Мозговой штурм как механизм вовлечения персонала в процесс выявления факторов влияния на результат методом структурного анализа К.Ишикавы
(10 минут)
Фролов Дмитрий Викторович
Добрый день.
У нас в лицее № 81 большое внимание уделяется овладению педагогами методами статистического анализа причинно-следственных связей. Применение этих методов обеспечивает получение руководством лицея информации, необходимой для принятия управляющих решений, организации корректирующих и улучшающих действий.
Вовлечение педагогов в процесс управления лицеем происходит в различных формах. Особое место уделяется включению педагогов в процесс самооценки, взаимооценки педагогической деятельности, в процессы выявления, структурирования проблем, нахождения путей их решения.
В лицее ежегодно проводится оценка качества педагогической деятельности (КПД) на компетентностной основе. Методика и технология оценки КПД разработаны и применяются у нас уже десять лет. По результатам оценки проводится анализ, выявляются проблемы. Оценка КПД — один из способов увидеть проблемы. Среди основных критериев оценивания — готовность педагогов к инновациям (предметная компетентность, педагогическая компетентность, психологическая компетентность, методическая компетентность, готовность к инновациям, общекультурная и эмоционально-нравственная компетентность). Именно количественный показатель готовности педагогов к инновационной деятельности чаще всего является самым низким среди остальных показателей. Таким образом, определилась проблема.
К решению выделившейся проблемы привлекаются педагоги. Механизмов выявления, структурирования проблем и нахождения путей их решения существует множество. Среди многообразия способов особую популярность и широкое распространение в лицее получил способ «мозгового штурма». «Мозговой штурм» основан на стимулировании творческой активности участников. Он позволяет составить список всевозможных влияющих факторов на проблему и затем провести их распределение по степени важности и практической применимости. «Мозговой штурм» полезен для генерирования максимально возможного числа идей и сбора мнений различных людей.
(Метод мозгового штурма был создан в 1941 году Алексом Осборном — сотрудником американского рекламного агентства суперпрофессионалов «BBD&O»).
Мозговой штурм у нас применяется как механизм вовлечения персонала в процесс выявления факторов влияния на результат решения проблем при осуществлении структурного анализа методом Ишикавы.
Для предварительной подготовки в учительской помещается плакат с заготовкой «рыбьего скелета» с выделенной проблемой после проведенной оценки качества педагогической деятельности, обозначенными факторами первого порядка (или корневыми причинами), влияющими на решение проблемы (эти факторы определяет совет по качеству). Задача предстоящего штурма таким образом обнародована минимум за 2-3 дня до его проведения. За это время участники смогут обдумать стоящую перед ними проблему и уже в самом начале штурма предложить интересные идеи.
Чтобы мозговой штурм прошёл максимально эффективно, в нём участвуют все члены педагогического коллектива, собираясь по кафедрам и методическим объединениям (их в лицее семь). Каждый участник высказывает свои идеи. На протяжении «игры» каждая кафедра выстраивает диаграмму Ишикавы, занося на неё факторы второго и третьего порядка. На выходе этого (начального) этапа процесса в центр оценки качества поступает семь диаграмм Ишикавы для обработки. Применение метода мозгового штурма дает возможность отобрать лучшие идеи в начале обсуждения, а затем уточнить детали уже в конце. Члены центра оценки качества за короткий промежуток времени получают таким образом максимальное количество факторов, влияющих на решение проблемы. Далее центр оптимизирует коллективное мышление кафедр, ранжируя факторы второго и третьего порядка по частоте их повторения в предварительных вариантах диаграмм, и составляет итоговую диаграмму. Чтобы добиться ещё большей эффективности, итоговую диаграмму Ишикавы вывешивают в учительской на 2-3 дня на обозрение педагогов. Если у них возникнут новые идеи, они могут обратиться в центр оценки для внесения добавлений в диаграмму и для её корректировки. Затем центр оценки принимает окончательное решение по факторам, влияющим на решение проблемы, и передаёт составленную диаграмму Ишикавы в совет по качеству.
Получен ожидаемый результат построения диаграммы Ишикавы — владение информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Обычно совет по качеству принимает решение привлечь персонал к следующему шагу: выработке стратегии решения проблемы. Далее работа заключается в том, чтобы с участием коллектива вывести максимально эффективную концепцию решения проблемы с последующим воплощением ее в жизнь. Делается это из следующих соображений: если результаты мозгового штурма при составлении диаграммы причинно-следственных связей не имеют никакого влияния на принятие решений в организации, то и внедрять его нет смысла — проделанная работа всего коллектива будет абсолютно бесполезной с точки зрения управления качеством. Выявить факторы, влияющие на решение той или иной проблемы, мало. Решение не "вытекает автоматически".
Обычно при выборе путей или контрмер решения проблемы необходимо прикладывать столько же усердия, как и на любом этапе процесса её решения. Здесь вновь хорошим механизмом нахождения стратегии решения служит "мозговая атака". Важным средством работы является матрица контрмер. Если диаграмма Ишикавы позволяет выявить корневые причины, вызвавшие проблему, то контрмеры — это мероприятия в пределах возможности коллектива, направленные на преодоление выявленных корневых причин. Матрица контрмер помогает команде выявить, какие контрмеры необходимо выполнить. Матрица также помогает проранжировать контрмеры вместе с практическими методами их реализации по степени их выполнимости и эффективности воздействия на конечный результат. Используя её, мы, во-первых, убеждаемся, что предложенные контрмеры действительно относятся к значимым корневым причинам. Во-вторых, матрица контрмер помогает определить альтернативные контрмеры, а также определить их эффективность и выполнимость. После того, как кафедра выбрала подходящие контрмеры, она разрабатывает план действий для их выполнения. А затем совет по качеству, проанализировав предложения кафедр, определит, действительно ли эти контрмеры являются способом решения проблемы, и решит вносить ли предложения кафедр в годовой план работы лицея.
Объектами исследования в лицее с помощью причинно-следственных диаграмм могут быть: низкая успеваемость в классе по предмету, увеличение случаев нарушения дисциплины, падение активности педагогов или учащихся в тех или иных направлениях деятельности, управление персоналом и т. д. Нельзя недооценивать метод мозгового штурма при анализе и структурировании проблем на родительских собраниях, собраниях старшеклассников, на уроках. Так например, диаграмма Ишикавы выстраивается учащимися в режиме мозгового штурма на уроках русского языка и литературы при работе с текстом, тем более что установление причинно-следственных связей есть то важное умение, которое необходимо формировать у учащихся. Учителя предметники используют этот способ при обучении старшеклассников работе с научным текстом при изучении нового материала, а также при обобщении и систематизации знаний учебной темы, раздела. В работе классного руководителя в определенный момент возникает необходимость корректировки воспитательной программы, в частности, тех ее разделов, которые касаются сохранения здоровья детей. На родительских собраниях, на классных часах, на малых педсоветах предлагается проблема – «Почему ухудшается здоровье детей?». Для поиска ответа на этот вопрос используется метод «мозгового штурма». А в качестве визуализации идей участников мозгового штурма очень подходит Диаграмма Ишикавы.
Таким образом, применение метода структурного анализа Ишикавы совместно с матрицей контрмер к любой группе причин, обеспечивающих качество, позволяет выявить и устранить те причины, которые вызывают наибольшее количество проблем (т. е. несоответствий критериям качества). В этом случае метод мозгового штурма становится не просто одним из механизмов вовлечения персонала в управление образовательной организацией, но и значимым условием её развития.