Ведущий.
Сегодня мы с вами поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком. О доброте.
Доброта! Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает.
- Ребята, а как вы думаете, что такое доброта? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – это все положительное, хорошее, полезное. А где живет доброта, как вы думаете? В сердцах людей.
Слово это серьезное,
Главное, важное,
То, что значит оно
Очень важно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважней,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец доброта!
Ведущий.
В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром у русского народа есть выражение: «Доброе слово и кошке приятно». А пословиц о доброте у русского народа великое множество.
Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит. От добра добра не ищут. Красоту уносят годы, доброту не унесут. Час в добре пробудешь – все горе забудешь. Путем зла не доходят до добра. Добрыми делами славен человек. И много–много других. Сейчас мы с вами правильно соединим начало и окончание пословиц.
(На доске):
На добрый привет… (добрый ответ).
Про доброе дело… (говори смело).
Жизнь дана на… (добрые дела).
Учись доброму… (дурное на ум не придет).
Без добрых дел… (нет доброго имени).
Худо тому, … (кто добра не делает никому).
Добрые дела… (красят человека).
Путем зла… (не доходят до добра).
Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды,
Может, вырастил деревце
Иль очистил пруды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию, дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.
Сердце чьё смягчил,
Кому подал руку?
Кому облегчил душевную муку?
Чью старость утешил?
Кого осчастливил?
Кого на дорогу на светлую вывел?
Ведущий.
Эти вопросы обращены к каждому из нас. И я убеждена, что в жизни всех нас были моменты, когда нам кто-то вовремя помог в самых разных ситуациях. Или мы сами поддержали кого-то в беде, независимо от того, родной это был человек или вовсе незнакомый.
И вот к нашему мероприятию мы наполнили «Копилку добрых дел», где вы рассказали о добрых поступках, которые вы совершали. Сейчас мы вскроем нашу копилку и зачитаем некоторые записки.
Копилка добрых дел
Чтение записок
Песня «Дорога добра».
Ведущий.
Запомните, ребята, слова этой песни «Иди мой друг всегда, иди дорогою добра» и сейчас ребята нам покажут, какую дорогу в жизни выбрали себе три брата. «Баллада о трёх сыновьях».
Инсценировка.
Баллада про трех сыновей
В краю средь гор и цветущих долин
Текла река, исчезая вдали.
Прекрасней не было страны,
Где рождались баллады и сны.
В дорогу звал глас таинственных гор.
Три сына там покидали свой дом.
Один был горд, другой — упрям,
А третий был сердцем смирён.
Слова Отца были грусти полны:
«В любви моей вы росли, как цветы.
Что ждёт вас там, в чужих краях.
Да хранит вас молитва моя».
ПРИПЕВ:
И звучало в ответ эхо горных вершин
«Сохраните богатство души,
И любви нескончаемый свет».
Прошли года, затерялись вдали.
В краю средь гор и цветущих долин
Встречал отец своих сыновей
После долгих разлук и скорбей.
И первый сын возвратился домой:
«Гордись, отец, — я великий герой.
Вся власть моя, и в этом суть,
На крови я построил свой путь».
Второй принёс золотые дары:
«Смотри, отец, я могу все миры,
Купить, продать и слёзы всех,
Превратить в серебро и успех».
ПРИПЕВ:
И звучало в ответ эхо горных вершин.
«Разменяли богатство души,
Ради славы и блеска монет».
А третий сын на коленях стоял:
«Прости, отец, я великим не стал.
Смиренным был, врагов прощал».
И отец с теплотой отвечал:
«Душа твоя и добра и чиста.
И пусть богат ты и знатен не стал,
Но ты сохранил любовь мою.
Я тебе свой престол отдаю!»
ПРИПЕВ:
И звучало в ответ эхо горных вершин.
Кроток сердцем и духом смирён
Верный сын унаследовал трон.
Ведущий.
Какими бы успешными не были первые два сына, отец вознаградил третьего сына, который был верен тому, чему учил его отец, сохранил в сердце его любовь.
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать,
И подарить его людям.
Ведущий.
Согласитесь со мной, что если бы однажды мы вышли на улицу и увидели вот такое солнце, нам стало бы не по себе, неприятно видеть хмурое, злое солнце, это противоестественно даже. Вот мы сейчас сделаем так, чтобы наше солнце опять стало добрым, таким, каким оно и должно быть.
-Сейчас мы с вами подберем слова, противоположные по смыслу тем, что вы видите на лучах солнца.
«Солнышко» (Добрые слова). Задание детям – подобрать к словам антонимы, заменив «плохие» слова на «хорошие», «добрые». На доске солнце, на лучах которого записаны плохие слова: грубый, злой, жадный, грустный, горе, вражда, обман, жестокость.
Ведущий.
Солнце является символом добра, недаром о добром человеке говорят, что он похож на лучик солнца, всех согревает своим теплом. Также я вам расскажу сейчас и о других символах добра.
Символы добра
С 20 по 25 апреля 1949 г. одновременно в Париже и Праге проходил I Всемирный конгресс сторонников мира. И эмблему для конгресса сторонников мира попросили нарисовать гениального испанского художника Пабло Пикассо. Так на свет появилась лаконичная фигура белого голубя, как символа мира.
Символом мира является так называемая голубиная лапка, или как у нас называют куриная лапка. Придумал этот знак Джеральд Холтом – англичанин, выпускник Лондонского Королевского колледжа искусств, художник и дизайнер. Заказ на символ поступил в 1958 г. от «Движения за ядерное разоружение». Сейчас этот символ более известен как символ молодежного дизайна, молодежной моды.
Пентагра́мма или пятиконечная звезда — древний символ, известный человечеству задолго до рождения Христа. Этот символ встречается на древних египетских статуях. Пентаграмма была широко известна как оберегающий от всякого зла знак.
Крест столь древний символ, известный не только в древнем Египте или Ассирии, но и в доисторическое время. Крест — символ вселенной, четырех сторон света, символ жизни, и передает множество смыслов.
Перечислять их – это отдельная большая тема
Крест - символ победы добра. Своими страданиями на нем Господь Иисус Христос смыл людские грехи, победил дьявола, упразднил смерть и открыл людям путь к вечной жизни. Крест свидетельствует о бесконечной любви Божией к грешному человечеству. Но Крест гораздо больше, чем символ: он обладает духовной силой.
Крест также является символом Междунаро́дного комите́та Кра́сного Креста́ — это гуманитарная организация, осуществляющая свою деятельность во всём мире. Она предоставляет защиту и оказывает помощь пострадавшим в вооружённых конфликтах. Организация основана в 1863 году швейцарцем Анри Дюнаном.
Ангелы – это сверхестественные разумные существа, которых создал Бог. Они оберегают человека от всякого зла. Считается, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель. Ангел является символом добра и милосердия.
Не прячьте доброты своей,
Откройте сердце всем наружу.
Тем, что имеете, щедрей,
Делитесь, распахните душу.
Дарите только теплоту:
Ребенку, женщине и другу,
И отодвиньте пустоту.
Жизнь все вернет сполна по кругу.
К вам возвратятся свет, любовь,
Мечта и счастье к вам вернется.
И нежной лаской вновь и вновь,
В вас чья-то радость отзовется.
Песня «Ангел».
Ведущий.
А сейчас внимательно послушайте стихотворение, которое прочитает вам Саша Ягудин и подберите к нему пословицу, подходящую по смыслу.
Жила поживала когда то большая семья.
Настала пора переезда в иные края.
Когда же мешки с барахлом выносили во двор,
У взрослых с детьми разгорелся нешуточный спор
И “против” и “за” раздавались у них голоса –
Везти или нет им с собою дворового пса.
А тот, чьих зубов опасался полуночный вор,
Лежал и внимательно слушал людской разговор.
“Я стал им не нужен… Зачем притворяться живым?”
И больше не поднял с натруженных лап головы.
Спустя поколение снова настал переезд
На поиски более щедрых и солнечных мест.
И бывшие дети решали над грудой мешков –
Везти или нет им с собою своих стариков...
Ведущий.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей
Но зло творится без труда
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь
Рождает птица птицу
От доброго - добро
От злого - зло родится.
Добро, коль не было б оно мало
Гораздо лучше, чем большое зло.
Ведущий.
Издавна добро борется со злом и чаще всего побеждает, так как добро сильнее зла. Ребята, а где добро всегда побеждает зло? Конечно, в сказках. Сейчас мы поиграем в игру «Угадай сказку по трем словам».
Песня «Кто сказал, что чуда ждать нелепо».
Дружба
Ведущий.
- Ребята, скажите, а у какого человека больше друзей – у доброго или у злого. А вы хотите, чтобы у вас было больше друзей? Тогда нужно проявлять уважение к окружающим вас людям, говорить больше добрых слов друг другу, учитесь радоваться успехам и сопереживать горю другого человека.
- сейчас мы с вами попробуем решить задачки на тему дружбы.
Задача 1. Колька – самый задиристый парень во всем дворе. Колька увидел, как попал под машину перебегавший дорогу котенок. Котенок погиб, и Колька у всех на глазах разревелся. Спрашивается: будут ли теперь ребята уважать Кольку?
Задача 2. Жадному Олегу (если у него не хватает денег на мороженое, он всем предлагает: “давай на пару купим” – и точно высчитывает, сколько кому лизнуть). Ребята придумали наказание: купили 3 пломбира и дали ему съесть одному. Он от жадности съел все три – и заболел. Спрашивается: правильно ли поступили ребята?
Такие задачи задавал ребятам писатель А.Маркуша и получил 100 ответов. “Умные будут уважать Колю, как и раньше уважали. А те, которые перестанут его уважать –глупые. С.Барановский, 5 класс”.
Этот самый короткий ответ мне особенно нравится. Прежде всего, нравится решительной непримиримостью к жестокости, которая в нем звучит. А я не знаю более страшной черты в человеке, чем жестокосердность, невосприимчивость к чужой боли, к судьбе слабого – хоть котенка, хоть птенца, не говоря уже о самом человеке.
Решение второе. “Скорее всего, ребята поступили правильно. Жадность надо истреблять, как… всякую заразу. Жадный видит только свою выгоду, а до других людей ему нет никакого дела. Слова не на каждого действуют, а уж на жадного и вовсе: он послушает-послушает и тут же постарается все забыть. И забудет – так ему выгоднее! Матти Загриц, 7 класс”.
Песня про дружбу
Игра «Кто его друг»
1.Девочка Маша и …
2. Буратино и …
3. Винни-Пух и …
4. Мальчик по имени Малыш и …
5. Смешарик Лосяш и …
6. Герасим и …
8. Гарри Потер и …
9. Хоббит Фродо и …
Песня «Ты да я, да мы с тобой»
Сюрприз с подарками
Но как бы нас жизнь ни ломала,
В ней некое есть волшебство…
Хороших людей слишком мало.
И все – таки их большинство.
Стань добрым волшебником,
Ну-ка попробуй.
Тут хитрости вовсе не нужно особой,
Понять и исполнить желание другого,
Одно удовольствие, честное слово.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра. Она одарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
давайте воевать за доброту!
Как бы жизнь не летела -
Дней своих не жалей, делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
Не тлело во мгле,
Делай доброе дело -
Тем живём на Земле.
hello_html_4cd1d7a3.pngКогда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто.
Направь шаги
Тропою ДОБРОТЫ
И радость помоги найти кому-то.
Скажите, сколько в сердце доброты?
Откуда же оно ее черпает?
И как среди бегущей суеты,
Оно так много и легко прощает?
И почему тревожится всегда,
Когда кому-то очень-очень больно?
Всегда есть наготове доброта.
Ее так много, что для всех довольно.
Я поняла, что доброта, как кровь:
Чем больше отдаешь, тем больше будет.
У доброты подруга есть – любовь.
Дарите доброты побольше, люди!
Где красота, там доброта.
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа
И нам без них не обойтись
Ни светлым днём, ни днём дождливым
И если хочешь быть красивым,
То добротою поделись!
Ходите дорогами ясными,
Летайте высокими трассами.
Орбитой любви привета
Пусть мчится вся наша планета.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом.
Песня «В двух шагах».
ИТОГ:
Слайд 1
Учитель: В чём проявляется вежливое, доброжелательное, внимательное отношение к людям?
Слайд 2
Ученик.
Слово это серьёзное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень важно для каждого.
В нём забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нём стремленье
На помощь прийти
Вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живёт
И о боли других
Позабыть не даёт.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец…
Учитель. Что такое доброта?
Слайд 3
Учитель. Мало быть добрым – надо ещё проявлять доброту так, чтобы она была понятна и приятна другим людям.
Слайд 4. «Добрые советы»
Учитель. Какие пословицы знаете о доброте, о добре?
Добра желаешь – добро и делай.
Добро помни, а зло забывай.
Доброе дело само себя хвалит.
Доброе дело и кошке приятно.
Доброе слово лучше мягкого пирога.
Добрый сын – отцу радость, а худой – печаль.
Слайд 5. «Пословицы»
Учитель. Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам , ни родителям , ни друзьям. Надо стремиться всегда и во всём быть полезными людям.
– Какие добрые поступки совершали вы?
В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»
В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной верёвке ведро. Идут, едут люди, заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем было достать и напиться. На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на деда с внуком, на колодец, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
– Что это за человек? – спросил внук деда.
– Это не человек, – ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к верёвке, набрал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку, спрятал ведро опять в солому и поехал.
– Что это за человек? – спросил внук деда.
– И это ещё не человек, – ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к верёвке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
– А это что за человек? – спросил внук деда.
– Обыкновенный человек, – ответил дед.
– Какой человек оказался самым добрым?
– А почему его дедушка назвал обыкновенным человеком?
Ученики читают стихи
1. Люди, будьте добры,
Станьте чуточку в жизни добрее,
Чтоб от ваших сердец теплоты,
Стало в мире теплее,
Чтоб растаяли льды всех обид,
Люди, будьте добрей,
Добротой согревайте друг друга.
2. Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость,
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта ,как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
3. Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
4. Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живём на земле.
Песня «Если добрый ты» (Приложение 1)
Слайд 6
Входит девочка с цветком.
Учитель. Вы узнали девочку, которая совершила доброе дело.
– Какие слова говорила девочка?
– Как называется это произведение?
– Кто его автор?
Слайд 7
– Вспомните, на какие желания Женя израсходовала лепестки цветика-семицветика?
Что принесло радость Жене по-настоящему?
Самая большая радость для человека – это протянуть руку помощи нуждающемуся, поэтому для девочки стало радостью исцеление больного мальчика.
Делать людям хорошее – хорошеть самому. Много славных дел ждёт и вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства.
Слайд 8
Со-чувствие
Со-страдание
Со-переживание
– Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир человека.
– Что их объединяет? (Приставка со означает своего рода причастность к чему-либо, общее участие).
Слово сострадание близко по значению к одному из самых красивых слов «милосердие». Оно говорит о сердце, которое любит и жалеет.
Слайд 9
– Вспомните, обратившись к своему жизненному опыту, когда человек может проявить милосердие?
Слайд 10
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
Учитель. Добрым может быть только тот , кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и других.
Посмотрите на портрет великой княгини Елизаветы Фёдоровны, сестры императрицы Александры Фёдоровны. Она могла жить в роскоши, но после смерти мужа она продала все свои драгоценности, построила монастырь, в котором вместе с другими монахинями ухаживали за ранеными, помогали нищим.
Логвинов «Матушка Великая Княгиня»
Разве не сестра императрицы
Как же это – без обиняков.
Деньги все на нищих и больницы,
Силы – на больных и стариков?
Были ведь богаты в самом деле
Что же не в шелках, не в соболях?
Руки от работы огрубели,
Ночи напролёт в госпиталях.
Где же ваши слуги и кареты?
Отчего не в злате, в серебре?
… Но не все бездомные согреты,
И толпа голодных на дворе.
Учитель. Проявляйте сострадание и милосердие к людям, которым нужна помощь.
Наши слова о милосердии перекликаются с содержанием знакомой нам песни «Вера» на слова А. Пахмутовой и музыку Н. Добронравова. Давайте исполним эту песню и постараемся проникнуться теми глубокими чувствами любви к ближним, которые испытывают эти авторы.
Песня «Вера» (Приложение 2)
Вера и милосердие связаны между собой, как свет и тепло весной. Когда они объединяются – всё на земле расцветает.
Слайд 11
Учитель. Ребята, почему такая радостная божья коровка? Она и листочки спасла, уничтожив тлю, и цветочки навестила. Вы нас и своих родителей тоже радуете добрыми делами. Только в этом учебном году наши ребята сделали много добрых дел, об этом говорят и их рисунки. А девочки Жиляева Настя, Канунникова Аня, Новикова Кира стали победителями в номинации «Юные дарования».
В заключении урока мы хотим вам рассказать об удивительном человеке, который без помощи людей, их милосердного к нему отношения не стал бы тем, кем он был. А был он известным иконописцем.
В 20 веке после смерти художника не в России, а в Сербии была найдена икона, на которой на обратной стороне было написано «Сию икону писал зубами крестьянин, безрукий и безногий: таким он родился. Он писал так самоотверженно, что ,порой, после многих часов рисования, близким приходилось прикладывать ему к челюстям горячие компрессы, чтобы расцепились зубы, державшие кисть. Он любил жизнь. Не озлобился ни на кого, и его очень любили односельчане, помогали ему.
Просмотр фильма "Калека" (Приложение 3)
Обобщение
– Что вам особенно запомнилось на занятии?
– А как вы поняли слова, которые стали идеей нашего урока? (Понять и исполнить желание другого – одно удовольствие – честное слово!)
Песня «Твори добро» (Приложение 4)
Слайд 12
Девочка Женя вручает детям цветики. (Приложение 5)