СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Всероссийский Петровский урок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Всероссийский Петровский урок»

Всероссийский Петровский урок

Цели урока: 

Образовательная цель: создать условия для появления у школьников представления о событиях, способствующих формированию личности царя Петра, для понимания причин и объяснения характера проводимых им в будущем реформ. 

Развивающая цель: содействовать формированию у учащихся умения анализировать документы, делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала урока. 

Воспитательная цель: способствовать воспитанию в учениках чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны. 
Форма организации деятельности учащихся: Индивидуальная, групповая и коллективная.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, ЦОРы «Энциклопедия истории России», «Отечественная история»; презентация к уроку «Начало царствования Петра I» 
Ход урока 
Орг. момент 
1. Вступительное слово учителя

В историографии эпоха Петра Великого трактуется крайне противоречиво. Среди историков нет единодушия в оценке личности и деяний Петра.

Споры о Петре ведутся сейчас, велись раньше, и будут вестись всегда – всегда, пока живут люди, неравнодушные к истории нашей страны.

Любой человек, прожив жизнь, оставляет после себя память. Какую жизнь прожил человек, такая о нем и сохранится память, его будут оценивать по поступкам, делам, творениям.

Сегодня мы проводим урок по теме “ Начало царствования Петра I”. (Слайд 1)

Наш урок посвящается крупному политическому деятелю России – Петру Великому!

Ребята, глядя на данную тему урока, скажите:

Как Вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (предположения учащихся).

Что бы Вы уже смогли сказать по этой теме, что Вы уже знаете? (высказывания учащихся).

А что бы Вы хотели узнать сегодня? (высказывания учащихся).

Таким образом, цель сегодняшнего урока заключается в том, чтобы понять, что повлияло на формирование личности Петра, какие события в его жизни можно назвать настоящими “уроками жизни”, чтобы представить причины его реформ в будущем.

А.С. Пушкин период петровского правления назвал движущимся кораблем с великим капитаном-шкипером на мостике/


Сей шкипер был тот шкипер славный, славный, 
Кем наша двигнулась земля, 
Кто придал мощно бег державный 
Рулю родного корабля!
 



Мнение современников о Петре (рассказ учителя).

Первый император России, Петр подается исследователями то, как величайший деятель, мудрый преобразователь, то, как зловещая персона в истории России, развязавшая террор против своего народа, ставший вместо царя-батюшки всесильным хозяином. Карамзин считал, что Петр подключил русских к мировой цивилизации, но подражательство Западу привело Россию к обезьянничеству, а это, в свою очередь, к одичанию.А.И. Герцен считал заслугой Петра I осознание варварской бесперспективности Московской Руси, но осуждал методы Петра: "Кнутом и татарами нас держали в невежестве, топором и немцами нас просвещали, и в обоих случаях рвали нам ноздри и клеймили железом". “То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник” - писал о Петре А.С.Пушкин. Действительно, Петр был прекрасным организатором, сумел подобрать себе способных помощников. 

Рассмотреть причины отставания России от передовых европейских стран и необходимость проведения реформ. 


4.1. Детство Петра. Начало царствования Петра 

Дома трое из Вас приготовили сообщения: “Детство Петра”, «Юность Петра», «Период двое царствия», “Великое посольство”, эти сообщения сегодня помогут всем нам понять, какие события в жизни Петра I повлияли на его личность и будущие реформы.

В достижении цели урока нам поможет также разминка:

А) На листочках восстановить фрагмент “династического дерева” Романовых в течение 1 минуты проверка в парах; сверка с фрагментом на слайде. Учащиеся проверяют правильность заполнения фрагмента, сличая с слайдом, а затем сдают листочки учителю). (Приложение 1.)



Б) Работа с отрывками из документов и сообщения учащихся: 

Цитата: Секретарь шведского посольства Кемпфер:

“В отличие от старшего брата, младший смотрел на всех. Лицо у него открытое, красивое, молодая кровь играла в нем… Удивительная красота его поражала всех присутствующих, а живость его приводила в замешательство степенных сановников московских”

Как Вы думаете, о каком периоде жизни Петра идет речь? (предположения учащихся

Сообщение ученика на тему “Детство Петра”. (приложение 2)

Вопросы для закрепления:

- Какие главные черты отметили бы в воспитании и обучении молодого Петра?

- Какой образ жизни вел Петр I в Преображенском? Чем его занятия отличались от обычных занятий державных отпрысков?


4.2.Двоецарствие. Царевна Софья  
цитата: историк М.М. Богословский:

“С той архангельской поры для Петра шум морских волн, морской воздух, морская стихия тянут его к себе и с годами сделаются необходимой потребностью. У него разовьется органическое стремление к морю"

А сейчас о каком событии в жизни Петра, о каком периоде идет речь? 
(мнения учащихся). 


Сообщение ученика о юности Петра и сообщение о периоде двоецарствия. (Приложение 3 и 4)

Вопросы для закрепления:

- Каково ваше мнение о деятельности Софьи Алексеевны на посту правительницы?

- Что вызвало враждебное отношение Петра и Софьи и что ускорило их окончательный разрыв?

- Почему в 1689 году стрелецкие полки поддержали Петра, а не Софью Алексеевну? 
4.3.Великое посольство 1697 – 1698 годов 
Цитата современника:

“…В его составе значились дипломаты, переводчики, волонтеры, ехавшие изучать военно-морское дело и кораблестроение, священники и лекари, слуги, солдаты и офицеры охраны, повара и даже четыре шута-карлика – всего более 250 человек. Обоз посольства насчитывал тысячу саней”

Ребята, о чем идет речь? (мнения учащихся).

В 1697–1698 гг. Петр I отправился в Европу в составе великого посольства с целью укрепления и расширения антитурецкого союза, приглашения на русскую службу специалистов, закупки вооружения. Знакомство с обычаями, законами, наукой и политическим устройством европейских стран привело его к мысли о необходимости преобразования всех сфер русской жизни по европейским образцам.
Сообщение ученика о Великом посольстве.

(В дополнение: “Повсюду он проявлял необыкновенную любознательность и часто спрашивал о том, что значительно превышало познания тех, к кому он обращался с расспросами. Многие поражались его ловкости в работе, которой он превосходил даже более опытных в деле людей” )

Вопросы для закрепления:

- Сколько человек насчитывало Великое посольство? Кто его возглавлял? Когда оно отправилось из Москвы и какие страны должно было посетить?

- В чем вы видите задачи и итоги Великого посольства?

6.Проверка уровня усвоения нового материала на данном уроке. 
Задания: 
Соотнесите события и даты. 


1. Начало правления Петра I а)1698 г. 

2. Восстание стрельцов на западной границе России б) 1682 г. 

3. Взятие Азова в)1695 г. 

4.Начало Великого посольства г)1696 г. 

5. Первый Азовский поход д)1697 г. 

2.Вставьте в текст пропущенные имена и даты 

После смерти в 1682 году царя Федора новыми правителями стали малолетние Петр и Иван. Однако фактически власть оказалась в руках их сестры Софьи. В 1698 году царевна Софья была свергнута. Иван скончался в 1696 году и Петр стал единоличным правителем. Первым самостоятельным деянием Петра стал поход в 1695 году на Азов. 



Обобщение, рефлексия:

Что Вы сегодня узнали нового? (высказывания учащихся).

Какая сегодня стояла перед нами цель? (высказывания учащихся).

Добились ли мы ее? (высказывания учащихся).

И в заключение хотелось бы прочесть слова историка С.М. Соловьева:

“Гений Петра высказался в ясном уразумении положения своего народа и своего собственного как вождя этого народа, он осознал, что его обязанность – вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации













Приложение 1.







































































Приложение 2. Детство Петра.

30 мая (9 июня по новому стилю) 1672 года Москва огласилась колокольными переливами,  которые перемежались пушечными залпами с кремлевских башен - у царя Алексея Михайловича и царицы Наталии  Кирилловны, урожденной Нарышкиной, родился сын Петр. Бояре с опаской осмотрели младенца и,  подивившись его длинному телу,  вздохнули с  облегчением: ребенок  выглядел здоровым и жизнерадостным.  Это особенно бросалось в глаза после взгляда на его сводных братьев Федора и Ивана, сыновей царя и первой жены Марии Милославской,  которые с детства страдали тяжелыми врожденными недугами. Наконец, династия Романовых могла рассчитывать на здорового и энергичного наследника престола.

Как и у всех, характер Петра I закладывался в детстве.

Он был четырнадцатое дитя многосемейного царя Алексея и первый ребенок от его второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Царица Наталья была взята из семьи западника А. С. Матвеева, дом которого был убран по-европейски, и могла принести во дворец вкусы, усвоенные в доме воспитателя; притом и до нее заморские новизны проникали уже на царицыну половину, в детские комнаты кремлевского дворца. Как только Петр стал помнить себя, он был окружен в своей детской иноземными вещами; все, во что он играл, напоминало ему немца. Некоторые из этих заморских игрушек особенно обращают на себя наше внимание: двухлетнего Петра забавляли музыкальными ящиками, “цимбальцами” и “большими цимбалами” немецкой работы; в его комнате стоял даже какой-то “клавикорд” с медными зелеными струнами. Все это живо напоминает нам придворное общество царя Алексея, столь падкое на иноземные художественные вещи. С летами детская Петра наполняется предметами военного дела. В ней появляется целый арсенал игрушечного оружия, и в некоторых мелочах этого детского арсенала отразились тревожные заботы взрослых людей того времени. Так, в детской Петра довольно полно представлена была московская артиллерия, встречаем много деревянных пищалей и пушек с лошадками.

Царь-отец, верный  заветам  Домостроя,  никак  особенно  не выделял младшего сына. Все заботы о ребенке легли на плечи матери. Будущая царица Наталия Кирилловна воспитывалась в доме Артамона Матвеева,  который являлся горячим сторонником реформ и поощрял всяческие новшества в быту.  Достаточно  сказать,  что женой Матвеева стала Мария Гамильтон, бежавшая от преследований Кромвеля в Москву и принесшая  традиции  туманного Альбиона в свою русскую семью. Гости из Немецкой слободы, иноземные офицеры из полков "нового строя" и дьяки Посольского приказа  с удовольствием  посещали гостеприимных хозяев,  где велись неторопливые разговоры о делах иностранных и военных.  Только здесь можно было постоянно видеть театральные спектакли немецкой труппы,  лишь тут женщины присутствовали за столом вместе с мужчинами. Неудивительно, что и после рождения  сына  царица постоянно бывала у Матвеевых.  По ее просьбе Петру привозились иностранные игрушки  -  барабаны,  оловянные  пушки, сабли, булавы, а сама царица, заказывая ребенку одежду, старалась следовать западноевропейской моде. Раннее детство царевича прошло в европейском  доме  и его неповторимой атмосфере,  что потом помогало Петру без предубеждений бывать среди иностранцев и набираться у них полезного опыта. Как только Петр стал помнить себя, он был окружен в своей детской иноземными вещами; все, во что он играл, напоминало ему немца. Некоторые из этих заморских игрушек особенно обращают на себя наше внимание: двухлетнего Петра забавляли музыкальными ящиками, “цимбальцами” и “большими цимбалами” немецкой работы; в его комнате стоял даже какой-то “клавикорд” с медными зелеными струнами. Все это живо напоминает нам придворное общество царя Алексея, столь падкое на иноземные художественные вещи. С летами детская Петра наполняется предметами военного дела. В ней появляется целый арсенал игрушечного оружия, и в некоторых мелочах этого детского арсенала отразились тревожные заботы взрослых людей того времени. Так, в детской Петра довольно полно представлена была московская артиллерия, встречаем много деревянных пищалей и пушек с лошадками.

Однако, когда потребовалось перейти от игр  к  обязательному  для московских  царевичей  обучению,  Петру повезло меньше.  Если Федора и Софью Милославских воспитывал высоко образованный иеромонах Симеон Полоцкий,  то "дядькой",  учителем по русской словесности и закону Божьему,  к Петру был назначен по требованию царя  Федора  Алексеевича  не очень  грамотный,  но  терпеливый и ласковый подьячий Большого Прихода Никита Моисеевич Зотов,  который не только не стремился подавлять природное  остроумие  и  непоседливость  царственного отпрыска,  но сумел стать другом Петра.

Зотову вменялось в первую очередь воспитывать у Петра царственную величавость и статность, но "дядька" даже не пытался принуждать шустрого ребенка к многочасовому  восседанию на стуле с прямой спинкой, чтобы выработать привычку к трону.  Он позволял царевичу вволю бегать по окрестностям села Преображенского, лазать по чердакам, играть и даже драться с дворянскими и стрелецкими детьми.  Когда Петр уставал от беготни, Никита Моисеевич усаживался рядом и, неторопливо рассказывая о случаях из собственной жизни, вырезал деревянные игрушки.  Царевич внимательно смотрел на ловкие руки "дядьки" и сам начинал прилежно обтачивать заготовку ножом.  Никакими особыми навыками народного умельца Зотов не обладал, все делая "на глазок".  Петр перенял эту сноровку и всегда больше полагался на собственный глазомер, нежели на чертежи и математические выкладки,  и ошибался нечасто.  Привычку заполнять часы досуга разными "рукомеслами" сохранилась у него на всю жизнь: даже беседуя с иностранными послами он мог тут же строгать доски для обшивки лодки, вытачивать на токарном станке шахматные фигурки или вязать узлы на корабельных снастях.  Молва утверждает, что однажды прусскому послу фон Принцену пришлось взбираться на верхушку мачты, чтобы вручить верительные грамоты царю - настолько он был увлечен оснасткой первого лично им изобретенного линкора "Предестинация". Его руки постоянно требовали занятий и находили их.

Никита Моисеевич постоянно приносил Петру книги с иллюстрациями из Оружейной палаты, а позже по мере развития интереса ученика к "историческим" предметам - военному искусству, дипломатии и географии - заказывал для него "потешные тетради" с красочными изображениями воинов, иноземных кораблей и городов. Царевич учился всему охотно, и впоследствии бегло писал по-старославянски, правда, с многочисленными ошибками. Зато его природная цепкая память до самой смерти позволяла цитировать часослов и стихи Псалтыри и даже петь в церкви "по крючкам», заменявшим русским нотные знаки. И хотя, став императором, Петр I не раз заявлял, что в русской старине нет ничего поучительного, его исторические знания были разнообразны и глубоки.  А народных пословиц, поговорок и присловий он знал столько и с таким остроумием употреблял их всегда к месту, что не уставал изумлять всех европейских монархов.

В три года он уже отдавал команды Бутырскому рейтарскому полку "нового строя" на царском смотре, чем приятно удивил Алексея Михайловича и вызвал неприязнь брата Федора Милославского и его сестры,  царевны Софьи.

Вскоре после смерти Алексея Михайловича царица Наталья с сыном были изгнаны из Кремля новым царем Федором Алексеевичем, который ненавидел мачеху и ее дядю "англиканца". Матвеев отправился в ссылку в далекий Пустозeрск, а семья Нарышкиных - в родовое имение, село Преображенское.  Никита Зотов собрался было добровольно последовать вслед за воспитанником в подмосковную глушь, но его приказали изловить и казнить.  Опальному подъячему пришлось бежать из Москвы в Крым и долгие годы  скрываться.  Теперь Петру учиться было не у кого, и его школой стала московская окраина. Как и у всех, характер Петра I закладывался в детстве.

Он был четырнадцатое дитя многосемейного царя Алексея и первый ребенок от его второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Царица Наталья была взята из семьи западника А. С. Матвеева, дом которого был убран по-европейски, и могла принести во дворец вкусы, усвоенные в доме воспитателя; притом и до нее заморские новизны проникали уже на царицыну половину, в детские комнаты кремлевского дворца. Как только Петр стал помнить себя, он был окружен в своей детской иноземными вещами; все, во что он играл, напоминало ему немца. Некоторые из этих заморских игрушек особенно обращают на себя наше внимание: двухлетнего Петра забавляли музыкальными ящиками, “цимбальцами” и “большими цимбалами” немецкой работы; в его комнате стоял даже какой-то “клавикорд” с медными зелеными струнами. Все это живо напоминает нам придворное общество царя Алексея, столь падкое на иноземные художественные вещи. С летами детская Петра наполняется предметами военного дела. В ней появляется целый арсенал игрушечного оружия, и в некоторых мелочах этого детского арсенала отразились тревожные заботы взрослых людей того времени. Так, в детской Петра довольно полно представлена была московская артиллерия, встречаем много деревянных пищалей и пушек с лошадками.

Царь-отец, верный  заветам  Домостроя,  никак  особенно  не выделял младшего сына. Все заботы о ребенке легли на плечи матери. Будущая царица Наталия Кирилловна воспитывалась в доме Артамона Матвеева,  который являлся горячим сторонником реформ и поощрял всяческие новшества в быту.  Достаточно  сказать,  что женой Матвеева стала Мария Гамильтон, бежавшая от преследований Кромвеля в Москву и принесшая  традиции  туманного Альбиона в свою русскую семью. Гости из Немецкой слободы, иноземные офицеры из полков "нового строя" и дьяки Посольского приказа  с удовольствием  посещали гостеприимных хозяев,  где велись неторопливые разговоры о делах иностранных и военных.  Только здесь можно было постоянно видеть театральные спектакли немецкой труппы,  лишь тут женщины присутствовали за столом вместе с мужчинами. Неудивительно, что и после рождения  сына  царица постоянно бывала у Матвеевых.  По ее просьбе Петру привозились иностранные игрушки  -  барабаны,  оловянные  пушки, сабли, булавы, а сама царица, заказывая ребенку одежду, старалась следовать западноевропейской моде. Раннее детство царевича прошло в европейском  доме  и его неповторимой атмосфере,  что потом помогало Петру без предубеждений бывать среди иностранцев и набираться у них полезного опыта. Как только Петр стал помнить себя, он был окружен в своей детской иноземными вещами; все, во что он играл, напоминало ему немца. Некоторые из этих заморских игрушек особенно обращают на себя наше внимание: двухлетнего Петра забавляли музыкальными ящиками, “цимбальцами” и “большими цимбалами” немецкой работы; в его комнате стоял даже какой-то “клавикорд” с медными зелеными струнами. Все это живо напоминает нам придворное общество царя Алексея, столь падкое на иноземные художественные вещи. С летами детская Петра наполняется предметами военного дела. В ней появляется целый арсенал игрушечного оружия, и в некоторых мелочах этого детского арсенала отразились тревожные заботы взрослых людей того времени. Так, в детской Петра довольно полно представлена была московская артиллерия, встречаем много деревянных пищалей и пушек с лошадками.

Однако, когда потребовалось перейти от игр  к  обязательному  для московских  царевичей  обучению,  Петру повезло меньше.  Если Федора и Софью Милославских воспитывал высоко образованный иеромонах Симеон Полоцкий,  то "дядькой",  учителем по русской словесности и закону Божьему,  к Петру был назначен по требованию царя  Федора  Алексеевича  не очень  грамотный,  но  терпеливый и ласковый подъячий Большого Прихода Никита Моисеевич Зотов,  который не только не стремился подавлять природное  остроумие  и  непоседливость  царственного отпрыска,  но сумел стать другом Петра.

Зотову вменялость в первую очередь воспитывать у Петра царственную величавость и статность,  но "дядька" даже не пытался принуждать шустрого  ребенка  к  многочасовому  восседанию на стуле с прямой спинкой, чтобы выработать привычку к трону.  Он позволял царевичу вволю  бегать по окрестностям села Преображенского, лазать по чердакам, играть и даже драться с дворянскими и стрелецкими детьми.  Когда Петр уставал  от беготни,  Никита Моисеевич усаживался рядом и, неторопливо рассказывая о случаях из собственной жизни,  вырезал деревянные  игрушки.  Царевич внимательно смотрел на ловкие руки "дядьки" и сам начинал прилежно обтачивать заготовку ножом.  Никакими особыми навыками народного умельца Зотов не обладал,  все делая "на глазок".  Петр перенял эту сноровку и всегда больше полагался на собственный глазомер,  нежели на чертежи  и математические выкладки,  и ошибался нечасто.  Привычку заполнять часы досуга разными "рукомеслами" сохранилась у него на всю жизнь: даже беседуя  с иностранными послами он мог тут же строгать доски для обшивки лодки, вытачивать на токарном станке шахматные фигурки или вязать узлы на корабельных снастях.  Молва утверждает, что однажды прусскому послу фон Принцену пришлось взбираться на верхушку мачты,  чтобы вручить верительные грамоты царю - настолько он был увлечен оснасткой первого лично им изобретенного линкора "Предестинация". Его руки постоянно требовали занятий и находили их.

Никита Моисеевич  постоянно приносил Петру книги с иллюстрациями из Оружейной палаты, а позже по мере развития интереса ученика к "историческим" предметам - военному искусству, дипломатии и географии - заказывал для него "потешные тетради" с красочными  изображениями  воинов, иноземных кораблей и городов. Царевич учился всему охотно, и впоследствие бегло писал по-старославянски,  правда, с многочисленными ошибками. Зато его природная цепкая память до самой смерти позволяла цитировать часослов и стихи Псалтыри и даже петь в церкви "по крючкам",  заменявшим русским нотные знаки. И хотя, став императором, Петр I не раз заявлял,  что в русской старине нет ничего поучительного,  его исторические знания были разнообразны и глубоки.  А народных пословиц, поговорок и присловий он знал столько и с таким остроумием  употреблял  их всегда к месту, что не уставал изумлять всех европейских монархов.

В три  года  он  уже отдавал команды Бутырскому рейтарскому полку "нового строя" на царском смотре,  чем приятно удивил Алексея Михайловича и вызвал неприязнь брата Федора Милославского и его  сестры,  царевны Софьи.

Вскоре после смерти Алексея Михайловича царица Наталья с сыном были изгнаны из Кремля новым царем Федором Алексеевичем, который ненавидел мачеху и ее дядю "англиканца". Матвеев отправился в ссылку в далекий Пустозeрск,  а семья Нарышкиных - в родовое имение,  село Преображенское.  Никита Зотов собрался было добровольно последовать вслед  за воспитанником  в подмосковную глушь,  но его приказали изловить и казнить.  Опальному подъячему пришлось бежать из Москвы в Крым  и  долгие годы  скрываться.  Теперь  Петру учиться было не у кого,  и его школой стала московская окраина.

Так Петр и рос - сильным и выносливым, не боявшимся никакой физической работы. Дворцовые интриги выработали у него скрытность и умение скрывать свои истинные чувства и намерения.  Всеми забытый,  кроме изредка наезжавших немногочисленных родственников, он постепенно превращался в дитя заброшенной боярской усадьбы, окруженной лопухами и покосившимися  посадскими  избами.  Целыми днями он пропадал,  где угодно, прибегая только к обедне.  Ему теперь приходилось учиться тайком. Зная подозрительность Милославских, он при встречах с патриархом, привозившим опальной царице небольшие суммы денег, делал вид, что не научен читать, писать и считать.  Владыка Иоаким всегда сокрушался по этому поводу в беседах с боярами, которые в свою очередь судачили о невежестве заброшенного всеми царевича в Кремле.  Зная кремлевские нравы, Петр так усыплял бдительность всех своих кремлевских недругов.  Впоследствии это помогло ему стать незаурядным дипломатом.

Так Петр и рос - сильным и выносливым, не боявшимся никакой физической работы. Дворцовые интриги выработали у него скрытность и умение скрывать свои истинные чувства и намерения.  Всеми забытый, кроме изредка наезжавших немногочисленных родственников, он постепенно превращался в дитя заброшенной боярской усадьбы, окруженной лопухами и покосившимися посадскими избами.  Целыми днями он пропадал, где угодно, прибегая только к обедне.  Ему теперь приходилось учиться тайком. Зная подозрительность Милославских, он при встречах с патриархом, привозившим опальной царице небольшие суммы денег, делал вид, что не научен читать, писать и считать.  Владыка Иоаким всегда сокрушался по этому поводу в беседах с боярами, которые в свою очередь судачили о невежестве заброшенного всеми царевича в Кремле.  Зная кремлевские нравы, Петр так усыплял бдительность всех своих кремлевских недругов.  Впоследствии это помогло ему стать незаурядным дипломатом.













































































Приложение 3. Юность Петра

28 апреля 1682 года десятилетнего Петра торжественно венчали на царство, иностранные дипломаты единодушно отметили, что он производит и речью, и образованностью, и осанкой впечатление 16-летнего юноши.  Царевна Софья сразу интуитивно почувствовала угрозу со стороны брата и с помощью князя Хованского подняла стрельцов на бунт, получивший в народе зловещее название "хованщина". День 25 мая, когда на его глазах стрельцами был поднят на пики любимый дядя Матвеев, стал самым страшным впечатлением детства Петра, а красный цвет вызывал раздражение. На всю жизнь у него останется от этого ужасного события нервное заболевание – очень рано, уже на двадцатом году у него стала трястись голова и на красивом круглом лице в минуты раздумья или внутреннего волнения появлялись безобразившие его судороги. Если у Петра и не было никаких конкретных замыслов преобразования страны, после "хованщины" они, безусловно, появились. Сломить основную опору Софьи - стрельцов можно было только противопоставив им военную силу, способную одолеть их.  Рано научившийся скрывать свои чувства Петр решил сыграть роль безобидного ребенка, на уме у которого, как и у Ивана, только детские забавы.  Зная, что Софья просматривает все письма и распоряжения, исходившие из Преображенского, он,  подобно мальчишкам во все времена,  затеял играть в войну. Для этого он потребовал присылки в село детей своих конюших, сокольников, стольников, спальников, которые исстари приписывались к обязательной почетной свите царя.  В Преображенском оказались представители самых разных сословий: от князя Михаила Голицына до "сына конюха" Алексашки Меншикова.  Но вместо монотонной службы "по чину" они превратились в солдат  Семеновского и Преображенского "потешных" полков.

Сам замысел принадлежал молодому царю,  который придумал простую и удобную темно-зеленую форму с цветными галунами для солдат разных полков  и  даже  впервые в истории ввел в практику обмундирования погоны.  Они делались из меди и пришивались на левое плечо,  чтобы защитить его от  удара тяжелым палашом,  и украшались серебряным или золотым витым шнуром соответственно воинскому званию. Это стало модой всех европейских офицеров XVIII, первыми погоны заимствовали поляки. Но дальше этого Петр самостоятельно не мог ничего предпринять без знания  принципов организации  западноевропейской  армии.  Тут помощи ожидать было не от кого.  И тогда он,  вероятно,  вспомнил о своем  опыте  "командования" иностранными рейтарами в трехлетнем возрасте и отправился в Кукуй, Немецкую слободу,  где своим замкнутым мирком посередине  патриархальной широко раскинувшейся на холмах Москвы проживали иностранцы, которых за плохое знание русского языка москвичи называли немцами,  немыми. Здесь он нашел  знакомого  ему с памятного смотра отставного начальника Бутырского шотландского полка Патрика Гордона.

К молодому царю в Слободе относились неизменно приветливо и дружелюбно. Общительный по характеру Петр сразу завел множество друзей среди этих плотников, аптекарей, пивоваров и солдат, из которых он сразу выделил обаятельного и галантного Франца Лефорта. Тот стал наставником Петра в усвоении своеобразной культуры "московской Европы". Она не была ни английской, германской, ни французской, ни голландской, хотя выходцы из этих стран обрели второе отечество в Москве; она воплотила все оттенки народной культуры Западной Европы. Говорили и писали здесь на невероятной смеси диалектов, которую усвоил Петр, и впоследствии его  с трудом понимали в европейских столицах.  Иначе и быть не могло.  Носители рафинированной культуры - иноземные дворяне в России оседали редко.  Сюда приезжали отчаянные смельчаки в поисках счастья,  люди сложной судьбы,  по политическим или религиозным  причинам  покинувшие родину,  авантюристы  с  темным прошлым.  За благопристойными фасадами причудливо украшенных домиков дремали привычки пиратов, "рыцарей удачи", выброшенных  жизненным  штормом на пустынный берег.  Не случайно постоянное и неумеренное потребление пива и водки было главным занятием российских "немцев" в часы досуга.  Подобный стиль жизни был наивно заимствован Петром и перенесен сначала в  среду  "потешных",  а  затем распространен среди дворянства.

Такое знакомство "с Европой" для Петра  во  многом  предопределило все мировоззрение дальнейших реформ: он станет обустраивать Россию как огромную Немецкую слободу,  заимствуя целиком что-то из Швеции, что-то из Англии,  что-то из Бранденбурга.

С появлением Гордона и Лефорта в Преображенском полки были  разделены на взводы и роты,  все получили соответствующие должностям воинские звания.  Впрочем,  и с ними поначалу была полная неразбериха. Так, наряду  с казачьим званием "урядник" существовало польское "поручик" и шведское "лейтенант".  Князь Федор Ромодановский стал генералиссимусом  Преображенского,  а  Иван  Бутурлин - Семеновского  полков.  Петр, по-детски неистово влюбленный в артиллерию, присвоил себе чин "капитана-бомбардира".  Он самостоятельно чистил старую медную пушку "воробьиного калибру" и сам парил боеприпасы - репу для стрельбы  в  потешных штурмах  деревянной крепости Плесбург.  После боя ее куски собирали и ели уставшие и голодные солдаты. Для того,  чтобы  сражения  происходили "взаправду" Петр постоянно ссорил Ромодановского и Бутурлина и в конце концов добился  желаемого: они  потом  всю жизнь откровенно ненавидели друг друга.  Семеновцев он стравливал с преображенцами до кровавых драк. Военные учения иногда не прекращались много дней,  солдаты подчас засыпали на ходу, а несколько человек даже умерло от переутомления.  Такая жестокость не была личным качеством  царя.  Он считал,  что иными средствами нельзя поддерживать постоянной боеготовности войск.  В действительности, если кого и любил Петр,  так  это своих соратников по отроческим играм,  которых знал по именам. Оставив нескольких преображенцев в Германии для получения офицерского чина, царь постоянно интересовался в письмах сержанту Корчмину их успехами.  Когда же однажды тот бодро рапортовал,  что  все  уже изучают тригонометрию, Петр удивился, как же это удается неграмотному Степану Буженинову - "не иначе Бог и слепых просвещает". Однажды Александр Васильевич Суворов сделал блестящее наблюдение: "Только Петру Великому предоставлена  была  великая тайна выбирать людей:  взглянул на семеновского солдата Румянцева,  и он - офицер, посол, вельможа; а тот за это отблагодарил Россию сыном своим, Задунайским". Со временем "потешные" превратились благодаря своим смелости,  преданности  и  уму  в графов,  фельдмаршалов  и  канцлеров.  Не  случайно их мнение для него всегда становилось решающим.  22 октября 1721 года подгулявшие по случаю  празднования  Ништадского  мира сподвижники Петра преподнесли ему памятный адрес с просьбой впредь именоваться "императором  Всероссийским Петром Великим", причем канцлер Головкин обратился к нему с весьма примечательными и трогательными словами: "Мы, твои верные подданные, из тьмы неведения на театр славы всего света, из небытия в бытие произведены,  и в общество политических народов присовокуплены". От нахлынувших  воспоминаний о трудном начале славных дел глаза Петра подернулись влагой и, приняв адрес, он расцеловал своих верных друзей.

В Преображенское  из  Оружейной палаты привозили по просьбе Петра то сломанный немецкий карабин, то глобус, то механические часы. Разобраться с ними ему было невозможно без помощи специалиста.  В  Немецкой слободе юный царь нашел голландского инженера Франца Тиммермана,  который занимался с ним арифметикой,  алгеброй, геометрией и обучал правилами  применения астролябии.  Учителем голландец был посредственным, сам путался в формулах,  но горячее стремление Петра к знаниям компенсировало методические просчеты.  За исключением князя Василия Голицына и погибшего Артамона Матвеева в России мало кто знал о форме Земли,  а за беседы по астрономии человек мог быть сожжен на костре.

Инженерные интересы Петра давали ему возможность изобретать новые принципы вооружения и тактические новшества.  К удивлению Гордона он в 1680 году открыл в Преображенском специальное "ракетное заведение",  в котором он изготовлял сначала "художественные огни", а позже - осветительные снаряды, которые оставались в русской армии до 1874 года. Знание баллистики навело Петра на мысль о принципиально новом виде открытой артиллерийской позиции - редутах, блестяще опробованных в Полтавской битве.  Нарвская катастрофа заставила царя критически взглянуть на вооружение 

солдат:  и он находит простейшее решение для привинчивания трехгранного штыка к стволу ружья пехотинца,  сделав атаку русской пехоты  задолго  до Суворова основным тактическим приемом.  Прибывших из Голландии морских офицеров он сам экзаменовал в кораблевождении и управлении пушечным огнем.  Наконец, он пробовал свои силы в лечении зубов, постоянно имея при себе набор необходимых инструментов.  И горе тому, 

кто в его присутствии жаловался на боль: Петр немедленно усаживал больного и рвал зуб, иногда, впрочем, и здоровый.

Детская привычка копаться в старых вещах на чердаках в  Преображенском сослужила Петру добрую службу. В предисловии к Морскому Уставу он позже записал историю его увлечения кораблями:"Случилось нам быть в Измайлове на льняном дворе и, гуляя по амбарам...увидел я судно иностранное,  спросил у Франца Тиммермана, что это за судно? Он сказал, что это  бот  английский...И  вышереченный  Франц сыскал голландца Карштен Бранта, который призван при отце моем в компании морских людей для делания  морских  людей  на Каспийском море,  который починил оный бот и сделал машт и парусы и зело любо стало".  Благодаря такой  случайности царь стал приобщаться к корабельному мастерству,  которое превратилось в главное дело всей жизни.  Все модели морских судов из тех, что делались  для  выбора прототипа единственного построенного при Алексее Михайловиче многопарусного фрегата "Орел", перекочевали из пыльных кремлевских  чуланов в Преображенское.  Даже после посещения таких морских держав как Голландия, Англия и Дания Петр никогда не забывал "дедушку русского  флота".  Пышное чествование петровского ботика состоялось 11 августа 1723 года,  когда ему салютовали 20 линейных кораблей Балтийского  флота  на  Крондштадском рейде.  Принимали первый в России военно-морской парад "капитан" ботика генерал-адмирал Федор Апраксин, "рулевой» император Петр I и "лотовый матрос" фельдмаршал Александр Меншиков.

Во время первого одиннадцатимесячного пребывания за  границей  в составе Великого посольства Петр сам работал на голландских кораблестроительных верфях сначала в Саардаме,  а затем в  Амстердаме;  посещал занятия по медицине и даже,  забравшись на крышу Вестминстерского  аббатства, "учился  демократии",  слушая прения в английском парламенте.  Выдающийся российский историк Ключевский считал,  что Петр I в результате овладел 14 различными специальностями.  Любопытное впечатление от встречи с  молодым  русским  царем  оставили  принцессы Ганноверская и Бранденбургская: "У него прекрасные черты лица и благородная осанка. Он обладает большой живостью ума,  ответы его быстры и верны. Но при всех достоинствах, которыми одарила его природа,  желательно видеть  в  нем меньше грубости.  Это государь очень хороший и вместе с тем очень дурной; в нравственном отношении он - полный представитель своей  страны.  Если бы он получил хорошее воспитание, то из него вышел бы человек совершенный, потому что у него много достоинств и необыкновенный ум".





















Приложение 4. Царевна Софья и двоецарствие.

Софья Алексеевна родилась 17 сентября 1657 года в Москве. Получила хорошее домашнее образование, знала отлично латынь, свободно говорила на польском, писала стихи, много читала, имела красивый почерк.

Стараясь на людях казаться богобоязненной и смиренной, Софья на самом деле с юности стремилась к полноте власти. После смерти матери в 1671 году, она болезненно пережила скорый 2-й брак отца на Наталье Кирилловне Нарышкиной и рождение сводного брата Петра (будущего царя Петра I). После смерти отца в1676году Софья Алексеевна начала интересоваться государственными делами: страной в 1676–1682 годах правил ее родной брат Федор Алексеевич, который был несамостоятелен в своих действиях. Поначалу страной попыталась распоряжаться овдовевшая царица, но родственники Федора и Софьи смогли отстранить Наталью Кирилловну, направив ее вместе с сыном Петром в «добровольную ссылку».

Отрочество Софьи проходило в атмосфере жестокой грызни двух семей - Милославских и Нарышкиных. Умная, не по годам развитая царевна, с юности научилась разбираться в теремных интригах, постигла коварную науку тайной междоусобицы, которая прорвалась на поверхность в день, когда Царь Алексей Михайлович покинул земную обитель. От того кто из его детей получит власть, зависело какой клан возьмёт верх. Истовый "нарышкинец" Артамон Матвеев хотел посадить на престол маленького Петра - вместо старшего всех царёвых сыновей царевича Фёдора, однако именно тогда состоялся политический "дебют" Софьи, закулисными интригами сумевшей разбить замыслы опытного игрока Матвеева. В 1676 году государем стал её единокровный брат Фёдор, моложе царевны тремя годами, больной, слабый, да и к тому же податливый её влиянию.

Под видом ухаживания за больным братом, Софья приучила бояр своему постоянному присутствию на докладах, сама привыкла прислушиваться к разговорам о государственных делах, мало-помалу принялась участвовать в них, а потом и вовсе стала решать вопросы по личному усмотрению. На царских докладах и повстречала она "дуга сердечного" князя Василия Васильевича Голицына - "человека не старого, лет всего лишь сорока, ума обширного и с лица пригожего".

Прожив 20 лет и 11 месяцев отдал богу душу царь Фёдор. Политическим амбициям Софьи был нанесён серьёзный удар. Она была близка к отчаянию - впрочем она и в самом деле любила брата. Когда его хоронили, она с открытым лицом шла до церкви, в очередной раз шокировав московское общество столь дерзким поступком. Страсти во дворце накалились до предела. Милославские и Нарышкины, не скрывая взаимной ненависти, вступили в новую фазу борьбы за российский трон. "Вот как неожиданно умер царь наш Фёдор - молвила в толпу Софья, возвращаясь из церкви, - отравили его, видать враги наши".Выборными людьми, случайно собравшимися в Москве в конце 1681 года совсем по другому делу, из двух братьев Ивана и Петра, на престол был выбран сын царицы Натальи Пётр. Провозглашение его состоялось 27 апреля. Править, очевидно, должна была его мать и вызванный из ссылки воспитатель её Артамон Матвеев.

Рушились мечты царевны Софьи. Опять мачеха встала на её дороге. Но не в обычае Софьи было опускать руки, даже не вступив в борьбу. На её стороне по мимо родственников Милославских, был князь Голицын и Хованский - лицо близкое к стрельцам. С их помощью, а в особенности с помощью стрельцов, многое можно было сделать. По наущению Софьи её люди стали сеять в рядах стрельцов смуту, убеждая что Нарышкины хотят разослать их по разным городам, а потом и вовсе извести за прежнюю службу царевне.

Сама того не зная, Софья впервые в российской истории, организовала захват престола с помощью элитной гвардии. Стрелецкий бунт, организованный царицей Софьей, произошёл 15 мая 1682 года, вознеся её на ту высоту, откуда теми же методами в 1689 году скинет её подросший "волчонок" Петруша. Ибо только эти двое могли на равных сражаться за российский престол. Стрелецкий бунт обернулся кровавым кошмаром. С умыслом напоенные стрельцы хозяйничали во дворце, теремах и церквах, ища Нарышкиных и других бояр, порешить которых им велел Иван Милославский - дядя царевны Софьи, заправлявший делом. В кровавой бойне погибли ненавистный Матвеев и многие Нарышкины. Результатом бунта явилось двоевластие на русском престоле: 26 мая царями были провозглашены Иван и Пётр, а 29 мая стрельцы подали боярам челобитную, чтобы по молодости обоих государей правление было вручено Софье. С этого времени Софья "официально" засела с боярами в Палате, думные люди докладывали ей о государственных делах, и ее имя писалось на указах вместе с именем царей. Над Русью воцарялся знаменитый двойной трон, выставленный ныне в Грановитой палате,- с маленьким окошечком позади сидения Ивана: через него Софья нашептывала слабому умом отроку то, что он должен был произнести.

Семь лет заочного царствования Софьи. Семь лет Софья Алексеевна практически безраздельно царствовала на российском престоле. По сути, впервые после княгини Ольги русской землей управляла женщина. "Софья вышла из терема и отворила двери этого терема для всех желающих русских женщин, как меньшой её брат Пётр прорубил потом дверь в Европу, тоже для всех желающих, а иногда и не желающих. За время своего фактического правления Софья подготовила почву для реформ Петра, смело расширяя границы России.

Успехи во внешней политике обостряли желание Софьи надеть царский венец. Ибо сильно беспокоил царевну подрастающий Пётр. Окольничий и начальник стрелецкого приказа Фёдор Шакловитый подговаривал Софью извести мачеху и "волчонка". Софья колебалась. Откуда-то возник слух, что царь Пётр, проживающий с матушкой - царицей в Преображенском, собирается напасть на Москву со своими, как их называли "потешными". Стрельцы проглотили наживку и решили одеть венец на царевну Софью. Пётр был предупреждён об опасности и ночью бежал в Троицкую лавру, откуда разослал грамоты во все стрелецкие полки, чтобы они явились в лавру. Правительница попыталась пойти на мировую, но безуспешно. Её падение было предопределено. Вошедший не только в "меру возраста" но и в "меру силы" Пётр учинил жестокую расправу над приверженцами сестры. Ей пришлось выдать Шакловитого и других заговорщиков, которые были пытаны и казнены около лавры. Лишив Софью партии, Пётр приказал исключить её из имён царей, и 12 сентября 1689 года она была окончательно низвергнута с той высоты, куда возвели царь-девицу ум и незнающие удержу властолюбие. Софье было велено поселиться в Новодевичьем монастыре не в качестве постриженной монахини, а как живущей на покое. Потянулись девять бесконечных лет, время длилось однообразно до иступления. Из своего заточения Софья стала жадно следить за действиями нового правителя. Не все им были довольны; глухо роптали стрельцы, которых Царь Пётр отсылал на литовскую границу, отдавая все привилегии своим "потешным"; под накатом неметчины ворчали бояре - даже те, кто некогда поддерживал Петра. И, как водится, на Руси, вспоминали старые добрые времена, которые теперь ассоциировались с правлением Софьи Алексеевны. Опальная царевна будто ожила в своём заточении. Ей снова грезились кремлёвские палаты и царский венец. Девять лет не научили её смирению, ободренная слухами, она адресовала стрельцам письмо, где просила постоять за неё и пойти против царя Петра. Стрельцы двинулись на Москву - себе и Софье на погибель. Ещё одного стрелецкого бунта история не допустила. Круто расправился Пётр с сестрицыной гвардией. Всего было казнено 195 человек. Перед окнами Софьиной кельи "братец Петруша" велел повесить троих мертвецов, вложив в руку каждого стрелецкую челобитную о вступлении царевны на престол.



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!