10—11 классы
Карта урока
Модули урока | Время | Действия учителя | Видео/ Интерактив |
1 | 6—9 мин. | Приветствие учащихся 10—11 классов. Рассказ учителя о том, что такое «Год науки» и почему 2021 год стал «Годом науки». Просмотр видеоролика. | Логотип «Год науки». Вводное видео для 10—11 классов «Современная российская наука: полезные открытия и перспективные прорывы» (8 минут). |
2 | 2 мин. | Диалог с учениками по материалам просмотренного видеоролика и их знаниях в области науки. | |
3 На выбор: | 7—9 мин. | Рассказ об истории становления науки. После рассказа учитель задаёт вопрос: «Что такое наука сегодня?» Демонстрация интерактивных лент времени «Открытия российских учёных и исследователей», «Изобретения российских учёных и исследователей». Карточки для показа учитель может выбрать самостоятельно, в зависимости от интересов учащихся и уровня подготовки класса. | Интерактивная лента времени «Открытия российских учёных и исследователей» и/или лента времени «Известные изобретения, сделанные в России» (количество изобретений и открытий — по выбору учителя). |
5—6 мин. | Рассказ об истории становления науки. Демонстрация карточек-загадок о науках и учёных, представляющих каждую науку, рассказ об учёном с карточки. Карточка по химии — последняя. | Интерактивные карточки-загадки «Наука и люди науки» (12 штук). |
| 4 мин. | Показ интерактива о наследии Д.И. Менделеева, краткий рассказ о различных сторонах его деятельности. | Интерактивная схема «Наследие Д.И. Менделеева». |
4 | 2 мин. | Рассказ о разработках и достижениях современной науки в области химии, астрофизики и т. д. | |
5 | 6 мин. | На базе интерактивной схемы «На стыке наук» учитель может организовать с учениками дискуссию о науках, которые родились на стыке различных направлений науки и технологий. | Интерактивная схема «На стыке наук». |
6 | 2—3 мин. | Обсуждение этической составляющей науки. Подсказки: клонирование, создание ядерного оружия, генно- модифицированные объекты и генная инженерия, которую в некоторых странах пытаются использовать для получения «нового» человека, другие ответы учеников. | |
7 | 4 мин. | Показ интервью молодых учёных на выбор. | Видео. Интервью с учёными: В.К. Пичугина, «История образования» Л.Д. Колупаева, «Нейтрино» Ю.М. Малышкин, «Байкальский нейтринный телескоп» М. Лалковичова, «Влияние радиации на живой организм» |
8 | 1 мин. | Подготовка к проведению интерактивных заданий. Деление класса на команды. В каждой команде выбирается капитан, он и даёт ответ от всей команды. | Таблица с командами для ведения счёта игры. |
| Проведение командных игр по выбору учителя: | |
5—7 мин. | Интерактивная игра-филворд «Научные приборы и инструменты». | Филворд «Научные приборы и инструменты». |
4—5 мин. | Интерактивная викторина «Электронный микроскоп» | Интерактивная викторина «Электронный микроскоп». |
13—15 мин. | Образовательный квиз «Своя игра: грани науки». | Образовательный квиз «Своя игра: грани науки». |
9 | 1—2 мин. | Определение команды-победительницы, подведение итогов урока. | |