ВСЕРОССИЙСКИЙ ПЕТРОВСКИЙ УРОК
Тема урока
«Кунсткамера – первый Российский музей»
Классный руководитель
9б класса
Лепихина Татьяна
Дмитриевна
с. Кевсала – 2021 г.
Цель урока: стимулирование познавательной активности обучающихся, привлечение внимания к истории российского государства, возникновение первых музеев в России и формирование российской музейной культуры.
Задачи:
-формирование интереса к деятельности и личности Петра 1; расширение представлений о роли и значении личности в истории;
- повышение культурной и естественно – научной грамотности обучающихся;
- развитие логического мышления, интеллекта и внимания учащихся, связной речи, грамотно отвечать на поставленный вопрос.
Форма проведения урока: интеллектуальная игра
Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация,.
Приложения: маршрутные листы для команд, финальный протокол.
Проведение игры.
Слайд 1.
Слайд 2. Учитель. Кунсткамера в Санкт -Петербурге была открыта в 1714 году по указу Петра 1. Это первый общедоступный музей в России и один из старейших этнографических музеев мира. Кунсткамера – первый российский музей для «поучения и знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук».
Кунсткамера изначально представляла собой собрание редкостей, но редкостей не только как нечасто встречающегося или действительно аномального, но и того, что является нормальным развитием природы, но спрятано от глаз человека.
Великий Петр поощрял тягу народа к просвещению и познанию неведомого. «Я хочу, чтобы люди смотрели и учились!» - говорил царь.
Сегодня вам предстоит совершить уникальное путешествие по Кунсткамере. Вам предстоит угадать, пользуясь своей эрудицией и логикой 7 экспонатов Кунсткамеры. Пройдя игровой маршрут. Давайте познакомимся с правилами игры.
Начало путешествия
Слайд 4. Начнем нашу игру и откроем двери в Кунсткамеру. Познакомимся с историей и легендами Кунсткамеры и посмотрим видеоролик.
Просмотр видеоролика.
Надеюсь, после просмотра видеоролика вы представили себе уникальность Кунсткамеры. Готовы к игре?
Слайд 5.
Задания для станций игрового маршрута.
Станция 1. Научная.
Задание 1. Вам предстоит угадать один из самых известных научных инструментов.
Подсказка 1.
Создать необычное устройство, настоящую «Вселенную в миниатюре» диаметром 3,1 м и весом около 3 тонн, велел хозяин Готторпского замка герцог Фридрих III еще в середине X VII века. Отсюда и название экспоната – Готторпский. По тем временам это был революционный инженерно- астрономический проект. Петр I о необычном устройстве узнал в 1713 году и загорелся идеей заполучить его в свою коллекцию диковинок. В результате переговоров его преподнесли российскому императору в дар! Перевозка диковинки весом более трёх тонн заняла 3 года.
Подсказка 2.
Снаружи изображалась земная поверхность, внутри же размещалась карта небесных сфер. При этом он должен был вращаться, совершая полный оборот за 24 часа.
Подсказка 3.
Есть в каждом кабинете географии. Привычное всем название переводится с латинского языка как «шар». Он представляет собой самую точную трёхмерную модель планеты.
Правильный ответ: Готторпский глобус.
Станция 2. Медицинская
Что входит в состав удивительной коллекции, связанной с увлечением Петра I медициной?
Подсказка 1.
Царь стремился всё «попробовать своими руками», будь то строительство кораблей, стрельба из пушек или изучение часовых механизмов. В том же ряду стояла и медицина. Доказательство профессиональных успехов Петра в одном из направлений хирургии – удивительная коллекция, которая хранится в Кунсткамере.
Подсказка 2.
Впервые Петр увидел, как делают данную операцию в Голландии у цирюльника. В Европе этим ремеслом часто занимались именно они. Царь попросил цирюльника рассказать о том, что увидел, и показать сам процесс; впоследствии Петр I сам начал в нем участвовать.
Подсказка 3.
По свидетельствам его подданных, при себе он всегда имел набор инструментов, например, носил с собой «пеликан» - аналог современных щипцов. Считается, что всем больным Петр платил по 1 шиллингу за удаление …
Правильный ответ: коллекция зубов, удалённых лично Петром I.
Станция 3. Временная.
Как называется прибор, по которому Петр I определял время? Необходимо дать полное название, с указанием принципа работы.
Подсказка 1.
Во времена Петра I возникают инструментальные мастерские по производству стационарных и портативных приборов, определяющих время. Они изготавливались как приглашенными иностранными, так и отечественными мастерами; различные приборы сложной конструкции приобретались и за рубежом.
Подсказка 2.
Петр I проявлял интерес к этим приборам, хорошо знал их устройство. Он даже написал инструкцию по их изготовлению и принимал участие в создании нескольких приборов в своей «токарне».
Подсказка 3.
Аналогичные приборы с данным принципом работы появились еще в глубокой древности и являются первыми приборами, определяющими время.
Правильный ответ: солнечные часы.
Станция 4. Природная.
Вам предстоит угадать удивительный экспонат из коллекции природных диковин Петра I.
Подсказка 1.
По преданию на Васильевском острове в городе Санкт – Петербурге Петр I увидел «диковинное дерево». Ветка вырастала из ствола и обратно входила в него наподобие ручки кувшина. Петр I назвал его «Дерево- монстр». Царь приказал дерево спилить и сделать экспонатом Кунсткамеры.
Подсказка 2.
Именно на месте, где найдено это дерево Петр I приказал построить здание для Кунсткамеры. Этот вид дерева прочно связано с Петром I еще и тем, что прямые и ровные стволы лучше всего подходили для корабельных матч.
Подсказка 3.
По народным приметам ветки этого дерева с густым смолистым ароматом отгоняли нечистую силу. Может быть, поэтому Петр I приказал «учинить некоторые украшения от древ и ветвей» этого дерева на празднование Нового года.
Правильный ответ: сосна.
Станция 5. Тератологическая.
Как называется экспонат тератологической коллекции Кунсткамеры?
Подсказка 1.
Начало экспозиции Кунсткамеры было положено, в том числе и указами Петра о приобретении различных «уродов, монстров и других природных аномалий». Так в Кунсткамере появилась коллекция уродцев или монстров, которую начал собирать ещё Петр I при своей жизни и которая, разумеется, впоследствии пополнялась новыми экземплярами. Кстати, тератология - наука об уродствах. Это один из самых известных экспонатов данной экспозиции.
Подсказка 2.
Экспонат представляет собой чучело животного с хорошо заметной мутацией.
Подсказка 3.
Это детеныш домашнего крупного скота. Одной достаточно важной части тела у него две.
Правильный ответ: двуголовый телёнок.
Станция 6. Игрушечная.
Как называется китайская игрушка, хранящаяся в Кунсткамере?
Подсказка 1.
Один из старейших экспонатов Кунсткамеры – пример синтеза восточного искусства и европейской механики. Механическая игрушка представляет собой утончённое прогулочное судно, на котором вместе со своей свитой путешествует богатый китаец. Компанию сопровождает божество - покровитель.
Подсказка 2.
Этот кораблик называется в память об императоре Цинь Ши- хуане, жившем в III веке до н.э. Этот хозяин Поднебесной частенько задумывался о вопросах бессмертия и направил в неизвестность череду экспедиций, которые призваны были найти в море острова с небожителями. Император полагал, что бессмертные движутся по времени именно на таких кораблях.
Подсказка 3.
Это фантазия китайского мастера о том, как мог бы выглядеть небесный корабль. Название корабля совпадает с названием одной шахматной фигуры.
Правильный ответ: ладья небесная.
Станция 7. Этнографическая.
Какой экспонат охраняет вход в Кунсткамеру?
Подсказка 1.
Самой яркой коллекцией Кунсткамеры являетя этнографическая коллекция, которая знакомит посетителей с культурой и бытом большинства народностей нашей планеты. Кстати, этнография – наука, изучающая народы и другие этнические образования, их происхождение культурно – бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру. Данный экспонат представляет культуру Индии.
Подсказка 2.
Эта скульптура изображает злого демона. В индуизме такие демоны являются собирательным образом тёмного начала. Они подробно описаны в древнеиндийском эпосе «Рамаяне» и являются его важными персонажами.
Подсказка 3.
Статуи этих демонов было принято ставить у входа в дом или храм, чтобы туда не проник враг.
Правильный ответ: Ракшас (трёхметровая статуя).
Слайд 6.
Финальное задание.
После прохождения всех станций каждая команда собрала комплект букв. В финале вам предстоит за 2 минуты собрать слово с учётом следующей подсказки: При Петре I Россия стала именно таким государством.
Слайд 7.
Правильный ответ: Империя. (Пояснение на слайде)
Пока эксперты подводят итоги, у игроков есть возможность познакомиться с правильными ответами.
Слайды 8—14.
Слайд 15. Завершающий этап.
Награждение победителей и призёров игры.
Обсуждение вопросов по итогам игры и обмен впечатлениями.