СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Все тайное становится явным

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Все тайное становится явным»


С.А. Синягина

«Всё тайное становится явным»

(классный час для 5 класса)

Цель:

Воспитание добрых отношений между детьми, основанных на правдивости и честности.

Задачи:

1.Познакомить детей с понятиями «правда», «честность», «ложь».

2.Способствовать воспитанию в детях честности и правдивости.

3.Воспитывать потребность отвечать за свои поступки самому, быть нетерпимым ко всякой лжи.

Оборудование:

Плакаты с пословицами и поговорками о правде и лжи; фрагмент видеофильма «Софи» (реж. И. Литвак); аудиозапись песни «О дружбе» (сл. Г. Поженяна, муз. А. Петрова).

Ключевые понятия:

Правда, ложь, обида, недоверие.

Определение ключевых понятий:

Правда – то, что соответствует действительности, истина.

Ложь – намеренное искажение истины, неправда.

Обида – несправедливо причиненное огорчение, оскорбление.

Недоверие – сомнение в правдивости, подозрительность, отсутствие доверия.

(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.)


Ход занятия

  1. Вступительная часть

Как часто в жизни мы слышим фразы: «Ты сказал правду?», «Он не обманул тебя?», «Говори честно, не лги!» Наверное, мы никогда не услышали бы этих слов, если бы свято выполняли Ветхозаветную заповедь о том, что нельзя лгать и обманывать. К сожалению, каждый из нас когда-либо говорил неправду.

- Что такое ложь? Чем так страшна ложь и что в человеке можно противопоставить лжи, чтобы от нее защититься? Ответим на эти сложные вопросы друг другу и самому себе.


  1. Основная часть

Издавна на Руси люди относились с презрением к тем, кто лжет, называли их лгунами, а честность и правдивость в человеке ценили, правдолюбцев уважали и относились к ним с почтением. Людей, живущих праведной жизнью, живущих по законам нравственности, называли праведниками. Вот почему много пословиц и поговорок о правде и лжи родилось в русском народе, и на каждый случай есть меткое словцо у русского человека.

Работа с пословицами о правде и лжи.

  1. Правда дороже золота.

  2. Дороги твои сорок соболей, а на правду и цены нет.

  3. Всякая неправда - грех.

  4. Без правды не житье, а вытье.

  5. Кто за правду горой, тот герой.

  6. Хлеб-соль кушай, а правду слушай!

  7. Кто правды ищет, того Бог сыщет.

Работа со словами «ложь», «правда». Подбор синонимов к словам, их осмысление:

Правда – истина; неправда – ложь, кривда.

Вопросы:

- Чем же так опасна ложь для человека?

- Какие люди привлекают вас в жизни: правдолюбцы или лгуны?

Ложь опасна своими последствиями. Лгунов не уважают люди не только потому, что на них нельзя надеяться в трудную минуту, что они подведут, но и потому, что они могут стать причиной больших бед для человека, иногда даже трагических последствий. Страшнее всего то, что человек привыкает лгать, не замечая, что ложь становится его сущностью. В русском народе сложилась пословица: «Как веревочка ни вьется, а конец всегда найдется».

Просмотр фрагмента «Разбитая ваза» из видеофильма «Софи».

Вопросы:

- Прав ли был Коленька, сказав дедушке о том, что его любимую вазу разбила Софи?

- Почему огорчилась Софи?

- Можно ли назвать мальчика честным человеком?

- Как исправился Коленька?

Люди, подверженные таким грехам, как ложь, становятся и сами подозрительными по отношению к другим, считая окружающих такими же грешниками. Своей подозрительностью, недоверием они наносят обиду близким.

Работа со словами «обида», «недоверие».

Рассказ В. Сухомлинского «Оксаны в хате уже не было» (читает учитель).

Молодая женщина Марина сидела у стола и вышивала. На столе перед ней лежали нитки, иголки. Среди стола – деньги, рублей двадцать.

К Марине пришла ее соседка Оксана – тоже молодая женщина. Их хаты стояли рядом, и дети учились в одной школе.

Оксана попросила у соседки нож для резки капусты. Нож был в погребе. Марина положила на стол шитье и сказала:

- Сейчас пойду в погреб, найду нож.

Она взяла со стола деньги, зажала их в руке и ушла за ножом.

Вернулась через минуту. В левой руке у нее был большой нож, которым в селе осенью секут капусту, чтобы сложить ее в бочку.

Оксаны в хате уже не было. Марина стояла, потупив глаза. Тяжелыми, медленными шагами она подошла к столу, села на стул, облокотилась. Из ее правой сжатой руки на стол выпали деньги.

Вопросы:

- Почему Оксана не дождалась возвращения соседки?

- Поняла ли Марина, какую обиду нанесла она Оксане своим недоверием к ней?

- Сталкивались ли вы в жизни со случаями недоверия к вам?

- Всегда ли вы доверяете своим друзьям?


  1. Заключительная часть

Настоящая дружба строится на доверии, честности. Ложь и недоверие подрывают добрые и хорошие отношения людей. Но, чтобы найти настоящего друга, мало знать эти истины и искать их в других, надо и самому быть честным и правдивым, требовательным к себе.

Звучит аудиозапись песни «О дружбе» (сл. Г. Поженяна, муз. А. Петрова).


Литература

  1. Алексеева Р.П. Воспитательная программа «Я? Я… Я – гражданин

России».// http://festival.1september.ru/articles/505328/

2. Маленкова Л.И.Я – человек! Москва, 1996.

3. Никитина И.В. Классный час «Правда и ложь».// http://21413s24.edusite.ru/p63aa1.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!