СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по истории 10 - 11 класс.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

,Олимпиада по истории школьный этап 10 - 11 класс предназначена учителям и учащимся , участвующим в проведении школьного этапа олимпиад. .

Просмотр содержимого документа
«Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по истории 10 - 11 класс.»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМИПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 - 11 КЛАСС

(время выполнения 120 минут)


Фамилия, имя __________________________, класс ____________


Задание №1. Установите соответствие. Соотнести события и их участников (5 6аллов)


а) Дмитрий Боброк 1) освобождение Москвы от поляков в 1612 г.

б) Кузьма Минин 2) Куликовская битва

в) гетман Мазепа 3) восстание в Польше

г) князь Г. Потёмкин 4) Северная война

д) Ахмат 5) присоединение Крыма

6) «стояние на Угре»


А

Б

В

Г

Д








Задание №2. Что или кто является лишним в ряду (лишнее слово подчеркните и кратко объясните свой выбор)?

(Всего 6 баллов , 1 балл за каждый правильный ответ + 1 балл за каждое правильное объяснение).

А. Перун, Стрибог, Плутос, Сварог, Велес

__________________________________________________________________

Б. Титулярный советник, коллежский асессор, фендрик, рейтар

__________________________________________________________________

В. Н. Н. Ге, И. Н. Крамской, В. Г. Перов, В. А. Тропинин, И. И. Шишкин

__________________________________________________________________


Задание №3. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимум 14 баллов)

В_____ в результате покушения _____________ был убит. Министром внутренних дел стал князь _______________, выступивший с инициативой проведения реформ. В частности, он предлагал включить в Государствен­ный совет (совещательный орган при царе) выборных пред­ставителей от земств и городских органов самоуправления, расширить рамки избирательного права на местном уровне. Он также предлагал расширить права ____________________.

В___________ на съезде представителей земств в Петер­бурге была принята резолюция с требованием принятия _______________ страны, проведения политической амнистии, реали­зации мер по прекращению административного произвола властей.

__________________ Николай II издал Указ, по которому рас­ширялись права земств, смягчалась__________, крестьянство уравнивалось в правах с другими сословиями. Были отменены телесные наказания крестьян и круговая порука (совместная ответственность членов сельской общины за уплату налогов), облегчён выход из общины _____________. На большее, не подорвав основы собственного существования, самодержавный режим пойти не мог.

С середины ______ наметился рост рабочего движения. В 1901 — 1904 гг. забастовки рабочих охватили большинство гу­берний. Изменился и характер рабочих выступлений. _____________ стачки, направленные на улучшение материального по­ложения, условий труда и быта, сменились _______________. В 1903 г. _______ стачечников выдвигали политические требова­ния. Забастовки всё чаще сопровождались манифестациями под лозунгами введения демократических свобод. Именно тог­да появился лозунг _____________ .

1) В.К. Плеве; 2) 1904 г; 3) крестьянства

4) ноябре 1904 г; 5) П.Д. Святополк-Мирский 6) Кон­ституции

7) 12 декабря 1904 г.; 8) 1890-х гг.; 9) политическими

10) цензура; 11) экономи­ческие; 12) 53 %

13) зажиточному крестьянству; 14) «Долой самодержавие!».


Задание №4. Изображение каких исторических деятелей представлено ниже?

Укажите

1) их фамилии

2) их сферу деятельности

3) примерное время их деятельности

(по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимальный балл – 6)


А. Б.


Задание 5. Историк должен грамотно писать, исторические понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков. (Всего 12 баллов, 1 балл за каждый правильный ответ).

1. К…нс…стория – духовное учреждение, управлявшее епархией.

2.Акц…д…нции – доходы канцелярских служащих, живших добровольными приношениями челобитчиков.

3. Др…бан - - телохранитель в России XVII-XVIII вв.

4. Ир… …гулярные войска – войска, не имевшие постоянной организации, по особому комплектовавшиеся.

5. К...нт…нисты – в 1805-1856 гг. солдатские сыновья, с рождения числившиеся за военным ведомством

6. Лес…в…чная система – принцип княжения, по которому княжеский стол переходил не от отца к сыну, а к старшему мужчине в роду.

7. Не…ч…ки – в XVI - начале XVIII вв. дворяне, уклонявшиеся от обязательной службы.

8. Фуз…леры – в первой половине XVIII в. название пехоты в русской армии.

9. Евр…зийство – идейное историко-политическое течение, возникшее в русской эмиграции 1920-1930-х гг.

10. К…нд…минимум – управление одной и той же территорией двумя или несколькими государствами.

11. Анг…ж…мент – приглашение артиста на какой-нибудь срок для участия в спектакле.

12. Вым…р…чное имущество – имущество, на которое после смерти владельца никто не заявил претензий на владение.



Задание №6. К каждой представленной ниже иллюстрации памятника укажите

1) его название

2) место расположение (город)

3) архитектора

4) время создания (с точностью до половины столетия)

(по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимальный балл – 8)


А. Б.


Задание №7. Выполните задания по карте (максимальный балл – 12)



  1. Какие события указаны на карте? (1 балл) ___________________________________

  2. Назовите хронологические рамки события (1 балл) ___________________________

  3. Назовите главнокомандующих двух сторон (2 балла)__________________________

  4. Назовите три основных сражения и их даты (до 6 баллов) ______________________

__________________________________________________________________________

  1. Назовите итоги войны (2 балла) ___________________________________________________

Задание №8. Установите верность или ложность утверждений (ДА или НЕТ), свой ответ занесите в таблицу (4 балла).

1. В мае 1939 г. между СССР и Германией был под­писан договор о ненападении сроком на 10 лет.

2. В ноябре 1939 г. СССР начал военные действия против Финляндии.

3. После поражения Польши в сентябре 1939 г. в Бресте состоялся совместный парад советских и германских войск.

4. Всеобщая воинская повинность была введена в СССР в 1939 г.

1

2

3

4







Задание №9.Назовите фамилии и определите период деятельности учёных (с точностью до половины столетия) (Максимум 8 баллов: 1 балл за каждое правильное указание фамилии и один балл за каждое правильное определение периода деятельности).


1 2. 4. 5.


ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (25 баллов)

Примерные темы эссе:

Перед Вами высказывания историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

  1. Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).

  2. Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).

  3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.

  4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

Имейте в виду, что Жюри, оценивая Вашу работу, будет руководствоваться следующими критериями:

  1. Обоснованность  выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник). (5 баллов).

  2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления. (5 баллов)

  3. Грамотность использования исторических фактов и терминов. (5 баллов)

  4. Четкость и доказательность основных положений работы. (5 баллов)

  5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу. (5 баллов).

Желаем успеха!

  1. «По смерти Калиты Русь долго вспоминала его княжение, когда ей впервые за сто лет рабства удалось вздохнуть свободно» (В.О. Ключевский).

  2. «Расчетливость, медленность, осторожность, сильное отвращение от мер решительных, которыми можно было много выиграть, но и потерять, и при этом стойкость в доведении до конца раз начатого, хладнокровие – вот отличительные черты его деятельности» (С.М. Соловьев об Иване III).

  3. «Одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении» (В.О. Ключевский об Алексее Михайловиче).

  4. «Наименование Русского государства империей, а Петра императором всероссийским отразило глубокие изменения во внутреннем и международном положении страны. Государство, участие которого в международных делах ограничивалось отношениями с соседними странами Восточной и Юго-Восточной Европы, теперь прочно вошло в круг европейских держав». (Н.И. Павленко).

  5.  «Декабристы — историческая случайность, обросшая литературой» (В.О. Ключевский).

  6. «Было бы несправедливо отрицать громадные успехи, сделанные в это 30-летнее царствование (Николая I) во всех отраслях государственного устройства России; во всем же, что было сделано в этот период, Государю принадлежало личное, непосредственное руководство» (Д.А. Милютин).

  7.  «Можно было совершенно не соглашаться со многими идеями большевиков… но надо быть беспристрастным и признать, что переход власти в руки пролетариата в октябре 1917 г., проведенный Лениным и Троцким, обусловил собой спасение страны, избавив ее от анархии» (В. Игнатьев).

  8.  «Одна из главных ошибок немцев объясняется тем, что они обманулись в своих расчетах на отсутствие сплоченности многонационального Советского государства и недооценили патриотической готовности русских драться за свою Родину» (Из английского журнала 1945 г.).

  9. «Одержав победу, несмотря на колоссальные жертвы и разрушения, Советский Союз в небывалой степени увеличил свою мощь и международный авторитет» (В.П. Смирнов).

  10. «К сожалению, до конца довести реформу Косыгин так и не смог по ряду причин, одной из которых – и главной, на мой взгляд, являлось отсутствие поддержки со стороны большинства членов Политбюро». (Н.К.Байбаков).