Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12
"Всякие бывают события в детстве – горестные и прекрасные"
(По повести А. Лиханова "Последние холода").
методическая разработка
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Нуриахметовой Рузили Мунавировны.
г.Березники - 2025 г.
Тема урока. "Всякие бывают события в детстве – горестные и прекрасные".
(По повести А. Лиханова "Последние холода").
Цель урока. Воспитание добра, справедливости и сострадания.
Прочувствовать атмосферу военного времени в детском сознании,
понять и правильно оценить поведение детей, их умение полагаться
только на самих себя, их борьбу за выживание.
Ход урока.
1. Слово учителя:
- Замечательная повесть А.Лиханова «Последние холода» была выпущена в 1984
году.
Прочитаю отрывок из повести. "Детство прекрасно тем, что в нем множество событий. Не только замечательных, нет. Всякие бывают события в детстве – горестные и прекрасные. Но они бывают, вот что замечательно. Жизнь никогда не кажется безвкусной в детстве. Она и прекрасно сладка, и печально горька, и солона, конечно же, не всегда в меру".
- Какова роль данного художественного текста?
- О чём идёт речь в данной повести? Ваше прочтение.
2. Ответы учащихся.
3. Литературный диктант.
А. Лиханов. Повесть "Последние холода". Литературный диктант. |
1 | Как звали наставницу, которая "любила отвлекаться"? | Анна Николаевна |
2 | Какие уроки оказались для детей "самыми главными уроками"? | Отвлечения, генеральские маневры, размышления учительницы. |
3 | У кого из героев был полководческий ум? | Анна Николаевна |
4 | Какое образование ценилось, когда учился Коля? | Ценилось начальное образование. |
5 | Из чего иногда делали тетради по совету учителя? | Довоенные газеты. |
6 | Чему учили героя бабушка и мама? | Съедать всё без остатка. |
7 | Кого называли "шакалами"? | Детей, которые голодали, доедали за другими. |
8 | О ком идёт речь? "Их тогда было много ... Там царили несправедливые законы, зло и несправедливость". | Банда, шайка. |
9 | Кого проучил желтолицый мальчик? | Парень по прозвищу "Нос". |
10 | Для кого украл Вадька хлеб? | Сестра Марья. |
11 | Из какого города были брат с сестрой? | Город Минск. |
12 | Фамилия брата и сестры. | Русаковы. |
13 | "Не бойтесь спросить, если чего-то не знаете. Пусть над вами даже посмеются. Знайте: это смеются глупые люди". Кто из героев говорит об этом? | Анна Николаевна. |
14 | Почему Колька верил Вадику? | "Меня поразил Вадим. Но ещё сильней поразила его жизнь". |
Критерии оценивания диктанта:
13 - 14 б. - "5".
9 - 12б. - "4"
7 - 8 б. - "3".
4. Объяснить цитату.
"Уходит жизнь - приходит память. И память возрождает жизнь"
5. Вопросы.
1. Что стирает в сердце человека прежние ценности, превращает его
в запуганное животное?
Времена войны вносят в жизнь тягостные испытания, которые не каждый способен преодолеть. Голод стирает в сердце человека прежние ценности, превращая его в запуганное животное.
2. Каких детей называли "шакалами"?
Внезапно рядом появился мальчик с желтым лицом, очень похожим на покойника. Он шепотом попросил разрешения доесть остатки супа и мгновенно их проглотил. Оказалось, что мальчик был не один, а вместе с ним была его младшая сестра, которая тоже просила остатки у школьников. Коля узнал, что таких детей называют "шакалами".
3. Легко ли Вадику быть "шарашкой"?
Вадим рассказал Коле о том, как ему психологически сложно быть "шарашкой", но чтобы Марья не умерла с голоду, другого пути нет.
4. Почему Коля почувствовал себя "неопытным и слабым ребенком в сравнении
даже с Машкой"?
Коля, Вадим и Марья отправились к тифозным баракам, чтобы передать письмо больной маме. После посещения больницы Вадим изменился, он стал испытывать усталость и видимо, стал совсем другим человеком. Коля только теперь понял, с какой страшной бедой столкнулись его новые друзья. Коля почувствовал себя "неопытным и слабым ребенком в сравнении даже с Машкой".
5. Почему дружба Коля и Вадика пришла в упадок?
Когда Коля закончил школу, он навестил своих друзей и узнал об ужасной трагедии: их мама умерла. Вскоре после этого детей забрали и поместили в детский дом, и дружба Коли и Вадьки прекратилась - отныне они жили в разных мирах.
6. Что необходимо человеку, чтобы сохранить доброту?
Необходима невероятная сила воли,
чтобы сохранить самое ценное - честность и доброту.
7. Почему Анна Николаевна сказала детям, что они никогда не должны забывать
войны?
9 мая наступила долгожданная победа над Германией. Все праздновали. Анна Николаевна собрала детей в классе, поздравила с победой и сказала, что они, дети войны, никогда не должны забывать ее - только так можно сохранить мир на земле.
8. Какую роль играет рассказ о жизни брата и сестры Русаковых?
9. Какова роль учительницы Анны Николаевны?
10. Кто из героев вам понравился?
11. Что такое доброта, милосердие?
12. О чём вы задумались? Что вас удивило, поразило? К какой мудрой мысли вы
пришли, прочитав повесть А. Лиханова?
Вывод.
Времена войны вносят в жизнь тягостные испытания, которые не каждый способен преодолеть. Голод стирает в сердце человека прежние ценности, превращая его в запуганное животное. Необходима невероятная сила воли,
чтобы сохранить самое ценное - честность и доброту.
13. Работа в группе.
№1. Прокомментируйте данный фрагмент. |
... Вадим и даже маленькая Машка знали горького гораздо больше, чем я. Я в этом не был виноват. Я знал, что мои дорогие бабушка и мама изо всех сил защищают меня, ограждают от окружающей жизни, очень даже нелегкой, хотят, чтобы я поменьше знал о ней, подольше был обыкновенным ребенком – без всяких горестей, с одними радостями, какие, конечно, можно придумать военной порой. Я понимал, как мама и бабушка страдают от того, что им это не всегда удается, а иногда не удается вовсе, и видел, как они хмурятся и нервничают, если вдруг догадываются, что я знаю больше положенного мне, по их мнению, если вдруг они сознают с огорчением, что, как ни укутывай меня в вату, точно елочную игрушку, когда ее прячут в коробку после новогодней елки, я все равно вижу настоящую правду. Или имею представление о ней по осколкам, которые долетают, добираются до меня. Нет, человек, даже маленький, не елочная игрушка, его нельзя вынуть только на праздник, дать ему порадоваться огням и смеху, а потом упрятать на целую войну в мягкую, оберегающую от ушибов вату. Человек не игрушка, и – хочешь не хочешь – он будет биться об углы, которые придумывает жизнь, и это битье в конце концов приучает его к мысли, что жизнь не заменишь враньем или – скажем мягче – обманом, даже если этот обман совершенно не грубый, а деликатный и у него нет слов, а есть только молчание: люди молчат и, значит, скрывают правду. |
№2. Прокомментируйте данный фрагмент. |
Ах, взрослые, умные, мудрые люди! Если бы знали вы, как тяжелы ваши окрики! Как неправильно – не звучит, а действует ваше слово, в которое, может, и смысла вы такого не вкладывали, но вот произнесли, и оно звучит, звучит, как протяжный звук камертона в маленькой душе долгие-долгие годы. Многим кажется, что пережать, коли дело имеешь с малым, совсем не вредно, пожалуй, наоборот: пусть покрепче запомнит, зарубит на носу. Жизнь впереди долга, и требуется немало важных истин вложить в эту упрямую голову. Кто объяснит вам, взрослые, что хрупкое легко надломить. Надлома, трещины и не заметишь, а душа пойдет вкось. Глянь, хороший ребенок вдруг становится дурным взрослым, которому ни товарищество, ни любовь, ни даже святая материнская любовь не дороги, не любы. Хрупкая, ломкая это вещь – душа детская. Ох, как беречь надо бы ее, ох, как надо!.. |
№3. Прокомментируйте данный фрагмент. |
В школе вообще творилось что-то несусветное. Народ бегал по лестницам, орал, весело толкался. Мы никогда не допускали телячьих нежностей, это считалось неприличным, но в счастливый День Победы я обнялся с Вовкой Крошкиным, и с Витькой, и даже с Мешком, хоть он и олух царя небесного! Все прощалось в этот день. Все были равны – отличники и двоечники. Всех нас любили поровну наши учителя – тихонь и забияк, сообразительных и сонь. Все прошлые счеты как будто бы закрывались, нам как бы предлагали: теперь жизнь должна идти по-другому, в том числе и у тебя. Наконец учителя, перекрикивая шум и гомон, велели всем строиться. По классам, внизу, на небольшом пятачке, где устраивались общие сборы. Но по классам не вышло! Все толкались, бродили, и перебегали с места на место, от товарища к знакомому из другого класса и обратно. В это время директор Фаина Васильевна изо всех сил гремела знаменитым школьным колокольчиком, похожим скорее на медное ведерко средних размеров. Звон получался ужасный, приходилось закрывать ладонями уши, но сегодня и он не помогал. Фаина Васильевна звонила минут десять, не меньше, пока школа чуточку притихла. – Дорогие дети! – сказала она, и только тогда мы притихли. – Запомните сегодняшний день. Он войдет в историю. Поздравляю всех нас с Победой! Это был самый короткий в моей жизни митинг. |
№4. Прокомментируйте данный фрагмент. |
Знаете, – проговорила учительница, немного помедлив, точно решилась сказать нам что-то очень важное и взрослое. – Пройдет время, много-много времени, и вы станете совсем взрослыми. У вас будут не только дети, но и дети детей, ваши внуки. Пройдет время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети. Дети минувшей войны. – Она помолчала. – Ни дочки ваши, ни сыновья, ни внуки, конечно же, не будут знать войну. На всей земле останетесь только вы, кто помнит ее. И может случиться так, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы! Так вот, не давайте им забыть! Понимаете? Вы-то не забудете, вот и другим не давайте! |
№5. Прокомментируйте данный фрагмент. |
На виске у мальчишки вздрагивала, пульсировала синяя жилка, похожая на гармошку, он смотрел на меня очень внимательно, не отрывая взгляда, и вдруг проговорил: – Мальчик, если можешь, оставь! Я опустил ложку… Я опустил ложку и посмотрел на пацана. «Но ведь война кончилась!» – хотел сказать, вернее, хотел спросить я. А он глядел на меня голодными глазами. Когда так смотрят, язык не поворачивается. Я промолчал. Я виновато подвинул ему миску, а вилкой проделал границу ровно посередине котлеты. * * * Да, войны кончаются рано или поздно. Но голодуха отступает медленнее, чем враг. И слезы долго не высыхают. И работают столовки с дополнительным питанием. И там живут шакалы. Маленькие, голодные, ни в чем не повинные ребятишки. Мы-то это помним. Не забыли бы вы, новые люди. Не забудьте! Так мне велела наша учительница Анна Николаевна. * * * Это все правда. Все это было. |
14. Д/З. Какие жизненные уроки вы считаете ценными?
Дополнительный материал.
Основные персонажи
Главным героем и наблюдателем за ужасными реалиями военного времени стал десятилетний мальчик Коля. Третьеклассник, от чьего имени ведется повествование. Он добрый, справедливый и сострадательный мальчик.
Вадим и Мария Русаковы – брат и сестра, оставшиеся без родителей. Голод приводит их к отчаянию, но они продолжают быть добрыми и порядочными детьми до самого конца.
Мать Коли - решительная, энергичная женщина, которая полностью посвящает себя воспитанию своего единственного сына.
Анна Николаевна - учительница Коли, мудрая женщина, которая преподает детям самое важное.
Сжатый сюжет
Коля посещал третий класс, а его учительницей была Анна Николаевна, которую особенно ценили за ее "полководческий ум". Она никогда не давала советов, но внушала ценные жизненные уроки, запоминающиеся на долгое время.
Был уже 1945 год, и каждый день по радио объявляли о новых победах советских войск над фашистскими захватчиками. В эти дни у Коли были противоречивые чувства - "предчувствие радости и тревоги за отца", который сражался на фронте.
Каждому ученику школы давали билеты на дополнительный прием пищи. В этот раз Коля получил свой талон - Анна Николаевна выдала ему билет, чтобы он пообедал в столовой под номером 8. Несмотря на то, что "мама и бабушка старались изо всех сил", чтобы Коля не ощущал голода, у него постоянно было ощущение несытости.
Специально для школ города была организована столовая номер 8, где обедали только дети. Еда здесь была не особо вкусной: кислые щи, овсянка и стакан молока, но Коля "едва ли не все съел", даже если еда была невкусная, ведь так его всегда учила мама и бабушка.
На следующий день количество продуктов в столовой оказалось меньше, чем вчера. Коля с трудом принял решение съесть две трети овсяного супа, а затем приступил к котлете. Внезапно рядом появился мальчик с желтым лицом, очень похожим на покойника. Он шепотом попросил разрешения доесть остатки супа и мгновенно их проглотил. Оказалось, что мальчик был не один, а вместе с ним была его младшая сестра, которая тоже просила остатки у школьников. Коля узнал, что таких детей называют "шакалами".
Мысль о голодных детях, которые готовы "доедать чужие куски, вылизывать чужие тарелки", не давала покоя Коле. Тайком от своей мамы он украл кусок хлеба из буфета и положил его в свой портфель.
В этот день в столовой произошло настоящее событие - собрались вместе несколько смен работников. Коля столкнулся с группой старшеклассников, которые были очень неприятными и пахли махоркой. Носатый лидер этой группы получил прозвище Нос.
Коля узнал, что эти старшеклассники часто крадут еду с общего стола. На них уже несколько раз были устроены облавы, но безуспешно. Как-то раз Коля стал свидетелем того, как желтолицый парень украл кусок хлеба у маленькой девочки.
Коля услышал, как Нос призвал своих друзей наказать этого "шакала". Они окружили желтолицого парня, и походили на стаю, окружившую добычу. Затем началась драка, и неожиданно для всех "шакал" схватил Носа за горло и начал душить его. Товарищи Носа разбежались в страхе.
Желтолицый мальчик лишился сознания, и Коля поспешно направился в столовую в поисках помощи. Гардеробщица подкормила юношу сладким чаем, и он восстановился. Коля узнал, что «шакал» не поедал вот уже полную неделю.
Коля познакомился с желтолицым парнишкой по имени Вадька, а с чудесной женщиной Марьей, которая была его сестрой. Он узнал, что их отец погиб на военном фронте, а мать находилась в больнице. Дети, лишившись денег и прописки на продукты, мучились от голода, но умалчивали об этом перед своей матушкой, желая сберечь ее чувства.
Коля усмотрел, что его новым друзьям «плохо и одиноко», и истинно устремился помочь им. Вадька объяснил, что им нужно найти способ выдержать до конца месяца, и тогда они смогут получить новые документы на продукты. Коля намеревался предложить парням свою куртку.
Мать Коли, услышав о нелегкой участи Вадьки и Марьи, пригласила их в свой дом. Бабушка накормила ребят восхитительной заварушкой с маслицем, и они, поравнявшись в пище впервые за продолжительный срок, прочно и мирно уснули.
Мама Коли пришла на идею помочь своим детям и попросила их обязательно заехать к ним вечером. Ради нового товарища Коля прогулял пару уроков и вместе с Вадимом побродил по городу в поисках продуктов. В этот день парням удалось попросить немного отходов с маслозавода.
Вадим рассказал Коле о том, как ему психологически сложно быть "шарашкой", но чтобы Марья не умерла с голоду, другого пути нет. Он также рассказал о местной банде, которая отнимает у детей пищу в столовых, угрожая ножом.
Вадим привел Колю на рынок, который считался "серьезным по пониманию о еде местом", и рассказал о способах добычи пищи. Мальчики заглядывали под прилавки, надеясь найти упавший картофель, но безрезультатно.
После рынка ребята зашли в Вадькину квартиру. Коля никогда раньше не видел такого ужаса. Вадим рассказал, что после смерти отца мать сильно изменилась и ведет себя странно.
В школе мама Коли рассказала о детях, которые страдают от голода. В результате директор выдал им талоны на питание в столовую, а учительница собрала некоторую сумму денег. Вадим был очень рад, потому что "теперь не нужно просить у кого-то еду".
В столовой один из хулиганов отобрал у Марьи еду, угрожая ей бритвой. Мальчики встали на ее защиту, и хулиган быстро убежал.
По дороге домой хулиган из столовой догнал друзей и разрезал пальто Вадиму бритвой - "теперь его нельзя продать". Марья начала горько плакать.
Коля, Вадим и Марья отправились к тифозным баракам, чтобы передать письмо больной маме. После посещения больницы Вадим изменился, он стал испытывать усталость и видимо, стал совсем другим человеком. Коля только теперь понял, с какой страшной бедой столкнулись его новые друзья. Коля почувствовал себя "неопытным и слабым ребенком в сравнении даже с Машкой".
Вечером Вадим появился дома с продуктами, которые ему передали в школе. Он рассказал, что директор предложил им временно проживать в детском доме, пока их мама не поправится.
Мама Коли настояла на том, чтобы Вадя пошел в баню. Марья призналась, что однажды Вадим отвел ее в мужскую баню, она очень стеснялась, и больше она никогда туда не пойдет.
Когда брат и сестра ушли, мама начала ругать Колю за пропущенные уроки. Он рассказал, что вместе с Вадей искали еду, и тогда мама заплакала. "Самая ужасная пытка - это материнские слезы", - подумал Коля и почувствовал себя очень виноватым за то, что он расстроил маму.
9 мая наступила долгожданная победа над Германией. Все праздновали. Анна Николаевна собрала детей в классе, поздравила с победой и сказала, что они, дети войны, никогда не должны забывать ее - только так можно сохранить мир на земле.
По окончании войны Коля быстро забыл о голодных днях. Он уже учился в четвертом классе, но в столовой по-прежнему было много маленьких, голодных детей, которые ни в чем не виноваты, но назывались «шакалы».
И как все закончилось?
Коля - закончил четвертый класс, а его дружба с Вадиком пришла в упадок.
Вадим и Мария Русаковы - оказались в детском доме после смерти матери.