Всероссийская олимпиада школьников (школьный этап)
2019–2020 учебный год
Физическая культура
Задания-теория
9-11 классы
Время на выполнение олимпиады – 45 мин (теория).
Общее количество баллов – 30 (теория)+30 (практика).
Инструкция по выполнению задания.
Вам предлагаются задания, соответствующие требованиям к минимуму знаний выпускников средней (полной) школы по предмету «Физическая культура».
Задания объединены в 2 группы:
Задания в закрытой форме (1-20), то есть с предложенными вариантами ответов. Задания представлены в форме незавершенных утверждений, которые при завершении могут оказаться либо истинными, либо ложными. При выполнении этих заданий необходимо выбрать правильное завершение из предложенных вариантов. Среди них содержатся как правильные, так и неправильные завершения, а также частично соответствующие смыслу утверждений. Правильным является то, которое наиболее полно соответствует смыслу утверждения.
Ряд заданий оцениваются, если отмечены все зачетные варианты. Это условие указано в задании. Выбранные варианты отмечаются обведением «кружочком» соответствующей буквы в бланке с заданиями: «а», «б», «в» или «г».
Внимательно читайте задания и предлагаемые варианты ответов. Старайтесь не угадывать, а логически обосновывать сделанный Вами выбор. Пропускайте незнакомые задания вместо их выполнения путем догадки. Это позволит сэкономить время для выполнения других заданий. Впоследствии можно вернуться к пропущенному заданию.
Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 1 балл, неправильный – 0 баллов.
2. Задания в открытой форме (21-25), то есть без предложенных вариантов ответов. При выполнении этого задания необходимо самостоятельно подобрать определение, которое, завершая высказывание, образует истинное утверждение. Подобранное определение вписывайте в соответствующую графу бланка ответов.
Правильное решение задания в открытой форме оценивается в 2 балла, неправильный – 0 баллов.
Контролируйте время выполнения задания.
Будьте внимательны, делая записи в бланке ответов. Исправления и подчистки оцениваются как неправильный ответ.
Заполните анкету:
1. Инструкция к тексту мне:
а. Понятна
б. Понятна отчасти
в. Понятна не полностью
г. Не понятна.
(подчеркнуть).
Желаем успеха!
Задания в закрытой форме – 20 баллов
1. Инициатором возрождения Олимпийских игр современности является…
а. Римский император Феодосий I.
б. Пьер де Фреди, барон де Кубертен.
в. Философ-мыслитель древности Аристотель.
г. Хуан Антонио Самаранч.
2. Виды двигательной активности, благотворно воздействующие на физическое состояние и развитие человека, принято называть...
а. физическими упражнениями.
б. физическим трудом.
в. физической культурой.
г. физическим воспитанием.
3. Базовая физическая культура преимущественно ориентирована на обеспечение…
а. сохранение и восстановление здоровья.
б. развитие резервных возможностей человека.
в. физической подготовленности человека к жизни.
г. подготовку к профессиональной деятельности.
4. Укажите, в какой последовательности чередуются стили при преодолении дистанции «комплексного плавания».
1. кроль на груди. 2. кроль на спине. 3. брасс. 4. дельфин.
а. 1, 2, 3, 4.
б. 4, 3, 2, 1.
в. 1, 3, 2, 4.
г. 4, 2, 3, 1.
5. Принципом, предусматривающим оптимальное соответствие задач, средств и методов физического воспитания возможностям занимающихся, является:
а. принцип сознательности и активности.
б. принцип доступности и индивидуализации.
в. принцип научности.
г. принцип связи теории с практикой.
6. Система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта, называется:
а. спортивным отбором.
б. педагогическим тестированием.
в. спортивной ориентацией.
г. диагностикой предрасположенности.
7. В понятие «структура» включается…
а. количество элементов.
б. состав и строение.
в. цели и задачи.
г. средства и методы.
8. Реакция организма занимающихся на физическую нагрузку в процессе урока (занятия) определяется с помощью:
а. оперативного контроля.
б. текущего контроля.
в. итогового контроля.
г. рубежного контроля.
9. Отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока называется:
а. физической нагрузкой.
б. интенсивностью физической нагрузки.
в. моторной плотностью урока.
г. общей плотностью урока.
10. По команде «кругом» выполняется следующая последовательность действий:
а. осуществляется поворот в сторону правой руки на правой пятке, левом носке на 180 и приставляют левую ногу к правой.
б. осуществляется поворот в сторону левой руки на левой пятке, правом носке на 180 и приставляют правую ногу к левой.
в. ожидается команда «марш».
г. поворот осуществляется в произвольном направлении.
11. Развивающий эффект при воспитании выносливости школьников наблюдается при выполнении упражнений, повышающих частоту сердечных сокращений до...
а. 160 ударов в минуту.
б. 120 ударов в минуту.
в. 140 ударов в минуту.
г. 160 и выше ударов в минуту.
12. Главной причиной нарушения осанки является...
слабость мышц.
привычка к определенным позам.
отсутствие движений во время школьных уроков.
г. ношение сумки, портфеля в одной руке.
13. Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на...
развитие физических качеств людей.
поддержание высокой работоспособности людей.
сохранение и улучшение здоровья людей.
г. подготовку к профессиональной деятельности.
14. Основополагающие принципы современного олимпизма изложены в...
а. положении об Олимпийской солидарности.
б. олимпийской клятве.
в. олимпийской хартии.
г. официальных разъяснениях МОК.
15. Назовите компонент физической культуры, раскрывающий психофизические способности человека на предельных уровнях.
физическая рекреация.
физическое воспитание.
спорт.
физическая реабилитация.
16. Способность, как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость, называется...
скоростным индексом.
абсолютным запасом скорости.
коэффициентом проявления скоростных способностей.
скоростной выносливостью.
17. Мышцы, совместное напряжение которых обуславливает выполнения движения в одном направлении, обозначаются как…
а. антагонисты
б. синергисты
в. пронаторы
г. супинаторы
18. Универсальным источником энергии во всех живых организмах является…
а. аденозинтрифосфорная кислота
б. молочная кислота
в. аденозиндифосфорная кислота
г. аденозинмонофосфорная кислота
19. Назовите главные принципы кодекса спортивной чести «Фэйр Плэй».
а. сохранять чувство собственного достоинства при любых обстоятельствах
б. не стремиться к победе любой ценой; на спортивной площадке сохранять честь и благородство
в. сочетание физического совершенства с высокой нравственностью
г. относиться с уважением и быть честным по отношению к соперникам, судьям, зрителям.
20. Статические, динамические, циклические, ациклические и комбинированные физические упражнения относятся к классификации…
физиологической.
по признаку спортивной специализации.
по признаку особенностей мышечной деятельности.
биомеханической.
Задания в открытой форме – 10 баллов.
(Завершите определение, вписав соответствующее слово в бланк заданий)
21. Метод, при котором длительность интервалов отдыха между повторениями упражнений находится в зависимости от оперативного состояния спортсмена, обозначается как…_______________________________________
22. Свойство опорно-двигательного аппарата, обусловливающее возможность выполнения движений с большой амплитудой, обозначается как..._____________________________________
23. В подростковый период силовые упражнения могут служить препятствием к увеличению…_________________________________
24. Метод организации деятельности занимающихся, предусматривающий одновременное выполнение несколькими группами разных заданий, называется...__________________________________________
25. Процесс, происходящий в организме человека после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций не только к исходному состоянию, но и к повышению работоспособности принято обозначать как…________________________________________________
Всероссийская олимпиада школьников (школьный этап)
2019–2020 учебный год
Физическая культура
Задания-практика
9-11 классы
Гимнастика
1. Общие требования
1.1. Испытания для девушек состоят из акробатического упражнения.
1.2. Испытания для юношей состоят из акробатического упражнения.
1.3. Все упражнения носят строго обязательный характер. В случае изменения установленного порядка выполнения упражнения, оно не оценивается, и участник получает 0,0 баллов.
1.4. Если участник не сумел выполнить какой-либо элемент, включённый в упражнение, или заменил его другими, оценка снижается на указанную в программе стоимость.
1.5. Упражнения должны иметь четко выраженное начало и окончание, выполняться слитно, динамично, без неоправданных пауз.
2. Регламент испытания
2.1. Девушки могут быть одеты в купальники, комбинезоны или футболки с «лосинами». Раздельные купальники запрещены.
2.2. Юноши могут быть одеты в гимнастические майки, ширина лямок которых не должна превышать 5 см, трико или спортивные шорты, не закрывающие колени.
2.3. Футболки и майки не должны быть одеты поверх шорт, трико или «лосин».
2.4. Упражнение может выполняться в носках, чешках или босиком.
2.5. Использование украшений и часов не допускается.
2.6. Нарушение требований к спортивной форме наказывается сбавкой 0,5 балла с итоговой оценки участника.
3. Порядок выступлений
3.1. Для выполнения упражнений на всех видах испытаний участникам предоставляется только одна попытка.
3.2. Прежде чем участник начнёт своё выступление, должны быть чётко объявлены его фамилия и имя. После вызова у участника есть 20 секунд, чтобы начать выполнение упражнения. Упражнение, выполненное без вызова, не оценивается.
3.3. Если акробатическое упражнение выполняется более 60 секунд, оно прекращается и оценивается только выполненная часть.
3.4. Оценка действий участника начинается с момента принятия исходного положения на акробатической дорожке и заканчивается фиксацией основной стойки после окончания упражнения. Сигналом готовности участника к началу выступления служит поднятая вверх рука.
3.5. Оказанная при выполнении упражнения поддержка или помощь наказывается сбавкой 1,0 балл.
3.6. Представителям делегаций не разрешается разговаривать или давать указания участникам во время выполнения упражнения.
3.7. Фото и видеосъёмка запрещена.
3.8. Все участники одной смены должны находиться в специально отведенном для них месте. Их поведение не должно мешать другим участникам.
3.9. За нарушение, указанные в п.п. 3.10.-3.12., Председатель судейского жюри имеет право наказать участника снижением оценки на 0,5 балла, а в случае повторного нарушения – отстранить от участия в испытаниях.
4. Повторное выступление
4.1. Выступление участника может быть начато повторно в случае непредвиденных обстоятельств, к которым относятся: поломка гимнастического оборудования, произошедшая в процессе выступления; неполадки в работе общего оборудования – освещение, задымление помещения и т.п.; появление на гимнастическом оборудовании или в непосредственной близости от него посторонних предметов, создающих травмоопасную ситуацию.
4.2. При возникновении указанных выше ситуаций, участник должен немедленно прекратить выступление. Если выступление будет завершено, оно будет оценено.
4.3. Только Председатель судейского жюри имеет право разрешить повторное выполнение упражнения. В этом случае, участник выполняет своё упражнение сначала, после выполнения упражнения всеми участниками данной смены.
4.4. Если выступление прервано по вине участника, повторное выполнение упражнения не разрешается.
5. Разминка
5.1. Перед началом выступлений участникам предоставляется общая разминка на акробатической дорожке из расчёта не более 30 секунд на одного человека.
6. Судьи
6.1. Для руководства испытаниями назначается судейское жюри.
6.2. Жюри состоит из Председателя судейского жюри и двух судейских бригад: бригады «А», оценивающей трудность выполненного упражнения, и бригады «В», оценивающей технику и стиль исполнения.
6.3. Каждую бригаду возглавляет арбитр (старший судья).
7. Оценка трудности
7.1. На всех видах испытаний стоимость упражнений равна 10,0 баллам и составляет максимально возможную оценку за трудность.
8. Оценка исполнения
8.1. Все элементы должны выполняться участниками технически правильно, в соответствии с требованиями гимнастического стиля.
8.2. Судьи оценивают качество выполнения упражнения в сравнении с идеально возможным вариантом, учитывая требования к технике исполнения отдельных элементов.
8.3. При выставлении оценки за исполнение каждый из судей вычитает из 10,0 баллов сбавки, допущенные участником при выполнении элементов и соединений.
8.4. Ошибки исполнения могут быть: мелкими – 0,1 балла, средними – 0,3 балла, грубыми – 0,5 балла. Ошибка невыполнения элемента – 0,5 балла. Падение на снаряд или со снаряда наказывается сбавкой – 1,0 балл.
8.5. К основным ошибкам, которые наказываются сбавкой, равной стоимости элемента, относятся:
нарушение техники исполнения элемента или соединения, приводящее к сильному, до неузнаваемости его искажению;
падение;
фиксация статического элемента менее 2 секунд;
при выполнении поворотов и акробатических прыжков приземление в сед или на спину.
8.6. В случае неоправданной паузы более 5 секунд при выполнении упражнения, оно прекращается и не оценивается.
9. Окончательная и итоговая оценки
9.1. Окончательная оценка участника за выполненное упражнение выводится как оценка за исполнение с вычетом сбавки за допущенные участником нарушения общего порядка выполнения упражнения.
9.2. Окончательные оценки максимально могут быть равны 10,0 баллам.
10. Обеспечение безопасности
10.1. Для обеспечения безопасности при выполнении акробатических упражнений судейской коллегией назначается лицо, обеспечивающее надёжную страховку участников.
10.2. Лицо, обеспечивающее страховку, не имеет право разговаривать с участником, оказывать ему помощь или подавать какие-либо знаки.
11. Оборудование
11.1. Акробатическое упражнение выполняется на дорожке не менее 12 метров в длину и 1,5 метра в ширину.
3. Программа испытаний
3.1. Юноши 9-10-11 классы
Акробатика – 10 баллов
| И.п. – «старт пловца» | |
1. | Кувырок вперёд прыжком - прыжок вверх с поворотом на 360°............................................................................................... | 1,0 + 1,0 |
2. | Шагом вперёд, равновесие («ласточка») руки в стороны, держать......................................................................................... | 1,5 |
3. | Кувырок вперёд в упор присев – силой стойка на голове и руках, держать………................................................................. | 2,0 |
4. | Опуститься в упор присев – прыжок вверх с поворотом на 180°……………………………………………………………... | 0,5 |
5. | Шаг вперёд и махом одной, толчком другой стойка на руках, обозначить, и кувырок вперёд, встать, руки вверх................... | 1,0 |
6. | Махом одной, толчком другой два переворота в сторону (колеса) в стойку ноги врозь....................................................... | 1,0 + 1,0 |
7. | Приставляя ногу, поворот в сторону движения на 90 ° и махом рук прыжок вверх прогнувшись ноги врозь................. | 1,0 |
3.2. Девушки 9-10-11 классы
Акробатика – 10 баллов
| Элементы и соединения | Стоимость |
| И.п. – «старт пловца» | |
1. | Прыжок на одну (вальсет) – переворот влево (вправо) («колесо) – с поворотом налево (направо), шаг левой (правой) вперед и шагом правой (левой) переворот вправо (влево) с поворотом на 90° в стойку ноги вместе спиной к направлению движения............................................................... | 1,0 + 1,0 |
2. | Упор присев – кувырок назад в широкую стойку ноги врозь с наклоном прогнувшись, руки в стороны................................... | 0,5 |
3. | Кувырок вперед в стойку на лопатках без помощи рук, держать – перекат вперед согнувшись в сед углом руки в стороны, держать……………..................................................... | 1,0 + 1,0 |
4. | Лечь на спину, согнуть ноги и руки – мост, обозначить – сгибая, поднять правую (левую) вперед, держать – поворот направо (налево) кругом в упор присев………........................ | 1,0 |
5. | Встать, дугами внутрь руки в стороны и шагом правой (левой) вперёд равновесие («ласточка»), держать................... | 1,0 |
6. | Шаг левой (правой) вперёд и поворот направо (налево) кругом, сгибая свободную ногу вперёд…................................ | 0,5 |
7. | Приставить ногу – два, три шага разбега – кувырок вперед прыжком – прыжок вверх ноги врозь – кувырок вперед – прыжок вверх с поворотом на 360°............................................ | 1,0 + 0,5 + 0,5 + 1,0 |
Баскетбол (9-10-11 классы) – 10 баллов
Участник находится на пересечении лицевой и боковой линии лицом к фишке №1. По сигналу конкурсант движется к фишке №1 и обводит ее с левой стороны, дальше ведет мяч к фишке № 2 и обводит ее с правой стороны, далее ведет мяч к фишке №3 и обводит ее с левой стороны. Далее выполняет обводку центрального круга с правой стороны против часовой стрелки. После обводки ведет мяч к штрафной линии к фишке №7 и выполняет один штрафной бросок в кольцо, далее бежит ко 2 мячу, берет мяч движется к фишке №4 и обводит ее с правой стороны, дальше ведет мяч к фишке № 5 и обводит ее с левой стороны, далее ведет мяч к фишке №6 и обводит ее с правой стороны. Далее выполняет обводку центрального круга с левой стороны по часовой стрелке. После прохождения круга движется к кольцу и выполняет бросок в корзину после двух шагов из-под щита.
Старт
1
4
2
3
6
5
7
Система оценивания. Фиксируется время преодоления дистанции и точность броска. Остановка секундомера осуществляется в момент касания мячом площадки после броска в корзину после двух шагов из-под щита. В случае непопадания в корзину после двух шагов участник имеет право выполнить две дополнительные попытки. Если участник уходит с площадки, не выполнив дополнительные попытки, то к его времени выполнения задания прибавляется по 10 сек. за каждый не совершенный бросок. Если участник из 3 бросков, совершенных из-под щита, не попал ни разу в кольцо, он наказывается штрафом – 7 секунд. Если участник, не попал штрафной бросок к его времени прибавляется 4 сек. За каждое нарушение правил в технике ведения мяча (пробежка, пронос мяча, двойное ведение, неправильная смена рук, касание фишек-ориентиров) участнику к его фактическому времени прибавляется за каждое нарушение по 1 секунде. За необбегание центрального круга добавляется 15 сек. штрафного времени, за смену направления движения 10 секунд. Касание центрального круга мячом или любой другой частью тела (за каждое касание по 2 сек.) За необбегание. фишки и перемещение неуказанным способом добавляется по 5 штрафных секунды.
Легкая атлетика (9-10-11 классы) – 10 баллов
Девушки и юноши – бег 2000 метров.
Подведение итогов школьного этапа осуществляется согласно методическим рекомендациям в 2018-2019 учебном году по предмету «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА».
14