СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Всероссийский Петровский урок. Кунсткамера - первый российский музей

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи проведения урока:формирование интереса к деятельности и личности Петра 1; расширение представлений о роли и значении личности в истории;повышение культурной и естественно – научной грамотности обучающихся; развитие логического мышления, интеллекта и внимания учащихся, связной речи, грамотно отвечать на поставленный вопрос.

Форма проведения урока: интеллектуальная игра

Просмотр содержимого документа
«Всероссийский Петровский урок. Кунсткамера - первый российский музей»


















ВСЕРОССИЙСКИЙ ПЕТРОВСКИЙ УРОК



Тема урока

«Кунсткамера – первый Российский музей»







Классный руководитель

9б класса

Лепихина Татьяна

Дмитриевна













с. Кевсала – 2021 г.





Цель урока: стимулирование познавательной активности обучающихся, привлечение внимания к истории российского государства, возникновение первых музеев в России и формирование российской музейной культуры.

Задачи:

-формирование интереса к деятельности и личности Петра 1; расширение представлений о роли и значении личности в истории;

- повышение культурной и естественно – научной грамотности обучающихся;

- развитие логического мышления, интеллекта и внимания учащихся, связной речи, грамотно отвечать на поставленный вопрос.

Форма проведения урока: интеллектуальная игра

Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация,.

Приложения: маршрутные листы для команд, финальный протокол.


Проведение игры.

Слайд 1.

Слайд 2. Учитель. Кунсткамера в Санкт -Петербурге была открыта в 1714 году по указу Петра 1. Это первый общедоступный музей в России и один из старейших этнографических музеев мира. Кунсткамера – первый российский музей для «поучения и знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук».

Кунсткамера изначально представляла собой собрание редкостей, но редкостей не только как нечасто встречающегося или действительно аномального, но и того, что является нормальным развитием природы, но спрятано от глаз человека.

Великий Петр поощрял тягу народа к просвещению и познанию неведомого. «Я хочу, чтобы люди смотрели и учились!» - говорил царь.

Сегодня вам предстоит совершить уникальное путешествие по Кунсткамере. Вам предстоит угадать, пользуясь своей эрудицией и логикой 7 экспонатов Кунсткамеры. Пройдя игровой маршрут. Давайте познакомимся с правилами игры.


Начало путешествия

Слайд 4. Начнем нашу игру и откроем двери в Кунсткамеру. Познакомимся с историей и легендами Кунсткамеры и посмотрим видеоролик.

Просмотр видеоролика.

Надеюсь, после просмотра видеоролика вы представили себе уникальность Кунсткамеры. Готовы к игре?


Слайд 5.

Задания для станций игрового маршрута.

Станция 1. Научная.

Задание 1. Вам предстоит угадать один из самых известных научных инструментов.

Подсказка 1.

Создать необычное устройство, настоящую «Вселенную в миниатюре» диаметром 3,1 м и весом около 3 тонн, велел хозяин Готторпского замка герцог Фридрих III еще в середине X VII века. Отсюда и название экспоната – Готторпский. По тем временам это был революционный инженерно- астрономический проект. Петр I о необычном устройстве узнал в 1713 году и загорелся идеей заполучить его в свою коллекцию диковинок. В результате переговоров его преподнесли российскому императору в дар! Перевозка диковинки весом более трёх тонн заняла 3 года.

Подсказка 2.

Снаружи изображалась земная поверхность, внутри же размещалась карта небесных сфер. При этом он должен был вращаться, совершая полный оборот за 24 часа.

Подсказка 3.

Есть в каждом кабинете географии. Привычное всем название переводится с латинского языка как «шар». Он представляет собой самую точную трёхмерную модель планеты.

Правильный ответ: Готторпский глобус.


Станция 2. Медицинская

Что входит в состав удивительной коллекции, связанной с увлечением Петра I медициной?

Подсказка 1.

Царь стремился всё «попробовать своими руками», будь то строительство кораблей, стрельба из пушек или изучение часовых механизмов. В том же ряду стояла и медицина. Доказательство профессиональных успехов Петра в одном из направлений хирургии – удивительная коллекция, которая хранится в Кунсткамере.

Подсказка 2.

Впервые Петр увидел, как делают данную операцию в Голландии у цирюльника. В Европе этим ремеслом часто занимались именно они. Царь попросил цирюльника рассказать о том, что увидел, и показать сам процесс; впоследствии Петр I сам начал в нем участвовать.

Подсказка 3.

По свидетельствам его подданных, при себе он всегда имел набор инструментов, например, носил с собой «пеликан» - аналог современных щипцов. Считается, что всем больным Петр платил по 1 шиллингу за удаление …

Правильный ответ: коллекция зубов, удалённых лично Петром I.


Станция 3. Временная.

Как называется прибор, по которому Петр I определял время? Необходимо дать полное название, с указанием принципа работы.

Подсказка 1.

Во времена Петра I возникают инструментальные мастерские по производству стационарных и портативных приборов, определяющих время. Они изготавливались как приглашенными иностранными, так и отечественными мастерами; различные приборы сложной конструкции приобретались и за рубежом.

Подсказка 2.

Петр I проявлял интерес к этим приборам, хорошо знал их устройство. Он даже написал инструкцию по их изготовлению и принимал участие в создании нескольких приборов в своей «токарне».

Подсказка 3.

Аналогичные приборы с данным принципом работы появились еще в глубокой древности и являются первыми приборами, определяющими время.

Правильный ответ: солнечные часы.

Станция 4. Природная.

Вам предстоит угадать удивительный экспонат из коллекции природных диковин Петра I.

Подсказка 1.

По преданию на Васильевском острове в городе Санкт – Петербурге Петр I увидел «диковинное дерево». Ветка вырастала из ствола и обратно входила в него наподобие ручки кувшина. Петр I назвал его «Дерево- монстр». Царь приказал дерево спилить и сделать экспонатом Кунсткамеры.

Подсказка 2.

Именно на месте, где найдено это дерево Петр I приказал построить здание для Кунсткамеры. Этот вид дерева прочно связано с Петром I еще и тем, что прямые и ровные стволы лучше всего подходили для корабельных матч.

Подсказка 3.

По народным приметам ветки этого дерева с густым смолистым ароматом отгоняли нечистую силу. Может быть, поэтому Петр I приказал «учинить некоторые украшения от древ и ветвей» этого дерева на празднование Нового года.

Правильный ответ: сосна.


Станция 5. Тератологическая.

Как называется экспонат тератологической коллекции Кунсткамеры?

Подсказка 1.

Начало экспозиции Кунсткамеры было положено, в том числе и указами Петра о приобретении различных «уродов, монстров и других природных аномалий». Так в Кунсткамере появилась коллекция уродцев или монстров, которую начал собирать ещё Петр I при своей жизни и которая, разумеется, впоследствии пополнялась новыми экземплярами. Кстати, тератология - наука об уродствах. Это один из самых известных экспонатов данной экспозиции.

Подсказка 2.

Экспонат представляет собой чучело животного с хорошо заметной мутацией.

Подсказка 3.

Это детеныш домашнего крупного скота. Одной достаточно важной части тела у него две.

Правильный ответ: двуголовый телёнок.


Станция 6. Игрушечная.

Как называется китайская игрушка, хранящаяся в Кунсткамере?

Подсказка 1.

Один из старейших экспонатов Кунсткамеры – пример синтеза восточного искусства и европейской механики. Механическая игрушка представляет собой утончённое прогулочное судно, на котором вместе со своей свитой путешествует богатый китаец. Компанию сопровождает божество - покровитель.

Подсказка 2.

Этот кораблик называется в память об императоре Цинь Ши- хуане, жившем в III веке до н.э. Этот хозяин Поднебесной частенько задумывался о вопросах бессмертия и направил в неизвестность череду экспедиций, которые призваны были найти в море острова с небожителями. Император полагал, что бессмертные движутся по времени именно на таких кораблях.

Подсказка 3.

Это фантазия китайского мастера о том, как мог бы выглядеть небесный корабль. Название корабля совпадает с названием одной шахматной фигуры.

Правильный ответ: ладья небесная.


Станция 7. Этнографическая.

Какой экспонат охраняет вход в Кунсткамеру?

Подсказка 1.

Самой яркой коллекцией Кунсткамеры являетя этнографическая коллекция, которая знакомит посетителей с культурой и бытом большинства народностей нашей планеты. Кстати, этнография – наука, изучающая народы и другие этнические образования, их происхождение культурно – бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру. Данный экспонат представляет культуру Индии.

Подсказка 2.

Эта скульптура изображает злого демона. В индуизме такие демоны являются собирательным образом тёмного начала. Они подробно описаны в древнеиндийском эпосе «Рамаяне» и являются его важными персонажами.

Подсказка 3.

Статуи этих демонов было принято ставить у входа в дом или храм, чтобы туда не проник враг.

Правильный ответ: Ракшас (трёхметровая статуя).


Слайд 6.

Финальное задание.

После прохождения всех станций каждая команда собрала комплект букв. В финале вам предстоит за 2 минуты собрать слово с учётом следующей подсказки: При Петре I Россия стала именно таким государством.

Слайд 7.

Правильный ответ: Империя. (Пояснение на слайде)

Пока эксперты подводят итоги, у игроков есть возможность познакомиться с правильными ответами.

Слайды 8—14.


Слайд 15. Завершающий этап.

Награждение победителей и призёров игры.

Обсуждение вопросов по итогам игры и обмен впечатлениями.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!