Экологическая игра.
«Всё должно куда-то деваться»
Выполнила: Ендураева Наталья Николаевна
Для детей 10-14 лет
Цель: развить интерес к исследовательской деятельности, сказать нет мусору.
Задачи: развивать навыки проведения лабораторных опытов; расширить кругозор учащихся о картошке; познакомить с одним из правил экологии « Всё должно куда- то деваться»
Ход игры
Данная игра основана на лабораторных опытах с овощем картофель. Дети делятся на 2 или более команды. За правильные ответы команды получают баллы.
Во время игры ведётся диалог с учащимися.
- Узнаём, что они знают о картофеле (слушаем ответы команд).
- Какие блюда можно приготовить из картофеля (слушаем ответы команд).
- Интересуемся у детей, когда появился картофель в России? (Родина картофеля — Южная Америка, где до сих пор можно встретить дикорастущие виды этого растения. Введение картофеля в культуру (сначала путём эксплуатации диких зарослей) было начато примерно 9-7 тысяч лет тому назад на территории современной Боливии. Появление в России картофеля связывало с именем Петра I, который в конце XVII века прислал в столицу мешок клубней из Голландии якобы для рассылки по губерниям для выращивания.Так, в 1765 году клубни были отправлены для посадки из Петербурга в Москву. Транспорт прибыл в декабрьские морозы, и потому, несмотря на тщательную упаковку (бочонки оборачивались рогожами), картофель сильно пострадал. Из 58 бочонков были пригодны только 8. Мёрзлый картофель распродали за большие деньги, ни слова не сказав о потере вкусовых качеств и полной непригодности для посева. В феврале 1766 года 4 пуда картофеля было отправлено из Петербурга в Новгород. Мешки сопровождал курьер, вручивший их губернатору вместе с наставлением о выращивании картофеля.) (слушаем ответы команд).
- Узнаём из чего состоит картофель? (В среднем картофель содержит (в %): воды 75; крахмала 18,2)
Крахмал при соединении с йодом становится тёмно синим. Капаем на срез картошки йод. Смотрим результат.
Таким же способом можно проверить наличия крахмала в разных овощах. Из предложенных овощей дети выясняют где находится крахмал.
Опытным путём выясняем, сколько крахмала в одном клубне картофеля. Команды по технологической карте добывают крахмал из картофеля. ( Приложение 1.) выигрывает та команда, у кого получится крахмал. (Ребёнок трёт на мелкой тёрке картофель. Появляется кашица с жидкостью. Значит, есть вода. Затем в кашицу наливаем воду, примерно стакан. Перемешиваем и через сито сливаем жидкость в сосуд. Уже минут через 10 можно увидеть осадок на дне сосуда. ( лучше оставить на час)
Знакомлю детей, что такое ньютоновская жидкость и неньютоновская жидкость. Если вязкость жидкости зависит только от её природы и температуры - такие жидкости мы называем ньютоновские (вода). А если вязкость жидкости зависит от скорости предмета- то такие жидкости называют неньютоновские. Неньютоновская жидкость одновременно пребывает в твердом и в жидком состоянии. Если вы сформируете из нее шарик, он потеряет форму при подбрасывании в воздух. При помещении в контейнер она (в отличие от обычной жидкости) не приобретет его форму. Сделать её можно, смешав крахмал и воду 2:1.
Возвращаемся к опыту.
Получившийся осадок выкладываем в блюдце. Через несколько минут водя пальцем по тарелке, можно наблюдать неньютоновскую жидкость. Через несколько часов получается белый картофельный порошок. При желании можно высчитать, сколько процентов крахмала в картошке. Необходимо заранее взвесить картошку и получившийся порошок картофельного крахмала.
Для чего используют крахмал? (Слушаем ответы команд)
Крахмал используется для накрахмаливания предметов одежды: воротников, халатов и так далее. Крахмальный клейстер применяется для приклеивания обоев, изготовления папье-маше, в кулинарии. Для организма человека крахмал наряду с сахарозой служит основным поставщиком углеводов — одного из важнейших компонентов пищи.
Какая польза для природы, если мы будем делать крахмал сами, а не покупать в магазине? (слушаем ответы команд)
Самое время познакомить с одним из правил Барри Коммонера: «Всё должно куда то деваться» Как понимают дети это правило? ( Крахмал, купленный из магазина, упакован в пакет, который в дальнейшем выбрасывается. Пакеты не разлагаются более 200 лет, нанося большой вред окружающей среде).
Подсчёт баллов. Побеждает дружба.
Вывод: Участие в опытах детям всегда интересно. А когда можно изготовить что-то полезное для себя, своей семьи и в пользу для природы особенно приятно. Если жители будут делать домашний крахмал, тогда не будет лишнего мусора от упаковки, а полученный продукт будет полезным и натуральным.
Из крахмала можно изготовить кисель. Домашнее задание: изготовить кисель с родителями из картофельного крахмала, сделанного самостоятельно.
https://www.iamcook.ru/showrecipe/13794 - изготовления киселя.
Список литературы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/История_картофеля
https://yandex.ru/video/preview/9610228138374697456 - неньютоновская жидкость.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Крахмал#:~:text=Крахмал%20используется%20для%20накрахмаливания%20предметов,в%20плодах%2C%20семенах%20и%20клубнях – крахмал.
https://urok.fedcdo.ru- законы экологии
https://www.iamcook.ru/showrecipe/13794 - изготовления киселя.
Приложение 1 Изготовления крахмала из картофеля. Внимание! Осторожно работать тёркой, чтобы не поранить руки. Не натирать слишком маленькие части. 1.Натереть картофель на мелкой тёрке в глубокую тарелку | 2.Налить стакан воды в картофельную кашицу и перемешать ложкой. | 3. Внимание, нам нужна получившая жидкость! Процедить через сито в высокий сосуд, ложкой прижимать картофельную кашицу. Остатки картофеля складываем в контейнер | 4.Дать настояться. | 5.Слить воду в глубокую тарелку, а белый осадок в контейнер. | | Приложение 1 Изготовления крахмала из картофеля. Внимание! Осторожно работать тёркой, чтобы не поранить руки. Не натирать слишком маленькие части. 1.Натереть картофель на мелкой тёрке в глубокую тарелку | 2.Налить стакан воды в картофельную кашицу и перемешать ложкой. | 3. Внимание, нам нужна получившая жидкость! Процедить через сито в высокий сосуд, ложкой прижимать картофельную кашицу. Остатки картофеля складываем в контейнер | 4.Дать настояться. | 5.Слить воду в глубокую тарелку, а белый осадок в контейнер. | |
| |