СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Встреча гостей в нашем доме.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрыть одну из сторон нравственного воспитания-гостеприимство. 

Развивать художественно-творческую активность детей, повышатьинтерес.

К изобразительной деятельности,поошрятьстремление к художественному самовыражению.

Расширить представление о роли художника в формировании книги.

Просмотр содержимого документа
«Встреча гостей в нашем доме.»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Мамхегская средняя общеобразовательная школа №4 имени Героя Советского Союза Хусена Борежевича Андрухаева»









Встреча гостей в нашем доме

(урок в 5 классе)





Учитель ИЗО

первой квалификационной категории

Набокова С.Д.





а. Мамхег

2013 – 2014 учебный год



Цели:

  1. Раскрыть одну из сторон нравственного воспитания - гостеприимство.

  2. Развивать художественно – творческую активность детей, повышать интерес.

  3. К изобразительной деятельности, поощрять стремление к художественному самовыражению.

  4. Развивать графическое умение для выражения главного в композиции для передачи настроения и своего отношения к героям.

  5. Расширить представление о роли художника в формировании книги.











Материалы к уроку:



  1. Пластинки Тхабисимова У. «У адыгов обычай такой».

  2. Иллюстрации или репродукции К. Теучежа «У очага», «Шахматы» из серии «Родные мотивы» саженцы. Из серии «Мой аул». Совет старейшин.













Ход урока:

  1. Приветствие.

Учитель: Ребята сейчас мы с вами прослушаем куплет песни Умара Тхабисимова «У адыгов обычай такой». К этой песне я предлагаю посмотреть эти иллюстрации К. Теучежа из серии «У очага», «Мой аул», «Родные мотивы».

Звучит песня УмараТхабисимова «У адыгов обычай такой» куплет.

Учитель: Как вы считаете, что хотел сказать автор в своих произведениях?

Ученик: Они показывают нам традиции, культуру, обычай своего народа.

Учитель: Об одном из таких обычаев мы сегодня будем говорить. О гостеприимстве нашего народа, о его нравственном воспитании. Кем для нас является гость «Гости в нашем доме»?

Да, такое отношение к гостью у адыгов, поэтому что считалось, что гость – священное неприкосновенное лицо, несущее с собой радость, счастье. Правом гостеприимства пользуется, стар и млад, мужчина и женщина, и даже враг.

Схожее отношение к гостью, менее ритуализированное, сложилось в средневековой Руси. Хозяевам предписывалось быть приветливыми и честь воздать каждому «приветствовать приезжих людей».

Вопрос: Сейчас в наше время гостей встречают в гостиной, а раньше специально для гостей строился ,,,?

Ответ: Хьак1эщ – домик, двери, которой были открыты в любое время дня и ночи. Вот и пригодились нам уроки этнокультуры.

Вопрос: Какое место отводилось гостью по обычаю?

Ответ: Самое почетное место – жант1э, а у русских красный угол. Хозяин делился всем, что у него было. Есть такая пословица: «Что есть в печи – все на стол мечи».

Вопрос: Кто расскажет поподробнее о гостевом этикете? С каких слов начинается встреча гостя?

Ответ: Со слов «къеблагъ», тхьам мафэк1э укъытфехь!

Младшие встречали гостя заводили в кунацкую (хьак1эщ). Хьак1эщ является школой воспитания. Так молодые слушали рассказы о героях – нартах, о значимых исторических событиях и всё это часто сопровождалось песнями о мужестве народа. Это говорит о том, что молодые учились мужеству у стариков. Что в них воспитывали чувство гордости за свой народ. Также почёт, уважение к старшим, женщине, верность другу.

Ребята хочу обратить ваше внимание на одного одарённого художника Теучежа Кат. Учился и вырос в ауле Габукай в 1945 году. В 1969 году окончил художественно – графический факультет Кубанского государственного университета. Далее окончил Тбилисскую государственную академию художеств. К концу учебы Теучеж исполнил литографическую серию «Обычаи адыгов». Все семь листов этой серии экспонировались в 1975 году в Москве на XVI Всесоюзной выставке.

Художник в своих произведениях не жалеет средств в изображении национальной фигуры со всей своей хореографической грациозностью, чёткостью движений. Исторические поэмы Ц. Теучежа, «История адыгского народа» Ш. Ногмава, адыгский народный фольклор служат для художника неиссякаемым источником вдохновения.

Теучеж Кат все время черпает из них новые сюжеты для своих произведений. Ещё в детстве он много слышал от мудрых стариков рассказы о народном герое, и они глубоко отложились в его памяти.

Вопрос: Что вы заметили в каждой из показанных композиций?

Ответ: Глубину истории, традиции и обычаи адыгского народа. Она даёт понять, что самое главное в жизни не терять и не отрываться от своих корней. Всё красивое, что у нас есть, должно продолжать жить через культуру искусства, музыку и фольклор народа.

Вопрос: Кто знает пословицы, относящиеся к нашей теме?

Ответы:

  1. «С гостем приходит пища в дом».

  2. «После трёх суток гость – член семьи».

  3. «У хорошего друга всегда гости».

  4. «Ц1ыфыш1у хьак1э щык1эрэп».

  5. «Хьак1э лые щы1эрэп».

  6. «Адыгэхэм хьак1эр як1ас».

  7. «Хбак1эм рызыкъыр къыдэк1о».

Ребята очень хорош, что вы так много знаете о гостевом этикете, пословицах, встрече гостя.

Вопрос: Знаете ли вы, что является символом гостеприимства?

Ответ: Хлеб с солью.

Вопрос: Как выглядела сама комната?

Ответ: На стене весела циновка, а на ней шичепшин. Обязательно в комнате стоял столик (1анэ). На стене весели вышитые в национальном стиле узоры, элементы национальной одежды, адыгейская гармошка с трещотками. Комната была большая, с брызнутой водой и низкие скамейки вдоль стен.

Ребята мы живем в 21 веке. Но условия встречи гостя, наверное, всё – таки остались.

Вопрос: Как сейчас встречают гостя? Кто расскажет?

Ответ: Также, со словами «къеблагъ», после чего провожают его в комнату, угощают.

4. Самостоятельная работа.

Теперь после этого сравнения выбор сюжета композиций за вами. Вам нужно нарисовать встречу гостя у себя дома, представить, как в прошлом это проводилось.

Горизонтально расположите лист, определите и набросайте сюжет на листе. Очень важно выделить главное в рисунке.

Вопрос: Что будет главным в рисунке?

Ответ: Встреча самого гостя. Образы людей, передача интерьера комнаты. После композиционного решения, нужно выбрать цвет, в котором будет выполнен рисунок.

Ребята, я предлагаю вам взять тёплую цветовую гамму, чтобы от вашего рисунка, веяло доброжелательностью, спокойствием, любовью к людям и к ближнему.

В конце урока показать ребятам наиболее удавшиеся рисунки и проанализировать вместе с детьми и поставить оценки.

Закончить урок песней «У адыгов обычай такой».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!