да, собрать пословицы. Группа, выполнившая задание поднимаете руки. (Учащиеся получают конверты с пословицами, разрезанными на слова, складывают пословицы, объясняют смысл каждой из них.)
- Оцените работу своей группы, другие группы. Молодцы!
Пословицы:
В народе тот не забудется, кто честно трудится.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Труд кормит, а лень портит.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Научился сам — научи другого.
Задание 5. Дети внимательно слушают рассказ А.Дитриха, Г. Юрмина, Р. Кошурниковой «Кто сделал хлеб ?» и отвечают на вопросы:
1. Где происходят события рассказа?
2. Кто кого угостил булочкой?
3. Как выглядела булочка?
4. Как девочка отозвалась о булочке?
5. Что сказал пекарь о булочке?
6. Почему пекарь рад, что хвалят булочку?
7. Как мукомол возразил пекарю?
8. Где работает мукомол?
9. В чем заключается работа мукомола?
10. С какими словами вступил в разговор комбайнер?
11. Почему тракторист сказал, что хлеб начинается с трактористов?
12. Кто еще вмешался в разговор тех, кто участвовал в процессе изготовления булочки?
13. Что делают шоферы, чтобы пекарь смог испечь румяную булочку?
14. Какое отношение к готовой булочке имеют железнодорожники?
15. В чем заключается вклад агронома в изготовлении булочки?
16. Какие слова сказала бабушка всем, кто участвовал в разговоре?
6. Рефлексия. Итог урока.
- Дети, скажите чтобы было бы, если б не было ветеринаров, полицейских, учителей, врачей?
-А теперь дайте мне ответ. Какая профессия самая важная?
-Все профессии важны, все профессии нужны!
-Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? Все ли выполнили?
-Дети, девизом нашего урока была пословица «Воля и труд дивные всходы дают.» - Объясните ее смысл.
Много в мире профессий разных,
Какую выбрать - не узнаешь сразу.
В жизни всё сгодится,
Стоит только хорошо учиться.
-Что вам нужно делать уже сейчас, чтобы ваши мечты сбылись?
- Ответьте на вопросы:
На уроке я узнал …
Мне было интересно узнать …
Мне хотелось бы еще узнать …
- На земле очень много профессий.
О профессии каждый мечтал.
Есть профессии – нежная песня.
Есть профессии – литый металл.
Но всегда – и как было когда-то,
И сейчас в двадцать первый наш век –
Я хочу пожелать вам, дети,
Чтобы вырос из вас Человек.
- Самооценка:
На ваших партах ладошки. Если вам было скучно на уроке, возьмите зеленую ладошку. Если вам было интересно, но вы не узнали ничего нового, возьмите желтую ладошку. Если вам понравился урок и вы узнали много нового, возьмите красную ладошку.
-А теперь покажите свои ладошки и помашите ими в знак прощания.
- Спасибо за урок!
7. Домашнее задание: стр.128-129 проект «Профессии».
- Где работают родители?
- Кто они по профессии?
- Чем полезна их работа для людей?
4