когда ты голоден не меньше ее.
Джек Лондон.
Джек Лондон.
6.Мы дышим полной грудью лишь тогда, когда связаны с нашими братьями меньшими.
Антуан де Сент Экзюпери.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
- Добрый день, ребята! Посмотрим друг на друга, улыбнемся и произнесем: «Мне приятно тебя видеть!». Подарите тем, кто вас окружает, частичку хорошего настроения. Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них – смайлики разных цветов. Их получат самые активные, мыслящие в группах, на которые вы сейчас разделитесь. Их будет четыре. И я думаю, что наш урок пройдет в атмосфере сотрудничества, сотворчества и взаимопомощи. | Демонстрируют свое настроение. Делятся на группы. | Внимание, уважение к сверстникам (Л); планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К); мобилизация сил и энергии (Р). |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового» знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. |
- Ребята, дома вы прочитали в учебнике вступительную статью о жизни и творчестве Л. Н. Андреева, а также познакомились с содержанием его произведения под названием «Кусака». Дополните предложения, записанные на доске: Л.Н. Андреев – писатель, который… Он любил… Л.Н. Андреев помогал… Ему принадлежат такие рассказы, как… - Во многих произведениях писателя отразились его воспоминания о детстве и юности («Петька на даче», «Весной», «Гостинец»). Л.Н. Андреев выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных и несчастных. Он считал, что равнодушие и жестокость по отношению к природе – это прямой путь к бездуховности. Отношение к животным было у Андреева одним из критериев нравственности людей. Он говорил: «Все живое имеет одну и ту же душу и страдает одними и теми же страданиями». Для того чтобы начать работу с произведением под названием «Кусака», предлагаю прослушать современную песню «Собака бывает кусачей…» в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных и подумать, какая проблема объединяет их и актуальна ли она сейчас? - Что мы должны делать, чтобы проблема исчезла? - Кто является героем прочитанного вами произведения? - Есть ли у вас собака, за что вы ее любите? Смогли бы вы ее обмануть, предать? - Вспомните, кто из русских писателей до Л.Н. Андреева создал в русской литературе прекрасные образы четвероногого друга. - Перед вами лист с высказываниями великих людей: писателей Джека Лондона, Альберта Швейцера, А. сент Экзюпери, немецкого ученого Артура Шопенгауэра и автора рассказа «Кусака» Л. Андреева. Эти люди отличались своей безграничной любовью к животным. Выберите афоризм, который станет эпиграфом к уроку, аргументируйте свой выбор. - Как вы думаете, о ком или о чем мы будем говорить и как может звучать тема нашего урока? - Какие цели мы поставим перед собой, чтобы писатель и его произведение запомнились надолго? | Дополняют предложения. Слушают. Слушают фонограмму песни. Отвечают на вопросы. Вспоминают «Муму» И. С. Тургенева, «Белый Бим» Троепольского, «Каштанку» А. П. Чехова, «Лев и собачка» Л. Н. Толстого и др. Работа в группах (выбор афоризма для эпиграфа урока). Формулируют тему и цели урока. | Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, извлечение необходимой информации из текста (П); побуждение к деятельности (Л); умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К) Поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков (П). Побуждение к деятельности (Л). Изложение и аргументация мнения (К). Использование ИКТ (Р). Извлечение информации из различных источников (К). Активизация мышления при выборе афоризма (П). Побуждение к деятельности, овладение навыками самоорганизации, целеполагание, рефлексия (Р). Выдвижение гипотез и их обоснование (К). Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П). |
III. Открытие «нового» знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учебного материала учащимися |
Беседа по вопросам: - Каков жанр «Кусаки»? По каким признакам его можно определить? - Какова тема рассказа? - Почему рассказ так называется? - Близка ли эта тема вам? - Итак, жизнь собаки проходит перед нами на протяжении года. Какая из частей является экспозицией рассказа, какая завязкой, кульминацией, развязкой, эпилогом? Можем ли мы сказать, что композиция рассказа – кольцевая? Почему? - На протяжении года Кусака столько испытала: горе и побои, голод, счастье, любовь, сытость, гордость, потому что служит людям. Мы должны проследить, как менялась жизнь собаки в зависимости от того, чувствовала ли она любовь людей. А сейчас вы поработаете в группах, каждая над своей главой, проанализируете и представите монологический ответ на поставленные в ваших листочках вопросы (проговорить): Обсудите и выберите название главы. Какое время года показано в этой главе, как природа связана с содержанием главы (зачитать) Найдите ключевые слова, передающие внешний вид, чувства и состояния Кусаки (прил., сущ., глаголы, наречия). Какую роль в передаче настроения Кусаки играют описания природы? Проследите, какие внешние и внутренние изменения происходят в Кусаке? Как ведут себя люди по отношению к Кусаке? - А над 5-ой главой поработаем вместе. В связи с тем, что Кусаку оставили, как она изменилась? Какая стала собака? - Как природа сочувствует Кусаке? Как пейзаж передал отчаяние и безысходность собаки? Назовите ключевые слова. - Как озаглавили? - Почему собака выла? - В этой главе воплощена вся душевная боль собаки. Кто сильнее причинил ей боль? Почему? - Почему Андреев выбирает именно слова «выла»? - Каково лексическое значение этого слова? | Работа в группах. Отвечают на вопросы. Запись на доске: Экспозиция (1 часть. Зима) Завязка (2 часть. Весна) Кульминация (3 часть. Лето) Развязка (4 часть. Осень) Эпилог (5 часть. Осень). - В конце 5-й части Кусака опять одинока, как и в начале рассказа. Поэтому такая композиция называется кольцевой. Работа в группах. Ответственные в группах дают монологический ответ, составленный в ходе исследовательской работы с текстом, аргументируя свою точку зрения. Работа с толковым словарем. | Выполнение логических операций: анализ, синтез (П). Изложение своего мнения, аргументация и подтверждение фактами (К). Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений (П (Лог.)). Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах (К). Побуждение к деятельности (Л). Владение всеми видами речевой деятельности; извлечение информации; переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах (К). Контроль и оценка достигнутых результатов своей и чужой деятельности и необходимая коррекция в процессе деятельности (Р). Выполнение логических операций: анализ, синтез; выдвижение гипотез и их обоснование; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П). Извлечение информации из различных источников (К). |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: обогащение, преобразование прежнего опыта, конструирование нового опыта; побуждение эмоциональных переживаний. Постановка проблемных вопросов. |
- Собака поверила еще раз человеку, поэтому ее боль еще острее. Наверное, после такого удара никогда не расцвести собачьей душе. Жалость и доброта Лели обернулись равнодушием к судьбе собаки. Неужели одной доброты и жалости недостаточно для милосердия? Так что же такое милосердие? Подумайте, какие бы слова вы включили в это понятие? Задание. Каждая группа составит свой кластер. Сегодня у кластера будет форма – круг. От круга проведите стрелки – лучи. На каждом лучике напишите слова, которые входят в понятие «милосердие». - На что похож кластер? - Значит, милосердие похоже на солнце. Прочитайте, какие у вас получились слова? - Все слова получились теплые, светлые и добрые. Только когда мы будем понимать, любить, сопереживать, заботиться, отвечать за ближнего, тогда на земле не будет страдания, боли, отчаяния. Мы должны не просто говорить о добре, а действовать. Милосердие есть сострадательная и действенная любовь, выражающаяся в готовности помочь. - Скажите, а в жизни вам приходилось сталкиваться с бездомными животными, с ситуациями, когда люди обижали животных? - Значит, проблема, о которой мы говорили в начале урока, существует, значит, мир надо менять, но, к сожалению, мы настолько привыкли, что порой равнодушно проходим мимо. - Только ли об отношении к животным рассказ «Кусака»? для этого вспомните два эпизода: пьяница, пнувший Кусаку, идет домой и там долго и больно бьет жену; кучка людей у трактира дразнит деревенского дурачка Илюшу. Зачем Андреев вставляет в рассказ эти эпизоды, не имеющие прямого отношения к истории Кусаки? - Вот теперь, когда мы заново открыли для себя рассказ Л.Н. Андреева, давайте попытаемся понять, о чем хотел сказать нам автор в рассказе. Вывод запишем в тетради. У Светланы Капыловой есть романс "Про кота", давайте его прослушаем и сравним судьбы Кусаки и кота. | Работа в группах (составление кластера). Ученики зачитывают слова: сочувствие, доброта, любовь, жалость, помощь, забота, понимание, сопереживание, прощение, сострадание. Ответы учащихся. Запись вывода в тетради. | Выдвижение гипотез и их обоснование; подведение под понятие (П). Выдвижение гипотез и их обоснование; планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К). Нравственно-эстетическая ориентация (Л). Использование ИКТ (Р-метапредм.) Планирование деятельности в учебной и жизненной ситуации (Р). Изложение своего мнения, аргументация и подтверждение фактами (К). Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме (П). Нравственно-эстетическая ориентация (Л). |
V. Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
- Понравился ли вам рассказ Андреева «Кусака»? Рефлексия Прием «Закончи предложение» (устное интервью) - О чём думаете сейчас? (По кругу пускаем мягкую игрушку- собачку, и каждый высказывает своё мнение). -- Я понял… -- Я верю… --Я подумал… --Я узнал… - Как вы оцениваете работу своих товарищей и свою личную? Перед вами лежат 2 зеленых, 2 желтых и 1 красный смайлики. Вручите зеленый смайлик самому лучшему участнику в группе. Теперь вручите желтый смайлик одному из участников, работа которого на уроке заслуживает особого внимания. А из оставшихся смайликов выберите тот, которым вы хотите оценить свою работу. - В завершении нашей работы мне хочется прочитать вам одну притчу: Жил в одном китайском городе мудрец. Люди издалека приходили к нему за советом. Но в городе был один человек, завидующей его славе. Пришёл он на луг, Поймал бабочку, посадил её между ладоней и подумал: «Пойду я к мудрецу и спрошу у него: «Какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?» Если скажет «живая», сомкну ладони, и бабочка умрёт. Скажет «мёртвая», я открою ладони, бабочка улетит. Вот тогда все и поймут, кто из нас умнее. Так всё и случилось. Завистник пришёл в город и спросил у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая?» Тогда мудрец сказал: «Всё в твоих руках». - Что же в наших руках? (Быть жестокими или быть добрыми, милосердными) - Благодаря рассказу Андреева «Кусака», мы осознали, что Все живое имеет одну и ту же душу. Мое пожелание: пусть обиды, скука, злоба, недоверие уйдут из вашего сердца, пусть в нем не будет места страху, безразличию и безответственности, пусть каждый примет в свое сердце частичку чужой боли – сопереживание полезно, и тогда будет гарантия того, что в любых ситуациях вы останетесь добрыми людьми. | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. | Достаточная полнота выражения мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К). Оценивание степени и способов достижения цели в учебных и жизненных ситуациях (Р). Осознание своих эмоций, адекватное выражение и понимание эмоционального состояния других людей (Л). |
V. Домашнее задание |
- Напишите продолжение рассказа «Кусака» или письмо Лёле, а также по желанию сделайте рисунок к произведению. | Ребята сами определяют, что им интересно, что по силам (задание по выбору). | |