СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Всемирные экономические отношения

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект к уроку географии в 10 классе на тему "Всемирные экономические отношения"

Просмотр содержимого документа
«Всемирные экономические отношения»

Конспект к уроку географии в 10 классе на тему:

Всемирные экономические отношения.

Цели урока: изучить основные формы всемирных экономических отношений.

Формируемые УУД:

Предметные: научиться давать определение понятий: страна с открытой экономикой, СЭЗ, торговый баланс (активный, пассивный), офшор; объяснять роль всемирных экономических отношений в мировом хозяйстве; определять структуру мировой торговли; называть страны, являющиеся лидерами в мировой торговле;

Метапредметные: работать с различными источниками информации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; выполнять задания по плану; самостоятельно оценивать результаты своей деятельности; организовывать сотрудничество в процессе совместной деятельности;

Личностные: формирование соответственного отношения к учению; развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Ход урока

Актуализация знаний:

- Какой транспорт обслуживает 4/5 всей международной торговли? (морской)

- Почему особую роль в транспортной системе Западной Европы играет автомобильный транспорт? (страны маленькие, расстояния небольшие, необходима маневренность )

- Почему атлантический Океан занял лидирующие позиции в мировом судоходстве? ( Атлантический океан соединяет развитые страны Европы, Северной Америки, быстро развивающиеся страны Латинской Америки (Бразилия, Аргентина), эти страны ведут активную торговлю, покупают сырье и топливо.)

- Почему лидерство в структуре мирового грузооборота принадлежит старому виду транспорта – морскому? ( между континентами возможна воздушная или морская связь, морской транспорт имеет преимущества: он дешёвый и самый грузоподъёмный)

- почему в десятку крупнейших морских портов вошли несколько портов Китая – развивающейся страны? ( Китай – это страна, которая вышла на первое место по объемам промышленного производства и сельскохозяйственного производства, по объемам внешней торговли)

- Какие преимущества имеет железнодорожный транспорт в пассажироперевозках по сравнению с воздушным транспортом? ( Он комфортнее и дешевле воздушного, не зависит от погодных условий)

- Почему Япония не использует трубопроводный транспорт? (Япония импортирует нефть и газ морским транспортом, нефтеперерабатывающие заводы расположены в портовых городах. Трубопроводы не используются, так как в случае землетрясений катастрофа на трубопроводе может иметь тяжелые экологические последствия)

Работа по теме:

Всемирные экономические отношения – это результат международного географического разделения труда. Всемирные экономические отношения можно назвать «кровеносной системой» мирового хозяйства. Во всемирных экономических отношениях отражается двучленная модель мирового хозяйства. Страны Севера покупают у стран Юга сырье, а продают готовую продукцию, которая стоит намного дороже сырья и топлива. В результате, многие развивающиеся страны Юга(Периферия и Полупериферия) оказываются в экономической зависимости от стран Севера (Центра).

Страны, которые в большей мере зависят от всемирных экономических отношений , называют странами с открытой экономикой. Степень такой открытости определяется, прежде всего, экспортной квотой долей экспорта в создании ВВП страны. (Пример. Стр.172) У небольших стран – Бельгии, Нидерландов – экспортная квота составляет 75-80% ВВП этих стран - это означает, что 75-80% ВВП этих стран – это доход от участия во всемирных экономических отношений. Наиболее высока эта квота у некоторых небольших развитых стран Западной Европы и НИС Азии (назвать страны: Тайвань, Сингапур, Гонконг, южная Корея и др.)

Одной из ярких проявлений открытой экономики является создание свободных экономических зон (СЭЗ) – это город или район, имеющий выгодное ЭГП (чаще приморское, приграничное), для которого устанавливается льготный налоговый и таможенный режим. Цель создания СЭЗ привлечение финансовых, материальных, технологических и трудовых ресурсов. Примерами наиболее успешной деятельности СЭЗ могут служить Китай, НИС Азии.

Самая старая часть мирового хозяйства – торговля.

- Какова структура мировой торговли в настоящее время? ( Торговля товарами и торговля услугами)

Задание: Проанализируйте диаграмму (рис.39 на стр. 171 учебника) и сделайте выводы об изменении структуры мировой торговли. (Увеличилась доля готовых изделий, машин и оборудования, уменьшилась доля сырья и топлива).

Среди готовых изделий в мировой торговле первые места занимают электроника и электротехника, автомобили; среди топлива и сырья – нефть и нефтепродукты.

Торговля услугами, растет быстрее, чем торговля товарами.

- Какие международные услуги вы знаете? Приведите примеры. (Транспортные услуги, ремонт, погрузка, разгрузка иностранных судов в порту, фрахт (наем) судов для перевозки грузов).

Страны, предоставляющие свои морские флоты для перевозки грузов между портами других стран, называют «морскими извозчиками». Прочитайте Пример на стр.173.

Другие виды международных услуг: страхование, реклама, кинопрокат, аренда научного и производственного оборудования, использование космической связи. Обмен «ноу-хау».

- Какие страны занимают первые места в мировой торговле? (развитые страны – США, «Большая семерка», Нидерланды, Бельгия, Республика Корея.)

Среди развитых стран быстро растет доля стран НИС Китая и Индии.

Но мировой рынок – это и постоянная конкуренция товаров. Вот почему в его пределах постоянно вспыхивают настоящие «торговые войны». Прочитайте Пример на стр 174

Для регулирования мировой торговли создана Всемирная Торговая Организация (ВТО), куда входят более 150 стран, на которых приходится 97% мирового товарооборота.

В наши дни ещё большее значение, чем ввоз и вывоз товаров и услуг, имеет экспорт и импорт капитала. По масштабам финансово-кредитных отношений лидируют США, Япония, страны Западной Европы. Крупнейшие мировые финансовые центры: Лондон, Нью-Йорк, Токио, Сингапур, Сянган. В последнее время к таким традиционным формам финансовой деятельности, как банки и фондовые биржи, добавились офшорные зоны (центры) зона с льготным характером налогообложения. По размерам они обычно невелики (ориентируются на микрогосударства, в том числе островные), но тем не менее контролируют капитал во многие триллионы долларов.

Вывоз капитала из страны осуществляется в двух формах: 1) ссудного капитала (займы и кредиты) и 2) прямых иностранных инвестиций (ПИИ), которые позволяют инвестору контролировать построенное предприятие. «Главная улица» движения капитала соединяет между собой США, Западную Европу и Японию.

В отличие от стран Севера, которые на мировом рынке капитала выступают в роли кредиторов, страны Юга продолжают играть роль импортеров (заемщиков) капитала.

В качестве главных регуляторов международного движения капитала выступают Всемирный Банк (ВБ) И Международный Валютный Фонд (МВФ), правление которых находится в столице США Вашингтоне.

К прочим видам всемирных экономических отношений можно отнести международное производственное сотрудничество, которое осуществляется в нескольких формах:

  1. Международная специализация и кооперирование производства, которое особенно широко применяется в автомобильной промышленности;

  2. .Совместное производство продукции на многосторонней основе (пример на стр.176)

  3. Содействие в капитальном строительстве хозяйственных объектов.

Научно – техническое сотрудничество – ещё одна форма международных экономических отношений. Она выражается в международном обмене научно – техническими знаниями (патентами, лицензиями), а также в осуществлении совместных научных разработок и проектов.(пример стр. 176)

Одной из форм всемирных экономических отношений является международный туризм.

Он представляет собой одну из наиболее распространенных форм обмена услугами.

По целям международный туризм подразделяют на:

  1. Оздоровительный (рекреационный)

  2. Познавательный (экскурсионный)

  3. Деловой

  4. Научный

  5. Экологический (экстремальный). Морские путешествия в Арктику, Антарктиду, на Северный полюс, прыжки с парашютом. Положено начало космическому туризму.

По способам передвижения различают:

- автомобильный

- железнодорожный

- морской

- авиационный

- речной туризм.

По размерам доходов от международного туризма лидируют США, но в первую десятку стран попадают также Испания, Франция, Италия, Германия и Великобритания. Однако по доле таких доходов в структуре ВВП в качестве рекордсменов выступают небольшие «курортные» государства, такие, как страны Карибского бассейна или Кипр.

Главным регионом мира, привлекающим иностранного туриста, была и остается Европа, среди стран которой особенно выделяется «Большая тройка»- Франция, Италия, Испания.В Азии больше всего туристов принимают Китай, Сянган, Турция. В Северной Америке – США, в Латинской Америке – Мексика.

Рефлексия:

- Подумай, что важного ты узнал на уроке?

- Какие новые понятия ты использовал на уроке?

- Чему ты научился на уроке?

Домашнее заданее:

Прчитать текст учебника на стр. 170-177

Повторить ключевые понятия темы на стр. 189 учебника.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!