МБДОУ д\с «Родничок» №8
Проект
«Всемирный День Земли»
Воспитатель : Шульгина Т.В.
г. Морозовск
2021г.
Информационная карта проекта
Участники проекта: педагоги, воспитанники старшей группы и родители воспитаников.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, краткосрочный.
Цель и направления деятельности проэкта: формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Краткое содержание: в ходе проекта с детьми проводятся
беседы, рассказывания, читаются и разучиваются с детьми стихи,
песни, пословицы, игры-путешествия, детьми выполняются работы по рисованию, лепке и аппликации. Завершается проект мероприятием "Земля - наш общий дом".
Сроки провидения: с 19.04.21 – 23.04.21
Возраст детей: 5-6 лет.
Ожидаемые результаты: сформированность у детей знаний о планете Земля и её природных ресурсах.
Проблема: Существует проблема формирования экологического сознания детей.
Цель проекта:
Развивать элементарные представления о планете Земля. Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.
Задачи проекта:
1. Познакомить с разнообразием растительного и животного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
2. Углубить представления детей о том, что планета Земля – это наш дом.
3. Воспитывать стремление беречь нашу Землю.
4. Формировать навыки исследовательской деятельности.
5. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
6. Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
7. Воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию нашего края.
Этапы реализации проекта
Этапы | Содержание | Участники |
Подготовительный | Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи и т.п.), иллюстраций. Сбор информации. | Воспитатель, дети, родители |
Основной | Проведение образовательной деятельности по теме «Наша планета». Составление рассказа по картине «Труд людей весной». Беседа «Как мы можем помочь нашей планете?» Проведение игры «Хорошо – плохо». Чтение художественной литературы. Организация трудовой деятельности по уборке участка. Акция «Вторая жизнь старых вещей». Изготовление поделок из бросового материала. | Воспитатель, дети, родители |
Заключительный | 1.Организация выставки поделок из бросового материала «Фантазия». 2.Выставка совместных с родителями рисунков: «Планета Земля глазами детей»; 3.Презентация проекта в виде тематической образовательной деятельности «Земля - наш общий дом». | Воспитатель, дети, родители |
НОД №1 ЗЕМЛЯ - НАШ ОБЩИЙ ДОМ
Цель:
расширять представление о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ.
Задачи:
- Формировать у детей представление о том, что природа - основной источник здоровья и благополучия людей, что человек – разумный хозяин, отвечает за все на Земле.
-Закрепить знания детей о глобусе – моделью планеты Земля.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, положительное отношение к окружающему миру, к природе.
Закреплять правила поведения в природе.
Оборудование: глобус, 3 воздушных шарика, дерево из цв.бумаги, шаблоны листьев, цветная бумага.
Ход занятия:
- Много праздников в месяце апреле. Кто помнит названия тех, которые уже прошли? (День смеха, День космонавтики). А какой ещё праздник будет в апреле?
- 22 апреля отмечают праздник «День Земли». Может кто-нибудь про него слышал? Послушайте стихотворение. Оно поможет вам узнать содержание праздника. Ты, Человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
Не жги ее напропалую
И не растаптывай до дна,
И помни истину простую -
Нас много, а она одна.
(Снимаю накидку с глобуса.)
- 22 апреля - Международный день Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. День напоминания о страшных экологических катастрофах, день когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем, поборов равнодушие в себе.
- Кто знает, какие экологические проблемы существуют? (Вырубка лесов, загрязнение воды, воздуха, почвы).
- Именно в «День Земли» принято всеми силами бороться с подобными проблемами.
- В России День Земли отмечается с 1992 года.
Россия - страна не только лесов, полей и рек, одновременно Россия богата разнообразными энергоресурсами и обладает технологиями высокого уровня для их обработки. Поэтому важно продолжать развиваться, но и не оставлять без внимания нашу природу. Ведь человек, являясь её частью, несёт за неё ответственность.
Задания
- А сейчас мы проведём викторину.
1. – Будем работать в трех группах. Помогаю детям разделиться.
Первая команда вспоминает ЗВЕРЕЙ, вторая - РЫБ, третья - НАСЕКОМЫХ. Нужно за короткое время вспомнить как можно больше. Итак, начали.
- Закончили. Представители команд выходят и по очереди называют.
Я выкладываю на доске магнитные фишки в 3 ряда. Выиграет та команда, у которой будет больше всего животных записано.
2. Проводится игра «Птица, рыба, зверь»
(по типу игры "Море волнуется". Дети должны угадать, какое животное изображает ведущий. Или ведущий угадывает животных, которых изобразили дети)
- Мы сказали, что нужно беречь Землю. А кто вообще знает что такое Земля, какая она? Может сведения интересные знаете?
- Земля, планета, на которой мы живем; третья от Солнца и пятая из крупнейших планет в Солнечной системе. Земля представляет собой сферу (шар). Она вращается. Большую часть Земли занимает вода.
3. Игра «Движение Земли». У меня в руках 3 шарика. Сейчас каждая из 3х команд встанет в колонки и получит по шарику. Необходимо будет передать шарик назад на вытянутых руках, не поворачиваясь. Ряд, который первым выполнит задание выигрывает.
- Посмотрите на доску. Вы уже заметили, что на ней изображено дерево без листьев. Сегодня в честь праздника мы как бы посадим дерево, одев его в листочки. Сейчас я раздам вам шаблоны листьев, а вы обведите их и вырежите. Потом мы приклеим их на дерево.
- Получается, что мы тоже приняли участие в празднике, посадив это дерево.
Подведение итога:
- Что нового вы сегодня узнали на занятии?
- Что вам понравилось, показалось интересным?
- Какого числа отмечают «День Земли»?
- С чьим именем связана история праздника?
- Почему возникла необходимость создать такой праздник?
Подумайте дома с родителями и завтра всем расскажите, что лично вы можете сделать для улучшения экологической обстановки на Земле?
Стихи для дошкольников по экологии.
* * *Чтоб цветы в лесу цвели,
Всю весну и лето
Мы не будем собирать
Их больших букетов.
Если птенчик из гнезда
Выпорхнул до срока,
Мы поможем, не беда,
Не трещи, сорока.
Хоть и вредный мухомор,
Мы его не тронем.
Вдруг понадобиться он
Жителю лесному.
Хрупкий домик муравья
Надо тоже охранять.
Обязательно он должен
За заборчиком стоять.
Зайчика и ежика -
Жителей лесных
Лучше вы не трогайте!
Охраняйте их!
Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!
* * *
О загрязнении.
Есть в природе равновесие,
Нарушать его нельзя.
В жизни это очень важно
Для тебя и для меня.
Что бы было равновесие
Надо с вами, нам, друзья
Не выбрасывать отходы
И не загрязнять моря.
Меньше ездить на машинах
И пускать из фабрик дым,
Чтоб не летали в атмосфере
И не делали там дыр.
Меньше фантиков, бумажек
Ты на улицу бросай!
Тренируй в себе, ты, ловкость:
Точно в урну попадай.
А когда захочешь кинуть
Ты бумажку не в корзину,
Ты подумай о природе -
Нам ещё здесь жить как вроде!
* * *
Экология детей,
Очень важно, ты поверь!!!
Мы должны их научить,
Как природу беречь и любить.
Вот пошли мы на прогулку,
А ребята рвут цветы.
Нужно взять их на поруки
Объяснить, а кто же ты.
Кто заботится о лесе,
Всё о тех же о цветах,
Научить их любоваться
Красотою вокруг нас.
Ну, а что же в выходные,
На природе у реки…
Почему ребята злые
Ломают ветки, рвут цветы?!
Почему же папы, мамы
Всё это им не запрещают?
Почему же они не ценят
Всё, что они сейчас имеют?
И, конечно, если дети подрастут
И встретив их, мы увидим,
Что любят они нашу планету,
Что они её ценят и берегут...
И тогда мы поймём и увидим,
Что пошли наши занятия впрок.
И что будут они своим внукам и детям
Давать эти же самые истины из урока в урок.
Давайте же будем стараться
Учить детей в природу влюбляться.
Чтоб каждый ребёнок
Почти что «с пелёнок»
Мог сразу и твёрдо сказать:
«Природу мы ценим, холим, лелеем
И вам советуем так поступать!!!»
Окружающая среда
Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису...
Я люблю тебя навсегда,Окружающая среда! (Л. Фадеева)
Наша планета
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету! (Я. Аким)
Живой Букварь
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.
Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте:
Каждый день, зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе. (В. Орлов)
Храм природы
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь. (А. Смирнов)
В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь. (В. Чижов)
Берегите землю!
Берегите землю!
Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите! (М. Дудин)
Давайте вместе Землю украшать
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая! (Е. Смирнова)
Хоть трава не расти
Всё меньше нетронутых мест на планете.
По тундре разлиты озёра из нефти.
И вихри враждебные вьются из труб...
Живая природа – уже полутруп.
Поставил её человек на колени.
Всё дальше на север уходят олени...
Мы денег побольше хотим огрести.
А что после нас?
ХОТЬ ТРАВА НЕ РАСТИ. (А. Усачёв)
Экологическое
Земля дымила дымом,
Земля пыхтела паром,
Земля травилась ядом
И взрывами тряслась.
Земля леса рубила,
Земля леса сжигала,
Земля леса топила,
Ну, словом, зарвалась.
Потом она спросила:
- А где же атмосфера?
Мне что-то стало душно,
Ах, мне нехорошо!
Ах, дайте кислороду
И чистенькую воду!
Нормальную погоду!
Но поезд-то ушел. (Р. Алдонина)
О чём просит рыбка?
Удружил бы
Ты, рыбак,
Угостил бы
Просто так:
Без подвоха,
Без крючка
Подарил бы Червячка! (С. Погореловский)
Пословицы и загадки о земле
Земля — тарелка: что положишь, то и возьмешь.
Не земля родит, а год.
Своя земля и в горсти мила.
Не поклонясь до земли, и гриба не подымешь.
Чья земля, того и хлеб.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Бежит, словно под ним земля дрожит.
Слухом земля полнится, а причудами свет.
Человек трудится - земля не ленится; человек ленится - земля не трудится.
Небо – престол Бога, земля – подножие.
Мать сыра земля – говорить нельзя.
Добрая земля назем раз путем примет, да девять лет помнит.
Велика святорусская земля, а везде солнышко.
Земля на могиле задернеет, а худой славы не покроет.
Крепко, крепко, а земля свое возьмет.
Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.
Никого не родила, а все матушкой зовут. (Земля пахотная)
Меня бьют, ворочают, режут, а я молчу да всем добром плачу. (Земля)
Кто на свете всех богаче? (Земля пахотная)
Дорога есть – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя, луга есть – косить нельзя, в реках, морях – воды нет. (Географическая карта)
Что на свете всего жирнее? (Земля пахотная)
Один идет, другая пьет, а третья питается. (Дождь, земля и трава)
НОД №2 «День Земли»
Задачи:
1. Расширять представления детей о планете Земля, закрепить знания о смене времен года и весенних месяцах,
Формировать экологически грамотное поведение, бережное отношение к природе, желание конкретными делами и поступками украшать свою Землю. Развивать физическую активность, закрепить знание правил поведения в природе, природоохранные качества, учить отражать их в продуктивной деятельности.
Ход НОД
Воспитатель читает телеграмму:
«Ребята, приглашаю вас на День рождения, в свое зеленое царство. Буду очень рада видеть вас. Планета земля». А поможет вам в пути карта .
А кто из вас знает, что такое Земля?
Земля - это большой дом, где живём мы с вами, и многие-многие люди, каждый в своём государстве.
Какой формы наша Земля, на что она похожа? (шар, мяч, яблоко)
Что такое глобус?
в какие цвета раскрашен глобус?
Что на глобусе закрашено, синим и голубым цветом:?
все моря, океаны, реки, озёра
Что на глобусе окрашены в зелёный цвет - это могут быть и леса и поля и луга
Что на глобусе окрашены в коричневый цвет
Наша планета красива в любое время года. Она дарит нам свои плоды, свою красоту. Сколько на земле интересного: животные, растения, насекомые!
На нашей планете одно время года сменяет другое. Какое сейчас время года?
Назовите весенние месяцы.
Что происходит с природой весной? Всё оживает, расцветет ,
Именно поэтому весной и отмечают День Земли.
Восп: Ребята, принимаем приглашение?
С чем ходят на день рождения?
С подарками (Что можно подарить , )…
Цветы, нарисовать портрет Земли, ..птиц, животных и многое другое
Ребята, кто хочет создать подарки для нашей планеты тот идет с Т.В., а кто
- Хочет побывать в зеленом царстве, идет со мной….
Физминутка «По тропинке мы идем..»
Ребята, на карте нарисован цветок. Посмотрите, есть ли в лесу цветок? Как называется первый весенний цветок? Можно ли его сорвать? Это волшебный цветок, он хочет с вами поиграть в игру «Если я приду в лесок».
Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе говорим "нет"! Если я приду в лесок
И сорву подснежник? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Что же нарисовано карте фантик от конфет .
Восп: Ребята идут , видят мусор
Ребята, надо срочно всё исправить, ведь сегодня День Земли, и она очень огорчится, если увидит такую картину. Давайте разделимся на 2 команды и уберём мусор. Всё нужно сделать быстро и аккуратно.
3. Конкурс: "Убери мусор"
Необходимо 2 корзины, мусор – бумага и пластик. Одна команда собирает бумажный мусор, другая-пластиковый.
Восп: Ребята, посмотрите, как стало чисто.
Восп: Какой же хороший поступок сделали мы ко Дню Земли. Думаю, что для неё это будет лучший подарок от вас ребята.
Далее на карте знак запрета.(рассмотреть его)
Да, ребята, чтобы защищать нашу любимую планету нам нужно всегда помнить о правилах поведения на природе.
-Ребята, как мы можем помочь нашей планете?
Нарисовать знаки запрета. Что можно и как можно нарисовать?
Игра «Экологические знаки»
– Не ломай ветки деревьев и кустарников.
– Не рви паутину.
– Не разжигай в лесу костры.
– Не рви в лесу на лугу цветы.
– Соблюдай тишину в лесу. Вы можете нарушить покой зверей и птиц.
– Не лови насекомых.
– Не разоряй муравейники.
– Не руби деревья.
– Не разоряй птичьи гнезда.
– Не забирай животных домой.
Приходят дети 2 подгруппы. Приносят подарки. Рассказывают о них
Ребята, сегодня мы отмечаем день нашей планеты Земля. Вы знаете, какая она красивая в любое время года. Она дарит нам свои плоды, свою красоту. Сколько на земле интересного: животные, растения, насекомые! Вся природа радует нас и заботится о них. И Мы буде любить нашу землю и беречь её. Дарят подарки
Посмотрите-ка, друзья.
Как прекрасна, ты земля!