ВПР – апрель 2017
Проверочная работа по русскому языку
5 класс
Вариант 5
2.
1.
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
В лесу
М..лодые осинки и стройные берё..ки1 спускают(?)ся по косогору к ш..рокой луговине. Среди дерев(?)ев идёт полная талой воды доро..ка. Рядом в(?)ётся сухая пешеходная тропка и (по)ней мы углубляя..мся в лес. Вот где чувствуется настоящая в..сна! Ветки осин кажут(?)ся пуш..стыми от дли(н/нн)ых серёжек. В..ршины молодых берё.. стали совсем ш..коладного цвета. Посмотр..шь2 на берёзовую веточку а она вся в крупных поч(?)ках. Пройд..т день поч(?)ки начнут лопат(?)ся и из них п..кажутся зелёные языч(?)ки молодых листьев. Это самое хорошее время в лесу. Он ещё (не)зеленее..т3 стоит пр..зрачный и такой радос(?)ный. А как чудес(?)но пахн..т прошлогодними прелыми листьями и горьковатой свежестью почек!4
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
1 - фонетический разбор;
2 – морфемный разбор;
3 – морфологический разбор;
4 – синтаксический разбор
4.
3.
Поставьте знак ударения в следующих словах:
Ту'фля, медикаме'нты, сантиме'тр, облегчи'ть
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
Молодые осинки и стройные берёзки спускаются по косогору к широкой луговине.
6.
5.
Выпишите из текста 1 сложное предложение, состоящее из трёх простых предложений. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
Пройдёт день, почки начнут лопатся, и из них покажутся зелёные язычки молодых листьев. [1) ], [2) ], и [3) ].
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Ребята вернутся из похода к вечеру.
2) С тех пор мы каждый день ловили аистятам рыбок и лягушек.
3) Ёж не верь словам лисицы.
4) Вход в шалаш я тщательно заделываю ветками и клоками сена.
7.
Выпишите предложение, которое соответствует схеме [ ], и [ ]. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Кажется, словно птицы учили перед дальней дорогой свои путевые команды и сигналы.
2) На берегу появились две женщины и один мужчина.
3) Острили мальчишки глупо, хохотали громко и лесное эхо презрительно возвращало их громыхающие голоса и смех.
4) И только поздней осенью можно было снова услышать, как в озере
плещется рыба.
Ответ: 3
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12
Текст 2
(1)Конечно, каждому человеку хочется, чтобы были дни, которые в памяти, как зарубки на дереве, помнились бы потому, что они с утра и до самого вечера состояли из одного только счастья.
(2)Например, такой день мог бы начаться с того, что по дороге в школу Михаська нашёл бы сотенную. (3)А потом бы вдруг отменили уроки; и, конечно, он кинулся бы к магазину с высокими ступеньками и купил бы сразу четыре порции мороженого. (4)Он прошёлся бы по улице от нечего делать, ну а потом можно было бы совершить какой-нибудь подвиг.
(5)Михаська вздохнул и оглянулся. (6)Улица была пустая и пыльная. (7)На плече он нёс, как ружьё, лопату черенком вниз. (8)Михаська подтянул и без того тощий живот и стал печатать шаг, оттягивая носочки и взмахивая до пояса свободной рукой. (9)Как отец на Параде Победы.
(10)Конечно, отец не был на Параде Победы, он бы уж обязательно написал, если бы был, но всё равно.
(11)Эх, отец!.. (12)Когда только он приедет?
(13)Много солдат уже вернулось домой. (14)Каждый вечер к московскому поезду шли женщины. (15)Они ходили потому, что солдаты не любили давать телеграммы.
(16)Они почему-то приезжали вдруг, неожиданно, как снег на голову. (17)И женщины ходили к поезду посмотреть, не вернулся ли муж, или отец, или брат.(18)Михаська тоже ходил несколько раз. (19)Но отец не приезжал. (20)Только присылал треугольнички. (21)Однажды он написал, что осенью, видимо, его отпустят и тогда они с Михаськой пойдут на охоту.
(22)Но до осени было ещё далеко...
(23)Михаська помнил, как он шаркал по мостовой, потом пылил по тропинке, как заскрипела калитка и он прыгал на одной ноге со ступеньки на ступеньку вниз по лестнице, ведущей с улицы во двор.
(24)Потом Михаська увидел поленницу дров, а возле нее незнакомого человека. (25)Вдруг июльское солнце, которое палило в спину, брызнуло прямо в глаза, и небо стало светлым-светлым, прямо серебряным, а может быть, красным, и Михаська уронил лопату.
(26)Он пробежал несколько метров, которые их разделяли, стремительно и молча, до боли зачем-то сжав губы, и кинулся на шею человеку, ну прямо задушил его!
- (27)Всё? - выдохнул наконец Михаська. – (28) Больше нe уедешь?
(А.Лиханов)
Какой заголовок отражает тему текста? Обоснуйте свой выбор.
1) «Возвращение отца»
2) «Парад Победы»
3) «Фронтовые письма»
4) «Летний день»
Ответ:1
8.
9.
Какое высказывание точно определяет задачу автора текста? Обоснуйте своё мнение, приведите 1 пример из текста. 1) Дать точную историческую характеристику послевоенного времени. 2) Сравнить жизнь Михаськи до войны и после Победы, сделать выводы. 3) Рассказать о событиях в жизни Михаськи, его чувствах и переживаниях. 4) Дать точное описание города, в котором жил Михаська. |
|
Ответ: 3 11.
10.
На какой вопрос в тексте нет ответа? Обоснуйте свой выбор.
1) Какой день для Михаськи стал самым счастливым?
2) Почему Михаська навсегда запомнил один из июльских дней?
3) Кем был для Михаськи «незнакомый человек»?
4) Сколько телеграмм прислал отец Михаськи?
Ответ: 4
Среди предложений 14 – 16 найдите разговорный фразеологизм со значением «вдруг, неожиданно». Запишите и обоснуйте свой ответ.
Ответ: как снег на голову. 12.
Из предложений 1-5 выпишите антонимы.
Ответ: с утра и до вечера
С .
Напишите сочинение. Дайте ответ на вопрос: Что я знаю о войне? Своё мнение аргументируйте, приведя 1 доказательство в подтверждение мысли. При аргументации используйте информацию, опираясь на знания и/или жизненные наблюдения.
Объём сочинения – не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.