СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Всероссийский словарный урок "В.И. Даль-великий российский лексикограф"(методическая разработка).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всероссийский словарный урок проходил в честь дня рождения великого российского лексикографа Владимира Даля. Основная цель урока-пробудить интерес к русскому языку и оказать массовое воздействие на учащихся и студентов образовательных организаций.

Просмотр содержимого документа
«Всероссийский словарный урок "В.И. Даль-великий российский лексикограф"(методическая разработка).»

«Лукояновский Губернский колледж»

Дальнеконстантиновский филиал



Опыт работы преподавателя русского языка и литературы

Вздыхалиной С.А. по проведению Всероссийского словарного урока

« В.И.Даль – великий российский лексикограф».


22 ноября 2015 года, в день рождения великого российского лексикографа Владимира Даля, в рамках празднования Года литературы Министерство образования и науки России проводило Всероссийский словарный урок.

Основная цель урока – пробудить интерес к русскому языку и оказать массовое воздействие на учащихся и студентов образовательных организаций.

Структура урока была разработана мной на основе методических рекомендаций по проведению Всероссийского словарного урока, учитывая свои индивидуальные склонности и способности учащихся, уровень их подготовки, начитанность, обеспеченность учебной литературой.

Структура Всероссийского словарного урока «В.И.Даль – великий российский лексикограф»:

  1. Организационный момент.

  2. Постановка цели и задач урока.

  3. Словарная работа.

  4. Беседа «Словари – наши добрые помощники».

  5. Знакомство с биографией В.И.Даля, его ролью в развитии российской лексикографии. Презентация.

  6. Викторина по презентации о В.И.Дале.

  7. Выполнение заданий, связанных со словарями.

  8. Подведение итогов урока.

Проведению словарного урока предшествовала большая подготовительная работа, в которой мне помогали студенты второго курса, члены литературного кружка «Царственное слово». Они самостоятельно подготовили : 1) выпуск стенгазеты «Богатый и могучий русский язык»; 2) оформление выставки словарей разных видов и типов, разных лет изданий, как старых, так и новых; 3) презентацию о жизни и творчестве В.И.Даля.

Самостоятельная работа студентов во всех её видах и формах помогает им глубже, прочнее усваивать материал, приучает их к наблюдательности, пробуждает творческую активность и инициативу. Постоянная новизна, нарастание трудностей в процессе работы постепенно увлекают студентов и они начинают проявлять интерес к самому процессу деятельности. Полученные в ходе самостоятельной работы знания, познавательный опыт приносит им удовлетворение.

Тип данного урока – урок изучения нового материала с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Презентация, используемая на уроке, расширяет возможности межпредметных связей, способствует созданию культурологического фона произведения, предполагающего объяснение исторических, бытовых, культурных реалий эпохи.

Вид: синтетический урок, обобщающий изучение биографии В.И.Даля и его творчества.

Форма урока: урок-семинар.

Методы и приёмы: репродуктивный : слово преподавателя о словарях с элементами беседы; эвристический: ответы на вопросы викторины, выполнение заданий, связанных со словарями.

Учебные цели: обобщить знания студентов о биографии В.И.Даля и его творчества; познакомить студентов с его ролью в российской лексикографической науке; обучить студентов работе со словарями разных видов.

Развивающие цели: совершенствовать культуру письменного слова, культуру устной речи; способствовать развитию и совершенствованию информационных умений и навыков, навыков самоорганизации и саморазвития.

Воспитательная цель: воспитывать любовь к русскому языку, бережное отношение к его наследию.

Урок начат со словарной работы. Цель данной работы – закрепить ранее полученные умения и навыки по словарной работе.

Разобрать по составу слово «словарный». После определения состава слова становится понятно, что оно является однокоренным для слова «слово». Затем целесообразно составить словообразовательную цепочку (словарный – словарь – слово). Это позволит сделать вывод о том, что ближайший «родственник» слова «словарный» - слово «словарь», а значит, работа на уроке будет посвящена словарям.

Преподаватель знакомит студентов с словарями разных видов и типов.

Типология словарей



Лингвистические Нелингвистические

Энциклопедические

Общие Отраслевые



Одноязычные Неодноязычные

Нормативные Ненормативные



Какие ещё есть словари?

Студенты перечисляют знакомые им словари.



Попытку собрать все слова русского языка предпринял Владимир Иванович Даль. В его «Толковом словаре живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Над своим словарём Даль работал 47 лет!

Что это был за человек и как он работал над словарём, нам расскажут студенты второго курса, которые подготовили презентацию о жизни и творчестве В.И.Даля.

Цель презентации: способствовать эмоциональному восприятию темы и эффективной организации урока-семинара.

Для закрепления материала студенты отвечают на вопросы викторины по презентации о жизни и творчестве В.И.Даля.

Выполняют задания, связанные со словарями.

Заключительное слово преподавателя. Обращайтесь к словарям и справочникам постоянно. Помощь, которую они вам окажут, вы, несомненно, оцените, а дружба со словарями сохранится у вас на всю жизнь.

Итоги урока. Главная задача урока – обогатить студентов новыми сведениями по русскому языку, вызвать интерес к «скучной» науке – решена. Преподаватель подводит итоги по выполнению заданий, отмечает работу активных студентов на уроке, отмечает работу группы студентов, участвовавших в объяснении нового материала на уроке.