Всезнайка-почемучка. Познавательные задачи.
Выдвижение учителем познавательной задачи имеет очень важное значение. Цели и задачи его вытекают из основных требований к современному процессу обучения. В настоящее время учебный процесс направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, на формирование их творческого мышления. Здесь очень важна активная деятельность самих учащихся. Это важнейшее условие их развития. Процесс обучения складывается из совокупности последовательных действий учителя и руководимых им учеников. При этом успех деятельности учащихся находится в прямой зависимости от разумного руководства и направляющих действий учителя. Эти действия должны быть обусловлены современными требованиями к учебному процессу, умением мобилизовать внимание учащихся, возбудить интерес к изучаемому материалу и активизировать познавательную деятельность каждого. Только в этом случае можно привести в движение умственные и моральные силы ученика. Нельзя рассчитывать на глубокое и осознанное восприятие учебного материала при пассивном отношении к процессу познания. Решающая роль в этом принадлежит учителю, его умению глубоко продумать и отобрать средства, оживляющие учебный процесс. Такой учитель сумеет сформировать у учащихся потребность в знаниях и стремление к их углублению. Познавательный интерес достигается путем создания проблемной ситуации, постановкой проблемных вопросов, путем показа практической значимости изучаемой темы, создания эмоционального фона, вычленения основных научных идей, заключенных в изучаемой теме.
Самый надежный и традиционно проверенный способ развития умений – это система познавательных задач и заданий.
Познавательное задание – это определенные учебные условия, которые требуют от ученика активизации всех познавательных процессов – мышления, воображения, памяти, внимания и т.д. Традиционно их делят на образные, логические и оценочные.
Способы обучения решению познавательных задач.
Функции познавательных задач многообразны, – они позволяют творчески применить знания, формировать опыт творческого мышления, закреплять материал и т.д. Соответственно они применяются в различных звеньях учебного процесса – при постановке цели, изучения нового, его закрепления и для домашних заданий.
Возникает вопрос о том, как учить решению задач. Проблема формируется следующим образом: при всяком ли методе обучения способам решения познавательных задач они выполняют функцию средства развития творческих возможностей учащихся, их познавательной самостоятельности? И далее, при всяком ли обучении способам решения познавательных задач процесс решения будет творческим, т.е. с проявлением характеристик и процедур творческой деятельности?
В теории и практике обучения способам решения задач существует несколько принципиально различных методов:
1. Сообщение способа решения конкретных задач с последующим составлением алгоритма, дающего общую ориентировку решения задач данного класса. Приемы решения закрепляются тренажером.
2. Сообщение способа решения с последующим применением его в вариативных ситуациях в пределах данного класса задач. Составление алгоритма, подчас стихийное, представляется учащимся.
3. Самостоятельный поиск учащимися способа и пути решения конкретных задач с последующим определением алгоритма некоторого класса задач.
В реальном процессе обучения указанные три варианта обучения могут чередоваться в любом порядке, скрещиваться и сочетаться в разных комбинациях. Эти варианты могут применяться и изолированно друг от друга, так как каждый из них в различной системе обучения имеет различный удельный вес. Первый вариант был доминирующим на протяжении наиболее длительного периода истории обучения. Второй преобладает в настоящее время при редком, впрочем, составлении алгоритмов самими учащимися.