Просмотр содержимого документа
«Всероссийская олимпиада школьников (школьный этап)»
Всероссийская олимпиада школьников 2018 – 2019
Школьный этап
Русский язык
10 – 11 класс
Продолжительность – 180 минут
Задание 1. (6 баллов) Выпишите слово (слова), в котором (в которых) букв больше, чем звуков. Обоснуйте ответ.
Досчитать, брызжет, выявляющий, французский, разъезжающий, паяльник, уясняя.
Задание 2. (4 балла) Объясните лексическое значение данных заимствованных слов; замените их русскими синонимами.
А) гипотеза | В) консенсус |
Б) конвенция | Г) презентация |
Задание 3. (8 баллов) Допустим, в русском языке есть следующие фразеологизмы:
1) когда медведь в море зарычит;
2) (у кого-л.) пять отпусков в квартал;
3) мешеный пирог;
4) делать из гвоздя рельс;
5) (как) крокодил пастью заглотнул;
6) матч не стоит клюшек;
7) нашей «Ладе» троюродное «Жигули»;
8) кто в поле, кто за травой.
Какие фразеологизмы, действительно существующие в русском языке, могли бы им соответствовать?
Задание 4. (4 балла) Восстановите словообразовательную цепочку:
А) предусмотрительный ← … ← усмотреть ← …
Б) … ← возобновить ← … ← новый
Задание 5. (4 балла) В стихотворении Е.Баратынского «Водопад» встречаются два очень оригинальных оксюморона. Найдите их в приведённом ниже фрагменте и объясните, на чём они основаны.
Как очарованный стою
Над дымной бездною твоею.
И, мнится, сердцем разумею
Речь безглагольную твою.
Задание 6. (4 балла) Укажите, к какой части речи относится слово РАЗ в каждом примере.
1.Уж сколько раз твердили миру.
2. Раз в начале осени я отправился на охоту.
3. Раз ты обещал – сделай.
4. А он приятелю раз по руке.
Задание 7. (6 баллов) Образуйте форму родительного падежа множественного числа от слов:
туфля, ясли, курица, сиденье, джинсы, шорты.
Задание 8. (3 балла) Расставьте знаки препинания в предложении и объясните свой выбор.
И летят мои года пламенно и властно и горит моя звезда и не хочет гаснуть.
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Сумма |
Макс. балл | 6 | 4 | 8 | 4 | 4 | 4 | 6 | 3 | 39 |
Балл | | | | | | | | | |
Подпись проверяющего | | | | | | | | | |