ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ
Школьный этап. 8 класс
2017-2018
Задание 1. По какому принципу образованы ряды. Дайте краткий ответ. (За каждый правильный ответ 1 балл, всего 2 балла).
1.1. Скань, зернь, финифть___________________________________________________________
1.2. А.Рублев, Ф.Грек, Дионисий______________________________________________________
Задание 2. Выполните тест. Буквы выбранных ответов занесите в таблицу ниже. (За каждый правильный ответ 1 балл, всего 5 баллов).
2.1. Кого воспевали в народных сказках и песнях XVI чека как идеального героя?
а) Ивана Грозного в) Ермака Тимофеевича б) Ивана Федорова г) Илью Муромца
2.2. Какие произведения относятся к жанру публицистики?
а) Документальные исторические повествования
б) Произведения, написанные на злободневную тему
в) Произведения, в которых уделялось внимание семейной жизни
г) Произведения, написанные обыденным языком, предназначенные для мирской публики.
2.3. В эпоху становления Русского централизованного государства возникла новая форма землевладения:
а) | соседская община | б) хутор и отруб | в) | поместье | г) вотчина |
2.4. | Петр I изучал кораблестроение в | | | | | |
а) Англии | б) Пруссии | в) Франции | г) Италии |
2.5. | С кем из французских правителей Екатерина II вела переписку? | | |
а) Ш. Монтескье | б) Вольтер | в) Ж.-Ж. Руссо | г) Ж. Мелье |
| | | | | | | | | |
| 2.1 | | 2.2 | | 2.3 | | 2.4 | | 2.5 |
| | | | | | | | | |
Задание 3. Что или кто является лишним в ряду? Объясните свой выбор. (За каждый правильный ответ 1 балл, за объяснение выбора 2 балла, всего 6 баллов).
3.1. Дворянство, духовенство, купечество, буржуазия, мещанство, казачество, крестьянство. _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
3.2. Военная коллегия, Мануфактур-коллегия, Преображенский приказ, Берг-коллегия, Поместный
приказ.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 4. Узнайте по описанию исторического деятеля, установите соответствие с портретом, напишите имя. (За каждый правильный ответ 2 балла, всего 12 баллов).
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/25/s_59f0ddacdf96c/721207_1.png)
Оценки и мнения.
Наполеон Бонапарт, император Франции: «Это истинный византиец, тонкий притворщик, хитрец, Он гораздо умнее, чем о нем думают».
Н.А.Бердяев, философ: «… был царь-интеллигент, всю жизнь искавший правды, в молодости – враг самодержавия и крепостного права, но человек раздвоенный и несильный».
А.И.Герцен, писатель и философ называл … «коронованным Гамлетом».
Князь. Выиграл две значительные битвы. В честь одной из них получил прозвище. Навсегда
остался в памяти народной. Канонизирован. В его честь в 1725 г. учрежден орден в России, а в 1942 г. – в Советском Союзе.
На 22-году жизни стал государем. В его царствование введен двуглавый орел на гербе Руси, зарождается приказная система управления, составлен судебник, установлены дипломатические отношения с папской курией, Германией, Венгрией, Молдавией, Турцией, Ираном и др. появилось название «Россия». Унаследовал от отца Московское княжество территорией в 400 тыс. км2, а сыну своему оставил огромную державу: ее площадь выросла в 5 раз и составила более 2 млн. км2.
Государственный и военный деятель. В 1698 г. пожалован сержантом, в 1702 г. – графом Священной Римской империи, в 1707 г. – светлейшим князем. Командовал русскими войсками в Польше, Курляндии, Померании и Гольштейне. При Екатерине I стал генералиссимусом. Состоял под судом за казнокрадство и уплатил 200 тыс. руб. штрафа.
В 12 лет зачислен в лейб-гвардии Семеновский полк. Прошел все воинские звания. Блестяще воевал с турками и французами. Разработал солдатский учебник «Наука побеждать». Прожил 70 лет.
Ученый. Учился в Москве, Петербурге, Германии. Первым стал читать публичные лекции по физике на русском языке. Создал первую в России научно-исследовательскую химическую лабораторию. Первым в историографии описал древнейшую историю славян. Открыл существование атмосферы на Венере. Добился пожизненной лицензии на производство и сбыт стеклянных украшений по всей России.
Задание 5. Выделите постройки в стиле барокко. (За каждый правильный ответ 1 балл).
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/25/s_59f0ddacdf96c/721207_2.jpeg)
1. Таврический дворец 2. Александровский дворец в Царском селе
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/25/s_59f0ddacdf96c/721207_3.jpeg)
3. Большой Екатерининский дворец 4. Михайловский замок
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/25/s_59f0ddacdf96c/721207_4.jpeg)
5. Строгановский дворец 6. Смольный Собор
Ответ: ____________________________________________________
Задание 6. Выполните задания в карте, расшифруйте слово, определите событие, выпадающее из логического ряда, объясните, восстановите хронологию. (Всего 17 баллов).
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/25/s_59f0ddacdf96c/721207_5.jpeg)
6.1. Определите какие переезды отражены на карте, в случае затруднения, используйте материалы следующего задания (7 баллов).
1._____________________________________
2._____________________________________
3._____________________________________
4.___________________________________________________________________________________
5.___________________________________________________________________________________
6.___________________________________________________________________________________
7.___________________________________________________________________________________
6.2 Установите соответствие: к каждому отрывку из «Истории России...» С.М. Соловьева подберите цифру на карте, обозначающую описываемое в тексте. Правильно выполнив задание, вы получите название влиятельного лица в эпоху дворцовых переворотов, пользующегося благо-склонностью правителя (2 балла).
Р. «9 февраля Остерман объявил в Верховном тайном совете, что его императорское величество изволил о князе Меншикове разговаривать, чтоб его куда-нибудь послать, а пожитки его взять...
Из Верховного тайного совета был дан указ Сенату о посылке Меншикова с семейством в Березов...»
О. «Манифест обращается к сравнению Бирона с Годуновым и обвиняет герцога Курляндского в невинном пролитии крови и в мучительном заточении многих знатных особ духовного и светского чина, обвиняет в коварствах и интригах, направленных против родителей императора... Бирон был сослан в Пелым, где для него был выстроен дом...»
A. «Елисавета... послала в Киль за племянником своим, молодым герцогом Голштинским... За ним был отправлен майор барон Николай Фридрих Корф, который благополучно и привез герцога в Петербург... »
Ф. «Императрица... хотела как можно скорее устроить брак наследника престола великого князя Петра Федоровича. Но легко понять, как важен был вопрос о выборе невесты и для своих, и для чужих... 3 февраля 1744 года принцесса Цербстская с дочерью приехала в Петербург».
И. «Анна Леопольдовна и муж ее не знали, что их везут в Соловки, думали, что местом ссылки их будет Пелым, где прежде был Бирон. В октябре они приехали к беломорскому берегу, но за льдом
это время года нельзя было проехать в Соловки, и Корф остановился в Холмогорах, где архиерейский дом был очень удобен для помещения. Он настоял, чтобы ссыльных оставить навсегда в Холмогорах».
Т. «Нам неизвестно время рождения отца русской науки и литературы... он и сам с точностью не мог определить этого времени, но нам известно место его рождения: поморская, или беломорская, страна пустынная, холодная, но прилегавшая к морю, которое принадлежало Европе, на котором появлялся европейский корабль... Богатырь не усидит в отцовском доме; его тянет на подвиг... Богатырь уходит из дому — в Москву».
B. «10 февраля получено было известие, что императрица уже недалеко от Москвы... Архиереи и сенаторы нашли Анну в Чашниках, и, в то время как они ее приветствовали, сопровождавший ее князь Василий Лукич Долгорукий зорко оглядывал их с ног до головы. В тот же день Анна приехала в село Всесвятское под Москвою и здесь остановилась, давши приказание похоронить на другой день Петра II».
Цифры на карте | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Отрывки | | | | | | | |
6.3. Определите событие, выпадающее из логического ряда, объясните свой выбор (За правильный ответ 3 балла). ___________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
6.4. Расставьте маршруты 1-5 в правильной хронологической последовательности. (За правильный ответ 5 баллов). _________________________________________________________
Максимальный балл - 45
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ
Школьный этап. 8 класс.2017-2018 КЛЮЧИ
Задание 1. По какому принципу образованы ряды. Дайте краткий ответ. (За каждый правильный ответ 1 балл, всего 2 балла).
Скань, зернь, финифть – ювелирная техника
А.Рублев, Ф.Грек, Дионисий – выдающиеся иконописцы XIV-XV вв.
Задание 2. Выполните тест. Буквы выбранных ответов занесите в таблицу ниже. (За каждый
правильный ответ 1 балл, всего 5 баллов).
2.1 | 2.2 | 2.3 | 2.4 | 2.5 |
в | б | в | а | б |
3. Что или кто является лишним в ряду? Объясните свой выбор. (За каждый правильный ответ 1 балл, за объяснение выбора 2 балла, всего 6 баллов).
Дворянство, духовенство, купечество, буржуазия, мещанство, казачество, крестьянство – буржуазия
– класс, остальные группы - сословия
Военная коллегия, Мануфактур-коллегия, Преображенский приказ, Берг-коллегия, Поместный
приказ – Поместный приказ – орган управления, существовавший до петровских преобразований, остальные органы управления созданы при Петре I.
4. Узнайте по описанию историческое лицо, установите соответствие с портретом, напишите имя.
(За каждый правильный ответ 2 балла, всего 12 баллов).
А | Б | В | Г | Д | Е |
3 | 5 | 1 | 6 | 2 | 4 |
Иван III | А.Суворов | Александр I | Ломоносов | Александр | А.Меншиков |
| | | | Невский | |
Выделите постройки в стиле барокко. За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 3 балла. 3. Большой Екатерининский дворец 5. Строгановский дворец 6. Смольный Собор
Выполните задания в карте (7 баллов), расшифруйте слово (2 балла), определите событие,
выпадающее из логического ряда, объясните (3 балла), восстановите хронологию (5 баллов). Всего
баллов.
Определите какие переезды отражены на карте, в случае затруднения, используйте материалы следующего задания. 7 баллов
1. принцесса С.А.Ф.(будущая Екатерина II) ко двору Елизаветы 2. Карл П.У. (будущий Петр III) ко двору Елизаветы
3. Анна Иоанновна на царство
4. Э.И.Бирон в ссылку
5. А.Меншиков в ссылку
6. Иван VI Антонович и его семья в тюрьму и ссылку 7. М. Ломоносов на учебу в Москву
Установите соответствие: к каждому отрывку из «Истории России...» С.М. Соловьева подберите цифру на карте, обозначающую описываемое в тексте. Правильно выполнив задание, вы получите название влиятельного лица в эпоху дворцовых переворотов, пользующегося благо-склонностью правителя. 2 балла
Цифры на карте | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Отрывки | Ф | А | В | О | Р | И | Т |
| | | | | | | |
6.3.Определите событие, выпадающее из логического ряда, объясните свой выбор (За правильный ответ 3 балла) – 7 - Переезд Ломоносова на учебу в Москву, т.к. это событие не связано с политической борьбой в эпоху дворцовых переворотов
Расставьте маршруты 1-5 в правильной хронологической последовательности. (За правильный ответ 5 баллов) 5
3
4
2
1
Максимум 45 баллов