Всероссийский урок
«Эколята – Мы молодые защитники природы»
для учащихся (5-8 классов)
«РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР И ВТОРИЧНАЯПЕРЕРАБОТКА МУСОРА»
Актуальность.
В современном мире переизбыток бытовых отходов – одна изнаиболее острых проблем. Существующие предприятия поутилизации TБO не справляются c возросшими в последние
десятилетия объёмами работ. Для решения проблемы необходимсрочный переход к раздельному сбору мусора и его вторичнойпереработке.
Цель урока – знакомство обучающихся с принципамираздельного сбора мусора и вторичной переработкой бытовыхотходов.
Задачи:
Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора;
Развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города,дома, в школе, в общественных местах;
Развивать умение логически мыслить, делать выводы, развивать коммуникативные умения;
Активизировать словарный запас за счёт правильногоиспользования слов (загрязнение, ядовитые вещества, отходы,металлолом, макулатура, бытовые отходы, стеклотара,пластмасса и т. д.).
Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, принтер, бумага для изготовления карточек-памяток.
Ход урока:
«Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел
себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету».
Антуан Де Сент – Экзюпери
– Как вы думаете, что означают эти слова?
– Мы сегодня поговорим о том, что мы называем мусором.
Зачем о нем говорить? Ведь мусор – это нечто неприятное, плохопахнущее, неинтересное, от него хочется поскорее избавиться,выбросив его в урну, в ведро, в мусоропровод ... Так?
– Давайте выясним, откуда берутся ужасные горы мусора?
Беседа с обучающимися:
– Как у вас дома появляется мусор?
– Из чего складывается мусор?
– Сколько раз в день вы выносите мусорное ведро или пакет?
– Куда, по вашему мнению, вывозят мусор из мусоропровода?
Больше 90% нашего мусора сегодня вывозят на полигоны, аточнее сказать, на свалки. Мусор – общая проблема всех людей!Количество мусора практически во всех странах мира неуклоннорастёт! В настоящее время на каждого жителя нашей планетыприходится в среднем около 1 т мусора в год, не считая миллионовизношенных и разбитых автомобилей … Каждый российскийгорожанин ежегодно «производит» 300 кг твёрдых бытовыхотходов. Самые большие «мусорщики» – американцы,американцы, у них накаждого жителя страны в год образуется 600 кг мусора!
– Поэтому тема нашего сегодняшнего урока «Раздельный сбор мусора и вторичная переработка бытовых отходов».
Давайте вспомним круговорот веществ в природе и нарисуем его схему:
растения – животные – мертвые остаткирастений и животных – перегной – микроорганизмы – соли в почве.
Посмотрите на схему, в ней есть отходы?
– Вы видите, что в природе отходов нет. А в нашейповседневной жизни отходы бывают? (Да).
– Скажите, куда идет мусор из наших ведер?(в мусорные баки, затем на свалки).
– Что там делают с мусором? (Сжигают или закапывают).
- На сегодняшний день загрязнение планеты мусором сталоодной из глобальных экологических проблем. Ежедневно в городахобразуется огромное количество бытовых отходов. В настоящеевремя на каждого жителя нашей планеты приходится в среднемоколо 1 т мусора в год. Если весь накопившийся мусор неуничтожать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора размеромс Гималаи – высочайшие горы мира.
Дальнейшая судьба отходов разная: часть мусораперегнивает на свалках, часть будет очень долго разлагаться, частьтоксична и опасна, а часть вообще никогда не разложится, так каксроки разложения различных отходов в почве очень сильноотличаются. Вспомните об этом, прежде чем бросить в лесу старыйполиэтиленовый пакет или бутылку
- Каждый раз, выбрасывая мусор вне специально отведенныхмест (на берегу реки или озера, в лесу или в поле), задумайтесь надэтими цифрами. Ваши внуки, а может, даже правнуки будутнаслаждаться всеми этими прелестями после вас.Свалки отравляют атмосферу и гидросферу, губятрастительный покров. Там в огромных количествах размножаютсякрысы, мыши и вредные насекомые, что угрожает вспышкамиинфекционных заболеваний.
– Как же сделать так, чтобы мусора на свалках было меньше?
– Как вы думаете, можно ли получить пользу и от мусора?Каким образом?
Есть три основных варианта обращения с мусором:
1. Захоронение:
Это самый антиэкологичный вариант. При обычной свалке изнеё вытекают токсичные инфильтрационные воды, а в атмосферупопадает метан.
2. Сжигание:
При сжигании мусора на мусоросжигающих заводах удаётся уменьшить их объем и получить некоторое количество энергии. 1 тмусора может дать 400 КВт-час. Однако даже при самой
совершенной технологии сжигания эти заводы загрязняютатмосферу.
3. Сортировка и переработка:
Это самый экологичный вариант обращения с мусором, прикотором не увеличивается его объем и снижается расходпервичных ресурсов. Перерабатывать мусор выгодно; навторичное сырьё: бумагу, стекло, пластик, алюминий, цветныеметаллы и др. – всегда есть спрос. Мусор сортируют по группам:стекло к стеклу, бумагу к бумаге, пластмассу к пластмассе, пищевыеотходы к пищевым.
Переработка – это самый экологически грамотный ирациональный вариант обращения с отходами, при котором неувеличивается их объём, а, наоборот, уменьшается. Дляпереработки отходов строят мусороперерабатывающие заводы. Вцелом переработка мусора не составляет проблемы, и этодостаточно выгодное дело. Так, из макулатуры получают новуюбумагу, из автомобильных шин – крошку, которая незаменима всоставе покрытий для спортивных площадок. Органические отходыиспользуют для производства удобрений, повышающихплодородие почв, пластик прессуют и делают скамейки и тазики. Итем не менее проблема утилизации мусора остается главнойпроблемой во многих странах, особенно в России.
Дидактическая игра «Сортируем мусор».
– А легко ли на самом деле сортировать мусор? Давайте и мыпопробуем. Мы с вами сейчас научимся сами сортировать нашбытовой мусор.
Перед вами на столе стоят четыре контейнера разного цвета(каждый для определенного вида отходов) и большой пакет смусором.
Примечание: «мусор» для игры отобран педагогом, пластиковые иметаллические упаковки заранее вымыты или иллюстрации «Мусора»
Задание: рассортируйте мусор по определеннымконтейнерам в зависимости от типа материала.
1 контейнер (красный) – для отходов из стекла (стеклянные бутылки ибанки, зеркала, лампочки).
2 контейнер (желтый) – сюда учащиеся отправят предметы изпластика и полиэтилена (стаканчик от йогурта, шариковая ручка,пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, сломанныеигрушки).
3 контейнер (черный) – для твердых бытовых отходов (ТБО). Этопищевые отходы и те отходы, которые не идут на переработку.
4 контейнер (зеленый) – в этот контейнер учащиеся должнывыбрать и отправить изделия из картона и бумаги (коробки отбытовой техники, упаковки от чая, фантики от конфет, газеты ижурналы, старые тетради, салфетки).
– Мы с вами убедились на личном опыте, что сортироватьбытовые отходы совсем несложно, а польза для окружающей средыогромная!
Раздельно собранные отходы — это не мусор, это вторичноесырье, из которого можно получать нужные нам товары, неувеличивая нагрузку на окружающую среду.
Подведение итогов урока:
Каждый из нас может что-то сделать, чтобы помочь нашейпланете. Не обязательно делать всё и сразу, можно начать с малого.
Помните, сколько людей на планете? Даже самое маленькоедействие каждого жителя планеты очень важно. Вредныепривычки можно изменить на полезные. Тогда мы сможемсохранить здоровыми себя и всю нашу планету!