Урок развития речи в 6-м классе. Сочинение на тему: "Все весны дыханием согрето"
![]()
Тема урока: Сочинение на тему «Все весны дыханием согрето…»
Цели урока:
Повторить с учащимися сведения об составных частях сочинения (композиции); развивать умение логически последовательно излагать свои мысли, делать выводы на основе личных наблюдений, закрепить правописание и употребление в речи имени прилагательного.
Развитие связной речи учащихся (устной и письменной), памяти, внимания, творческого воображения.
Воспитание эстетического вкуса учащихся; привитие любви и бережного отношения к природе.
Ход урока.
Оборудование: репродукция картины И. Левитана «Март», рисунки детей о весне; стихи о весне, поговорки, пословицы, народные приметы, магнитофонная запись музыки П.И. Чайковского «Времена года» и «Пение птиц в весеннем лесу»; плакаты, карточки, «волшебная палочка», бумажный кораблик, разноцветные листики.
Вступительное слово учителя.
Ребята, улыбнитесь друг другу, сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, закройте глаза… Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится свободным, спокойным, ровным…
(Включается запись пения птиц)
Вы на лесной полянке. Ярко светит весеннее солнышко. Весело щебечут птицы. Легкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до «5». Когда скажу «пять», вы откроете глаза. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет всем только радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие. А вот куда – догадайтесь сами. (песня о весне)
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает,
Когда это бывает ?
Мы совершим путешествие в мир звуков и красок весны. Будем слушать ее песни, всматриваться в ее краски. Постараемся понять, о чем щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листочки…
Учитель читает стихотворение.
Пришла, улыбнулась –
Затихли метели.
Позванивать стал
Колокольчик капели.
Река пробудилась,
Растаяли льды.
Наряд белоснежный
Надели сады.
Взревев, за работу
Взялись трактора,
А птицы пропели:
«Вить гнезда пора!»
А какие пословицы и поговорки о весне вы знаете? (4 слайда)
1. Увидел грача – весну встречай.
2. Не пугай зиму – весна придет.
3. Если перелетные птицы летят стаями – к дружной весне.
4. Из березы течет много сока – к дождливому лету и др.
Давайте все вместе произнесем слово «весна». Что вы представляете, когда слышите это слово?
А теперь, выбрав нужный цвет, постарайтесь передать свои чувства, настроение от этого слова определенным цветам. (Дети поднимают цветные листики)
А сейчас проведем игру «Весенняя эстафета».
Передавая друг другу «волшебную палочку», вы называете слово, которое связано с весной.
(Дети говорят слова: сосульки, капель …)
Игра “Собери весенний букет».
(На доске написаны слова: ванчикиоду, дышилан, кифиал, кильваси, лестрроп, опснеджикни, ыскурок)
Слово учителя.
5. Чтение стихотворения:
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят…
Слышите, какие необычные слова? Вот сейчас и у нас в классе зажурчал ручеек, но не обычный, а поэтический. Он подхватил наш бумажный кораблик и несет по весенним волнам. Кто хочет прочитать стихи о весне?
(Дети передают друг другу кораблик и читают стихи А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, …)
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы,
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки;
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетела первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
Здесь так легко мне, так радушно,
Так беспредельно, так воздушно;
Весь божий мир здесь вижу я.
И славит бога песнь моя!
Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод,-
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?
Легкий, легкий ветерок,
Что так сладко, тихо веешь?
Что играешь, что светлеешь,
Очарованный поток?
Чем опять душа полна?
Что опять в ней пробудилось?
Что с тобой к ней возвратилось,
Перелетная весна?
Я смотрю на небеса...
Облака, летя, сияют
И, сияя, улетают
За далекие леса.
- А как вы считаете, трудно сочинять стихи?
Давайте побываем в гостях у поэта, в его поэтической мастерской.
(Учитель раздает отрывок из стихотворения А. Плещеева, в котором пропущены прилагательные. Ученики вставляют подходящие прилагательные. Затем учитель открывает записанное на доске стихотворение поэта, ученики находят в нем прилагательные, сравнивают со своими, дают оценку…)
И весел звучный лес, и ветер меж берез
Уж веет ласково, а белые березы
Роняют тихий дождь своих алмазных слез
И улыбаются сквозь слезы.
VIII. Ребята, а какой вид искусства передает красоту мира через звуки? (Музыка).
Вот как услышал музыку весны П.И. Чайковский. Послушайте и постарайтесь представить весеннюю картину. (Пьеса «Апрель. Подснежник.»)
Какой вы увидели весеннюю картину?
IX. Физкультминутка.
Распускается подснежник,
(Давайте представим себя первым весенним цветочком и распустим свои первые «лепестки»: в положении стоя поднимаем перед собой вытянутые руки вверх и плавно разводим их в стороны до уровня груди)
Новосёлов ждёт скворечник.
(Теперь снова поднимите вытянутые руки вверх и соедините кончики пальчиков обеих рук друг с другом, изображая крышу скворечника. В это время старайтесь тянуться руками-«крышей» как можно выше)
(Опускаем руки вниз)
С юга птицы прилетают,
(Теперь изображаем вернувшихся домой перелётных птиц: побегаем по комнате, делая широкие взмахи руками-«крыльями»)
(Останавливаемся)
Под окном сугробы тают.
(Представляем себя исчезающим под лучами тёплого солнышка сугробом: медленно на носочках опускаемся вниз, присаживаясь на корточки, обхватываем руками колени и опускаем голову вниз – «сугроб» растаял)
(Поднимаемся на ноги)
Ставит солнышко на щёчки
Рыжие веснушки-точки.
(Вытягиваем перед собой прямые руки, закрываем глазки от «яркого солнышка» и ставим руками-«лучиками» «веснушки» на своих щёчках: с закрытыми глазами попеременно одной и другой рукой касаемся указательными пальчиками правой и левой щёчек в разных местах)
(Открываем глазки и опускаем руки)
Лужи – реки, океаны,
(Опускаем туловище вниз, слегка сгибая колени, и водим вытянутыми руками по полу из стороны в сторону – изображаем «водную гладь»)
(Выпрямляемся)
Все мальчишки – капитаны,
(Вытягиваем перед собой согнутые в локтях руки, сжимаем кулачки и представляем, что держим штурвал корабля – начинаем крутить «штурвал» из стороны в сторону, слегка наклоняя туловище вправо и влево)
(Опускаем руки)
Пароходы из газеты –
Это всё весны приметы!
(Теперь «берём в руки» воображаемый кораблик (или можно взять любой игрушечный), опускаем туловище вниз, слегка согнув колени, и произвольно водим кораблик по полу-«океану», перемещаясь по комнате)
А вы знаете Легенду о подснежнике?
Плакала Снегурочка,
Зиму провожая.
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала,
Трогая березы,
Выросли подснежники –
Снегурочкины слезы.
XII. А вот как изображали весну известные русские художники.
(Вывешивается репродукция картины И. Левитана «Весна»).
Включается музыка.
1. Молчаливое рассматривание картины.
2. Анализ картины. Беседа.
Какое впечатление произвела на вас картина?
Какие чувства вызвала?
Какие изменения в природе дают почувствовать, что приближается весна?
Каким стал снег?
Каков цвет неба?
Каков весенний воздух?
Какие весной деревья?
Что вы видите на переднем плане?
Какие звуки весны можно услышать, стоя на крыльце?
Чем вам понравилась картина?
Устное рассказывание по плану.
(План написан на доске).
План.
1. Весна – чудесное время года.
2. Природа весной:
а) небо;
б) воздух;
в) снег в марте;
г) солнце;
д) деревья.
3. За что я люблю весну.
XIII. Словарная работа.
Снег – плотный, серый, грязный, потемнел, осел, подтаял…
Небо – голубое, ясное, высокое…
Воздух – теплый, прозрачный… (см. карточку).
XII.Обобщение.
Вот и подошло к концу наше путешествие.
- Чем мы занимались сегодня на уроке?
- С какими видами искусства вы познакомились?
- Что особенно понравилось на уроке?
- Любите ли вы писать сочинения?
XIII. Задания на дом : написать сочинение о весне.