Урок по теме: «Все действия с рациональными числами»
Тип урока: урок закрепления и применения знаний, умений, навыков
Цели:
систематизация умений и навыков учащихся в умножении десятичных дробей;
повышение вычислительных навыков;
развитие познавательного интереса к предмету за счет вовлечения в игру;
развитие логического мышления, внимания, культуры математической речи
воспитание самостоятельности
воспитание ответственного отношения к учебному труду; развитие самооценки; чувства само- и взаимоуважения
Задачи:
формировать навыки на все действия с десятичных дробей;
воспитывать самостоятельность, аккуратность, точность выполнения заданий; чувство коллективизма
развивать логическое мышление, память, внимание, культуру речи
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят ученики в ходе урока: закрепят и актуализируют знания, умения и навыки в сложении, вычитании, умножении десятичных дробей, закрепят действия с натуральными числами, вычисление площади прямоугольника и объема куба.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация Power Point, карточки с заданиями для самостоятельной работы.
Мотивация: урок проходит в форме сказки
План:
Организационный момент.
Устная работа
Решение примеров
Решение уравнения
Самостоятельная работа
Итог урока
Домашнее задание
Рефлексия
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем урок – сказку по мотивам вашего любимого мультфильма “Алеша Попович и Тугарин Змей”. Сказки бывают с хорошими концами, а бывает так что у сказки может быть грустный финал. От нас с вами зависит, чем закончится наша сказка. Сможете ли вы помочь Алеше Поповичу еще раз победить Тугарина Змея. (Слайд 1)
Вы помните, чем закончилась история про Алешу Поповича? Он победил Змея, освободил Любаву и вернул в Ростов золото. Но недолго длилось счастье Алеши и Любавы. Вырвался на свободу Тугарин Змей и похитил Любаву, чтобы отомстить Алеше, унес её в страну “Рациональные числа”. И чтобы помочь Алеше мы отправимся в эту страну вместе с ним. (Слайд№2, 3, 4)
Тема урока: Свойства рациональных чисел. (Слайд №5)
Цель урока: мы продолжаем изучать тему рациональные числа.
Стал Алеша собираться в дальнюю дорогу, но для этого пути кроме меча ему еще понадобятся знания – знания правил действий рациональными числами. Давайте поможем Алеше найти их и вспомним все, что мы уже умеем делать с рациональными числами.
2. Устная работа
Первое задание (Слайд №6)
Вопросы :
1) Как умножить два числа с разными знаками.
2) Как сложить два отрицательных числа.
3) Как разделить два отрицательных числа.
4) По какому правилу выполняется вычитание чисел.
5) Как сложить два числа с разными знаками.
Итак, все правила вспомнили, и отправился Алеша в путь дорогу. И Бабуля с Тихоном тут как тут – как же они Алешу одного отпустят? (Слайд №7) А Алеша им в ответ: «Я возьму вас с собой, если Вы правильно ответите на мои вопросы. (Слайд №8).
Проверь себя
1) (-15) + (-3) = 18 | 4) (-15) - (-3) = -18 | 7) (-15) • (-3) = - 45 |
2) 6+(-11) = -5 | 5) 6 - ( - 11) = 17 | 8) 6 • (-11) = - 66 |
3) (-5)+53= 48 | 6) (-5) • 53 = - 165 | 9) (- 5) - 53 = - 48 |
Ответы: Δ – - Δ - - Δ - Δ
Взял он их с собой.
Второе задание
Шли они, шли и увидели, что дорога расходится на три дороги, а на развилке лежит огромный камень. Задумались наши друзья о том, какую дорогу выбрать, о чем говорят цифры перед каждой дорогой? (Слайд №9)
Тут Тихон увидел, что на камне записаны примеры. “Найти правильный путь поможет математическая эстафета. Какой ответ получите, ту цифру и выбирайте”.
а) - 8 + 24 б) – 19 + 46 в) – 18 - 46
- 19 : 3 : 8
: 3 - 13 + 2
* (-2) + 6 : (-3)
Получили в ответе число 2. Значит надо ехать прямо.
Через некоторое время вышли они в чисто поле. Полетели вдруг стрелы на Алешу и его спутников, это Тугарин Змей послал свое войско, чтобы они остановили смельчаков.(Слайд №10 )
Третье задание
Чтобы отбиться от стрел, нужно выполнить следующее задание. Задание: Поставьте правильно в примерах знак.
- 32,76 + 0,3= 32,46
- 0,54 - 21,6 = - 22,14
2,69 - 4,34= 1,65
- 17,01·0,2 = 34,02
- 22,1·( - 3,7) = 81, 77
125·( - 0,03) = - 3,75
Отбились от войска Тугарина Алеша, Бабуля и Тихон. Привела их дорога к густому лесу.
И вдруг слышат: “Помогите, помогите”. “Кто-то зовет на помощь. Да и голос уж больно знаком”, - сказал Алеша и поспешил на крик. Выбегает на полянку, а там возле огромного дерева связанный Юлий. (Слайд №11)
“Юлий, а ты как здесь оказался?” - удивленно спросил Алеша. “Да вот решил денег заработать”, - ответил конь – “да только слова не разгадал, все подковы проиграл и еще должен дереву остался, и оно теперь меня не отпускает”. “А что отгадать-то нужно?” – спросил Алеша.
Четвертое задание (Слайд №12)
Задание: Нужно разгадать слово из четырех букв – имя известного математика древности. А для этого нужно найти в примерах ошибки. Из тех примеров где нет ошибок и составить слово.
На слайде высвечивается слово
Вычислите, используя законы математики:
1) – 13 – 15 + 9 - 17 = 36 М
2) 20 – 14 – 13 + 7 = 0 К
3) ( -2) • ( -24,3) • ( -5) = -243 А
4) ( - 5) • ( - 4) •31 = - 620 Е
5) 0,25 • ( - 4) • ( - 8) = 8 Ш
6) (-4) •(-5) – (-8) : (-2) = 16 И
Итак, буква открыты. Слово КАШИ.
Историческая справка. Правила вычисления с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья аль-Каши Джемшид ибн Масуд (это его полное имя), работавший в городе Самарканде в начале 15 века. Записывал аль-Каши десятичные дроби так же, как принято сейчас, но он не использовал запятую; дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.
Слово разгадали и дереву ничего не оставалось, как отпустить Юлия.
3. Решение примеров на применение свойств
И отправились они дальше в путь вчетвером.
Шли, шли. Вышли к болоту. А в болоте Горыныч тонет. (Слайд №13)
“Горыныч, ты как в болоте оказался?”
“Посадил меня в болото Тугарин и сказал: пока не решишь правильно примеры сидеть тебе в болоте. А я правила не помню и ничего у меня не получается, непосильная это для меня задание”.
Давайте, ребята, решим примеры и поможем Алеше спасти Горыныча.
Пятое задание (Слайд №14)
Найдите значения , выбрав удобный способ вычисления
Молодцы, ребята, спасли Горыныча!
“Спасибо вам, друзья!” - прокричал Горыныч, улетая. (Слайд №15)
А Алеша, Бабуля и Тихон двинулись дальше в путь через лес, пока не наткнулись на избушку Бабы-яги. (Слайд №16)
“Баба-яга, укажи нам дорогу к Тугарину Змею”, - попросил Алеша. “А вот решите мои примеры , и укажу путь”, - ответила Баба Яга. (Слайд №17)
Шестое задание
Вычислите наиболее простым способом (самостоятельно):
а) 6,3 + (–3,7) + 2,6; г) 1,7 + (–2,6) + (–1,7) + 2,6;
б) (–9,2) + 5,4 + (–3,2); д) (–4,9) + 5,5 + 4,9 + (–5,5);
в) 8,2 + (–2,9) + 1,2; е) 1,8 + (–6,2) + (–4,1) + (–1,8) + 6,2.
Решили путники примеры, и Баба-Яга указала им дорогу к Тугарину.
Под песни и пляски дошли наши герои до высокой горы, а вход в гору закрыт огромным камнем. Как же открыть его? (Слайд №18)
Тут появился Тугарин Змей.
“Ну что, Алеша Попович, вот мы и встретились” - молвил Змей - Сейчас ты мне за все ответишь и вернешь мое золото”. (Слайд №19)
“Не бывать этому. Это было не твое золото, а людей. Верни мне Любаву по-хорошему иначе, худо будет”. ( Слайд №20)
Засмеялся Тугарин, и началась великая битва между Алешей и Змеем. Нелегко пришлось Алешеньке. А мы, ребята, чтобы помочь Алеше, решим с вами уравнение .( Слайд №21)
Седьмое задание (Слайд №22)
Уравнение
Победил Алеша. Разгромлен Тугарин Змей. Но как же отодвинуть камень и выпустить Любаву? А чтобы сдвинулся камень, вам нужно решить самостоятельную работу, а правильные ответы послужат шифром для открытия камня. (Слайд №24)
6. Самостоятельная работа (10 мин)
Самостоятельная работа дидактика стр. 23( 1 вариант) и стр.50 (2 вариант) №268, 269
Ура! Камень открыт. Любава спасена. Все счастливы. (Слайд №25)
Пора оправляться домой. ( Слайд №26)
Наша сказка закончилась. Благодаря вашим стараниям у нас получилась сказка с добрым и веселым концом. Мы повторили и закрепили навыки сложения, вычитания и умножения десятичных дробей. И еще раз убедились, что математика – интересная наука. Давайте подведем итог урока.
7. Итог урока
- Ребята, так знание каких правил помогли Алеше победить Тугарина и спасти Любаву? (еще раз формулируют правила).
Выставление оценок.
Домашнее задание (Слайд №27)
Файл прикреплен
9. Рефлексия.
Литература.
Математика:
Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений\ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. – М.: Мнемозина, 2013год
Интернет ресурсы.
Картинки к слайдам
http://www.rusactors.ru/wallpapers/alesha_popovich/17.shtml
http://artwork.in.ua/new/2572-ramka-dlya-foto-s-personazhami-multfilma-alesha.html
http://www.kinopoisk.ru/picture/858265
http://www.kinopoisk.ru/picture/858262/
http://www.rusactors.ru/wallpapers/alesha_popovich/05.shtml
http://img690.imageshack.us/img690/6071/popovich3.jpg
http://i030.radikal.ru/0711/55/01695db80a6d.jpg
http://pipopolam.narod.ru/video/disks/screenshot/aleshapo/alyosh-17.jpg
http://pipopolam.narod.ru/video/disks/screenshot/aleshapo/alyosh-08.jpg
http://www.igray.ru/images/reviews/popovich/8.jpg
http://grin.fatal.ru/foto.jpg
http://stickr.com/images.php/?file=simages/9470953.jpg&type=fullViewAttach
http://www.rusactors.ru/wallpapers/alesha_popovich/08.shtml
http://www.rusactors.ru/wallpapers/alesha_popovich/25.shtml
http://qiq.ws/04/06/2011/films/402065/alesha_popovich_i_tugarin_zmey_2004_bdrip_mkv.html
http://kinobank.org/movies_images/22108_704x368.jpg
Кадры из мультфильма “Алеша Попович и Тугарин Змей”, Россия, 2004
год, режиссер Константин Бронзит, вырезанные с помощью программы Nero StartSmart
Кадры из мультфильма “Добрыня Никитич и Змей Горыныч”, Россия, 2006 год, режиссер Илья Максимов, вырезанные с помощью программы Nero StartSmart
http://musichere.org/waiting/2398947/tgqLK4pX4woUBQPo4PkKe8bEXpqL2KhkyYg6JhSa9PnrcsQNgfxzEpvBNnCJgYrt/ - песня Алеши Поповича и Коня
8