СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Вся жизнь- один чудесный миг... "

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Вся жизнь- один чудесный миг... "»

Образ А.С.Пушкина в литературе и живописи  Работа учителя: Руденко Х. С.

Образ А.С.Пушкина в литературе и живописи

Работа учителя: Руденко Х. С.

«Вся жизнь - один чудесный миг»  (Образ А.С. Пушкина в литературе и живописи)

«Вся жизнь - один чудесный миг» (Образ А.С. Пушкина в литературе и живописи)

    Следы исчезнут поколений,  Но жив поэт, бессмертен гений.  « (10 февраля) –  День памяти А.С.Пушкина .   В этот день1837 года на берегу Чёрной речки ( близ Петербурга) состоялась дуэль Пушкина с Дантесом. Послушайте воспоминание Л.Озерова: «А я, сбиваясь с ног. Всё бегу, как ошалелый, по зимнему Питеру за санями, увозящими поэта на Чёрную речку, чтобы догнать эти сани у Комендантской дачи и волей всех, всех вас, дорогие современники мои, преградить этот смертный путь и вырвать из рук секундантов Данзаса и д, Аршиака пистолеты: «Не смейте, не позволю, не будет». Не успел. Поздно. Навсегда поздно. Знаю это и всё ещё бегу, бегу…»

    Следы исчезнут поколений, Но жив поэт, бессмертен гений.

    « (10 февраля) –

    День памяти А.С.Пушкина .

    В этот день1837 года на берегу Чёрной речки ( близ Петербурга) состоялась дуэль Пушкина с Дантесом. Послушайте воспоминание Л.Озерова: «А я, сбиваясь с ног. Всё бегу, как ошалелый, по зимнему Питеру за санями, увозящими поэта на Чёрную речку, чтобы догнать эти сани у Комендантской дачи и волей всех, всех вас, дорогие современники мои, преградить этот смертный путь и вырвать из рук секундантов Данзаса и д, Аршиака пистолеты: «Не смейте, не позволю, не будет». Не успел. Поздно. Навсегда поздно. Знаю это и всё ещё бегу, бегу…»

    «Погиб поэт! Невольник чести пал, оклеветанный молвой…»  «Есть что-то глубоко значительное в том, что он погиб, защищая честь женщины и своё достоинство человека и поэта, в не в казематах или политических баталиях. Ни та и ни другая гибель – не «лучше» и «не хуже», но «та» была его гибелью, а «другая» - не его. Смысл её в том, что он, будучи прекрасным стрелком, не поменялся со своим противником местами и не стал убийцей – пусть даже человека ничтожного. Защищая свою честь, он не убил противника, а погиб сам, потому что поэт – убийца – это ещё больший парадокс, чем «скупой рыцарь», - писал Валентин Непомнящий в одной из своих статей о поэте.  Прощаясь с великим поэтом, П.А.Вяземский и В.С.Жуковский бросили в гроб Пушкина по перчатке… в знак дружбы, последнего рукопожатия, верности и братства.

    «Погиб поэт! Невольник чести пал, оклеветанный молвой…»

    «Есть что-то глубоко значительное в том, что он погиб, защищая честь женщины и своё достоинство человека и поэта, в не в казематах или политических баталиях. Ни та и ни другая гибель – не «лучше» и «не хуже», но «та» была его гибелью, а «другая» - не его. Смысл её в том, что он, будучи прекрасным стрелком, не поменялся со своим противником местами и не стал убийцей – пусть даже человека ничтожного. Защищая свою честь, он не убил противника, а погиб сам, потому что поэт – убийца – это ещё больший парадокс, чем «скупой рыцарь», - писал Валентин Непомнящий в одной из своих статей о поэте.

    Прощаясь с великим поэтом, П.А.Вяземский и В.С.Жуковский бросили в гроб Пушкина по перчатке… в знак дружбы, последнего рукопожатия, верности и братства.

    « Писать о Пушкине – значит писать о целой русской литературе»   В.Г.Белинский  О жизни А.С. Пушкина и его творчестве написаны интересные книги, подробные монографии и коллективные сборники, страстные исследования, воспоминания, стихотворе- ния, замечательные портреты. Иначе нельзя. Под влиянием произведений поэта в нас пробуждаются самые светлые, добрые, самые благородные чувства.  Н.В.Гоголь ещё при жизни писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном своём развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа. Русский дух, русский характер…»

    « Писать о Пушкине – значит писать о целой русской литературе» В.Г.Белинский

    О жизни А.С. Пушкина и его творчестве написаны интересные книги, подробные монографии и коллективные сборники, страстные исследования, воспоминания, стихотворе- ния, замечательные портреты. Иначе нельзя. Под влиянием произведений поэта в нас пробуждаются самые светлые, добрые, самые благородные чувства.

    Н.В.Гоголь ещё при жизни писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном своём развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа. Русский дух, русский характер…»

    Портрет А.С.Пушкина, написанный художником Василием Андреевичем Тропининым в1827году  В Москве, на квартире художника, Пушкин каждый день позировал Тропинину. «Сходство портрета с под-линником поразительно, хотя кажется, что художник не мог совершенно схватить быст-роты взгляда и живого выра -жения лица поэта»,- писал Н.А.Полевой. Тропининский портрет хорош оригинальной трактовкой внешности поэта, изображённого в домашней обстановке и в то же время в вдохновенной позе.

    Портрет А.С.Пушкина, написанный художником Василием Андреевичем Тропининым в1827году

    В Москве, на квартире художника, Пушкин каждый день позировал Тропинину. «Сходство портрета с под-линником поразительно, хотя кажется, что художник не мог совершенно схватить быст-роты взгляда и живого выра -жения лица поэта»,- писал Н.А.Полевой. Тропининский портрет хорош оригинальной трактовкой внешности поэта, изображённого в домашней обстановке и в то же время в вдохновенной позе.

    «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит.  Оно гласит, что не увижу пристрастья важных аонид.  Так Риму, Дрездену, Парижу известен впредь мой будет вид».  Орнест Адамович Кипренский написал портрет в 1827году по заказу барона Антона Дельвига (лицейского товарища). Пушкин отозвался на этот портрет стихотворением «Кипренскому».  Лицо поэта полно значительности, через плечо перекинут шотландский плед, который обычно носили поэты – роман -тики. За спиной – фигура музы, богини, покровительствующей искусству. Вот любопытное свидетельство современ -ника: «Кипренский очень удачно уловил сходство: это качество – отличительная черта в портрете Пушкина, им недавно написанного. Мастер ское произведение! Гений поэта как будто одушевил художника: огонь вдохновения сам изобразился на холсте в чертах его, и художник вполне выразил в его взоре луч высоких творческих дум»

    «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит. Оно гласит, что не увижу пристрастья важных аонид. Так Риму, Дрездену, Парижу известен впредь мой будет вид».

    Орнест Адамович Кипренский написал портрет в 1827году по заказу барона Антона Дельвига (лицейского товарища). Пушкин отозвался на этот портрет стихотворением «Кипренскому».

    Лицо поэта полно значительности, через плечо перекинут шотландский плед, который обычно носили поэты – роман -тики. За спиной – фигура музы, богини, покровительствующей искусству. Вот любопытное свидетельство современ -ника: «Кипренский очень удачно уловил сходство: это качество – отличительная черта в портрете Пушкина, им недавно написанного. Мастер ское произведение! Гений поэта как будто одушевил художника: огонь вдохновения сам изобразился на холсте в чертах его, и художник вполне выразил в его взоре луч высоких творческих дум»

    Акварельный портрет Пушкина  работы Петра Фёдоровича Соколова  Работа датируется по- разно-му (1830-1836).  На этом портрете поэту свойственны изящная лёгкость, естественность, аристократизм.  Современники расходились в оценке портрета.

    Акварельный портрет Пушкина работы Петра Фёдоровича Соколова

    Работа датируется по- разно-му (1830-1836).

    На этом портрете поэту свойственны изящная лёгкость, естественность, аристократизм.

    Современники расходились в оценке портрета.

    Портрет А.С.Пушкина, написанный Иваном Логиновичем Линёвым. Этот портрет, написанный в 1836 году, демонстрирует страшную хронику последнего года жизни поэта. Современники пишут: «С тёмного мрачного фона смотрит бледный человек, очевидно страдавший хронической бессоницей ( воспалённые веки), с сильно поредевшими волосами, уставший, измученный».

    Портрет А.С.Пушкина, написанный Иваном Логиновичем Линёвым.

    Этот портрет, написанный в 1836 году, демонстрирует страшную хронику последнего года жизни поэта. Современники пишут:

    «С тёмного мрачного фона смотрит бледный человек, очевидно страдавший хронической бессоницей

    ( воспалённые веки), с сильно поредевшими волосами, уставший, измученный».

    Посмертное изображение с натуры, выполненное Александром Алексеевичем Козловым и Фёдором Анто-новичем Бруни. Эти зарисовки у гроба имеют значение документа. Они потрясают.

    Посмертное изображение с натуры, выполненное Александром Алексеевичем Козловым и Фёдором Анто-новичем Бруни. Эти зарисовки у гроба имеют значение документа. Они потрясают.

    Картина Алексея Аввакумовича Наумова «Дуэль Пушкина (1885)  Акварель Петра Фёдоровича Бореля «Возвращение Пушкина с дуэли» (!885). (Посмотрите без комментарий)

    Картина Алексея Аввакумовича Наумова «Дуэль Пушкина (1885) Акварель Петра Фёдоровича Бореля «Возвращение Пушкина с дуэли» (!885). (Посмотрите без комментарий)

    «Ты не умрёшь , возлюбленный поэт!»    И сею кровью благородной  Ты жажду чести утолил –  И, осенённый, опочил,  Хоругвью горести народной  Ф.Тютчев Ты рано смолк ; но в памяти народной Ты не умрёшь, возлюбленный поэт! Бессмертен тот, чья муза до конца Добру и красоте не изменяла.  А. Плещеев.

    «Ты не умрёшь , возлюбленный поэт!»

    И сею кровью благородной

    Ты жажду чести утолил – И, осенённый, опочил,

    Хоругвью горести народной

    Ф.Тютчев

    Ты рано смолк ; но в памяти народной

    Ты не умрёшь, возлюбленный поэт!

    Бессмертен тот, чья муза до конца

    Добру и красоте не изменяла.

    А. Плещеев.

    «Пушкин с женой на придворном балу»- работа художника Николая Павловича Ульянова (1836)  Самая известная картина. Талантливый живописец изобразил трагическое одиночество при помощи своеобразного приёма: и Наталья Николаевна и все люди на балу – нереальные люди, а просто отражения в зеркале. Пушкин же,повер -нувший к нам от зеркала нервное, умное, гневное, страдающее лицо ,- реаль - ный, живой. На картине под -чёркнут контраст между внешностью поэта и внеш -ностью его жены.

    «Пушкин с женой на придворном балу»- работа художника Николая Павловича Ульянова (1836)

    Самая известная картина. Талантливый живописец изобразил трагическое одиночество при помощи своеобразного приёма: и Наталья Николаевна и все люди на балу – нереальные люди, а просто отражения в зеркале. Пушкин же,повер -нувший к нам от зеркала нервное, умное, гневное, страдающее лицо ,- реаль - ный, живой. На картине под -чёркнут контраст между внешностью поэта и внеш -ностью его жены.

    «Возлюбленный поэт, так дорог нам твой образ благородный…»

    Благодаря мастерству художников, мы с вами имеем представление о нём скорее внешнее. Но мы ценим его за то, что оста -вил он нам в наследство – его творчество. Гениальный русский поэт, мастер слова.

    Ему был дан необыкновенный дар. Им написано много. В его поэзии каждый из нас сможет найти для себя или радость, или урок, или утешение.

    • Благодаря мастерству художников, мы с вами имеем представление о нём скорее внешнее. Но мы ценим его за то, что оста -вил он нам в наследство – его творчество. Гениальный русский поэт, мастер слова. Ему был дан необыкновенный дар. Им написано много. В его поэзии каждый из нас сможет найти для себя или радость, или урок, или утешение.
    • Благодаря мастерству художников, мы с вами имеем представление о нём скорее внешнее. Но мы ценим его за то, что оста -вил он нам в наследство – его творчество. Гениальный русский поэт, мастер слова. Ему был дан необыкновенный дар. Им написано много. В его поэзии каждый из нас сможет найти для себя или радость, или урок, или утешение.
    • Благодаря мастерству художников, мы с вами имеем представление о нём скорее внешнее. Но мы ценим его за то, что оста -вил он нам в наследство – его творчество. Гениальный русский поэт, мастер слова. Ему был дан необыкновенный дар. Им написано много. В его поэзии каждый из нас сможет найти для себя или радость, или урок, или утешение.
    • Благодаря мастерству художников, мы с вами имеем представление о нём скорее внешнее. Но мы ценим его за то, что оста -вил он нам в наследство – его творчество. Гениальный русский поэт, мастер слова. Ему был дан необыкновенный дар. Им написано много. В его поэзии каждый из нас сможет найти для себя или радость, или урок, или утешение.
    « Он пришёл к нам из 19 века  как современник, друг, советчик»

    « Он пришёл к нам из 19 века как современник, друг, советчик»