Всероссийская предметная олимпиада по русскому языку
2017-2018 учебный год, 8 класс
Школьный этап
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Якушенкова Наталья Матвеевна
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | всего |
8 | 10 | 6 | 5 | 5 | 12 | 4 | 5 | 9 | 70 |
1. Выпишите слово (слова), в котором (которых) количество букв не равно
количеству звуков. Обоснуйте ответ.
Карандаш, верный, подъезд, сдаёшь, летишь, раскраска, ястреб, бородатый.
2. Замените в отрывке из стихотворения выделенные слова современными
общеупотребительными синонимами.
О вы, которых быстрый ЗРАК
Пронзает в книгу вечных прав,
Которым малый вещи знак
ЯВЛЯЕТ ЕСТЕСТВА УСТАВ,
Вам путь известен всех планет, –
Скажите, что нас так МЯТЕТ?
(М.В. Ломоносов)
3. На уроке для разбора по составу дали следующие слова: вешалка, кобылка,
пересылка, грелка, тарелка. Один учащийся сделал это так:
корень, суффикс глагола, суффикс -лк-, окончание | приставка, корень, суффикс -лк-, окончание | корень, суффикс -к-, окончание | корень, окончание |
веш-а-лк-а гр-е-лк-а | пере-сы-лк-а | кобыл-к-а | тарелк-а |
Найдите ошибки учащегося и объясните их
Найдите ошибки учащегося и объясните их.
4. Даны четыре фразеологизма на иностранных языках со значением «вести бесцельный, бесполезный разговор; заниматься бесполезным, ненужным делом»:
млатити празну сламу («обмолачивать пустую солому», сербскохорв.);
to beat the air («бить воздух», англ.);
donner un coup d’épée dans l’eau («бить шпагой по воде», франц.);
dar vueltas a la noria («ходить кругами вокруг колодца», исп.).
1. Укажите, какой из приведённых фразеологизмов возник по схеме образного переосмысления ситуации, отличающейся от той, на основе которой построены другие фразеологизмы; объясните, в чём заключается различие в схемах.
2. Напишите русский фразеологизм с тем же значением. Объясните, на основе какой образной схемы построено его значение.
5. Раскройте скобки в приведённых ниже наречиях и наречных выражениях и
напишите их без ошибок.
стоять (на)вытяжку (на)диво умна
идти (по)двое говорили (на)перебой
мечтать (в)тайне денег (в)обрез
забежать (на)днях ударил (на)отмашь
рубить (с)плеча взять (на)прокат
6. В предложениях на месте пропусков поставьте, где нужно, запятые.
Объясните свой выбор.
1) Будучи в Вятке проездом_ мой приятель-художник успел сделать несколько выразительных набросков городских улиц.
2) В молодости дед мой слыл силачом: он _ играючи_ подымал угол хаты,
чтобы поправить сдвинутый в фундаменте камень.
3) Что, сударь, плачете? Живите-ка _ смеясь!
4) Смеясь_ он дерзко презирал земли чужой язык и нравы.
7. В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством анаграммирования (перестановки букв местами) зашифрован лингвистический термин.
Пример: Кекс Али (ответ: лексика).
Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Тити и Скалс.
8. Прочитайте отрывок из стихотворения.
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
(А.С. Пушкин)
• Укажите все явления в тексте, которые выходят за пределы современных
грамматических норм, как они представлены в школьном курсе русского
языка.
• Объясните, в чём заключается несоответствие отмеченных вами языковых явлений современным грамматическим нормам; выскажите предположение о причинах употребления этих грамматических форм в тексте А.С. Пушкина.
• Ответ оформите в виде таблицы:
Явления, выходящие за пределы современной грамматической нормы | Современная норма. Причины употребления формы в тексте |
| |
9. В древнерусском языке [ě] (ѣ) произносился как звук, близкий к дифтонгу
[ие]. Дальнейшая история звука [ě] (ѣ) в восточнославянских языках была
различна: в говорах, лёгших в основу украинского языка, усилилась первая часть дифтонга [и] (i), а в говорах, лёгших в основу русского и белорусского языков, усилилась вторая часть дифтонга [е] (е).
Напишите данные древнерусские слова на русском, украинском и белорусском языках:
Свѣтъ – ……..(рус.); ……… (укр.); ………(бел.).
Лѣсъ – ……..(рус.); ……… (укр.); ………(бел.).
Вѣра – ……..(рус.); ……… (укр.); ………(бел.).
Решения
1. Летишь (2 балла), буква ь не обозначает звука (2 балла); ястреб (2 балла), буква
я в начале слова обозначает звуки [йа] (2 балла).
Итого 8 баллов
2.
| Ответ | Критерии |
1. | ЗРАК – взгляд («взор» не годится) | За синоним 2 балла. |
2. | ЯВЛЯЕТ – открывает, проявляет, раскрывает, обнаруживает | За подбор одного и более синонимов 2 балла. |
3. | ЕСТЕСТВО – природа | За синоним 2 балла. |
4. | УСТАВ – закон, логика | За подбор одного и более синонимов 2 балла. |
5. | МЯТЕТ – смущает, тревожит, беспокоит, волнует, заботит | За подбор одного и более синонимов 2 балла. |
Итого 10 баллов.
3. Первая ошибка – в разборе слова грелка (1 балл). В этом слове суффикс -лкприсоединяется к корню гре- (гре-л-а, гре-й-у, гре-й-ет и т. п.) (1 балл). Таким
образом, состав этого слова следующий: корень гре-, суффикс -лк-,
окончание -а (1 балл). Вторая ошибка – в разборе слова пересылка (1 балл).
В этом слове – суффикс -к- (1 балл); кроме того, слово обозначает не предмет,
как вешалка, грелка, а процесс (1 балл). Таким образом, состав этого слова
следующий: приставка пере-, корень -сыл-, суффикс -к-, окончание -а.
Итого 6 баллов.
4.
1. По другой образной схеме возник испанский фразеологизм dar vueltas a la
noria (1 балл). В основе его образа – не битьё такой стихии или предмета,
которые от этого не меняют своего качества, а отсутствие контакта с целью,
невозможность достичь цели (1 балл).
2. Переливать из пустого в порожнее (1 балл). Образ возник на основе
невозможной в жизни ситуации переливания чего-либо из пустой ёмкости
(тогда она заведомо не пустая) в другую пустую ёмкость (и это невозможно),
а также как игра с синонимами пустой и порожний (1 балл за осмысление
образа, 1 балл за то, что учащиеся заметят игру с синонимами).
Примечание для экспертов.
Если на основе толкования значения, приведённого в задании, будут предложены фразеологизмы «чесать языком», «бить баклуши», тогда это будет
некорректно, потому что «чесать языком» – это другой образ, а «бить баклуши» – неизвестно, что есть баклуши, а если и известно, то нюанс образа другой: не акцентируется, что предмет, который бьют, не меняет качества и что
это для него бесполезно.
Итого 5 баллов.
5.
стоять навытяжку на диво умна
идти по двое говорили наперебой
мечтать втайне денег в обрез
забежать на днях ударил наотмашь
рубить сплеча взять напрокат
За каждый правильный ответ по 0,5 балла.
Итого 5 баллов.
6.
Ответ | Критерии |
Расстановка знаков препинания. Будучи в Вятке проездом, мой приятель-художник успел сделать несколько выразительных набросков городских улиц. В молодости дед мой слыл силачом: он играючи подымал угол хаты, чтобы поправить сдвинутый в фундаменте камень. Что, сударь, плачете? Живите-ка смеясь! Смеясь, он дерзко презирал земли чужой язык и нравы. | По 1 баллу за верное пунктуационное оформление каждого предложения. |
Объяснение выбора. Будучи в Вятке проездом, мой приятель-художник успел сделать несколько выразительных набросков городских улиц. Предложение с деепричастным оборотом (будучи – деепричастие от глагола быть). | За верный ответ 2 балла. |
В молодости дед мой слыл силачом: он играючи подымал угол хаты, чтобы поправить сдвинутый в фундаменте камень. Играючи – устаревшая форма деепричастия от глагола играть, которая в современном русском языке является наречием образа действия. Поэтому для обособления этого слова нет оснований. | За верный ответ 2 балла. |
Что, сударь, плачете? Живите-ка смеясь! Смеясь – форма деепричастия от глагола смеяться, которая в данном контексте является наречием образа действия. Поэтому для обособления этого слова нет оснований. | За верный ответ 2 балла. |
Смеясь, он дерзко презирал земли чужой язык и нравы. Предложение с деепричастием, которое следует обособить по правилу обособления обстоятельств, выраженных деепричастием | За верный ответ 2 балла. |
Итого 8 баллов.
7. Стилистика.
Итого 4 балла.
8.
Явления, выходящие за пределы современной Грамматической нормы | Современная норма. Причины употребления формы в тексте | Критерии |
«Сомкнуты» – нарушена норма употребления краткого причастия | Краткое причастие употреблено в функции определения. В современном русском языке краткое причастие может быть только именной частью сказуемого (в функции определения оно может выступать лишь при обособлении, которое в тексте отсутствует). В поэтической речи такое явление мы нередко встречаем в XVIII и XIX веках. В прозаической речи пушкинского времени эта форма воспринималась уже как устаревшая, но для поэтической речи была вполне допустимой, нормативной, стилистически маркированной как поэтизм. Исследователи (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур и др.) даже говорят об особой поэтически маркированной форме «усеченного прилагательного и причастия» в русском языке. | 1 балл за указание на нарушенную норму (современная норма тоже должна быть указана), ещё 1 балл за верную гипотезу о появлении в тексте этого явления как поэтически маркированного. Ещё 1 балл за упоминание «усеченных причастий». |
«Навстречу Авроры» – нарушена современная норма управления. | В современном русском языке «навстречу» требует существительного в форме дательного падежа. В первой половине XIX века управление при предлоге «навстречу» сохраняло вариативность (ср. у Пушкина: «Хозяин бросился навстречу Петра» («Арап Петра Великого») и «Меншиков прибыл навстречу Петру в Смоленск» (там же). Можно говорить о том, что во времена Пушкина «навстречу Авроры» было в рамках грамматической нормы. | 1 балл за указание на нарушенную норму (современная норма тоже должна быть указана). Ещё 1 балл за верную гипотезу о появлении в тексте. |
«Взоры» (в значении «глаза» – метонимия). | С точки зрения грамматики тут нет никаких ошибок. | При выборе этого явления в качестве примера морфологической аномалии следует снять 1 балл, полученный в данном задании при ответе на другие вопросы. |
9.
Свѣтъ – свет (рус.); свiт (укр.); свет (бел.).
Лѣсъ – лес (рус.); лiс (укр.); лес (бел.).
Вѣра – вера (рус.); вiра (укр.); вера (бел.).
По 1 баллу за каждое правильно написанное слово.
Итого 9 баллов.