СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Всё об итоговом сочинении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной. Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

 

1. «Не все, кто странствуют, сбились с пути» (Дж. Р. Толкиен).

2. Почему человек отправляется в дорогу?

3. Что значит выражение «жизненный путь»?

4. Путь к себе.

5. Как определиться с выбором своего жизненного пути?

Скрыть

 

1.1. Тема дороги в мировой литературе относится к «вечным» темам. Со времён «Одиссеи» Гомера, сюжет которой целиком построен на возвращении героя домой после Троянской войны, мотив дороги в отечественной и зарубежной литературе часто сливается с философской темой жизненного пути, иногда с темой Родины или природы.

Так, например, в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» главный герой Чичиков всё время в дороге — он ищет лучшей жизни, трясётся по ухабам и кочкам, чтобы достичь своей цели — разбогатеть. Вместе с тем в поэме появляется и символический образ дороги — это исторический путь развития России, которая представляется автору птицей-тройкой:

«Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади... Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства...»

1.2. Герою «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева по дороге встречаются разные люди, судьбы которых не оставляют равнодушным читателя. В книге 25 глав, в которых мы видим размышления автора об участи угнетённых крестьян, сытой жизни помещиков, деспотизме самодержавной власти, жестоких законах государства и общественных нравах. Маршрут путешествия выбран не случайно. Этой дорогой путешествовала сама императрица, и Радищев был намерен «раскрыть ей глаза» показать настоящую Россию. Так в этом произведении появляется символический образ дороги. На дороге пересекаются пути самых разных людей — представителей всех сословий, состояний и возрастов. Разные люди — разные судьбы. Дорога — это место совершения событий. Именно образ дороги помог Радищеву объединить в единое художественное пространство бескрайние российские просторы и всю палитру русских нравов.

2. Мотив дороги звучит в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо…» Странники отправляются на поиски счастливого человека. Опять образ дороги символичен — она должна привести к цели, дорога — своего рода путеводная нить на пути к идеалу.

В путешествия отправляются ищущие смысла жизни и применения своим силам герои А. С. Грибоедова (Чацкий в «Горе от ума»), А. С. Пушкина (Онегин в «Евгении Онегине», М. Ю. Лермонтова (Печорин в «Герое нашего времени»). Убегая от не принявшего их общества, Чацкий, Онегин, Печорин едут путешествовать, надеясь найти ответы на волнующие их вопросы, понять, как жить дальше.

3.1. В рассказе И. А. Бунина «Человек из Сан-Франциско» также присутствует тема дороги: дорога выступает здесь в значении жизненного пути. Безымянный герой Бунина прожил жизнь, но не оставил после себя ничего стоящего, его жизненный путь оборвался неожиданно. Человек не может знать, сколько ему отпущено лет, поэтому жить надо так, чтобы не пришлось сожалеть о потраченном впустую времени.

3.2. Через заблуждения и ошибки пришлось пройти Пьеру Безухову, герою романа Л. Н. Толстого «Война и мир», прежде чем он смог определить свой жизненный путь и наметить цель. Путь духовного возрождения князя Андрея и Пьера также может стать примером для анализа в сочинениях данного тематического направления.

4–5. Сочинения на данную тему и подобные ей могут быть раскрыты на примере художественных произведений, где главные герои размышляют о своём предназначении, о смысле жизни. Тема эта многоплановая. Произведений, которые могли бы стать материалом для анализа, много в русской и зарубежной литературе, в том числе и произведения из комментариев к предыдущей теме.

Приведём пример из современной литературы.

Эраст Фандорин (герой повести Бориса Акунина «Статский советник») — успешный и неординарный молодой человек (ему 35 лет). Блестящая карьера, сделанная, однако, благодаря его личным заслугам, маячит на горизонте новой ступенькой роста. На пути главного героя запутанное преступление, которое он раскрывает, но расторопнее и удачливее оказывается князь Пожарский, присланный из Петербурга для расследования убийства генерала Храпова, а так же для того, что бы между делом «свалить» Долгорукова. Князь Пожарский, как выясняется, законченный подлец, но от этого не менее блестящий интеллектуал. Фандорину не сразу удается раскрыть подлинное лицо князя, а когда удается и ему, наконец-то, предлагают завидное повышение по службе, Эраст Петрович решает оставить государственную службу, ведь подчиняться человеку, которого не уважает, он не может. Для главного героя цель не может быть достигнута любыми средствами, потому что для него по-прежнему существуют понятия чести, морали, достоинства.

А вот князь Пожарский ради собственных интересов идёт, что называется, по головам. Гибнут чиновники, полицейские, гражданские — невинные по сути люди, — а что делать, ведь это революционный террор. Власти идут по следу «БГ», шаг за шагом приближаясь к Грину, убивая его подручных. Пожарский плетет свою интригу, ради власти, ради собственного самолюбия, не гнушаясь ничем…

Такие разные герои. И выбор каждый из них делает свой.

Просмотр содержимого документа
«Всё об итоговом сочинении»

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной. Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.




1. «Не все, кто странствуют, сбились с пути» (Дж. Р. Толкиен).

2. Почему человек отправляется в дорогу?

3. Что значит выражение «жизненный путь»?

4. Путь к себе.

5. Как определиться с выбором своего жизненного пути?

Скрыть



1.1. Тема дороги в мировой литературе относится к «вечным» темам. Со времён «Одиссеи» Гомера, сюжет которой целиком построен на возвращении героя домой после Троянской войны, мотив дороги в отечественной и зарубежной литературе часто сливается с философской темой жизненного пути, иногда с темой Родины или природы.

Так, например, в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» главный герой Чичиков всё время в дороге — он ищет лучшей жизни, трясётся по ухабам и кочкам, чтобы достичь своей цели — разбогатеть. Вместе с тем в поэме появляется и символический образ дороги — это исторический путь развития России, которая представляется автору птицей-тройкой:

«Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади... Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства...»

1.2. Герою «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева по дороге встречаются разные люди, судьбы которых не оставляют равнодушным читателя. В книге 25 глав, в которых мы видим размышления автора об участи угнетённых крестьян, сытой жизни помещиков, деспотизме самодержавной власти, жестоких законах государства и общественных нравах. Маршрут путешествия выбран не случайно. Этой дорогой путешествовала сама императрица, и Радищев был намерен «раскрыть ей глаза» показать настоящую Россию. Так в этом произведении появляется символический образ дороги. На дороге пересекаются пути самых разных людей — представителей всех сословий, состояний и возрастов. Разные люди — разные судьбы. Дорога — это место совершения событий. Именно образ дороги помог Радищеву объединить в единое художественное пространство бескрайние российские просторы и всю палитру русских нравов.

2. Мотив дороги звучит в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо…» Странники отправляются на поиски счастливого человека. Опять образ дороги символичен — она должна привести к цели, дорога — своего рода путеводная нить на пути к идеалу.

В путешествия отправляются ищущие смысла жизни и применения своим силам герои А. С. Грибоедова (Чацкий в «Горе от ума»), А. С. Пушкина (Онегин в «Евгении Онегине», М. Ю. Лермонтова (Печорин в «Герое нашего времени»). Убегая от не принявшего их общества, Чацкий, Онегин, Печорин едут путешествовать, надеясь найти ответы на волнующие их вопросы, понять, как жить дальше.

3.1. В рассказе И. А. Бунина «Человек из Сан-Франциско» также присутствует тема дороги: дорога выступает здесь в значении жизненного пути. Безымянный герой Бунина прожил жизнь, но не оставил после себя ничего стоящего, его жизненный путь оборвался неожиданно. Человек не может знать, сколько ему отпущено лет, поэтому жить надо так, чтобы не пришлось сожалеть о потраченном впустую времени.

3.2. Через заблуждения и ошибки пришлось пройти Пьеру Безухову, герою романа Л. Н. Толстого «Война и мир», прежде чем он смог определить свой жизненный путь и наметить цель. Путь духовного возрождения князя Андрея и Пьера также может стать примером для анализа в сочинениях данного тематического направления.

4–5. Сочинения на данную тему и подобные ей могут быть раскрыты на примере художественных произведений, где главные герои размышляют о своём предназначении, о смысле жизни. Тема эта многоплановая. Произведений, которые могли бы стать материалом для анализа, много в русской и зарубежной литературе, в том числе и произведения из комментариев к предыдущей теме.

Приведём пример из современной литературы.

Эраст Фандорин (герой повести Бориса Акунина «Статский советник») — успешный и неординарный молодой человек (ему 35 лет). Блестящая карьера, сделанная, однако, благодаря его личным заслугам, маячит на горизонте новой ступенькой роста. На пути главного героя запутанное преступление, которое он раскрывает, но расторопнее и удачливее оказывается князь Пожарский, присланный из Петербурга для расследования убийства генерала Храпова, а так же для того, что бы между делом «свалить» Долгорукова. Князь Пожарский, как выясняется, законченный подлец, но от этого не менее блестящий интеллектуал. Фандорину не сразу удается раскрыть подлинное лицо князя, а когда удается и ему, наконец-то, предлагают завидное повышение по службе, Эраст Петрович решает оставить государственную службу, ведь подчиняться человеку, которого не уважает, он не может. Для главного героя цель не может быть достигнута любыми средствами, потому что для него по-прежнему существуют понятия чести, морали, достоинства.

А вот князь Пожарский ради собственных интересов идёт, что называется, по головам. Гибнут чиновники, полицейские, гражданские — невинные по сути люди, — а что делать, ведь это революционный террор. Власти идут по следу «БГ», шаг за шагом приближаясь к Грину, убивая его подручных. Пожарский плетет свою интригу, ради власти, ради собственного самолюбия, не гнушаясь ничем…

Такие разные герои. И выбор каждый из них делает свой.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!