СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вступление. Формулировка проблем исходного текста.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прежде чем ответить на вопросы том, как сформулировать проблему текста, обратимся к толковым словарям и определим, что же такое «проблема». Проблема — это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.

Просмотр содержимого документа
«Вступление. Формулировка проблем исходного текста.»

Вступление.

Формулировка проблем исходного текста.

Прежде чем ответить на вопросы том, как сформулировать проблему текста, обратимся к толковым словарям и определим, что же такое «проблема».

Проблема — это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п. Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мироздания, жизнь природы или общества, внутренний

мир человека и многие другие. Выделяют различные категории (виды) проблем:

  • Философские проблемы затрагивают самые общие особенности

  • развития природы, общества, мышления.

  • Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества

  • Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп.

  • Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды.

  • Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения.

Обращаю сразу же внимание на то, что проблема должна быть поставлена автором текста. Заметьте, не затронута, её не просто касается автор, а именно ставит в тексте, по которому вы дальше будете работать. Но для многих школьников существует трудность именно в выявлении и формулировке проблемы.

Как же научиться выявлять проблему в тексте?

На самом деле это не так уж и трудно. Самый простой способ постановки проблемы: найти в тексте главную мысль (или в виде тезиса, готовой формулировки, или сформулировать самостоятельно) и превратить её в вопрос — так и получится формулировка проблемы.

Есть ещё один способ. Иногда помогает в этом случае «волшебное слово», например «действительно ли…», «нужно ли…», «важно ли…», «можно ли…» и т.д. У нас ведь сочинение-рассуждение, а значит, не может быть чёткого однозначного ответа, поэтому такая конструкция с частицей ли и оставляет нам возможность сомневаться и искать среди разных мнений (автора, вашего) истинное.

Например:

Действительно ли в экстремальной ситуации человек собирает свою волю в кулак и может совершить невероятные по силе мужества поступки?

Или

Действительно ли умению «слушать природу», понимать её красоту надо учить с детства?

Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, человечества в целом. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. — это иллюстрация частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Варианты формулировки проблем

Роль (чего-то или кого-то) в жизни человека:

  • Проблема влияния (чего-то или кого-то) на человека.

  • Проблема предназначения (чего-то или кого-то).

  • Проблема (чего-то или кого-то) в нашей стране.

  • Проблема вытеснения (чего-то, чём-то).

  • Проблема взаимоотношений поколений («отцов и детей»).

  • Проблема памяти (о ком-то или о чём-либо).

  • Проблема нравственного выбора.

  • Проблема гуманного отношения к людям, нуждающимся в по-

  • мощи.

  • Проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи.

  • Проблема нравственного долга.

  • Проблема защиты и сохранения природы.

  • Проблема сохранения и развития русского языка.

  • Проблема чинопочитания и угодливости.

  • Проблема семейных (родственных) отношений.

  • Проблема исторической памяти.

  • Проблема коммерциализации.

Человек и природа

  • Проблема восприятия человеком природы как живой материи

  • (влияния природы на душу человека).

  • Проблема постижения прекрасного в природе.

  • Проблема бережного отношения к природе.

  • Проблемы семьи

Роль детства в жизни человека.

  • Роль семьи в формировании личности.

  • Проблема материнства (роли матери в воспитании).

  • Проблема материнства как подвига

  • Проблема взаимоотношения отцов и детей.

  • Проблема взаимоотношений в семье.

  • Проблема взросления (роли взрослых, школы в становлении

  • личности).

  • Проблема преемственности поколений.

  • Проблема роли учителя в жизни человека.

  • Проблема равнодушия мира взрослых (детской незащищённости; безвинного детского страдания).

Проблема развития и сохранения русского языка

  • Проблема развития и сохранения русского языка.

  • Проблема соотнесённости имени человека и его внутренней сущности.

  • Проблемы, связанные с отрицательными качествами личности.

  • Проблема бессердечия, душевной чёрствости.

  • Проблема утраты духовных ценностей.

  • Проблема утраты связи с отчим домом.

  • Проблема утраты связи поколений.

  • Проблема бесчеловечности, жестокости.

  • Проблема предательства, безответственного отношения к судьбам окружающих.

  • Проблема подлости, бесчестия.

  • Проблема вседозволенности.

  • Проблема тупости и агрессивности.

  • Проблема бюрократизма.

  • Проблема чинопочитания (человеческого ничтожества).

  • Проблема взяточничества, казнокрадства.

  • Проблема духовной убогости (ложного понимания счастья).

  • Проблема хамства.

  • Проблема нравственного падения.

  • Проблема разрушающего влияния денег.

  • Проблема пьянства.

  • Проблема ущемления прав человека в современном обществе.

  • Проблема искажения понятия «патриотизм».

  • Проблема эгоизма.

  • Проблема варварства, жестокости.

Проблемы, связанные с положительными нравственными качествами личности

  • Проблема патриотизма.

  • Проблема ностальгии (тоски по родине; любви к родине).

  • Проблема веры в могущество России.

  • Проблема неразрывной связи с родиной, родной землёй.

  • Проблема верности данному слову.

  • Проблема душевной молодости.

  • Проблема стремления человека к добру и счастью (веры в счастье, свои силы; любви к жизни).

  • Проблема бескорыстного жизненного служения (способности к самоотверженности, к принесению себя в жертву ради другого человека).

  • Проблема нравственной прочности человека.

  • Проблема верности своим убеждениям.

  • Проблема самовоспитания.

  • Проблема дружбы, товарищества.

  • Проблема интернационализма (межнациональных отношений).

  • Проблема любви и милосердия.

  • Проблема мужества, героизма, нравственного долга.

  • Проблема интеллигентности.

  • Проблема гуманизма.

  • Проблема веры в будущее, любви к жизни.

  • Проблема веры в человека.

  • Проблема сострадания, милосердия.

  • Проблема добра (любви) как воскрешающей силы.

  • Проблема соотношения внутренней и внешней красоты.

  • Проблема возвышающей силы любви.

  • Проблема талантливости, природной одарённости.

  • Проблема ответственности (за близких, окружающих; за свои действия).