СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал о всех звуках русского языка. Описание всех звуков.

Просмотр содержимого документа
«Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные»

Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные.

 

1. Гласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса. В русском языке их шесть: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].

 

2. Согласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума.

 

а) Согласные звуки делятся на твердые и мягкие. Большинство твердых и мягких согласных образуют пары по твер­дости-мягкости: [б] — [б''], [в] — [в''], [г] — [г''], [д] — [д''], [з] — [з''], [к] — [к''], [л] — [л''], [м] — [м''], [н] — [н''], [п] — [п''], [р] — [р''], [с] — [с''], [т] — [т''], [ф] — [ф''], [х] — [х''] (апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). Например, лук — [лук] и люк — [л''ук].

 

б) У некоторых согласных звуков отсутствуют соот­носительные пары но твердости-мягкости, то есть в языке суще­ствуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (т.е. они всегда только твёрдые) и непарные мягкие согласные [ш''], [й], [ч] (т.е. они всегда только мягкие).

 

Примечания:

  • у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается;

  • звук [ш''] обозначается на письме буквой щ;

  • черта сверху обозначает удвоенный (долгий) звук. Например, щека — [ш''ика], чаща — [чаш''а], ванна — [вана], касса — [каса]. В некоторых учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] — ванна.

в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, называются звонкими (например, [д], [д''], [з], [з''] и др.); если в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки называются глухими согласными (например, [т], [т''], [с], [с''] и др.). Большинство звонких и глухих согласных в русском языке образуют пары по звонкости-глухости: [б] — [п], [б''] — [п''], [в] — [ф], [в''] — [ф''], [г] — [к], [г''] — [к''], [д] — [т], [д''] — [т''], [з] — [с], [з''] — [с''], [ж] — [ш]. Ср.: бить — пить, год — кот, жить — шить.

 

г) Звуки [й], [л], [л''], [м], |м''], [н], [н''], [р], [р''] не образуют соот­носительной пары с глухими согласными, следовательно, они являются непарными звонкими (непарные звонкие согласные еще называются сонорными, это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И наоборот, глухие согласные, не образующие пары со звонкими, являются непарными глухими. Это звуки [ч], [ц], [х], [х''].

 

3. В потоке речи звучание одного звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление называетсяассимиляция. Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягким [н''], тоже смягчается, и мы получаем звук [з'']. Таким образом, произношение слова жизнь записывается так: [жыз''н'']. Сближение звучания возможно также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, звонкие согласные в позиции перед глухи­ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи­ми. Следовательно, происходит оглушение согласных. Например, лодка — ло[т]ка, сказка — ска[с]ка, воз — во[с]. Возможно и об­ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон­кими тоже становятся звонкими, то есть озвончаются. Напри­мер, косьба — ко[з'']ба, просьба — про[з'']ба.

 

Обозначение мягкости согласных на письме


В русском языке мягкость согласных обозначается следую­щими способами:

 

1. При помощи буквы ь (мягкий знак) в конце слова и в середине между согласными: польза — [пол''за], лось — [лос''] и др.

 

Примечание. Мягкий знак не обозначает мягкости со­гласных в следующих случаях:

а)  если служит для разделения согласных, второй из которых й (йот): листья — лис[т''йа], бе­лье — бе[л''йо];

б)  для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) — нож (2 скл., м.р.);

в)  для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), помочь (неопределенная форма глаго­ла), а также наречий: вскачь, навзничь.

 

2. Посредством букв и, е, ё, ю, я, указывающих на мягкость предшествующего согласного звука и передающих гласные зву­ки [и], [э], [о], [у], [а]: лес — [л''эс], мёд — [м''от], лил — [л''ил], люк — [л''ук], мял — [м''ал].

 

3. При помощи последующих мягких согласных: винтик — [в''ин''т''ик], слива — [с''л''ива].

 

Звуковое значение букв е, ё, ю, я 

 

1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука: [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в следующих случаях:

  • в начале слова: например, ель — [йэ]ль, ёж — [йо]ж, юла — [йу]ла, яма — [йа]ма;

  • после гласного звука: моет — мо[йэ]т, поёт — по[йо]т, дают — да[йу]т, лаять — ла[йа]ть;

  • после разделительных ь,ъ: съем — съ[йэ]м, пьёт — пь[йо]т, льют — ль[йу]т, рьяный — рь[йа]ный.

Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и: соловьи — соловь[йи].

 

2. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству­ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер­дости-мягкости: мех — [м''эх], нёс — [н''ос], люк — [л''ук], мял — [м''ал].

 

Памятка:

  • Звуки  [й], [л], [м], [н], [р] — звонкие (не имеют пары по звонкости-глухости)

  • Звуки [х], [ц], [ч], [ш''] — глухие (не имеют пары по твер­дости-мягкости)

  • Звуки [ж], [ш], [ц] — всегда твёрдые.

  • Звуки [й], [ч], [ш''] — всегда  мягкие.

Фонетический разбор слова (звуко-буквенный анализ слова)

 

Фонетический разбор слова (звуко-буквенный анализ слова) — это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова; фонетический разбор слова предполагает элементы графического анализа. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: например, земля1.

 

При проведении фонетического разбора слова необходимо обязательно произносить слово вслух. Нельзя автоматически переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова.