СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Всеволод Михайлович Гаршин "Сказка о жабе и розе". Читательский дневник.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учащимся в работе над анализом литературного произведения.

Просмотр содержимого документа
«Всеволод Михайлович Гаршин "Сказка о жабе и розе". Читательский дневник.»

Название произведения.

Автор (ФИО).

Жанр.

Персонажи (герои) произведения, краткая характеристика.

Краткое содержание (сюжет)

Тема и основная мысль произведения

Чему учит произведение


«Сказка о жабе и розе»

(1884)


Гаршин Всеволод Михайлович

(1855-1888)


Литературная сказка

Роза - красивый и нежный цветок, восторженно смотрящий на мир. Любит все красивое. Беззащитная, несмотря на шипы. Мечтает принести пользу окружающим.

Жаба - уродливое, страшное создание. Для нее красиво только то, что можно съесть. Обо всем судит по его съедобности. Несчастное существо, которое знает только одну страсть — к еде.

Девушка Маша - сестра больного мальчика. Красивая и робкая. Любит своего брата и очень страдает от того, что ничем не может помочь ему. Нежное создание.

Мальчик Вася. Больной и несчастный. Умирает, получив розу.



В заброшенном саду распустилась прекрасная роза, которая была счастлива и любовалась всем вокруг.

Розу увидела отвратительная жаба, которой роза так понравилась, что она захотела ее съесть.

Жаба попыталась забраться по розе, но сильно поранилась об ее колючки.

Больной мальчик раньше очень любил играть в саду, читать книги и наблюдать за жизнью маленьких обитателей сада.

Он уже не мог вставать с постели и попросил сестру принести ему розу из сада.

Девушка пнула жабу, сорвала розу и отнесла брату, который вдохнул аромат цветка и умер.


Тема - в сказке два сюжета. Один — о розе, которую хотела съесть злая жаба. Второй — о больном мальчике, последним желанием которого, было полюбоваться розой.


Главная мысль - каждая даже самая короткая жизнь не должна быть прожита бессмысленно. Короткая жизнь розы подарила счастье умирающему мальчику и вызвала у него улыбку. В этом и был смысл существования прекрасного цветка.

Жизнь прожита не зря, если она потрачена на добрые дела.

Эта сказка учит ценить и понимать прекрасное. Учит жить не ради еды или других материальных ценностей, а ради ценностей духовных. Учит стремиться принести пользу другим людям, учит как сделать так, чтобы прожитая жизнь оказалась не напрасной.











План пересказа:

  1. Заброшенный сад.

  2. Расцветающая роза.

  3. Зависть жабы.

  4. Попытка жабы съесть розу.

  5. Мальчик в саду.

  6. Новые попытки жабы.

  7. Просьба мальчика.

  8. Сестра, роза и жаба.

  9. Смерть мальчика.



Пословицы:

    • Красота до вечера, а доброта навек.

    • Жизнь дана на добрые дела.

    • Жизнь прожить — не поле перейти.

    • Не красна жизнь днями, а красна делами.

    • Живи для людей, поживут и люди для тебя.







Ответы на вопросы учебника к сказке В. Гаршина "О жабе и розе" для 4 класса

Использован учебник "Литературное чтение" 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 178-179. УКМ "Школа России"


1. Что позволило Гаршину назвать историю сказкой? Что в ней сказочного?

В ней действуют сказочные герои - роза и жаба. Они наделены способностью разговаривать, чувствовать.


2. Проследи, как автор описывает внешний вид розы. Какие выразительные слова он для этого использует? А как Гаршин описывает жабу?

Писатель любуется розой. Он использует эпитеты: роскошный, нежный, бледный. Он описывает слезы розы, использует уменьшительно-ласкательные слова: головку.

Жаба отписана с отвращением. Она названа старой и жирной. Бока у неё грязно-серые и липкие, лапы безобразные.


3. Какими чувствами писатель наделяет розу и жабу? Почему жаба хотела уничтожить розу?

Роза радовалась миру, и могла плакать от счастья. Она любила слушать пение соловья. У неё была короткая жизнь. Когда роза увидела жабу она содрогнулась от ужаса. Она молила о другой смерти.

Жаба была ленивой, не радовалась ничему вокруг. Но роза ей понравилась. Правда, жаба решила её съесть. Когда её поцарапали колючки, жаба стала смотреть на розу с ненавистью. Она хотела уничтожить розу потому, что та одновременно привлекала её, и вызывала ненависть.


4. Можем ли мы сказать, что жаба и роза противопоставлены друг другу? Объясни. Приведи примеры из текста.

Эти герои противопоставлены друг другу. Роза нежная, красивая, умеющая любить жизнь. Жаба злобная, страшная, ненавидит все вокруг. Это совершенно разные характеры.

Примеры из текста:

В цветнике было так мирно и спокойно, что если бы роза могла  в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить.

Жаба не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде.


5. Что ты можешь сказать о характере мальчика? А как о нём говорит автор? Как он относится к герою?

Характер мальчика был спокойный, он имел склонность к созерцанию, любованию природой, любил читать и любил животных. Мальчик был мужественным и зная, что умирает, не плакал и не впадал в отчаяние. Автор относится к мальчику с состраданием и нежностью.


6. Обсудите с другом, почему писатель объединил в своей сказке истории розы и мальчика. Что их сближает?

Истории розы и мальчика дополняют друг друга. Роза помогла мальчику, сделала его последние минуты счастливыми. Мальчик помог розе, попросив сестру сорвать её, и роза не досталась жабе. Их сближает приближение смерти.


7. Каким настроением проникнуто произведение Гаршина?

Эта сказка проникнута печалью и светлой грустью.


8. Определи основную мысль произведения. Объясни свою точку зрения.

Жизнь прожита не зря, если она потрачена на добрые дела.


9. Обсуди с друзьями, можно ли дать сказке другое название.

В учебнике предложены четыре варианта названий. Первый: "История, которую поведал высушенный цветок розы". Это название можно было бы дать сказке. Ведь в последних ее строках мы читаем о том, что писатель узнал историю от высушенного цветка в книжке.

Второй вариант: "Последняя весна". Название неплохое, но ничего не говорит о событиях, которые происходят в сказке. И поэтому не совсем к ней подходит.

Третий вариант ещё хуже: "Брат и сестра". Речь о них идет, но это только половина истории, в которой Роза одна из главных героев. Этот вариант точно отметаем.

Последний вариант "Угасающая жизнь" тоже говорит лишь о мальчике. К тому же он слишком общий, не отражающий основную мысль сказки.


10. Составьте список произведений Гаршина для детей.

"Сказка о жабе и розе"

"Лягушка-путешественница"

"То, чего не было"

"Сказание о гордом Аггее"

"Attalea princeps"



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!