Прежде чем ответить на вопросы том, как сформулировать проблему текста, обратимся к толковым словарям и определим,
что же такое «проблема». Проблема — это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.
Просмотр содержимого документа
«Вступление. Формулировка проблем исходного текста.»
Вступление.
Формулировка проблем исходного текста.
Прежде чем ответить на вопросы том, как сформулировать проблему текста, обратимся к толковым словарям и определим, что же такое «проблема».
Проблема — это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п. Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мироздания, жизнь природы или общества, внутренний
мир человека и многие другие. Выделяют различные категории (виды) проблем:
Философские проблемы затрагивают самые общие особенности
развития природы, общества, мышления.
Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества
Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп.
Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды.
Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения.
Обращаю сразу же внимание на то, что проблема должна быть поставлена автором текста. Заметьте, не затронута, её не просто касается автор, а именно ставит в тексте, по которому вы дальше будете работать. Но для многих школьников существует трудность именно в выявлении и формулировке проблемы.
Как же научиться выявлять проблему в тексте?
На самом деле это не так уж и трудно. Самый простой способ постановки проблемы: найти в тексте главную мысль (или в виде тезиса, готовой формулировки, или сформулировать самостоятельно) и превратить её в вопрос — так и получится формулировка проблемы.
Есть ещё один способ. Иногда помогает в этом случае «волшебное слово», например «действительно ли…», «нужно ли…», «важно ли…», «можно ли…» и т.д. У нас ведь сочинение-рассуждение, а значит, не может быть чёткого однозначного ответа, поэтому такая конструкция с частицей ли и оставляет нам возможность сомневаться и искать среди разных мнений (автора, вашего) истинное.
Например:
Действительно ли в экстремальной ситуации человек собирает свою волю в кулак и может совершить невероятные по силе мужества поступки?
Или
Действительно ли умению «слушать природу», понимать её красоту надо учить с детства?
Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, человечества в целом. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. — это иллюстрация частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.
Варианты формулировки проблем
Роль (чего-то или кого-то) в жизни человека:
Проблема влияния (чего-то или кого-то) на человека.
Проблема предназначения (чего-то или кого-то).
Проблема (чего-то или кого-то) в нашей стране.
Проблема вытеснения (чего-то, чём-то).
Проблема взаимоотношений поколений («отцов и детей»).
Проблема памяти (о ком-то или о чём-либо).
Проблема нравственного выбора.
Проблема гуманного отношения к людям, нуждающимся в по-
мощи.
Проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи.
Проблема нравственного долга.
Проблема защиты и сохранения природы.
Проблема сохранения и развития русского языка.
Проблема чинопочитания и угодливости.
Проблема семейных (родственных) отношений.
Проблема исторической памяти.
Проблема коммерциализации.
Человек и природа
Проблема восприятия человеком природы как живой материи
(влияния природы на душу человека).
Проблема постижения прекрасного в природе.
Проблема бережного отношения к природе.
Проблемы семьи
Роль детства в жизни человека.
Роль семьи в формировании личности.
Проблема материнства (роли матери в воспитании).
Проблема материнства как подвига
Проблема взаимоотношения отцов и детей.
Проблема взаимоотношений в семье.
Проблема взросления (роли взрослых, школы в становлении
личности).
Проблема преемственности поколений.
Проблема роли учителя в жизни человека.
Проблема равнодушия мира взрослых (детской незащищённости; безвинного детского страдания).
Проблема развития и сохранения русского языка
Проблема развития и сохранения русского языка.
Проблема соотнесённости имени человека и его внутренней сущности.
Проблемы, связанные с отрицательными качествами личности.
Проблема бессердечия, душевной чёрствости.
Проблема утраты духовных ценностей.
Проблема утраты связи с отчим домом.
Проблема утраты связи поколений.
Проблема бесчеловечности, жестокости.
Проблема предательства, безответственного отношения к судьбам окружающих.
Проблема подлости, бесчестия.
Проблема вседозволенности.
Проблема тупости и агрессивности.
Проблема бюрократизма.
Проблема чинопочитания (человеческого ничтожества).
Проблема взяточничества, казнокрадства.
Проблема духовной убогости (ложного понимания счастья).
Проблема хамства.
Проблема нравственного падения.
Проблема разрушающего влияния денег.
Проблема пьянства.
Проблема ущемления прав человека в современном обществе.
Проблема искажения понятия «патриотизм».
Проблема эгоизма.
Проблема варварства, жестокости.
Проблемы, связанные с положительными нравственными качествами личности
Проблема патриотизма.
Проблема ностальгии (тоски по родине; любви к родине).
Проблема веры в могущество России.
Проблема неразрывной связи с родиной, родной землёй.
Проблема верности данному слову.
Проблема душевной молодости.
Проблема стремления человека к добру и счастью (веры в счастье, свои силы; любви к жизни).
Проблема бескорыстного жизненного служения (способности к самоотверженности, к принесению себя в жертву ради другого человека).
Проблема нравственной прочности человека.
Проблема верности своим убеждениям.
Проблема самовоспитания.
Проблема дружбы, товарищества.
Проблема интернационализма (межнациональных отношений).
Проблема любви и милосердия.
Проблема мужества, героизма, нравственного долга.
Проблема интеллигентности.
Проблема гуманизма.
Проблема веры в будущее, любви к жизни.
Проблема веры в человека.
Проблема сострадания, милосердия.
Проблема добра (любви) как воскрешающей силы.
Проблема соотношения внутренней и внешней красоты.
Проблема возвышающей силы любви.
Проблема талантливости, природной одарённости.
Проблема ответственности (за близких, окружающих; за свои действия).