СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Всероссийский урок "Арктика - фасад России"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всероссийский урок "Арктика - фасад России"

Просмотр содержимого документа
«Всероссийский урок "Арктика - фасад России"»

ВСЕРОССИЙСКИЙ УРОК


ТЕМА: "Арктика-фасад России"



Цель урока: повышение осведомленности обучающихся о природе, истории исследования и освоения, задачах современного освоения Арктики; развитие мышления и интереса к заданной тематике; воспитание патриотизма и гордости за величие своей страны, мужество и стойкость своего народа.

Форма проведения: урок-исследование

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерная презентация об Арктике, видеофильм, карта России.

Ход урока

I. Организация класса

II. Подготовка к изучению. Актуализация опорных знаний. 1. И/упражнение «Микрофон»

- Что ты знаешь об Арктике?

2. И/упражнение «Кластер»





3. Вступительная беседа учителя:

Арктика – огромные северные пространства Северного-Ледовитого океана, включающие окраины материков Евразии и Северной Америки. Ледяная, холодная, и казалось бы, безжизненная земля. Но, это не так. Арктика – это сокровищница нашей планеты!

Арктика – земля холодных льдин!

Арктика – бесценные богатства.

Нефть и газ, металлы разных руд-

в недрах шельфа прячутся от нас всех.

Чудо-звери: овцебык и лемминг,

белые медведи и тюлени,

торосы огромных белых льдин –

Чудо-край, фасад моей страны!

- Сегодня мы с вами познакомимся с этим удивительным «Ледяным» пространством нашей планеты.

III. Основная часть

/Используется компьютерная презентация и физическая карта России/

1. Обучающиеся рассказывают об особенностях Арктики:

Слайд 2: 1)А́рктика (греч. — «медведь» (по созвездию Большая Медведица) — единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов.  Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры.  Площадь около 27 млн. кв. км; иногда Арктику ограничивают с юга Северным полярным кругом (66° 33′ с. ш.), в этом случае её площадь составит 21 млн. кв. км

Слайд 3: 2)По особенностям рельефа в Арктике выделяют: шельф с островами материкового происхождения и прилегающими окраинами материков и Арктический бассейн.  Область шельфа занята окраинными морями — Баренцевым, Карским, Лаптевых, Восточно-Сибирским и Чукотским.  Рельеф суши российской Арктики преимущественно равнинный; местами, особенно на островах, гористый.  Центральная часть — Арктический бассейн, область глубоководных котловин до 5527 м и подводных хребтов.

Слайд 4: 3)Природные условия Арктики очень суровые: низкий радиационный баланс, близкие к 0 °C средние температуры воздуха летних месяцев при отрицательной среднегодовой температуре, существование ледников и многолетнемерзлых пород, преобладание тундровой растительности и арктических пустынь. Морские акватории покрыты льдом - около 11 млн. кв. км зимой и около 8 млн. кв. км летом.

4) Средние температуры самого холодного зимнего месяца — января — колеблются от —2, —4 °C; в южной части Арктического района до —25 °C. В центральной части Гренландии минимальные температуры иногда снижаются до —55, —60 °C, Средние температуры июня +2, +3 °C

Слайд 5-7: 5) В Арктике живут удивительные животные. Одним из них является современник мамонта, доживший до наших дней – это овцебык. В Арктике можно встреть белого медведя, гренландского оленя, огромное количество птиц, устраивающих птичьи базары, тюлени.

Слайд 8: 6) В Арктике содержится колоссальное количество неразработанных энергоресурсов — нефти и газа. Для России арктический шельф — одно из наиболее перспективных направлений для восполнения запасов углеводородного сырья.

7)«Арктический шельф — крупный и до настоящего времени практически не использованный резерв нефтегазовой промышленности России. Среди крупных российских месторождений — газовые — Штокмановское, Русановское и Ленинградское в западной Арктике.

Слайд 9: 7) Долгое время Арктика считалась территорией, не приспособленной для жизни людей («мёртвая земля»), непроходимой ни водным, ни наземным путём. В XI веке русские мореплаватели вышли в моря Северного Ледовитого океана. В XII—XIII вв. открыли острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV в — острова архипелага Шпицберген, остров Медвежий. В результате Великой северной экспедиции (1733—1743) все сибирское побережье Северного Ледовитого океана до мыса Б. Баранов было исследовано, описано и нанесено на карты. С 1874 г. начались плавания на паровых судах через Карское море в устье Оби и Енисея, получившие названия Карских экспедиций. Норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен называл Арктику Страной ледяного ужаса.

Слайд 10: 8) В Арктике есть Дрейфующие полярные станции. Россия — первая и единственная страна, использующая так называемые дрейфующие полярные станции. Каждая такая станция представляет собой установленный на дрейфующей арктической льдине комплекс станционных домиков, в которых живут участники экспедиций, и необходимого оборудования. Благодаря существованию дрейфующих станций российские учёные получили возможность исследовать Арктику круглый год. Первая дрейфующая экспедиция под названием «Северный полюс» была высажена у полюса 21 мая 1937 года. В сентябре 2005 на освоение Арктики отправилась экспедиция «Северный полюс-34». Данные, получаемые во время экспедиций расширяют знания учёных о процессах, происходящих в природной среде Центральной Арктики, и помогут объяснить причины глобальных климатических изменений.

Слайд 11: Рассказ учителя: Ежегодно к Арктическим пространствам нашей страны снаряжается экспедиция «На лыжах – к Северному полюсу!». К участию в экспедиции приглашаются  учащиеся общеобразовательных учебных заведений, колледжей, коррекционных классов и школ, детских домов и других государственных образовательных и социальных учреждений 1997-1999 годов рождения, которым на момент начала экспедиции будет полных 16, но еще не исполнится 19 лет. Как и в прошлые годы, чтобы попасть в число кандидатов в команду надо выполнить несколько условий, важных из которых три:

  • Иметь опыт туристских походов 1 кат. сложности;

  • Принять участие в массовых соревнованиях «Лыжня России»;

  • Ответить на вопросы анкеты и проявить творческие задатки.

В анкете есть три обязательных вопроса:

  • Чем удивительна эта точка Земли – Северный полюс?

  • Почему Вы хотите участвовать в Экспедиции?

  • Есть ли у Вас собственная большая мечта – «Ваш полюс»?

Кроме того, в анкете есть ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ «творческое задание» – воображаемый дневник вашей будущей экспедиции. Представьте, что вы уже идете на лыжах к Северному полюсу. Придумайте, что происходит с вами, о чем вы думаете, чего боитесь, какая природа вас окружает, как вы устраиваете ночлег, как готовите еду, как выбираете путь, кто ваши товарищи, что вы знаете о ваших руководителях – Матвее Шпаро и Борисе Смолине, о других знаменитых полярниках?


  1. Просмотр видеофильма "Арктика".

IV. Обобщение

1. Проведение викторины «Знаешь ли ты Арктику?»

    1. Кому принадлежит Арктика и нужна ли виза, чтобы туда попасть?

    2. Как переводится слово «Арктика»?

    3. Что входит в состав Арктики? (острова, материки, части океанов)

    4. Какие моря входят в состав Арктики?

    5. Какие острова разделяют Карское и Баренцево моря?

    6. Море, омывающее остров Гренландия?

    7. Почему Баренцево море не замерзает?

    8. Почему северные олени пасутся ближе к морю?

    9. Назовите полярного грызуна, который питается мхом, зимой живет под снегом?

    10. Современник мамонта, доживший до наших дней в самых диких местах Северной Америки и Гренландии?

    11. Кто из исследователей Арктики совершил экспедицию на «Фраме», предварительно вморозив судно в полярные льды?

    12. Почему белые медведи не употребляют пингвинов в пищу?

    13. Начальник первой советской дрейфующей станции «Северный полюс»?

    14. Название первого советского ледокола достигшего берегов Арктики?

    15. Памятник, какому животному, обитающему в белом море, установлен в Архангельске?

    16. Почему скопления птиц называют «птичьими базарами»?

    17. Какие растения встречаются в Арктике?

    18. К какому отряду относится арктическое животное «морской заяц»?

    19. Какие полезные ископаемые добывают на шельфе Северно-Ледовитого океана?

    20. Какие страны мира владеют прибрежными пространствами Арктики?

V. Подведение итогов урока.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!