СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Всероссийская олимпиада по экологии для учащихся 9 класса (школьный этап)

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьный этап Всероссийской олимпиады по экологии для учащихся 9 класса.

Просмотр содержимого документа
«Всероссийская олимпиада по экологии для учащихся 9 класса (школьный этап)»

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии,

9 класс, 2018 год.

Часть I. Вам предлагается двадцать пять тестовых заданий, которые требуют выбора одного правильного ответа из четырёх возможных. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. Каждый правильный ответ оценивается в

1 балл, максимальное количество баллов – 25 баллов.


  1. Отдельные элементы среды обитания – это

а) блоки биогеоценоза

б) экологические факторы

в) структурные элементы

г) экосистемы



  1. Организмы, способные переносить значительные колебания условий среды, называются

а) гомойотермными

б) стенобионтными

в) пойкилотермными

г) эврибионтными



  1. Низкое атмосферное давление, пониженное содержание О2, низкие температуры – это экстремальные факторы

а) аридной зоны

б) арктической зоны

в) зоны высокогорья

г) континентальной зоны Сибири



  1. Какой антропогенный фактор может привести к увеличению численности популяции зайцев в лесу?

а) рубка деревьев

б) отстрел волков и лисиц

в) вытаптывание растений

г) разведение костров



  1. Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на особи, популяции, виды, называют

  1. абиотическими

  2. биотическими

  1. экологическими

  2. антропогенными



  1. К биотическим компонентам экосистемы относят

а) газовый состав атмосферы

б) состав и структуру почвы


в) особенности климата и погоды

г) продуцентов, консументов, редуцентов



  1. Основной причиной для выделения группы особей в популяцию является:

а) внешнее отличие групп друг от друга

б) внутренние отличия групп друг от друга

в) изоляция групп друг от друга

г) нескрещиваемость особей



  1. Колебания численности популяции связаны:

а) с изменением условий жизни (температуры, влажности)

б) с загрязнением окружающей среды

в) со средой обитания

г) с уровнем организации организмов




  1. Истребление хищниками больных и ослабленных животных способствует тому, что численность популяций жертв:

а) сокращается

б) изменяется по сезонам года

в) увеличивается

г) поддерживается на определенном уровне



  1. Проблема разрушения озонового слоя затрагивает…

а) отдельные регионы планеты Земли

б) экономически развитые страны

в) страны, участницы Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде

г) все государства, носит глобальный характер



  1. Основным химическим загрязнителем атмосферы является…

а) кислород

б) угарный газ

в) углекислый газ

г) азот



  1. Что из перечисленного не может входить в состав экологического правонарушения:

а) противоправное деяние, причиняющее вред окружающей среде;

б) стихийные бедствия, наступление которых не зависит от воли человека;

в) мотивы и цели, побуждающие причинить вред окружающей среде;

г) вред, причиненный окружающей среде умышленно или по неосторожности;



  1. Проблема утилизации каких отходов в настоящее время все ещё не имеет рационального решения:

а) жидких

б) твёрдых

в) радиоактивных

г) газообразных



  1. Автором учения о биосфере является…

а) Ч. Дарвин

б)В.И.Вернадский

в) В.В.Докучаев

г) В.Н.Сукачёв



  1. Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:

а) болезни опорно-двигательной системы;
б) инфекционные болезни;
в) сердечно-сосудистые и онкологические заболевания;
г) болезни пищеварительного тракта



  1. Сплошные и бесконтрольные рубки леса в таежной зоне могут привести:

  1. к развитию эрозии и заболачиванию части вырубки

  2. к увеличению пожароопасности лесных массивов

  3. к химическому загрязнению лесных массивов

  4. к снижению биоразнообразия лесных фитоценозов



  1. Последствиями выпадения кислотных осадков являются:

  1. закисление озер и гибель гидробионтов

  2. эвтрофикация водоемов

  3. эрозия почвы и активизация оползневых процессов

  4. мутации насекомых



  1. Последствиями снижения концентрации озона в атмосфере могут стать:

  1. рост заболеваемости людей раком кожи и глазных болезней

  2. развитие врожденных аномалий у детей

  3. интенсификация фотосинтеза у растений

  4. таяние полярных льдов и активизация вулканов



  1. На какой высоте находится озоновый экран, защищающий Землю от солнечной радиации?

  1. 15 км

  1. 45 км

  1. 100 км

  1. 75 км



  1. Кто является основными поставщиками энергии в сосновом бору?

а) бактерии б) белки в) сосны г) насекомые


  1. Укажите правильно составленную пищевую цепь:

а) клевер – ястреб –шмель –мышь;

б) клевер – шмель – мышь – ястреб;

в) шмель – мышь – ястреб – клевер;

г) мышь – клевер – шмель – ястреб.



  1. Как называется взаимодействие между популяциями, при котором одна из них подавляет другую без пользы для себя

а) мутуализм

б) аменсализм

в) комменсализм

г) протокооперация


  1. Как называются виды, которые широко распространены на планете?

а) эндемики

б) убиквисты

в) космополиты

г) виоленты


  1. Какие вещества способствуют разрушению озонового слоя:

а) неорганические вещества
б) канцерогенные вещества

в) фреоны
г) гербициды


  1. Как называются всеядные организмы?

а) детритофаги

б) полифаги

в) монофаги

г) стенофаги


Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 баллов (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.


1. К окислительно-восстановительным функциям живого вещества в биосфере относят

1) газообмен между организмами и внешней средой

2) образование углеводов при фотосинтезе

3) выделение продуктов обмена

4) хемосинтез

5) транспирацию

6) расщепление органических веществ при дыхании

  1. 1, 2, 5

  1. 2, 4, 6

  1. 2, 3, 5

  1. 1, 3, 6



2. Консументы в экосистеме луга участвуют в круговороте веществ и

превращениях энергии, так как они

1) аккумулируют солнечную энергию

2) потребляют органические вещества

3) синтезируют органические вещества из неорганических

4) преобразуют органические вещества

5) освобождают заключенную в органических веществах энергию

6) разлагают органические остатки

  1. 1, 2, 5

  1. 2, 4, 6

  1. 2, 4, 5

  1. 1, 3, 6



3. Между какими парами видов в естественных условиях осуществляются отношения «хищник - жертва»?

  1. вальдшнеп и дождевой червь

  2. рысь и заяц-беляк

  3. голубая акула и рыба-прилипало

  4. розовый скворец и перелетная саранча

  5. степной орел и белобрюхий стриж

  6. пустельга обыкновенная и серая цапля

  1. 1, 2, 5

  1. 2, 4, 6

  1. 1,3, 6

  1. 1, 2, 4



4. Характерными признаками растений, относящихся к экологической группе склерофитов, являются:

  1. длинный стелющийся стебель

  2. жесткие узкие мелкие листья

  3. развитые придаточные корни

  4. мелкие неокрашенные цветки

  5. розеточные, сильно опушенные побеги

  6. развитая склеренхима

  1. 2, 5, 6

  1. 2, 4, 6

  1. 2, 3, 5

  1. 1, 3, 6



5. Гомойотермия характерна для

  1. речного угря

  2. европейского протея

  3. красноголовый нырок

  4. водяной пастушок

  5. бенгальский варан

  6. лошадь Пржевальского

  1. 2, 5, 6

  1. 2, 3, 5

  1. 1, 3, 6

  1. 2, 4, 6



Часть III. Вам предлагаются 15 заданий в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Максимальное количество баллов – 15 (по одному баллу за каждый правильный ответ). Укажите выбранный ответ «да» или «нет» в матрице ответов.

  1. Правило экологической пирамиды определяет прогрессивное увеличение в 10 раз массы каждого последующего звена в цепях питания.

  2. Одни и те же живые организмы могут входить в состав сразу нескольких пищевых цепей.

  3. В агроценозе отсутствует саморегуляция.

  4. Вода является самой заселённой средой обитания.

  5. Свойство вида адаптироваться к изменяющимся факторам среды обитания называется экологической пластинчатостью.

  6. Если для почвенной среды обитания кислород не играет существенно роли, то для водной – это важнейший экологический фактор.

  7. В тундре наиболее заметно антропогенное влияние.

  8. Для повышения улова рыбы в северных морях необходимо увеличить диаметр ячеек орудий лова.

  9. Стратегия жизни паразита всегда направлена на гибель хозяина – как промежуточного, так и окончательного.

  10. Северные олени предохраняют таёжные леса от пожара.

  11. К возобновляемым ресурсам относятся ресурсы животного мира.

  12. Термин "ноосфера" был предложен Эрнстом Геккелем.

  13. Наибольшее биологическое разнообразие в Евразии характерно для арктического биогеографического региона.

  14. Организмы с широким диапазоном толерантности, как правило, имеют больше шансов в борьбе за существование.

  15. Хищничество, как правило, полезно для популяции жертв.



Часть IV. Вам предлагаются 2 тестовых задания, требующих установления соответствия. За каждое правильное соответствие - 1 балл. Максимальное количество баллов – 8 баллов.



1. Какими учеными были введены данные экологические понятия? Ответ запишите в виде последовательности цифр и букв в порядке возрастания цифр.


1. Экология

А) Вернадский

2. Биосфера

Б) Геккель

3. Живое вещество

В) Зюсс

4. Экосистема

Г) Тенсли


2. Установи соответствие

  1. Гербициды

А) борьба с клещами

  1. Фунгициды

Б) борьба с насекомыми-вредителями;

  1. Акарициды

В) борьба с сорняками;

  1. Инсектициды

Г) борьба с патогенными грибами






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!