СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Всероссийская предметная олимпиада по русскому языку в 8 классе. Школьный этап

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания и решения для школього этапа всероссийской предметной олимпиады по русскому языку в 8 классе

Просмотр содержимого документа
«Всероссийская предметная олимпиада по русскому языку в 8 классе. Школьный этап»

Всероссийская предметная олимпиада по русскому языку

2017-2018 учебный год, 8 класс

Школьный этап



Составитель:

учитель русского языка и литературы

Якушенкова Наталья Матвеевна



1

2

3

4

5

6

7

8

9

всего

8

10

6

5

5

12

4

5

9

70



1. Выпишите слово (слова), в котором (которых) количество букв не равно

количеству звуков. Обоснуйте ответ.

Карандаш, верный, подъезд, сдаёшь, летишь, раскраска, ястреб, бородатый.



2. Замените в отрывке из стихотворения выделенные слова современными

общеупотребительными синонимами.

О вы, которых быстрый ЗРАК

Пронзает в книгу вечных прав,

Которым малый вещи знак

ЯВЛЯЕТ ЕСТЕСТВА УСТАВ,

Вам путь известен всех планет, –

Скажите, что нас так МЯТЕТ?

(М.В. Ломоносов)



3. На уроке для разбора по составу дали следующие слова: вешалка, кобылка,

пересылка, грелка, тарелка. Один учащийся сделал это так:

корень, суффикс

глагола,

суффикс -лк-,

окончание

приставка, корень,

суффикс -лк-,

окончание

корень,

суффикс -к-,

окончание

корень, окончание

веш-а-лк-а

гр-е-лк-а

пере-сы-лк-а


кобыл-к-а

тарелк-а

Найдите ошибки учащегося и объясните их

Найдите ошибки учащегося и объясните их.



4. Даны четыре фразеологизма на иностранных языках со значением «вести бесцельный, бесполезный разговор; заниматься бесполезным, ненужным делом»:

млатити празну сламу («обмолачивать пустую солому», сербскохорв.);

to beat the air («бить воздух», англ.);

donner un coup d’épée dans l’eau («бить шпагой по воде», франц.);

dar vueltas a la noria («ходить кругами вокруг колодца», исп.).

1. Укажите, какой из приведённых фразеологизмов возник по схеме образного переосмысления ситуации, отличающейся от той, на основе которой построены другие фразеологизмы; объясните, в чём заключается различие в схемах.

2. Напишите русский фразеологизм с тем же значением. Объясните, на основе какой образной схемы построено его значение.



5. Раскройте скобки в приведённых ниже наречиях и наречных выражениях и

напишите их без ошибок.

стоять (на)вытяжку (на)диво умна

идти (по)двое говорили (на)перебой

мечтать (в)тайне денег (в)обрез

забежать (на)днях ударил (на)отмашь

рубить (с)плеча взять (на)прокат



6. В предложениях на месте пропусков поставьте, где нужно, запятые.

Объясните свой выбор.

1) Будучи в Вятке проездом_ мой приятель-художник успел сделать несколько выразительных набросков городских улиц.

2) В молодости дед мой слыл силачом: он _ играючи_ подымал угол хаты,

чтобы поправить сдвинутый в фундаменте камень.

3) Что, сударь, плачете? Живите-ка _ смеясь!

4) Смеясь_ он дерзко презирал земли чужой язык и нравы.





7. В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством анаграммирования (перестановки букв местами) зашифрован лингвистический термин.

Пример: Кекс Али (ответ: лексика).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Тити и Скалс.

8. Прочитайте отрывок из стихотворения.

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

(А.С. Пушкин)

• Укажите все явления в тексте, которые выходят за пределы современных

грамматических норм, как они представлены в школьном курсе русского

языка.

• Объясните, в чём заключается несоответствие отмеченных вами языковых явлений современным грамматическим нормам; выскажите предположение о причинах употребления этих грамматических форм в тексте А.С. Пушкина.

• Ответ оформите в виде таблицы:



Явления, выходящие за пределы

современной грамматической

нормы

Современная норма.

Причины употребления формы

в тексте





9. В древнерусском языке [ě] (ѣ) произносился как звук, близкий к дифтонгу

[ие]. Дальнейшая история звука [ě] (ѣ) в восточнославянских языках была

различна: в говорах, лёгших в основу украинского языка, усилилась первая часть дифтонга [и] (i), а в говорах, лёгших в основу русского и белорусского языков, усилилась вторая часть дифтонга [е] (е).

Напишите данные древнерусские слова на русском, украинском и белорусском языках:

Свѣтъ – ……..(рус.); ……… (укр.); ………(бел.).

Лѣсъ – ……..(рус.); ……… (укр.); ………(бел.).

Вѣра – ……..(рус.); ……… (укр.); ………(бел.).



Решения

1. Летишь (2 балла), буква ь не обозначает звука (2 балла); ястреб (2 балла), буква

я в начале слова обозначает звуки [йа] (2 балла).

Итого 8 баллов

2.




Ответ

Критерии

1.

ЗРАК – взгляд («взор» не годится)

За синоним 2 балла.

2.

ЯВЛЯЕТ – открывает, проявляет, раскрывает,

обнаруживает

За подбор одного и более

синонимов 2 балла.

3.

ЕСТЕСТВО – природа

За синоним 2 балла.

4.

УСТАВ – закон, логика

За подбор одного и более

синонимов 2 балла.

5.

МЯТЕТ – смущает, тревожит, беспокоит, волнует, заботит

За подбор одного и более

синонимов 2 балла.

Итого 10 баллов.



3. Первая ошибка – в разборе слова грелка (1 балл). В этом слове суффикс -лкприсоединяется к корню гре- (гре-л-а, гре-й-у, гре-й-ет и т. п.) (1 балл). Таким

образом, состав этого слова следующий: корень гре-, суффикс -лк-,

окончание -а (1 балл). Вторая ошибка – в разборе слова пересылка (1 балл).

В этом слове – суффикс -к- (1 балл); кроме того, слово обозначает не предмет,

как вешалка, грелка, а процесс (1 балл). Таким образом, состав этого слова

следующий: приставка пере-, корень -сыл-, суффикс -к-, окончание -а.

Итого 6 баллов.

4.

1. По другой образной схеме возник испанский фразеологизм dar vueltas a la

noria (1 балл). В основе его образа – не битьё такой стихии или предмета,

которые от этого не меняют своего качества, а отсутствие контакта с целью,

невозможность достичь цели (1 балл).

2. Переливать из пустого в порожнее (1 балл). Образ возник на основе

невозможной в жизни ситуации переливания чего-либо из пустой ёмкости

(тогда она заведомо не пустая) в другую пустую ёмкость (и это невозможно),

а также как игра с синонимами пустой и порожний (1 балл за осмысление

образа, 1 балл за то, что учащиеся заметят игру с синонимами).

Примечание для экспертов.

Если на основе толкования значения, приведённого в задании, будут предложены фразеологизмы «чесать языком», «бить баклуши», тогда это будет

некорректно, потому что «чесать языком» – это другой образ, а «бить баклуши» – неизвестно, что есть баклуши, а если и известно, то нюанс образа другой: не акцентируется, что предмет, который бьют, не меняет качества и что

это для него бесполезно.

Итого 5 баллов.

5.

стоять навытяжку на диво умна

идти по двое говорили наперебой

мечтать втайне денег в обрез

забежать на днях ударил наотмашь

рубить сплеча взять напрокат

За каждый правильный ответ по 0,5 балла.

Итого 5 баллов.





6.

Ответ

Критерии

Расстановка знаков препинания.

Будучи в Вятке проездом, мой приятель-художник успел сделать несколько выразительных набросков

городских улиц.

В молодости дед мой слыл силачом: он играючи подымал угол хаты, чтобы поправить сдвинутый в фундаменте камень.

Что, сударь, плачете? Живите-ка смеясь!

Смеясь, он дерзко презирал земли чужой язык и нравы.

По 1 баллу за верное

пунктуационное оформление каждого предложения.

Объяснение выбора.

Будучи в Вятке проездом, мой приятель-художник успел сделать несколько выразительных набросков городских улиц.

Предложение с деепричастным оборотом (будучи –

деепричастие от глагола быть).

За верный ответ 2 балла.

В молодости дед мой слыл силачом: он играючи подымал угол хаты, чтобы поправить сдвинутый в фундаменте камень.

Играючи – устаревшая форма деепричастия от глагола играть, которая в современном русском языке является наречием образа действия. Поэтому

для обособления этого слова нет оснований.

За верный ответ 2 балла.

Что, сударь, плачете? Живите-ка смеясь!

Смеясь – форма деепричастия от глагола смеяться, которая в данном контексте является наречием образа действия. Поэтому для обособления этого

слова нет оснований.

За верный ответ 2 балла.

Смеясь, он дерзко презирал земли чужой язык и нравы.

Предложение с деепричастием, которое следует обособить по правилу обособления обстоятельств, выраженных деепричастием

За верный ответ 2 балла.

Итого 8 баллов.

7. Стилистика.

Итого 4 балла.

8.

Явления, выходящие за пределы современной

Грамматической нормы

Современная норма.

Причины употребления формы в тексте

Критерии

«Сомкнуты» –

нарушена норма

употребления краткого

причастия

Краткое причастие употреблено

в функции определения. В современном русском языке краткое причастие может быть только

именной частью сказуемого

(в функции определения оно может выступать лишь при обособлении, которое в тексте отсутствует).

В поэтической речи такое явление мы нередко встречаем в XVIII и

XIX веках. В прозаической речи пушкинского времени эта форма воспринималась уже как устаревшая, но для поэтической речи была вполне допустимой, нормативной,

стилистически маркированной как поэтизм.

Исследователи (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур и др.) даже говорят об особой поэтически маркированной

форме «усеченного прилагательного

и причастия» в русском языке.

1 балл за указание на

нарушенную норму

(современная норма

тоже должна быть

указана), ещё 1 балл

за верную гипотезу

о появлении в тексте

этого явления как

поэтически маркированного.

Ещё 1 балл за упоминание «усеченных

причастий».

«Навстречу Авроры» – нарушена

современная норма управления.

В современном русском языке

«навстречу» требует существительного в форме дательного падежа.

В первой половине XIX века управление при предлоге «навстречу»

сохраняло вариативность (ср.

у Пушкина: «Хозяин бросился навстречу Петра» («Арап Петра Великого») и «Меншиков прибыл навстречу Петру в Смоленск» (там же).

Можно говорить о том, что во

времена Пушкина «навстречу

Авроры» было в рамках грамматической нормы.

1 балл за указание на

нарушенную норму

(современная норма

тоже должна быть

указана).

Ещё 1 балл за верную

гипотезу о появлении

в тексте.

«Взоры» (в значении «глаза» –

метонимия).

С точки зрения грамматики тут нет никаких ошибок.

При выборе этого

явления в качестве

примера морфологической аномалии следует снять 1 балл, полученный в данном

задании при ответе на

другие вопросы.



9.

Свѣтъ – свет (рус.); свiт (укр.); свет (бел.).

Лѣсъ – лес (рус.); лiс (укр.); лес (бел.).

Вѣра – вера (рус.); вiра (укр.); вера (бел.).

По 1 баллу за каждое правильно написанное слово.

Итого 9 баллов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!